Автор: Чайникова Галина Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ №2
Населённый пункт: город Вятские Поляны, Кировской области
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях"
Раздел: дошкольное образование
Семинар – практикум для воспитателей
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЯХ.
Слайд №1 –Титульный лист
Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление
психического и физического здоровья детей.
Слайд № 2 – Вступительное слово
Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на
множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных
органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на
здоровье человека. Так, русский физиолог И.Р. Тарханов доказал, что
мелодии (именно мелодии), доставляющие человеку радость, благотворно
влияют на сердечно-сосудистую систему: замедляют пульс, увеличивают
силу сердечных сокращений, расширяют сосуды и нормализуют
артериальное давление, в то время как раздражающая музыка вызывает
противоположный эффект. Мелодичная музыка нормализует секрецию
желудочного сока. По данным английского ученого Л. Демлинга, такое
воздействие оказывают симфонические произведения. Он обнаружил, в
частности, что прослушивание произведений Моцарта и Бетховена помогает
быстрому заживлению язвы желудка. Ряд европейских исследователей
установили, что наиболее благотворно на организм человека действует
фортепианная и скрипичная музыка. Музыка оказывает общеукрепляющее
воздействие! Этот факт доказал российский академик В. М. Бехтерев,
который первым занялся изучением этого вопроса.
В современной медицине есть целое направление - музыкотерапия.
Исследование С.В.Шушарджана свидетельствуют, что музыка может
способствовать более быстрому излечению от многих болезней. Очень важно
прививать детям интерес и любовь к музыке как важной составляющей
здорового образа жизни.
Слайд№3- Анализ проведения музыкальных занятий с позиций
здоровьесбережения
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее
утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая
работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы.
Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием
такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и
коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех
видов искусства является самым сильным средством воздействия на
человека.
Рассмотрим схему анализа проведения музыкальных занятий с точки
зрения здоровьесбережения.
1
Параметры
Результаты анализа
1.Обстановка и гигиенические условия в
музыкальном зале: температура и свежесть
воздуха, рациональность освещения,
наличие/отсутствие звуковых
раздражителей и т.д.
Соответствует нормам СанПиН
2.Продолжительность музыкальных
занятий.
Соответствует возрасту.
3.Количество видов деятельности:
слушание, пение, игра на ДМИ,
дидактические игры, танцевальная
деятельность. Норма – 3-5 видов за
занятие, в зависимости от возраста ребенка.
Средняя продолжительность и частота
чередования различных видов музыкальной
деятельности ориентировочно 3-10 минут
(в зависимости от возраста детей)
Количество видов деятельности на
муз. занятиях:3-5 видов деятельности
(слушание, пение, муз. ритм. движения,
игра на ДМИ , детское творчество
-песенно-танцевальное, игры-
драматизации ).Средняя
продолжительность каждого вида
деятельности соответствует нормам.
Статические и динамические виды
деятельности чередуются.
4.Место и длительность применения ТСО
(в соответствии с гигиеническими
нормами).
ТСО применяется в основном для
прослушивания музыки. Общая
длительность использования на
занятии не превышает 25%
Соответствуют нормам.
5.Физкультминутки и другие
оздоровительные моменты на занятии - их
место, содержание и продолжительность.
В процессе слушания и пения
проводятся различные разминки,
физкультминутки.(0,5-2 мин; 2-3 раза
за все занятие)
6.Проведение бесед связанных со
здоровьем и здоровым образом жизни.
Регулярно проводятся
7.Психологический климат на занятии.
В основном, занятия проходят в
спокойной обстановке
2
8.Темп и особенности начала и окончания
занятия.
На занятия дети приходят в разном
настроении. Иногда сложно начать с
ними работу. К концу занятия дети
могут уставать.
Слайд № 4 – Виды оздоровительной деятельности
В своей работе с детьми я, так или иначе, всегда использовала
следующие виды оздоровления:
Психогимнастика.
Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на
развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее
познавательной, так и эмоционально- личностной). К психогимнастике
можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные
игры и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки;
музыкотерапию
Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам
техники выразительных движений, на использование выразительных
движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков
в саморасслаблении.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают
азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать
барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое
напряжение, дает возможность самовыражения.
Применение психогимнастики. Примеры упражнений для использования
элементов психогимнастики на музыкальных занятиях.
Психогимнастические упражнения на своих занятиях я использую в
начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад ( в
зависимости от их настроения); в конце занятия – на релаксацию, чтобы
дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций -
чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.
«Воздушные шарики»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:
«Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните
воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки,
медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем,
как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут
узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары.
Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг
другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
3
«Корабль и ветер»
Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали. Все
играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он
остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните
в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот
воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте
попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Слепой танец»
Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного
напряжения.
Ведущий дает инструкцию: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает
повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет
водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под
легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».
Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот,
кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами
пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом
дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть
глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
Слайд№ 5 – Оздоровительный массаж
Оздоровительный массаж, самомассаж тела осуществляется в рамках
физминутки и решает оздоровительные задачи на музыкальном занятии такие
как:
сохранять и укреплять здоровье детей;
повышать адаптивные возможности детского организма
( активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)
формировать правильную осанку, гигиенические навыки
Слайд № 6
Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить
здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и
жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика
хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека
комплексное лечебное воздействие:
1.
Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль
в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
2.
Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных
регуляций со стороны центральной нервной системы;
4
3.
Улучшает дренажную функцию бронхов;
4.
Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
5.
Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные
деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять
развитие артикуляционной моторики:
1.Обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию
взрослому;
2.Выработку контроля за положением рта.
Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в
любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для
занятия должна быть хорошо проветрена.
3. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)
Слайд № 7
Пальчиковая гимнастика.
Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности
человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со
стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством
повышения работоспособности головного мозга.
1.Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
2.Совершенствует внимание и память;
3.Формирует ассоциативно-образное мышление;
4. Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
5.Ритмопластика подразумевает психологическое раскрепощение ребенка
через освоение собственного тела как выразительного («музыкального»)
инструмента
Слайд №8
Ритмопластика.
Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных
занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего
собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского
развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы,
вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и
развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение,
способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они
полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно
подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и
полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота
нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше,
чем любое снотворное.
5
Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение
танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для
умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается
ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей
организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки,
внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Слайд № 9
Логоритмика
Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем
развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);
Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные
(познавательные), воспитательные, коррекционные.
В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми
нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание,
моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия,
правильная осанка, походка, грация движения.
Заключение.
Результатами этой музыкально - оздоровительной работы являются:
Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей
детей.
Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.
Повышение уровня речевого развития.
Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными
заболеваниями)
Стабильность физической и умственной работоспособности во всех
сезонах года независимо от погоды.
ЛИТЕРАТУРА.
О.Н.Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском
саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград:Учитель,2011-204с.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы
в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми
3-4 лет. (Программа развития.) - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике
для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр.
и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
6