Напоминание

"Читательская грамотность".


Автор: Дудник Оксана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа№1208
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: "Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС".
Тема: "Читательская грамотность".
Раздел: начальное образование





Назад




Русский язык

4 класс

1 вариант

Прочитай текст.

Какое чудо самое удивительное на свете? Это книжка! В книжках живут

сказки, рассказы, удивительные истории. В книгах прячутся и моря, и

страны, и сказочные г…рои.

Были перед нами только белые стр…ницы. Вдруг появилось бурное

море, вет…р надувает паруса, поднимаются могучие волны. Помогут нам

увидеть чудо в…лшебные значки-буквы. Страницы книг рассказывают нам

об отважных героях, о волшебстве, о далёкой стороне. Дружи с книгой!

Выполни задания к тексту

1. Отметь, какие буквы пропущены в словах.

А) и, а, е, о

В) и, о, и, а

С) е, а, е, о

2. В каком словаре можно проверить написание слов с пропущенными

буквами?

А) в орфографическом словаре

В) в толковом словаре

В) в этимологическом словаре

3. Выпиши из текста слова с парными согласными в корне, написание

которых нужно проверить, подбери и запиши проверочные слова.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Найди в тексте и подчеркни слова с орфограммой «правописание и, у, а

после шипящих».

Сколько подчеркиваний ты сделал?

А) 5 В) 4 С) 6

5. В пятом предложении найди слово, в котором букв больше, чем звуков

А) белые

В) страницы

С) только

6. Выпиши из текста однокоренные слова к слову сказки. Выдели корень.

Сказки - __________________________________________________________

7. Как правильно разделить для переноса слово рассказы?

А) расс-казы

В) рас-сказы

С) ра-ссказы

8. Каким близким по значению можно заменить в предложении слово

«отважные»?

А) сильные

В) ловкие

С) смелые

9. Подбери к выделенному в тексте слову противоположное по значению.

Запиши.

______________________

10. Прочти последнее предложение. Каким оно является по цели

высказывания?

А) повествовательным

В) вопросительным

С) побудительным

11. Определи вид второго предложения по интонации.

А) невосклицательное

В) вопросительное

С) восклицательное

12. Помогут нам увидеть чудо волшебные значки-буквы.

В этом предложении нет

А) обстоятельства

В) дополнения

С) определения

13. О чём говорится в тексте?

А) о книге

В) о героях

С) о буквах

14. Что автор называет чудом?

А) удивительные истории

В) волшебство

С) книжку

15.Определи тип данного текста

А) повествование

В) рассуждение

С) описание

16. Отметь основную мысль текста

А) Книги нужно читать, потому что в них можно узнать много удивительного

и интересного.

В) Если будешь читать книги, будешь грамотно писать.

С) Книги надо любить читать, чтобы красиво и правильно говорить.

17. Для чего в тексте говорится, что «В книжках живут сказки, рассказы,

удивительные истории»?

А) для того, чтобы показать, из чего состоит книга

В) для того, чтобы рассказать, о чём мы узнаем из книги

С) для того, чтобы рассказать какие литературные произведения мы прочтём

в книге.

18. Какой пословицей можно озаглавить этот текст?

А) Ученье - свет, а не ученье- тьма.

В) Книга- твой друг, без неё, как без рук.

С) Безграмотный, тот же слепой.

19. Сформулируй и запиши вопрос так, чтобы на него можно было ответить

предложением:

Страницы книг рассказывают нам об отважных героях, о волшебстве,

о далёкой стороне.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

20. Напиши, как ты понимаешь

«Дружи с книгой!»

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2 вариант

Прочитай текст.

Лес- это огромный дом. В лесных комнатах нашли приют сотни птиц и

животных. В лесу растут разные деревья: ели, сосны, б…рёзы, клёны, топ…

ля. Одни деревья высокие, а другие – низкие. Но у всех у них есть ствол,

корни, ветки, листья.

Лес очень боится огня. Если не потушить к…стёр, может сгореть много

деревьев, погибнут животные и птицы.

Нельзя в лесу рубить деревья, ломать ветки, вырывать растения,

разорять гнёзда. Нельзя оставлять в нём мусор. Б…регите лес! Всегда

помните, что вы пришли к нему в гости!

Выполни задания к тексту.

1. Какие буквы пропущены в словах?

А) и, а, о, е

В) е, о, а, и

С) е, о, о, е

2. В каком словаре можно проверить написание слов с пропущенными

буквами?

А) в толковом словаре в

В) в орфографическом словаре

С) в этимологическом словаре

3. Выпиши из текста слово с парным согласным в корне, написание которого

нужно проверить, подбери и запиши проверочное слов.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. В втором предложении найди слово, в котором букв меньше, чем звуков

А) приют

В) сотни

С) птиц

5. Найди в тексте и подчеркни слова с орфограммой «правописание и, у, а

после шипящих».

Сколько подчеркиваний ты сделал?

А) 4 В) 2 С) 3

6. Выпиши из текста однокоренные слова к слову лес. Выдели корень.

Лес - __________________________________________________________

7. Как правильно разделить для переноса слово деревья?

А) дерев-ья

В) деревь-я

С) дере-вья

8.Найди в тексте и выпиши слова с противоположным значением.

_______________________________________________________

9. Каким близким по значению можно заменить в предложении слово

огромный ?

А) великий

В) громадный

С) миниатюрный

10. Прочти последнее предложение. Каким оно является по цели

высказывания?

А) повествовательным

В) вопросительным

С) побудительным

11. Определи вид первого предложения по интонации.

А) невосклицательное

В) повествовательное

С) восклицательное

12. Лес очень боится огня.

В этом предложении нет

А) дополнения

В) обстоятельства

С) определения

13. О чём говорится в тексте?

А) о бережном отношении к лесу

В) о видах деревьев в лесу

С) о жизни животных в лесу

14. Для кого лес является огромным домом?

А) для человека

В) для птиц и животных

С) для рыб

15.Определи тип данного текста

А) повествование

В) описание

С) рассуждение

16. Отметь основную мысль текста

А) Лес нужно беречь, чтобы не нарушать жизнь растений, животных и птиц.

В) Лес нужно беречь, чтобы человеку надолго хватило его богатств.

С) Лес нужно беречь, чтобы было где с пользой провести свободное время.

17. Для чего в тексте говорится

«Если не потушить к…стёр, может сгореть много деревьев, погибнут

животные и птицы»?

А) для того, чтобы мы знали, как вести себя при лесном пожаре

В) для того, чтобы рассказать, как правильно обращаться с огнём в лесу

С) для того, чтобы показать, к чему приводят лесные пожары

18. Как можно озаглавить этот текст?

А) Лес – богатство человека

В) Берегите лес!

С) Лес- кладовая природы

19. Сформулируй и запиши вопрос так, чтобы на него можно было ответить

предложением:

В лесу растут разные деревья: ели, сосны, б…рёзы, клёны, топ…ля.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

20. Запиши, как ты понимаешь

«Всегда помните, что вы пришли к нему в гости!»

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ключ ответов

1 вариант

2 вариант

задани

я

Верный ответ

задания

Верный ответ

1

С

1

С

2

А

2

В

3

книжка - книжечка

сказка – сказочка

(допускаются другие верно

подобранные проверочные слова)

3

Низкие – низенькие

(допускается другое верно

подобранное проверочное слово)

4

А

4

А

5

С

5

С

6

сказки-сказочные,

рассказы,

рассказывают

(записывает хотя бы одно

однокоренное слово)

6

Лес - лесные

7

В

7

С

8

С

8

Высокие - низкие

9

чёрные

9

В

10

С

10

С

11

С

11

А

12

А

12

С

13

А

13

А

14

С

14

В

15

В

15

С

16

А

16

А

17

С

17

С

18

В

18

В

19

О чём нам рассказывают

страницы книг?

19

Какие деревья растут

в лесу?

20

Принимаются любые варианты

ответов, соответствующие вопросу.

20

Принимаются любые варианты

ответов, соответствующие вопросу.

Максимальное количество баллов:

20



В раздел образования