Напоминание

«Объяви заповедник в душе своей, человек!» (по рассказу Николая Почивалина «На природе»)


Автор: Пиняева Валентина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Порецкая СОШ"
Населённый пункт: село Порецкое, Порецкий район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Объяви заповедник в душе своей, человек!» (по рассказу Николая Почивалина «На природе»)
Раздел: среднее образование





Назад




Пиняева Валентина Николаевна

учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Порецкая средняя общеобразовательная школа»

с. Порецкое, Чувашская Республика

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала

Технология: РКМЧП

Тема:

«Объяви

заповедник

в

душе

своей,

человек!»

(по

рассказу

Николая

Почивалина «На природе»)

Цели:

1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Почивалина «На природе»

2. Совершенствовать умение учащихся определять нравственную проблематику

художественного произведения, давать оценку действиям героев, понимать тему и идею,

выражать свое отношение к прочитанному.

3. Подготовить учащихся к написанию творческой работы (Сочинение ОГЭ).

4. Формировать навыки индивидуальной и совместной работы, умения быть

внимательными и выделять главное для черновика будущего сочинения.

5. Воспитать у молодого поколения чувство бережливости к природе, научить видеть

последствия каждого своего шага и воздействия на окружающую среду.

Оборудование урока:

1.Презентация урока;

2. Выставка книг;

3. Картины художников-пейзажистов.

Эпиграф к уроку:

Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. (Л.Н.Толстой)

Ход урока.

1.Стадия вызова «Мозговой штурм»: (Работа над стихотворением)

Храм природы .

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

(А. Смирнов)

- Ребята, скажите, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? ( О природе)

- Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слова «природа»?

Природа

- Это лес, солнце, вода, воздух, цветы, животные, птицы, небо.

- Сможет ли человек существовать без всего, что вы назвали?(Ответы учащихся)

- О чем повествует автор в этом стихотворении? ( Есть «природы храм», который красив

в любое время года)

- О чем говорят две последние строчки стихотворения? (Автор призывает беречь природу

как святыню)

- А как вы понимаете значение слова «святыня»?

Словарная работа.

Святыня и, жен. 1. То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и

чтимым (высок.). Народные святыни. Национальная с. 2. Предмет или место религиозного

поклонения.

Поклониться

святыням.

Толковый

словарь

Ожегова.

С.И.

Ожегов,

Н.Ю.

Шведова.…

- Как вы думаете, почему

А .Смирнов призывает бережно относиться к

природе? (

Потому что в последнее время мы замечаем, какой вред наносит человек окружающей

среде.)

-

Отчего

сегодня

необходимо

человеку

беречь

природу

как

святыню

по

А.Смирнову? (Потому что природа дает нам жизнь, воздух, еду-все то, что дорого и

необходимо человеку, без чего он не может прожить).

-

Как

вы

думаете,

что

может

произойти,

если

уничтожить

природу?

(Человечество

погибнет)

-

Чтобы этого не произошло, какую проблему, на ваш взгляд, необходимо разрешить нам?

(Проблему

бережного

отношения

человека

к

природе,

проблему

взаимоотношения

человека и природы).

Ребята, эта проблема в 21 веке особенно актуальна. Недаром А.Смирнов в своем

стихотворении призывает нас беречь природу. И я вас призываю это делать, поэтому тема

нашего

урока

будет

звучать

в

форме

призыва: «Объяви заповедник в душе своей,

человек!» (по рассказу Николая Почивалина «На природе»).

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова известного русского классика Л.Н.Толстого:

«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Как он отражает тему нашего

урока, мы выясним в конце урока.

О бережном отношении человека к природе говорит не только автор стихотворения

«Храм природы» А Смирнов. Об этом повествуют многие поэты и писатели в своих

произведениях

разных

времен.

В

их

числе

известный

прозаик

и

очеркист

Николай

Почивалин.

Знакомство с писателем.

Николай Михайлович Почивалин – поэт, прозаик, очеркист, член союза журналистов

СССР, член союза писателей СССР, участник Великой Отечественной войны. Родился

на

Украине в селе Баничи 7 апреля 1921 года. Окончил среднюю школу в городе Кузнецк.

Во

время

Великой

Отечественной

войны

служил

в

армейской

газете,

потом

в

стрелковом полку. После победы стал работать в Москве на строительстве метро, после

ч е г о

н е с к о л ь к о

л е т

п р о р а б о т а л

в

К а з а х с т а н е

и

С и б и р и .

Как профессиональный литератор Почивалин начал работать в 1953 году. Его первые

стихотворения и рассказы впервые были напечатаны в кузнецкой городской газете, потом

о н

р а б о т а л

в

э т о й

ж е

г а з е т е ,

э т о

с т а л о

е г о

л ю б и м о й

р а б о т о й .

Первыми книгами писателя стали «Счастье», «Простые люди», «Сибирская

тетрадь», первой крупной повестью стала «Юность», выпущенная в 194 году. Некоторые

повести были переведены на венгерский и болгарский языки. Всего писатель выпустил 60

книг.

Николай Михайлович Почивалин умер 25 января 1988 года.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с небольшим, но поучительным рассказом

Николая Почивалина «На природе». В процессе чтения с остановками вам предстоит

спрогнозировать

развитие

сюжета.

Будьте

внимательны

к

художественному

слову

писателя.

- «На природе»… Сформулируйте свои догадки устно, что может произойти в рассказе с

таким названием ? (Ответы учащихся). В конце урока сравним, кто оказался ближе всех к

сюжету Н.Почивалина.

2.

Стадия

осмысления. Прием «Чтение

с остановками» (Текст разбивается на 5

частей и причитывается в классе.)

Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, какую мысль

хочет донести до читателя Н.Почивалин.

Чтобы

закрепить

наши

впечатления,

начертим

небольшую

таблицу

и

будем

заполнять ее по мере чтения рассказа.

Место

фрагмента в

тексте

Повороты сюжета, образы, слова, художественные

детали и др.

Читатель

«Ожидаемое»

«Неожиданное»

Чувства героев

Мои чувства

Место действия

(экспозиция)

«Хороши

окрестности

нашей Пензы»,

«не только

красота

извечная, по и

могучие

фильтры

природы...»

«чувствуя, как

нисходит на тебя

ощущение покоя,

умиротворения, я

заулыбался»

Радость и

восхищение

оттого, что в

окрестностях

нашей необъятной

страны есть

красивые уголки

родной природы

Развитие

действия(роща

, сосны)

«звонкий узкий

ручей»

«запах

осинового

листка»

«звонкий узкий

ручей»

«лопотала на

своем

младенческом

языке листва»;

«звонко

тренькали

синицы»

«Трава вокруг

была придавлена,

под дубом кучу»,

«устроили филиал

свалки и тут»,

«поломанная

дранка, битое

стекло, куски

штукатурки и

обрывки обоев»;

«посреди этого

развала, как дзот,

высилась глыба

намертво

схваченного

цемента»

«И вдруг

энергично идущий

во мне процесс

отлаживания

нервной системы

прервался».

«А какое-то

ощущение

нечистоплотности,

почти гадливости

— как если бы

посадил на

белоснежную

рубашку сальное

грязное пятно».

Как и автор, мы

чувствуем

презрение к тем

людям, которые

устраивают свалки

в лесу. Человек –

часть природы. Он

несет

ответственность за

все, что

происходит в

природе.

Кульминация

«молодой

соснячок, к

которому мы

направились,—

это давний

«Как ураган

пронесся— все

исковеркав и

раскидав»

«Ошеломленные,

м ы

р а з о м

остановились,

словно

очутились

на краю пропасти»

Безжалостные

люди даже не

пожалели молодые

сосенки, которые

радовали людей.

эксперимент

какого-то

энтузиаста»

«темно-зеленый

квадрат возникал

на повороте

всегда

неожиданно,

радовал глаз.»

Видимо, их

уничтожили для

своих личных

целей.

Развязка

«Ну что можно

тут поделать, как

остановить это

бедствие?

«Нельзя всю нашу

огромную и

прекрасную землю

объявить

заповедной,—

любой из нас

должен объявить

такой заповедник в

душе своей!»

«со сложным

чувством

прощаясь, за что-

то винясь и па что-

то надеясь,

посмотрел на

рощу»

«…Не

сговариваясь,

помрачнев, мы

напрямую вышли к

трассе»

Сожалеем о том,

что среди нас есть

такие люди,

которые губят

природу, забывая о

том, что благодаря

ей мы живем,

дышим воздухом

и т.д.

Вывод

В этом произведениии Н.Почивалин показывает бездушное отношение

человека к природе. Автор всем

повествованием показывает, как

люди загрязняют окружающую среду.

Рассказчик и его приятель

обеспокоены

тем,

к

чему

может

привести

подобное

отношение

человека к природе.

В конце повествования автор призывает нас,

молодое поколение, беречь лес, который является источником жизни;

призывает

любить

и

беречь

природу,

воспитывает

чувство

бережливости к природе, учит видеть последствия каждого своего

шага и воздействия на окружающую среду.

Чтение 1 отрывка.

«Товарищ купил «Жигули», с трудом дождался, когда кончится зима, и теперь

переживал свой медовый авто-месяц. Высокий, носатый, чернобровый, с пышной, почти

сплошь седой шевелюрой — словно окунул ее в снег и забыл встряхнуть,— он с порога

н е т е р п е л и в о

о б ъ я в и л :

Е д е м

с м о т р е т ь

в е с н у .

В с е ,

б ы с т р о ,

б ы с т р о ! . .

Было начало мая — лучшая пора года, когда все первозданно свежо и ярко. Разматывалась

серо-фиолетовая

под

ласковыми

предзакатными

лучами

асфальтовая

лента

трассы;

к

самым кромкам ее, обтекая кюветы, прибивали изумрудные волны травы; по обе стороны

зеленели

молодой

листвой

ольха,

осины

и

березы,

нечасто,

как

белые

вспышки,

мелькающие меж темных стволов; выкинули, наконец, еще слабый, с желтинкой лист

стариканы-дубы, и в похолодавший было воздух тотчас хлынули животворные потоки

тепла. Хороши окрестности нашей Пензы: едва отбегут назад окраинные, с вишневыми и

яблоневыми садами дома, и сразу на много километров потянутся пригородные рощи,

полные птичьих голосов, с извилистыми руками и тихими заводями старицы Суры,— не

только красота извечная, по и могучие фильтры природы...»

Вопросы учителя классу «Ромашка Блума»

- Где и когда происходит действие рассказа? ( Действие происходит в начале мая на

окрестностях Пензы)

- Кто действующие лица этого рассказа? (Рассказчик и его приятель)

- Как выдумаете, почему автор выбирает время года- весну, начало мая? ( Наверное,

потому, что в это время года природа оживает.)

- Что окружало едущих? ( Красота окрестности)

-

Была

ли

эта

красота

для

них

неожиданным? (Нет.

Видимо,

герои

не

первый

раз

посещают эту местность, поэтому долгожданная встреча с ней оказалась ожидаемой.)

Итак, место, где происходит действие, перед нами. Это окрестности Пензы:

многочисленные рощи, река Сура, окраины домов с цветущими садами.

- Ваш прогноз - каково содержание следующего абзаца? (Ответы учащихся)

Чтение 2 отрывка.

«Павел Иванович, так звали товарища, поставил машину на обочине дороги. Пока

он, священнодействуя, смахивал тряпочкой с ее вишневой поверхности несуществующую

пыль, запирал и постукивал ботинком но скатам, я уж был в роще. По двум недавно

срубленным, сырым, прогибающимся под ногами осинкам миновал звонкий узкий ручей,

который и перешагнуть можно,— бытует у лас, к сожалению, эта беспечная тороватость:

чуть что, и вали с маху, не куплено!.. Как дикарь или зверюга лесовик, я брел, срывая,

растирая

в

пальцах

и

втягивая

ноздрями

то

пресный

запах

осинового

листка,

то

горьковатый

березового,

то

влажный

и

сладкий

еще

не

зацветшей

медуницы.

В

прогалах

между

деревьями

голубело

высокое

вешнее

небо;

лопотала

на

своем

младенческом языке листва; звонко тренькали синицы, излетан и подныривая под ветви,—

чувствуя, как нисходит на тебя ощущение покоя, умиротворения, я заулыбался. Прочитал

подавно статью-совет о саморегулировании нервной системы; статья умная, полезная, но

автору следовало бы пополнить ее еще одним способом саморегуляции — вот этим,

д р е в н е й ш и м

и

б е з о т к а з н ы м ! »

- Оказавшись в роще, что почувствовал рассказчик от увиденного? ( Он очутился в раю,

он

наслаждался

красотой

природы,

«чувствуя,

как

исходит

ощущение

покоя

и

умиротворения» от нее.)

- Что оказалось здесь «ожидаемое» или «неожиданное»? Запишите в нужную колонку.

Чтение 3 отрывка.

«И вдруг энергично идущий во мне процесс отлаживания нервной системы прервался.

На

обширной

поляне,

устланной

нежнейшим

зеленым

ковром,

нелепо

чернели

островерхие кучи мусора — так ссыпают самосвалы. Трава вокруг была придавлена,

прямо к трассе вела узорная, уже накатанная шинами колея. От неожиданности, чуть не

ступив в ближнюю под дубом кучу, я остановился; современное дополнение к пейзажу в

первую

секунду

вызвало

даже

не

досаду,

она

пришла

потом,

а

какое-то

ощущение

нечистоплотности, почти гадливости— как если бы посадил на белоснежную рубашку

с а л ь н о е

г р я з н о е

п я т н о .

— Вот ведь разгильдяи чертовы! — ругнулся подоспевший и вставший рядом Павел

Иванович.—

Не

могли

три

лишних

километра

проехать

до

с ва л к и !

Действительно, до специально оборудованной за городом, на открытом мосте, и постоянно

дымящейся свалки недалеко, дорога к ней асфальтирована, так пет же, устроили филиал

свалки и тут! И чудесном уголке, куда по субботам и воскресеньям горожане приезжают и

приходит отдыхать в любую пору. Зимой — когда сахарные, не запорошенные фабричной

копотью снега здесь исполосованы лыжней; летом — вытягиваясь цепочкой по узким

тенистым тропкам, ведущим к старице, в которую еще не сливают никакой дряни; осенью,

наконец,

под

спорыми

дождиками,—

собирая

грибы,

которых

почему-то,

правда,

становится

все

меньше...

Куча,

у

которой

в

выразительном

молчании

мы

стояли,

появлением своим была обязана шоферу швейной фабрики. Разноцветные обрезки тканей,

осколки пуговиц, целые вороха мятых, забракованных, вероятно, бумажных впрок, что

прикрепляются к готовым изделиям. Большая часть других куч была явно строитель-ного

происхождения: поломанная дранка, битое стекло, куски штукатурки и обрывки обоев;

посреди этого развала, как дзот, высилась глыба намертво схваченного цемента — какая-то

бригада на какой-то стройке сротозейничала, водитель избавился от нее где поближе...»

- Что мы узнаем из прочитанного отрывка? (Окружающую ранее героев красоту

природы сменили кучи бытового мусора, свалка.)

Действительно, ребята, автор противопоставляет нежную, яркую, чистую красоту

природы

действиям

человека,

которые

приводят

к

чернеющим

кучам

мусора,

придавленной траве.

-Что почувствовали герои рассказа, увидев кучи мусора и свалку? («Какое-то

ощущение нечистоплотности, почти гадливости –как если бы посадил на блоснежную

рубашку сальное грязное пятно». «Что-то в настроении нашем невозместимо убыло».)

- А вы какие чувства испытывали, читая о таком бездушном отношении человека к

природе? ( Ответы детей)

Вместе с автором мы испытываем чувство досады, обиды, тягостное недоумение,

понимая, как потребительски, бездушно человек относится к окружающему его миру.

Негодование

автора

и

его

желание

поймать

с

поличным

хотя

бы

одного

такого

осквернителя природы передается и читателю.

- Ожидали ли герои увидеть что- то подобное? (Конечно же, нет.). Заполняем

таблицу.

- Какое средство выразительности использует автор, чтобы противопоставить две

описанные

картины

в

рассказе?

Как

называется

это

средство

выразительности?

(Антитеза.)

-Давайте вспомним, что такое антитеза?

Антитеза-стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи

путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.

- Какую

роль

играет

антитеза

в

художественном

тексте?

(Антитеза

как

стилистическая

фигура

помогает

писателю

ярче

представить

характеры

героев,

обстановку, поведение людей.)

- Как вы думаете, для чего Николай Почивалин использует в своем рассказе это

средство

выразительности?

( Чтобы показать отношение человека к природе; чтобы

показать, как человек своей рукой уничтожает красоту окружающей среды; чтобы

каждый из нас задумался над своим поведением на природе.)

Чтение 4 отрывка.

«— К сосенкам сходим? — коротко предложил Павел Иванович.

П о ш л и .

До сосновых посадок было рукой подать. Места тут, в общей сложности, низменные,

пойменные, поросшие дубом—пореже и сплошь — чернолесьем; молодой соснячок, к

которому мы направились,— это давний эксперимент какого-то энтузиаста из лесничества,

и хотя на удачно выбранном, несколько возвышенном участке сосны прижились, опыт на

том и кончился. Четкий, как солдатское по¬строение, их темно-зеленый квадрат возникал

на повороте всегда неожиданно, радовал глаз. И удивительно, что каких-нибудь две-три

сотни

юных

сосенок

создавали

свой

микроклимат,

свою

фауну:

в

медовый

настой

разнотравья внятно входил густой смолистый дух, мгновенно наполняя легкие целебной

свежестью; на свой, строговатый манер была убрана в ровных рядах и земля: пружинящим

под ногой серо-зеленым настилом хвои, из-под которого, как и в настоящем бору, не

однажды уже проклевывались обрызганные росой и облепленные иголками крохотные

с л и в о ч н ы е

м а с л я т а .

Ошеломленные,

мы

разом

остановились,

словно

очутились

на

краю

пропасти.

С о с е н о к

н е

б ы л о .

На

образовавшейся

плешине

жалко—

как

зубья

отслужившей

расчески—торчали

золотистые с прозеленью колья; иные на них были аккуратно срезаны пилой, дру¬гие

наискось срублены топором, третьи, надломленные и выкрученные, белели мелкой, словно

раздробленные

кости,

щепой.

Как

ураган

пронесся—

все

исковеркав

и

раскидав!

Сиротливо оставшиеся после этого рукотворного бурелома три-четыре сосенки с гонкими

искривленными

стволами

уцелели

только

потому,

что

кому-то

статью

не

угодили.

— Всё па елки перепели.— Павел Иванович горестно покачал седой головой.— Как же —

о п а с к и

н е т ,

о х р а н ы

н и к а к о й .

Д у ш о н к и

р у б л е в ы е !

По

профессии

столяр-краснодеревщик,

знающий

цепу

любому

дереву,

он

поднял

сосновую ветку, подержал ее в своих крупных мастеровитых руках, будто прикидывая,

куд а

е е

м ож н о

у п от р е б и т ь ,

п р и с т р о и т ь ,

и

бе р е ж н о

п ол ож и л

с н о в а .

Срубленных веток, сучков валялось множество, по исходящий от них слабый запах теперь

воспринимался

по-другому:

так

скорбно

пахнут

сосновые

лапы,

положенные

на

последнюю домовину человека

- Какую картину мы наблюдаем в этом отрывке? ( Герои ожидали увидеть «четкий, как

солдатское построение, темно-зеленый квадрат сосен», радущих человеческий взгляд. Но

«ошеломленные, мы разом остановились, словно очутились на краю пропасти. Сосенок не

было».). Заполняем таблицу.

-Как Павел Иванович называет людей, исковеркавших, раскидавших и срубивших

сосны? ( «Душонки рублевые»)

- Как вы понимаете это выражение? ( Черствые, бездушные люди поиздевались над

матушкой-природой.)

- Найдите в этом отрывке выражение, где герои чувствуют жалость к погубленным

соснам? («Так скорбно пахнут сосновые лапы…»)

- А сами герои как относятся к природе? (Они любят природу, бережно к ней относятся.)

- Докажите это текстом. (Павел Иванович поднял сосновую ветку, подержал ее в руках и

бережно положил снова.)

- Ребята, а что значит любить природу? (Любить природу – значит видеть ее красоту,

уметь понимать ее, бережно относиться ко всему живому.)

- Каким вам хочется видеть финал рассказа? Попробуйте предсказать его завершение.

«Дерево предсказаний».

Чтение 5 отрывка.

«Ну что можно тут поделать, как остановить это бедствие? Ловить и сажать виновных в

тюрьмы, как поступают, кажется, в Болгарии? Рубить руки, как когда-то безжалостно

отрубали их у воров в Турции? Водить связанных по улицам под градом плевков и тычков,

как в старину водили на Руси конокрадов?.. Мы горячо радуемся, что наконец с размахом,

по-государственному решен комплекс вопросов по охране природы Байкала, что так же

решается проблема защиты Балхаша; верим, что опять, как прежде, будет чистой наша

песенная Волга, что рано или поздно на всех заводских трубах, сколько бы их сейчас ни

дымило, будут установлены дымо- и газоуловители,— страна расходует на эти цели

миллиарды рублей, и мы

жалеем их. Но природа — это не только Байкал, Волга и

Беловежская пуща, она кроме них и тысячи малых, подчас безымянных речек, без которых

нет и не станет полноводных красавиц; и одно, неделимое па районы и области пебо над

ними; и скромные, наподобие нашей, пригородные рощи. Государство по может, не в

силах следить за каждым деревом, если за ним по будет следить каждый из нас. Нельзя

всю нашу огромную и прекрасную землю объявить заповедной,— любой из нас должен

объявить такой заповедник в душе своей! Только так, ибо при всех других условиях

внукам

и

правнукам

своим

мы

оставим,

говоря

обобщенно,

одни

пеньки.

. . . Н е

с г о в а р и в а я с ь ,

п о м р а ч н е в ,

м ы

н а п р я м у ю

в ы ш л и

к

т р а с с е .

Поджидая,

пока

Павел

Иванович

откроет

дверцы

машины,

я

закурил;

со

сложным

чувством прощаясь, за что-то винясь и па что-то надеясь, посмотрел на рощу. Привычно

прикрыв листвой следы, оставленные существами разумными, она дышала покоем, и над

ее зеленой чащобой обещая назавтра погожий день, разливался чистый малиновый закат.

«Жигуленок» резво взял с места; мелькнул и отскочил назад на тонких железных ходулях

внушительный транспарант: «Берегите лес — своего друга».

О чем говорит финал рассказа? ( В финале рассказа автор рассуждает о том, как

остановить людей, губящих природу, что необходимо предпринять, чтобы сохранить лес

и призывает беречь природу ).

Хочется поддержать призыв Н.Почивалина следить за каждым деревом, каждой

травинкой на нашей прекрасной огромной земле. Автор прав в том, что «государство не в

силах следить за каждым деревом, если за ним не будет следить каждый из нас».

Нельзя

всю нашу прекрасную землю сделать заповедной, - каждый из нас должен объявить такой

заповедник в своей душе. И тогда наша земля будет красивой и богатой.

Зачитаем последнее предложение. Как вы понимаете смысл фрагмента «Берегите

лес-своего друга»?

(

Лес – это друг, это источник жизни, бесценная кладовая природы,

з а щ и т н и к

ч е л о в е к а

о т

н а д в и г а ю щ е г о с я

э к о л о г и ч е с к о г о

к р и з и с а .

Поэтому

необходимо

пользоваться

дарами

своего

друга

разумно,

платить

ему

вниманием и бережным отношением за все то, что он нам дает.)

-

Мы

свами

разделили

рассказ

на

5

частей.

В

какой

части

рассказа

мы

находим

подтверждение к словам Л.Н.Толстого, взятым эпиграфом к нашему уроку: « Счастье – это

быть с природой, видеть ее, говорить с ней» (В 1-ой и 2-ой частях, когда рассказчик и его

друг ехали по дороге в рощу и любовались окружающей природой, наслаждаясь ею,

испытывая радость и удовольствие от увиденного).

- Совпал ли ваш прогноз с сюжетом рассказа?

- А теперь обратимся к таблице, которую вы заполняли во время чтения рассказа, и

сделаем вывод. (Работа по таблице)

6. Слайд-программа

- Ребята, а вы любите природу? (Ответы учащихся)

Наши путники в рассказе Н.Почивалина тоже любят природу, умеют видеть ее

красоту. А как вы думаете, кто, кроме нас и писателей, еще замечает ее красоту и

изображает в своих произведениях? Это умеют делать не только писатели и их герои, но и

художники-пейзажисты.

Показ под музыку П.И. Чайковского «Времена года» картины известных художников

на тему «Природа» ( А.Саврасова «Грачи прилетели», И Шишкина «Рожь», «Корабельная

роща», «Осень», «Дубовая роща», Ф.Васильева «Мокрый луг», И Остроухова «Золотая

осень», И.Левитана «Золотая осень»)

-Что вы испытываете, смотря на эти картины?(Ответы учащихся)

Картины, написанные русскими художниками на тематику окружающей природы,

приковывают к себе взгляд. Удивительные краски осеннего леса, богатство красок тайги,

шелест осенних листьев, аромат мокрого луга и первые лучики мартовского солнца – вот

что заставляет нас восхищаться миром. Природа совершенна, и в то же время неразрывно

связана

с

несовершенным

человеческим

бытием.

Пейзажи

художников

отражают

удивительную закономерность: человек становится не хозяином родных просторов, а

верным сыном своей земли. Современный человек должен контактировать с природой,

быть не просто наблюдателем, а чувствовать с ней единство. Природные пейзажи ведь

способны подарить вдохновение, гармонию и прилив новых сил. Художники- пейзажисты

показывают нам красоту природу, которую каждый из нас обязан сохранить для будущих

потомков.

Человек – часть природы, и он в ответе за все, что происходит на планете.

О взаимоотношениях человека и природы мы говорили на уроках литературы.

Вспомните, какие произведения вы читали на тему природы? (М.Пришвин «Кладовая

солнца»)

В

сказке-были

Пришвина

“Кладовая

солнца”

человек

выступает

хозяином

природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля, степи. Но не всякому

природа открывает свои кладовые: только щедрый, добрый и мудрый человек достоин

распоряжаться

несметными

сокровищами,

которые

скрывает

от

нерадивых

хозяев

матушка-природа. Как писал сам автор, люди – “хозяева природы”, а она для них является

“кладовой солнца с великими сокровищами жизни”.

-К какому выводу мы приходим на уроке?

Таким образом, мы приходим к выводу, что и

художникам –пейзажистам, и М.Пришвину, и Н.Почивалину не безразлично, что делается

в окружающем мире. Раскрывая проблему взаимоотношения человека и природы, они

призывают молодое поколение замечать окружающую красоту природы, оберегать ее,

облагораживать. Если человек считает себя хозяином природы, то он обязан любить ее и

заботиться о ней.

7. Творческая работа

Писатели, художники-пейзажисты в своих произведениях учат нас любить природу.

Например, Николай Почивалинв своем рассказе «На природе» упоминает внушительный

транспарант: «Берегите лес-своего друга» А что бы вы сделали для того, чтобы научить

окружающих этому? Давайте и мы попробуем написать экологический транспорант о

бережном отношении человека к природе. (Составление транспаранта)

Например, Природа удивительно прекрасна, люби её и не губи напрасно!

Будем мы любить природу, береги её и ты. Пусть поют душа и сердце от

волшебной красоты!

7. Подведение итогов работы.

- А тема нашего урока «Объяви заповедник в душе своей, человек!» может звучать как

лозунг?

Ребята, заканчивается 2017 год - Год экологии. Но это не означает, что мы забудем о

нашей матушке-природе. Пусть лозунг, который прозвучал на нашем уроке будет в душе у

каждого из нас на протяжении всей жизни. Мы лишь малая часть человечества, которая

может остановить гибели природы.

Прав был известный писатель В.Распутин, когда

говорил: «Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек

должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно

ли пилить сук, на котором сидишь?»

8. Домашнее задание: написать сочинение –рассуждение по выбору, опираясь на

прочитанный текст:

15.1. Роль антитезы в тексте.

15.2. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Как вы понимаете смысл

фразы «Берегите лес-своего друга»?

15.3. Что означает любовь к природе?



В раздел образования