Напоминание

"Детско-родительские отношения как фактор психологического развития ребенка"


Автор: Сербина Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 13
Населённый пункт: г.Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Детско-родительские отношения как фактор психологического развития ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детско-родительские отношения как фактор психологического развития

ребенка

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в

это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы,

города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных

видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное

желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно,

ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к

самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра —

самостоятельная

деятельность

детей, моделирующая жизнь взрослых.

На развитие человека оказывают влияние множество различных факторов. В их

числе и психологический фактор. В свою очередь семья является

главным фактором,

влияющим на психологическое развитие личности ребенка. Семья выступает в качестве

как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. В зависимости от состава

семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек

смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои

отношения с окружающими. Отношения и воспитание в неполных семьях кардинально

отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в

многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с

различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания

личности ребенка.

Характер

детско-родительских

отношений

в

неполных

семьях

отличается

повышенным

беспокойством,

неуверенностью,

эмоциональной

неустойчивостью

и

агрессивностью. Эти состояния являются производной широкого круга нарушений и их

закрепление, и усиление происходит по механизму “замкнутого психологического круга”,

ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который,

порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом

модальность актуальных переживаний, способствует их увеличению и сохранению.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не

только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным

изменением своих эмоционально-психологических функций . Отношение детей и

родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь, все более

эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к

другу, ибо для всё большего числа людей именно дети становятся одной из главных

ценностей жизни. Но это, как, ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь

усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, большинство количество семей однодетны и состоят из двух поколений

– родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут

отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом

и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто

проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные

отношения пожилыми, сиблингами (братьями-сестрами), тетками, дядьями и так далее.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского»

труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму.

Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье

(в домашней хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и

глубиной их привязанности друг к другу, поскольку резко повышается их уровень

ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу

традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети

рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень

образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне

семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далее не

всегда заботятся об одобрении их времяпровождения родителями. Авторитет родительской

власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности

родителей.

Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию

ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы

младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том,

каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша . Содержание, характер и

результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь

от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.

Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи, а с другой

стороны – такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья,

характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные

ориентации, социальные установки, уровень притязаний и др. Цели воспитания в семье

могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру. Так, спектр целей

семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков,

бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное,

личностное развитие; культивирование отдельных способностей; подготовку к

определенной профессии или сфере деятельности [2]. По содержанию цели могут быть

сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или

дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей

семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым

установкам. Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, то

есть типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В

зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль может быть определен как

авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов. Авторитарный

(властный) стиль характеризуется стремление старших максимально подчинить своему

влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих

требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это

достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний. В ряде

семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только

поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым

конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как

воск или как глину, из которых они стремятся «лепить личность». Если же ребенок

сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие. При таком

стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по

инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости

получить санкцию на какое-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно

или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны,

дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и

навыки поведения, с другой – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность

по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и

пассивностью . Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить

теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу

и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не

считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их

обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость.

Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с

авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и

поощрение. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и

наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности,

активности, дружелюбия, терпимости. В реальности авторитарный и демократический

стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях

практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу.

Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили

(например, отец – более авторитарен, мать - демократична). Стиль семейного воспитания,

принятые в семье ценности имеют большое значение в становлении самооценки .

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и

ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям

ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. Школьная успеваемость

является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и

сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется

семейными ценностями . У ребенка на первый план выходят те его качества, которые

больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А

кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В

самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не

учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что

вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается

или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в

школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного»,

«Все нормально». Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что

он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем

притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на

успех . Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое

ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно

сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости,

который складывается в начале обучения.



В раздел образования