Напоминание

Поэтапное ведение композиции от эскиза к формату 3 класс


Автор: Жанчипова Туяна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО ДХШ им. Р. С. Мэрдыгеева
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Наименование материала: Методическое указание
Тема: Поэтапное ведение композиции от эскиза к формату 3 класс
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская художественная школа им. Р. С. Мэрдыгеева» г. Улан - Удэ

МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ

ПОЭТАПНОЕ ВЕДЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ

от ЭСКИЗА до ФОРМАТА

3 класс

2018 г

Жанчипова Туяна Сергеевна

преподаватель высшей категории. МАУ ДО ДХШ им. Р. С. Мэрдыгеева.

Республика Бурятия г. Улан-Удэ

Тема урока: ПОЭТАПНОЕ ВЕДЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ от ЭСКИЗА к ФОРМАТУ

3 класс. Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о медведихе»

Цель:

Научиться строить композицию заданного формата (формат, размер, форма).

Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере

творчества В. Васнецова и И.Я. Билибина. Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина

«Сказка о медведихе»

ПРИМЕЧАНИЕ №1

Задачи:

1. Поисковая работа по заданной теме, сбор иллюстративного материала, копирование.

2. Поэтапное ведение композиции. От эскиза к формату.

3. Научиться технике работы с гуашью.

Оборудование и материалы:

1. Подбор репродукций работ И.Я. Билибина по сказкам, а так же книг с его

иллюстрациями.

2. Автопортрет В. М. Васнецова.

3. Подбор репродукций картин В.М. Васнецова.

4. Книжная выставка с иллюстрациями русских народных сказок.

5.Художественные материалы.

План урока:

Организация класса.

Проверка домашнего задания.

1. Мы продолжаем рассматривать жанры живописи. Давайте

вспомним все жанры, которые вы знаете.

2. Какой жанр живописи мы рассматривали на предыдущем уроке?

Назовите особенности этого жанра.

Назовите автора следующих картин. Вспомните, как они называются.

3. Беседа об особенностях сказочно-былинного жанра.

4. Выступления обучающихся.

5. Выполнение творческого задания обучающимися.

6. Подведение итогов и анализ творческих работ.

(Обучающиеся выступают с результатами своей творческой поисковой

работы, демонстрируют книги и книжные иллюстрации).

Сообщение о творчестве В. Васнецова.

1.

Биография ВАСНЕЦОВА ВИКТОРА МИХАЙЛОВИЧА

2.

Сказочно-былинный жанр в творчестве В.М. Васнецова

3.

Сбор материала (костюм, архитектура, интерьер, образ героев)

4.

Форэскиз (линейный, тональный, цветовой)

5.

Эскиз (выбираем из множества форэскизов один)

6.

Формат (увеличиваем эскиз до заданного формата)

План работы обучающегося.

Ход урока:

- Преподаватель: Сегодня мы поговорим об особом жанре - жанре сказки и былины. Со

сказками мы встречаемся еще в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев.

Это и народные сказки и сказки великих сказочников-писателей.

- Вспомните народные сказки и их героев.

Обучающиеся: колобок, лиса- Патрикеевна, Кощей- Бессмертный, Василиса – Премудрая.

- Преподаватель: Вспомните писателей-сказочников и героев их книг.

Обучающиеся: Алиса в стране чудес, Пинокио, волшебник Изумрудного города.

Преподаватель: «…Красота – это любовь, это добро, она живёт в душе человека, в душе

народа. А душу свою он раскрывает в сказке, в песне, в предании…» - В.М.Васнецов.

А теперь мы отправимся в Тридевятое царство в Тридесятое государство - туда, где

живут эти герои. А путешествовать мы будем не одни, а с художниками-сказочниками.

Вести нас по сказочным тропинкам будут те, кто сегодня приготовили свои сообщения.

Они, как и в любой сказке, подготовили вам загадки и задания и, конечно же, расскажут

об авторах сказочных картин. Еще в раннем детстве мы начинаем знакомство со сказками

не только из рассказов бабушки и мамы, но и из книг. А книги эти с картинками, или как

правильно сказать, с чем? (С иллюстрациями.) Именно такими, как нарисовал их

художник, мы и будем себе представлять героев этих книг. Давайте попутешествуем по

книгам детства, многие из которых проиллюстрировали великие русский художники В.

Васнецов и И. Билибин.

Вопросы для беседы после прослушивания сообщений.

1. К какому виду изобразительного искусства мы отнесем работы этого

художника? Почему?

2. Чем отличаются иллюстрации И.Я. Билибина от иллюстраций таких же

сказок другими художниками?

Преподаватель: По сказочной дорожке мы пришли с вами на древнюю дивную

русскую землю. А вот и жители этой земли. Кто они? Какие это сказки? А

теперь давайте узнаем, кто увидел их такими.

Вопросы для беседы после прослушивания сообщений:

1. Чем различаются картины И.Я. Билибина и В.М. Васнецова?

2. Кто основные герои картин В.М. Васнецова? (люди или сказочные герои)?

3. Какая из картин вам больше всего понравилась, почему?

V. Получение творческого задания.

Выполнение практической работы.

- Задание: Необходимо написать композицию посвященную к сказкам А. С. Пушкина.

Целевые обходы преподавателя во время выполнения работы.

1. Контроль организации рабочего места.

2. Контроль правильности выполнения работы.

3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

4. Контроль объема и качества выполненных рисунков.

Подведение итогов и анализ творческих работ.

В конце урока проводится экспресс-выставка «Что за прелесть эти сказки».

Работы вывешиваются на доску.

- А теперь давайте угадаем, кто есть кто?

Авторы рисунков нам помогут.

Примечание №4

Заключительное слово преподавателя

Какого бы успеха ни достиг человек в развитии науки, техники, как бы он ни

покорял природу, космос и многое другое, он никогда не забудет мир сказки. Ведь

только там царит настоящее счастье, красота, доброта и справедливость. А этого

человеку всегда не хватает в жизни.

Примечание №1

Примечание №2

Доклад обучающегося

Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848, село Лопьял, ныне в Кировской

области, российский художник. Выходец из семьи сельского священника,

первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-1867), затем,

увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе

поощрения художеств, где в 1867-1868 гг, учился под руководством И. Н.

Крамского. В 3868-1875 гг. совершенствует мастерство в петербургской

Академии художеств, 1878 г. - член Товарищества передвижных художественных

выставок. Среди его популярных полотен стали картины «После побоища Игоря

Святославича с половцами» (1880 ) (Слайд 9) (по мотивам «Слова о полку

Игореве»), «Аленушка» (1881 г) (Слайд 10), «Царь Иван Васильевич Грозный»

(1897)(Слайд 11). Наибольшую известность получила картина «Три богатыря»

(Слайд 12) (1881-1998) с фигурами конных витязей: Ильи Муромца, Добрыни

Никитича Алеши Поповича - охраняющих границы отечества. Все четыре картины -

в Третьяковской галерее. В 1953 году московский дом Васнецова (построенный по

его эскизу в 1894 году) был превращен в Дом-музей. Музей имени братьев

Васнецовых был открыт в 1988 г. в Кирове (б. Вятка). Умер 23 июля 1926, Москва.

Примечание №3

Краткое сообщение о творчестве И. Билибина.

2 ученик: СКАЗОЧНЫЙ МИР БИЛИБИНА

Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в Петербурге в семье военного

врача. Отец не поддерживал стремлений сына к рисованию, и по желанию отца

Билибин

кончает

юридический

факультет

Петербургского

университета,

но

одновременно занимается в школе Общества поощрения художеств, а также как

вольнослушатель поступает в мастерскую Репина, в Академию художеств.1898

году он едет в Мюнхен, чтобы работать в мастерской продюсера

Ашбе. Лето

1899 года Иван Билибин проводит в Тверской губернии, здесь начинается его

знакомство

с

русской

деревней

и

народным

творчеством.

В

1899

году

Экспедиция

Заготовления

Государственных

Бумаг

начала

выпускать

русские

народные

сказки

с

рисунками

Билибина.

В

этой

серии

были

«Василиса

Прекрасная»,

«Сказка

об

Иване

Царевиче

и

Сером

Волке»,

«Белая

уточка»,

«Царевна-Лягушка»

.

Также

были

изданы

с

рисунками

Билибина

«Сказка

о

рыбаке

и

рыбке»

А.

С.

Пушкина,

«Песнь

о

купце

Калашникове»

М.

Ю.

Лермонтова и «Петр Первый» А. Н. Толстого. Умер художник в ночь с 7-го на 8-е

февраля 1942 года.

Примечание№4

Сказка о медведихе

:

Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила медведиха

Со милыми детушками медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать.

Села медведиха под белой березою;

Стали медвежата промеж собой играть,

По муравушке валятися,

Боротися, кувыркатися.

Отколь ни возьмись мужик идет,

Он во руках несет рогатину,

А нож-то у него за поясом.

А мешок-то у него за плечьми.

Как завидела медведиха

Мужика со рогатиной,

Заревела медведиха,

Стала кликать малых детушек,

Своих глупых медвежатушек.

— Ах вы детушки, медвежатушки,

Перестаньте играть, валятися,

Боротися, кувыркатися.

Уж как знать на нас мужик идет.

Становитесь, хоронитесь за меня.

Уж как я вас мужику не выдам

И сама мужику .... выем.

Медвежатушки испугалися,

За медведиху бросалися,

А медведиха осержалася,

На дыбы подымалася.

А мужик-то он догадлив был,

Он пускался на медведиху,

Он сажал в нее рогатину,

Что повыше пупа, пониже печени.

Грянулась медведиха о сыру землю,

А мужик-то ей брюхо порол,

Брюхо порол, да шкуру сымал,

Малых медвежатушек в мешок поклал,

А поклавши-то домой пошел.

«Вот тебе, жена, подарочек,

Что медвежия шуба в пятьдесят рублев,

А что вот тебе другой подарочек,

Трои медвежата по пять рублев».

Не звоны пошли по городу,

Пошли вести по всему по лесу,

Дошли вести до медведя черно-бурого,

Что убил мужик его медведиху,

Распорол ей брюхо белое,

Брюхо распорол да шкуру сымал,

Медвежатушек в мешок поклал.

В ту пору медведь запечалился,

Голову повесил, голосом завыл

Про свою ли сударушку,

Черно-бурую медведиху.

— Ах ты свет моя медведиха,

На кого меня покинула,

Вдовца печального,

Вдовца горемычного?

Уж как мне с тобой, моей боярыней,

Веселой игры не игрывати,

Милых детушек не родити,

Медвежатушек не качати,

Не качати, не баюкати. —

В ту пору звери собиралися

Ко тому ли медведю, к боярину.

Приходили звери большие,

Прибегали тут зверишки меньшие.

Прибегал туто волк дворянин,

У него-то зубы закусливые,

У него-то глаза завистливые.

Приходил тут бобр, торговый гость,

У него-то бобра жирный хвост.

Приходила ласточка дворяночка,

Приходила белочка княгинечка,

Приходила лисица подьячиха,

Подьячиха, казначеиха,

Приходил скоморох горностаюшка,

Приходил байбак тут игумен,

Живет он байбак позадь гумен.

Прибегал тут зайка-смерд,

Зайка беленький, зайка серенький.

Приходил целовальник еж,

Все-то еж он ежится,

Все-то он щетинится.

ФОРМАТ-МЕСТО-РАЗМЕР-ФОРМА:

1. Формат (различные форматы, не ограниченное количество)

2. МЕСТО, РАЗМЕР (от простого к сложному, учимся считать, такту, расстановке, начало

движения и окончание движения, учитывается интервалы. Варьитивное мышление

(несколько вариантов композиции)



В раздел образования