Напоминание

«Роль теоретических предметов в музыкально – эстетическом развитии учащихся в ДШИ»


Автор: Исакова Галина Константиновна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств им. А. Алябьева" города Тобольска
Населённый пункт: Тюменская область, г. Тобольск
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Роль теоретических предметов в музыкально – эстетическом развитии учащихся в ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Роль теоретических предметов в музыкально – эстетическом

развитии учащихся в ДШИ»

Исакова Галина Константиновна,

преподаватель МАУ ДО «Детская школа искусств

им. А. А. Алябьева» города Тобольск

Музыкально

эстетическое

развитие

у

учащихся

в

ДШИ

складывается

из

многих

факторов:

развитие

интеллектуальных

способностей,

развитие

речи,

артистических,

волевых,

аналитических

качеств, развитие творческих способностей.

Интеллектуальные способности и навыки каждого ребенка успешнее

будут

развиваться

в

рамках

таких

учебных

дисциплин,

которые

дают

возможность уделять индивидуальное внимание каждому ученику (обучение

игре

на

каком-либо

музыкальном

инструменте,

сольфеджио,

слушание

музыки), а развитие эмоциональной сферы - в таких видах обучения, которые

вызывают коллективные эмоции (хор, оркестр, слушание музыки).

Развитие

речи

детей

наиболее

целесообразно

осуществляется

на

занятиях по слушанию музыки, многих волевых качеств - в коллективе с

помощью организации детского самоуправления.

Артистические, творческие, волевые качества эффективно развиваются

с

помощью

организации

концертной

деятельности

учащихся,

в

первую

очередь

-

с

коллективом,

а

также

и

в

рамках

индивидуального

исполнительства.

Аналитические качества учащихся необходимо развивать в рамках всех

учебных предметов, но особенно этому способствуют уроки сольфеджио,

слушания музыки и межпредметные связи, в первую очередь, целостный

анализ музыкального произведения.

Для

развития

творческих

и

многих

других

интеллектуальных

способностей детей, их эмоциональной сферы необходимо в рамках обучения

показывать связь музыкального искусства и с литературой, и с историей, и с

изобразительным искусством. Это возможно

на занятиях по слушанию

музыки, музыкальной литературы, а также во внеклассной деятельности.

Заинтересовать - единственный способ заставить ребенка работать.

На начальном этапе это сделать особенно сложно, когда он еще ничего не

умеет и не знает? Поэтому нужно включать такие занятия, которые связаны

со звучанием настоящей музыки, а не специальных детских упражнений. Это,

в первую очередь, слушание музыки

а также внеклассные мероприятия.

Кроме этого, здесь может помочь определенное расширение рамок других

занятий

(хор,

инструмент),

введение

игровых

методов

работы

(на

всех

занятиях

и,

в

первую

очередь,

на

сольфеджио,

ритмике),

наглядности

(учебные

плакаты,

таблицы,

карточки,

портреты,

репродукции,

рисунки,

слайды).

Ребенок и тогда теряет интерес к занятиям, когда не видит

практического смысла своих усилий, когда конечный результат, конечная цель

этих усилий слишком далеки и расплывчаты. Поэтому необходимо ставить

перед детьми реальные ближайшие цели. Это могут быть разнообразные

концертные выступления,

Человек

взаимодействует

с

миром

музыки

тремя

основными

способами:

слушая,

воспринимая

окружающую

музыку;

исполняя,

или

воспроизводя

известную

музыку

и,

наконец,

занимаясь

музыкальным

творчеством,

созданием

новой,

своей

музыки.

Все

эти

пути

и

способы

используются

и

развиваются

с

помощью

музыкального

цикла

учебных

предметов, в который входят:

— сольфеджио;

— основы музыкально — творческого воспитания;

— основы хорового творчества;

— игра на музыкальном инструменте;

— основы импровизации и композиции;

— оркестр и ансамбль;

— музыкальная литература;

— хореография.

Больших результатов добиваются те преподаватели, которые в своей

работе

опираются

на

межпредметные

связи.

В

первую

очередь

это

специальность

и

сольфеджио.

Именно

на

этих

уроках

учащиеся

учатся

импровизировать,

формируется

теоретическое,

слуховое,

двигательное

и

эмоциональное осмысление.

Классической

музыкальной

дисциплиной

является

сольфеджио.

На

уроках

сольфеджио

педагог

знакомит

с

теоретическими

основами

музыкального

искусства,

воспитывает

у

учащихся

любовь

к

народной

музыке, творчеству русских композиторов-классиков, лучших представителей

зарубежной музыки, развивает их музыкальные данные, помогает выявлению

и развитию творческих способностей учащихся.

Широко используются методики эмоционально-образного воспитания.

Основными, определяющими формами работы являются: сольфеджирование,

слуховой

анализ,

запись

музыкальных

диктантов,

вспомогательными

интонационные

и

ритмические

упражнения.

Полученные

на

уроках

сольфеджио

знания,

умения

и

навыки

должны

помочь

учащимся

в

их

занятиях на музыкальном инструменте, на музыкальной литературе и хоре, на

уроках хореографии.

Главная задача обучения игре на различных инструментах — развитие

у

детей

интереса

к

музыке,

к

исполнительству,

к

раскрепощению

их

творческого потенциала, борьба за очищение вкуса, воспитание культурных

слушателей, участников самостоятельного музицирования.

Сольфеджио на первых порах в музыкальной школе - это и теория, и

гармония, и сольфеджио вместе взятые, т.к. именно на этих уроках помимо

развития музыкальных способностей, закладывается вся музыкальная теория.



В раздел образования