Автор: Исакова Галина Константиновна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств им. А. Алябьева" города Тобольска
Населённый пункт: Тюменская область, г. Тобольск
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Роль теоретических предметов в музыкально – эстетическом развитии учащихся в ДШИ»
Раздел: дополнительное образование
«Роль теоретических предметов в музыкально – эстетическом
развитии учащихся в ДШИ»
Исакова Галина Константиновна,
преподаватель МАУ ДО «Детская школа искусств
им. А. А. Алябьева» города Тобольск
Музыкально
–
эстетическое
развитие
у
учащихся
в
ДШИ
складывается
из
многих
факторов:
развитие
интеллектуальных
способностей,
развитие
речи,
артистических,
волевых,
аналитических
качеств, развитие творческих способностей.
Интеллектуальные способности и навыки каждого ребенка успешнее
будут
развиваться
в
рамках
таких
учебных
дисциплин,
которые
дают
возможность уделять индивидуальное внимание каждому ученику (обучение
игре
на
каком-либо
музыкальном
инструменте,
сольфеджио,
слушание
музыки), а развитие эмоциональной сферы - в таких видах обучения, которые
вызывают коллективные эмоции (хор, оркестр, слушание музыки).
Развитие
речи
детей
наиболее
целесообразно
осуществляется
на
занятиях по слушанию музыки, многих волевых качеств - в коллективе с
помощью организации детского самоуправления.
Артистические, творческие, волевые качества эффективно развиваются
с
помощью
организации
концертной
деятельности
учащихся,
в
первую
очередь
-
с
коллективом,
а
также
и
в
рамках
индивидуального
исполнительства.
Аналитические качества учащихся необходимо развивать в рамках всех
учебных предметов, но особенно этому способствуют уроки сольфеджио,
слушания музыки и межпредметные связи, в первую очередь, целостный
анализ музыкального произведения.
Для
развития
творческих
и
многих
других
интеллектуальных
способностей детей, их эмоциональной сферы необходимо в рамках обучения
показывать связь музыкального искусства и с литературой, и с историей, и с
изобразительным искусством. Это возможно
на занятиях по слушанию
музыки, музыкальной литературы, а также во внеклассной деятельности.
Заинтересовать - единственный способ заставить ребенка работать.
На начальном этапе это сделать особенно сложно, когда он еще ничего не
умеет и не знает? Поэтому нужно включать такие занятия, которые связаны
со звучанием настоящей музыки, а не специальных детских упражнений. Это,
в первую очередь, слушание музыки
а также внеклассные мероприятия.
Кроме этого, здесь может помочь определенное расширение рамок других
занятий
(хор,
инструмент),
введение
игровых
методов
работы
(на
всех
занятиях
и,
в
первую
очередь,
на
сольфеджио,
ритмике),
наглядности
(учебные
плакаты,
таблицы,
карточки,
портреты,
репродукции,
рисунки,
слайды).
Ребенок и тогда теряет интерес к занятиям, когда не видит
практического смысла своих усилий, когда конечный результат, конечная цель
этих усилий слишком далеки и расплывчаты. Поэтому необходимо ставить
перед детьми реальные ближайшие цели. Это могут быть разнообразные
концертные выступления,
Человек
взаимодействует
с
миром
музыки
тремя
основными
способами:
слушая,
воспринимая
окружающую
музыку;
исполняя,
или
воспроизводя
известную
музыку
и,
наконец,
занимаясь
музыкальным
творчеством,
созданием
новой,
своей
музыки.
Все
эти
пути
и
способы
используются
и
развиваются
с
помощью
музыкального
цикла
учебных
предметов, в который входят:
— сольфеджио;
— основы музыкально — творческого воспитания;
— основы хорового творчества;
— игра на музыкальном инструменте;
— основы импровизации и композиции;
— оркестр и ансамбль;
— музыкальная литература;
— хореография.
Больших результатов добиваются те преподаватели, которые в своей
работе
опираются
на
межпредметные
связи.
В
первую
очередь
это
специальность
и
сольфеджио.
Именно
на
этих
уроках
учащиеся
учатся
импровизировать,
формируется
теоретическое,
слуховое,
двигательное
и
эмоциональное осмысление.
Классической
музыкальной
дисциплиной
является
сольфеджио.
На
уроках
сольфеджио
педагог
знакомит
с
теоретическими
основами
музыкального
искусства,
воспитывает
у
учащихся
любовь
к
народной
музыке, творчеству русских композиторов-классиков, лучших представителей
зарубежной музыки, развивает их музыкальные данные, помогает выявлению
и развитию творческих способностей учащихся.
Широко используются методики эмоционально-образного воспитания.
Основными, определяющими формами работы являются: сольфеджирование,
слуховой
анализ,
запись
музыкальных
диктантов,
вспомогательными
—
интонационные
и
ритмические
упражнения.
Полученные
на
уроках
сольфеджио
знания,
умения
и
навыки
должны
помочь
учащимся
в
их
занятиях на музыкальном инструменте, на музыкальной литературе и хоре, на
уроках хореографии.
Главная задача обучения игре на различных инструментах — развитие
у
детей
интереса
к
музыке,
к
исполнительству,
к
раскрепощению
их
творческого потенциала, борьба за очищение вкуса, воспитание культурных
слушателей, участников самостоятельного музицирования.
Сольфеджио на первых порах в музыкальной школе - это и теория, и
гармония, и сольфеджио вместе взятые, т.к. именно на этих уроках помимо
развития музыкальных способностей, закладывается вся музыкальная теория.