Автор: Шмелёва Полина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Раздольевский филиал " Детский сад № 7"
Населённый пункт: Владимирская область; Кольчугинский район; п.Раздолье
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре"
Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через формирование
интереса к русской народной культуре.
На современном этапе развития основой образовательного процесса
выступают такие государственные документы как Федеральный закон от
29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» [1] и вступивший в силу с 2014
года
Федеральный
государственный
стандарт
дошкольного
образования
(ФГОС ДО) [2].
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетов образовательного
процесса дошкольников является духовно-нравственного воспитание.
Одна
из
серьезных
проблем
нашего
времени
является,
отторжение
подрастающего
народа
от
общественно-
исторического
поколения.
Дошкольный возраст- период активной социализации ребенка вхождение в
культуру, пробуждение нравственных чувств, воспитания духовности.
Понятие «культура» является многоаспектным и его толкование зависит
от
сферы
применения.
Народная
культура
хранит
традиции
прошлого,
мудрость народа, понятия о духовности и нравственности. Мы взрослые в
меру своей занятости, порой мало времени проводим со своими детьми.
Поэтому
взрослы
должны, как никто другой активизировать интерес к
русской
народной
культуре,
формировать
у
детей
понятие
о
духовно-
нравственных
категориях.
Духовно-
нравственное
воспитание
должно
позволить детям наслаждаться спокойствием мира.
И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня-
у детей наблюдается дефицит знаний о русских традициях, недостаточна
работа дошкольных учреждений по формированию нравственных качеств как
части общей духовной культуры личности, применение стереотипных форм
работы
по
духовно-нравственному
воспитанию
в
ДОУ,
недостаточность
работы
ДОУ
с
родителями
дошкольников
по
проблеме
духовно-
нравственного воспитания в домашних условиях [7, с. 20].
Издавна
декоративно-прикладное
искусство,
считалось
важным
средством
воспитания
духовного
мира
у
ребенка,
которому
свойственна
поэтическая
образность,
эмоциональность,
вызывающие
отклик
в
душе
каждого и воспитывающие чуткое отношение к прекрасному [4, с. 85].
Произведения
народного
декоративно-прикладного
искусства
формируют художественный вкус, создают эстетическую среду для развития
гармоничной
личности
ребенка,
что
способствует
формированию
у
него
нравственных категорий [5, с. 33].
Сегодня
незаслуженно
забыта
традиционная русская
кукла,
которая
является
источником
нравственного
наследия
и
хранительницей
национальных ценностей, культурных и семейных традиций, передаваемых
из поколения в поколение. Она несет в себе образы, ориентированные на
традиционные
представления
о
семье,
семейных
традициях
и
укладе,
о
материнстве.
Через
изготовление
тряпичных
кукол дети
познают
мир
народной
культуры,
приобщаются
к
народным
традициям
и духовным
ценностям.
Работа по изучению тряпичной народной куклы может сопровождаться
дидактическими играми: «Собери куклу», «Узнай
по
описанию»,
«Сделай
куклу
сам»,
которые
позволяют
применить
знания детей
о
народном
промысле, способствуют развитию мышления, воображения, связной речи.
Эмоциональный
отклик
у детей
вызывают
дымковские
игрушки.
Узоры, украшающие ее, просты и доступны. Дымковская игрушка – это плод
богатой
народной
фантазии.
Она
вводит детей в
красочный
мир
сказки,
развивая
у
них
воображение
и
чуткое
восприятие
оттенков. Дымковская
игрушка
знакомит
детей с
веселой
радугой
цветов.
Дымковская
роспись
развивает
нравственно
–
волевые
качества
ребят:
потребность
доводить
начатое дело до конца, целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.
Яркая
народная
игрушка
является
незаменимым
средством
воспитания
любви к Родине, к окружающей природе, с которой ребёнок встречается с
малых лет [5, с. 91].
Для повышения интереса к занятиям используются игровые приёмы
(Приход деда Кузьмы), создание игровых ситуаций («Весёлая ярмарка»). В
них дети принимают на себя роль тех или иных персонажей (скоморохов,
дымковских
барышень,
зазывал,
коробейников),
действуют
так,
как
действовали их герои. В данном случае, выполняют роль народных мастеров
и расписывают игрушки.
Русская
народная
сказка
-
могущественное
средство
формирования
духовно-нравственных категорий у дошкольников, таких как «добро», «зло»,
«плохой», «хороший» и др. Нравственные понятия, ярко представленные в
образах героев,
закрепляются
в
реальной
жизни
и
взаимоотношениях
с
близкими
людьми,
превращаясь
в
нравственные
эталоны,
которыми
регулируются желания и поступки ребенка.
Истоки способностей и дарований детей – находятся на кончиках
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник
творческой личности. В. А. Сухомлинский
Декоративная
лепка
сказочных
героев
-
увлекательное
занятие
для
детей, в ходе которого у них закрепляются их образы. Лепка не только
увлекательна, но и полезна, так как развивает мелкую моторику и позитивно
сказывается на развитии координаций движений ребенка и интеллектуальном
развитии ребенка, способствует развитию речи.
Помогает активизировать интерес к русской народной культуре уголок
изобразительной
деятельности,
организованный
в
ДОУ,
где
помещаются
книги с иллюстрациями дымковских игрушек и народных кукол, книжки –
раскраски,
народные
игрушки,
трафареты,
альбомы
потешек
с
иллюстрациями [8, с. 66].
Таким
образом,
главная
задача воспитания дошкольников
–
формирование
категорий духовности
и
нравственности.
Приобщая
дошкольников к русской национальной культуры через дымковскую роспись,
сделанных
своими
руками тряпичных
кукол,
героев
сказок, решаются
задачи воспитания
духовно-нравственных
их личности:
любовь,
семья,
послушание, уважение к старшим, добро, терпение, любовь, уважение к
Родине и своим близким.
Главная
задача
ДОУ,
используя
различные
средства
и
методы
приобщения дошкольников к народным традициям и духовным ценностям, –
заложить у детей «фундамент» патриотизма.
Список литературы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об образовании в Российской Федерации» // Рос. газ. 2012. №303.
2.
Приказ
Минобрнауки
России
от
17.10.2013
№1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования» // Рос. газ. 2013. №265.
3.
Григорьева
Г.Г.
Духовно-нравственное
воспитание
и
развитие
детей дошкольного возраста // Народное образование. Педагогика. – 2012. -
№3. – С. 69-71.
4.
Духовно-нравственное
и
гражданское
воспитание
детей
дошкольного возраста / Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н.
П. - М.: УЦ «Перспектива», 2012. - 248 с.
5.
Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. -
М.:
Педагогика, 2007. – 290 с.
6.
Науменко Г.М. Фольклорный праздник. – М.: РИОР, 2012. – 158 с.
7.
Нравственное воспитание в детском саду / Сост.: Петрова В. И.,
Стульчик Т. Д. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 190 с.
8.
Сокольникова Н. М. Духовно-нравственное воспитание личности
дошкольника
посредством
его
приобщения
к
культурным
традициям
и
обычаям
своего
народа
//
Аспекты
и
тенденции
педагогической
науки:
материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). 0
СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 65-66.