Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре"


Автор: Шмелёва Полина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Раздольевский филиал " Детский сад № 7"
Населённый пункт: Владимирская область; Кольчугинский район; п.Раздолье
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание дошкольников через формирование

интереса к русской народной культуре.

На современном этапе развития основой образовательного процесса

выступают такие государственные документы как Федеральный закон от

29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» [1] и вступивший в силу с 2014

года

Федеральный

государственный

стандарт

дошкольного

образования

(ФГОС ДО) [2].

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетов образовательного

процесса дошкольников является духовно-нравственного воспитание.

Одна

из

серьезных

проблем

нашего

времени

является,

отторжение

подрастающего

народа

от

общественно-

исторического

поколения.

Дошкольный возраст- период активной социализации ребенка вхождение в

культуру, пробуждение нравственных чувств, воспитания духовности.

Понятие «культура» является многоаспектным и его толкование зависит

от

сферы

применения.

Народная

культура

хранит

традиции

прошлого,

мудрость народа, понятия о духовности и нравственности. Мы взрослые в

меру своей занятости, порой мало времени проводим со своими детьми.

Поэтому

взрослы

должны, как никто другой активизировать интерес к

русской

народной

культуре,

формировать

у

детей

понятие

о

духовно-

нравственных

категориях.

Духовно-

нравственное

воспитание

должно

позволить детям наслаждаться спокойствием мира.

И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня-

у детей наблюдается дефицит знаний о русских традициях, недостаточна

работа дошкольных учреждений по формированию нравственных качеств как

части общей духовной культуры личности, применение стереотипных форм

работы

по

духовно-нравственному

воспитанию

в

ДОУ,

недостаточность

работы

ДОУ

с

родителями

дошкольников

по

проблеме

духовно-

нравственного воспитания в домашних условиях [7, с. 20].

Издавна

декоративно-прикладное

искусство,

считалось

важным

средством

воспитания

духовного

мира

у

ребенка,

которому

свойственна

поэтическая

образность,

эмоциональность,

вызывающие

отклик

в

душе

каждого и воспитывающие чуткое отношение к прекрасному [4, с. 85].

Произведения

народного

декоративно-прикладного

искусства

формируют художественный вкус, создают эстетическую среду для развития

гармоничной

личности

ребенка,

что

способствует

формированию

у

него

нравственных категорий [5, с. 33].

Сегодня

незаслуженно

забыта

традиционная русская

кукла,

которая

является

источником

нравственного

наследия

и

хранительницей

национальных ценностей, культурных и семейных традиций, передаваемых

из поколения в поколение. Она несет в себе образы, ориентированные на

традиционные

представления

о

семье,

семейных

традициях

и

укладе,

о

материнстве.

Через

изготовление

тряпичных

кукол дети

познают

мир

народной

культуры,

приобщаются

к

народным

традициям

и духовным

ценностям.

Работа по изучению тряпичной народной куклы может сопровождаться

дидактическими играми: «Собери куклу», «Узнай

по

описанию»,

«Сделай

куклу

сам»,

которые

позволяют

применить

знания детей

о

народном

промысле, способствуют развитию мышления, воображения, связной речи.

Эмоциональный

отклик

у детей

вызывают

дымковские

игрушки.

Узоры, украшающие ее, просты и доступны. Дымковская игрушка – это плод

богатой

народной

фантазии.

Она

вводит детей в

красочный

мир

сказки,

развивая

у

них

воображение

и

чуткое

восприятие

оттенков. Дымковская

игрушка

знакомит

детей с

веселой

радугой

цветов.

Дымковская

роспись

развивает

нравственно

волевые

качества

ребят:

потребность

доводить

начатое дело до конца, целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.

Яркая

народная

игрушка

является

незаменимым

средством

воспитания

любви к Родине, к окружающей природе, с которой ребёнок встречается с

малых лет [5, с. 91].

Для повышения интереса к занятиям используются игровые приёмы

(Приход деда Кузьмы), создание игровых ситуаций («Весёлая ярмарка»). В

них дети принимают на себя роль тех или иных персонажей (скоморохов,

дымковских

барышень,

зазывал,

коробейников),

действуют

так,

как

действовали их герои. В данном случае, выполняют роль народных мастеров

и расписывают игрушки.

Русская

народная

сказка

-

могущественное

средство

формирования

духовно-нравственных категорий у дошкольников, таких как «добро», «зло»,

«плохой», «хороший» и др. Нравственные понятия, ярко представленные в

образах героев,

закрепляются

в

реальной

жизни

и

взаимоотношениях

с

близкими

людьми,

превращаясь

в

нравственные

эталоны,

которыми

регулируются желания и поступки ребенка.

Истоки способностей и дарований детей – находятся на кончиках

пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник

творческой личности. В. А. Сухомлинский

Декоративная

лепка

сказочных

героев

-

увлекательное

занятие

для

детей, в ходе которого у них закрепляются их образы. Лепка не только

увлекательна, но и полезна, так как развивает мелкую моторику и позитивно

сказывается на развитии координаций движений ребенка и интеллектуальном

развитии ребенка, способствует развитию речи.

Помогает активизировать интерес к русской народной культуре уголок

изобразительной

деятельности,

организованный

в

ДОУ,

где

помещаются

книги с иллюстрациями дымковских игрушек и народных кукол, книжки –

раскраски,

народные

игрушки,

трафареты,

альбомы

потешек

с

иллюстрациями [8, с. 66].

Таким

образом,

главная

задача воспитания дошкольников

формирование

категорий духовности

и

нравственности.

Приобщая

дошкольников к русской национальной культуры через дымковскую роспись,

сделанных

своими

руками тряпичных

кукол,

героев

сказок, решаются

задачи воспитания

духовно-нравственных

их личности:

любовь,

семья,

послушание, уважение к старшим, добро, терпение, любовь, уважение к

Родине и своим близким.

Главная

задача

ДОУ,

используя

различные

средства

и

методы

приобщения дошкольников к народным традициям и духовным ценностям, –

заложить у детей «фундамент» патриотизма.

Список литературы

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

«Об образовании в Российской Федерации» // Рос. газ. 2012. №303.

2.

Приказ

Минобрнауки

России

от

17.10.2013

№1155

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования» // Рос. газ. 2013. №265.

3.

Григорьева

Г.Г.

Духовно-нравственное

воспитание

и

развитие

детей дошкольного возраста // Народное образование. Педагогика. – 2012. -

№3. – С. 69-71.

4.

Духовно-нравственное

и

гражданское

воспитание

детей

дошкольного возраста / Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н.

П. - М.: УЦ «Перспектива», 2012. - 248 с.

5.

Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. -

М.:

Педагогика, 2007. – 290 с.

6.

Науменко Г.М. Фольклорный праздник. – М.: РИОР, 2012. – 158 с.

7.

Нравственное воспитание в детском саду / Сост.: Петрова В. И.,

Стульчик Т. Д. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 190 с.

8.

Сокольникова Н. М. Духовно-нравственное воспитание личности

дошкольника

посредством

его

приобщения

к

культурным

традициям

и

обычаям

своего

народа

//

Аспекты

и

тенденции

педагогической

науки:

материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). 0

СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 65-66.



В раздел образования