Авторы: Сергеева Луиза Ралифовна, Кузьмина Анна Владиславовна
Должность: учитель-логопед, педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с различными нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
В настоящее время проблемы коррекции речевых нарушений чрезвычайно
актуальны. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её
этиологии и социальной адаптации детей с речевыми нарушениями, свидетельствует
о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу
у общественности. C каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями
общего и речевого развития. Все чаще у детей помимо речевых нарушений
встречаются и нарушения логической и смысловой памяти ,они с трудом
овладевают мыслительными операциями, нарушаются некоторые формы общения и
межличностного взаимодействия, тормозится развитие игровой деятельности. У
детей с различными речевыми нарушениями при нормальном интеллекте зачастую
наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру
процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала,
неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических
процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них
затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы
также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость,
раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость,
плаксивость, многократная смена настроения.
Поэтому для решения данной проблемы необходимо совместная работа как
учителя-логопеда, так и педагога-психолога. Так как речь является высшей
психической функцией человека, и она подвержена нарушению, у ребенка страдают
и психические функции. Именно воздействуя на ребенка с четырех сторон – педагог-
психолог ,учитель-логопед, воспитатели и родители можно добиться хороших
результатов. Эта работа направлена на реализацию единой цели: взаимодействия
специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной
деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие
ребёнка.
Общими задачами являются - оказание своевременной диагностической,
профилактической и коррекционно-логопедической помощи. Они реализуются в
рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности
ребенка. Они реализуются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию
психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на
тренировку отдельных психических процессов, будь то, например, мышление или
речь.
Логопед выступает организатором коррекционных влияний, оказывает
необходимую корреционную логопедическую помощь (коррекцию нарушений в
развитии речи). А педагог-психолог активизаирует речевую деятельность ребёнка, а
также развивает личность ребенка в целом.
Существуют четыре основных направления, определяющих
индивидуальную и групповую деятельность учителя -логопеда и педагога-
психолога:
1. Охрана здоровья ребенка и коррекция психосоматических недостатков в его
развитии специфическими приемами и методами работы.
2. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций,
обеспечивающих интеллектуальную деятельность: внимания, памяти, восприятия,
мышления, пространственной ориентации, мелких мышц рук; фонематического
слуха, артикуляционного аппарата, координации в системе «глаз – рука» и др.
3. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности.
4. Формирование произвольности (умение планировать свою деятельность).
Главное воздействие оказывают родители, поскольку именно они несут
главную ответственность за воспитание и развитие своего ребенка. Активными
помощниками в повышении родительской компетентности, осуществлении
непосредственных коррекционно-развивающих мероприятий с детьми являются
воспитатели. Большую роль в развитии дошкольников играет совместная работа, как
педагога-психолога и учителя-логопеда.
Основные задачи, в первую очередь, направлены на оказание своевременной
диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи. Они
реализуются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической
деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку
отдельных психических процессов, будь то, например, мышление или речь.
На этапе диагностики используется комплекс диагностических методик
развития ребенка, который основан на наблюдениях за поведением каждого
воспитанника. Также можно использовать неформальные техники наблюдения,
включающие регистрацию эпизодов из жизни группы, дневниковые заметки, карты
и шкалы наблюдения за поведением и развитием детей, образцы детских работ,
интервью и беседы, анкетирование родителей и педагогов, групповое обследование
детей. На основе наблюдений формулируются индивидуальные цели развития детей.
Выводы о сформированности тех или иных параметров делаются на
основании не одной какой-либо процедуры, а в процессе использования комплекса
разнообразных форм и методов.
На основе диагностики разрабатываются индивидуальные образовательные
маршруты для детей с ОНР, которые способствуют конкретизации работы с
ребенком, обеспечивают педагогическое целесообразие, способствуют
экономичному использованию времени, результативности. Наиболее эффективной
формой работы являются интегрированные занятия, проводимые совместно с
логопедом и психологом, регулярно (1 раз в месяц), систематично, целенаправленно
и в достаточном объеме. Помимо совместных занятий можно использовать
фронтальные и индивидуальные формы занятий
Таким образом, согласованность действий учителя-логопеда и педагога-
психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития
речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно
развиваться и обучаться; доказывает необходимость расширения арсенала методов и
форм совместной работы специалистов ДОУ, значимость дифференциальной
диагностики и своевременной психолого - педагогической поддержки детей с
нарушениями речи.
Используемая литература:
1.
Адаптированная примерная основная образовательная программа для
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б.Баряева,Т.В.
Волосовец, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. проф.
Л.В.Лопатиной.-СПб., 2014.
2.
Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка.-М.,1995.
3.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство
«Лань»,2003.
4.
Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и
коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников
дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д.м.н. Е.М.Мастюковой.
– М.: АРКТИ, 2002.
5.
Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие
специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-
Дону: «Феникс», 2002
6.
Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном
образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003
7.
Трошин О.В., Жулин Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М. «ТЦ
Сфера», 2005
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№5» городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-
психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с
различными нарушениями речи
Подготовила учитель-логопед
Сергеева Л.Р.
Кузьмина А.В.