Напоминание

Педагогический проект "Формирование у детей гуманного отношения к природе через художественную литературу"


Автор: Тихонова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д.сад №10 "Улыбка"
Населённый пункт: х.Александровка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогический проект "Формирование у детей гуманного отношения к природе через художественную литературу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ № 10 «Улыбка»

Педагогический проект

«Формирование у детей гуманного отношения

к природе через

художественную литературу»

Воспитатель: Тихонова Е.И.

2017 уч. год

Педагогический проект

«Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу»

Целевая группа: - дети подготовительной к школе группы, родители

Масштаб проекта: - 3 месяца.

Цель проекта:

- формировать гуманное отношение к природе через ознакомление с художественной

литературой.

Задачи проекта:

Совершенствовать экологическое сознание педагогов в вопросах использования

художественных произведений для формирования гуманного отношения

дошкольников к природе.

Расширять и обогащать знания детей о природе через внедрение учебно-

дидактического комплекса «Мы-друзья природы»

Способствовать воспитанию у детей гуманного отношения к природе через

произведения М.Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина.

Повысить педагогическую компетентность родителей и их заинтересованность в

использовании художественной литературы в воспитании осознанного отношения

к природе.

Проект будет реализован в группе старшего дошкольного возраста седьмого года жизни.

Реализация проекта предполагает работу в 3 этапа:

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

Оборудование и материалы:

книги В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, М.М.Пришвина; картины и иллюстрации,

изображающие животных в природе; наборы игрушек «Животные», «Птицы»,

«Насекомые», панно; настольно-печатные игры; аудиозаписи; фотоаппарат; магнитофон;

мультимедийное оборудование, цикл презентаций о природе, материалы для продуктивной

изобразительной деятельности.

Актуальность проекта

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя,

любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать

нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Детская книга

всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир

ребенка,

обогащает

его

мир,

делает

его

интересным,

полным

необычайных

открытий.

Ознакомление

с

художественной

литературой

является

важной

составляющей

программы

обучения и воспитания дошкольников.

К

сожалению,

педагоги

и

родители

отмечают

недостаточный

интерес

детей

к

художественной литературе. В феврале месяце было проведено анкетирование. По результатам

было видно, что большая часть родителей не читают книги, кроме сказок. Недостаточный

уровень

знаний

и

представлений

о

природе

у

дошкольников

не

обеспечивает

осознанное

отношение к ней. Решение этой проблемы возможно при реализации проекта «Формирование

гуманного

отношения

к

природе

через

художественную

литературу»,

который

посвящен

творчеству писателей-натуралистов Е.И. Чарушина, В.В. Бианки, М.М. Пришвина. Их

проза удивительно проста и доступна детям, это тот благодатный материал, который позволит и

педагогу и детям, и родителям, проявить себя – показать свое духовное отношение ко всему

живому, свою любовь к окружающему миру. Активная воспитательная сила литературного

произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека, затрагивает в

нем самые сокровенные мысли и чувства, побуждает его нравственному самовоспитанию,

духовным размышлениям, развивает в нем чувство красоты.

Любой дошкольник является

читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Мы рассчитываем,

что

благодаря

знакомству

с

произведениями

писателей-натуралистов

В.В.Бианки,

М.М.Пришвина,

Е.И.Чарушина

дети

познакомятся

с

художественным

описанием

жизни,

повадок животных в природе; получат научно-достоверные знания о живом мире; обогатится их

речь.

Целенаправленное,

продуманное

ознакомление

детей

с

художественной

литературой

способствует

развитию

их

творческих

способностей,

самостоятельности

их

суждений,

действий. Большое значение в этом процессе имеет способ преподнесения произведения –

чтение и рассказывание воспитателем. Если организовать деятельность ребенка так, что книга

займет первостепенное место в процессе развития ребенка, то ребенок научится не просто

прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А в этом и

состоит основная задача воспитания книгой!

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мероприятия

Сроки

Итоговый продукт

I этап– подготовительный (февраль)

Задача этапа: анализ результатов анкетирования и оценка ситуации, выработка

концептуальной основы проекта.

1.1. Подбор произведений В. Бианки,

М.

Пришвина,

Е.

Чарушина

для

прочтения

детям.

февраль

Библиотека книг

1.2.

Подготовка

наглядно-дидактических

пособий,

демонстрационного

материала

для

работы над произведениями.

февраль

Дидактический материал

1.3. Создать цикл презентаций о природе.

февраль

медиатека

1.4.

Приобретение

наборов

игрушек

птиц,

февраль

Оснащение

предметно-

животных, насекомых, изготовление панно.

развивающей среды

1.5.

Анализ

условий

реализации

проекта.

1.6.Определение

диагностики

и

критериев

оценки .

февраль

мониторинг

реализации

проекта

2 этап – основной (март, апрель).

Задача этапа: Внедрение плана мероприятий по произведениям писателей-натуралистов,

привлекая к сотрудничеству родителей.

2.1. Диагностика

март

Протокол обследования

2.2.Чтение произведений писателей-

натуралистов

Март-

апрель

Библиотека книг

2.3. Рассматривание книг, иллюстраций по

произведениям .

Март-

апрель

Пополнение библиотеки,

рисунки детей

2.4. Оформление книжного уголка

апрель

Книжки-самоделки

2.5.Экскурсия в библиотеку

апрель

Фото

2.6.Цикл занятий

Март-

апрель

Конспекты занятий

2.7.Продуктивная деятельность: аппликация по

п р о и з в ед е н и я м ,

л е п ка ,

ру ч н о й

т р уд ,

конструирование

из

природного

и

бросового

материала.

Март-

апрель

Поделки детей

2.8.Проведение игр: настольно-печатных,

дидактических, словесных, творческих,

драматизация, сюжетно-ролевая игра

«Библиотека».

Март-

апрель

Игротека

2.9.Музыкальная деятельность

Март-

апрель

Фонотека

2.10.Придумывание

различных

вариантов

продолжения сказок и рассказов;

-конкурс рисунков по произведениям;

-

оформление

альбома

«Мы

-

художники-

иллюстраторы»;

-выпуск «Лесной газеты»;

-составление книги «Красная книга Дона»

апрель

Рисунки

«Лесная газета»

Книга-самоделка

«Красная книга Дона»

Иллюстрированный

материал

3 этап - заключительный (апрель)

Задача этапа: Выявить и оценить степень сформированности гуманного отношения к

природе, благодаря произведениям писателей-натуралистов

3.1. Развлечение, викторина

апрель

Конспект

3.2.Анализ результативности.

апрель

Протокол обследования

3.3.

Обработка

и

оформление

материалов

проекта.

апрель

Педагогический проект

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

При

условии

реализации

данного

проекта

рассчитываем получить следующие

результаты:

-

совершенствуется

подход

педагогов

к

формированию

гуманного

отношения

дошкольников к природе через широкое использование и разнообразие форм работы над

произведениями художественной литературы писателей-натуралистов ;

- у дошкольников повысится уровень знаний и представлений о природе, что обеспечит

осознанное отношение к ней, дети станут более внимательно и бережно относиться к

живому миру природы;

- 80% детей будут относиться к книге не только как к развлечению, а как к источнику

познавательных интересов;

-75% родителей проявят заинтересованность к литературным произведениям,

повысят

свою компетентность и активно примут участие в реализации проекта ;

- дети и родители познакомятся с новыми формами работы с книгой и найдут ответы на

интересующие их вопросы.

-

будут

созданы

необходимые

условия

для

ознакомления

с

творчеством

В.В.Бианки,

Е.И.Чарушина, М.М.Пришвина; пополним библиотеку произведениями авторов; подберем

фонотеку; создадим уголок развивающих игр по ознакомлению детей с животным миром

и природой; оформим альбомы детских рисунков по произведениям авторов; изготовим

"Красную

книгу

Дона";

выпустим

«Лесную

газету»

2

номера;

внедрение

учебно-

дидактического

комплекса

"Мы-

друзья

природы":

медиатека,

конспекты

занятий

и

развлечений в рамках проекта.

План работы в образовательном процессе

Мероприятие

Цель

Период

В.В. Бианки

Беседа «Знакомство с

творчеством В. Бианки»

Познакомить детей с биографией В.

Бианки.

март

Чтение «Синичкин календарь.

Продолжать знакомить с

произведениями В.Бианки;

воспитывать добрые чувства к

животным и птицам, умение видеть

красоту родной природы; учить

слышать в музыкальном произведении

характер времени года.

март

Рассказ ребят по прочитанному

произведению В.Бианки

«Синичкин календарь» с показом

рисунков, выполненных

совместно с родителями

Закреплять знания месяцев и их

особенности;

март

Занятие «О тех, кто летает»

На примере произведений Бианки

расширить представления о птицах.

Учить видеть сходство и различие в их

внешнем виде и повадках

март

Музыкальная деятельность:

разучивание песен,

прослушивание аудиозаписей

«Голоса птиц» и «Звуки леса»

Учить

узнавать

птиц

по

голосам.

Воспитывать добрые чувства к птицам,

у м е н и е

с л а ж е н н о

и с п о л н я т ь

музыкальную композицию.

март

Прослушивание сказки «Чей нос

лучше»»

Учить воспринимать художественное

слово и понимать образный язык

произведений. Показать на примере

произведения взаимосвязь в природе.

март

Лепка «Птицы»

Учить передавать характерные

особенности внешнего вида и

движений птиц.

март

П/И: «Перелет птиц»

«Воробушки и кот»

«Перелет птиц»

«Совушка»

С п о с о б с т в о в а т ь

р е а л и з а ц и и

п о т р е б н о с т и

в

д в и г а т е л ь н о й

активности

март

Экскурсия в библиотеку.

Продолжать знакомить с правилами

апрель

поведения в общественных местах.

Уточнять представления о библиотеке.

Дать представление о создателях книг

– писателе и художнике-иллюстраторе.

Формировать бережное отношение к

книге.

Чтение «Мастера без топора»,

«Лесные домишки»

Дать научно-достоверные знания о

жизни птиц в природе. Учить

понимать идею произведения.

Март

Конструирование из природного

и бросового материала по

произведению В.Бианки «Лесные

домишки»

Учить

работать

с

природным

и

бросовым

материалом.

Развивать

воображение,

фантазию,

навыки

работы

с

различными

материалами.

Заинтересовать

детей

возможностью

экспериментировать с материалом.

Март

Чтение

«Как муравьишка домой

спешил»

Учить

понимать

идею

произведения,

выделять

средства

художественной

выразительности. Воспитывать добрые

чувства

к

животным,

умение

видеть

красоту родной природы.

март

Рисование по произведению

В.Бианки «Как муравьишка

домой спешил»

Учить

передавать

образ

животного.

Воспитывать аккуратность.

Март

Просмотр мультфильма по

произведению В.Бианки «Как

муравьишка домой спешил»

Расширять представления детей о

животном мире. Воспитывать любовь,

любознательность.

Март

Выпуск «Лесной газеты»

Дать почувствовать детям интерес к

созданию газеты, учить рисовать

животных и птиц, учить работать в

коллективе сообща.

Март

Е.И. Чарушин

Познавательная беседа

«Евгений Иванович Чарушин»

Просмотр авторских

презентаций «Биография

Е.И.Чарушина» «Путешествие

по произведениям

Е.И.Чарушина».

Познакомить детей с краткой

биографией жизни Е.И. Чарушина,

знакомить детей с творчеством

известного художника-иллюстратора

Е.И. Чарушина.

март

Чтение и прослушивание аудио

произведений Е.И.Чарушина о

Развивать интерес к художественной

литературе, понимать идею

Конец марта -

апрель

животных: «Томка»

«Как Томка научился плавать»

«Томка испугался»

«Томкины сны»

«Как Томка показался не

глупым».

произведения, замечать средства

художественной выразительности.

Лепка «Томка».

Учить детей передавать характерные

особенности животного в лепке

март

Знакомство с книгой «Большие

и маленькие»

Побуждать и поддерживать интерес

детей к художественной литературе о

животных. Дать детям научно –

достоверные знания о жизни животных

в природе.

апрель

Выставка поделок по

произведению «Большие и

маленькие»

Создать совместно с ребёнком и

родителями поделки по произведению

Е.И.Чарушина «Большие и маленькие».

апрель

Вечер загадок «Угадай, кто

это?».

Развивать у детей мышление при

отгадывании загадок. Способствовать

расширению кругозора детей,

сообразительности, смекалки, развивать

познавательный интерес.

апрель

Посещение выставки книг в

детской библиотеке

«Творчество Е.И.Чарушина».

Сформировать интерес к книгам,

иллюстрациям, творчеству Е.И.

Чарушина в целом.

апрель

Викторина «Большие и

маленькие».

Закрепить

знания

детей

о

творчестве

Е.И.Чарушина,

его

произведений;

р а з в и в ат ь

п а м я т ь ,

т в о р ч е с к у ю

деятельность детей.

апрель

М.М. Пришвин

Вводное занятие «Знакомство

детей с писателем

М.М.Пришвиным, чтение

рассказа «Этажи леса».

Рассматривание книг,

иллюстраций по произведениям

М. Пришвина

Цель: Знакомство детей с писателем

природоведом.

Развивать интерес к книгам о

животном мире.

апрель

Ручной

труд.

Коллективная

работа,

панно

«Этажи

леса»

( п р и р о д н ы й

и

б р о с о в ы й

Цель: Побудить детей к созданию

коллективного панно по произведению

М.М. Пришвина « Этажи леса»,

апрель

материал)

закрепить умение сотрудничать со

сверстниками.

Чтение рассказа М.М.Пришвина

«Лоси».

Цель: учить детей с уважением

относиться к животным, ведь они то

же, как и люди заботятся о своих

детенышах.

апрель

Знакомство детей с рассказами

Пришвина «Лисичкин хлеб»,

«Землеройка», «Журка», «Еж»

Придумывание различных

вариантов продолжения

рассказов.

Цель: познакомить детей с

творчеством Пришвина на примере

рассказов «Лисичкин хлеб»,

«Землеройка», убедить детей в том,

что человек должен быть добрым

хозяином природы.

Развивать творческую активность

детей, коммуникационные навыки

работы в мини-группах.

апрель

Аппликация по произведению

М. Пришвина «Еж»

Цель: передавать образ животного,

закреплять навыки пользованием

кисти, клея, воспитывать

аккуратность.

апрель

Итоговое занятие по творчеству

писателя М.М.Пришвина.

Цель:

закрепить

знания

детей

о

творчестве

Пришвина,

продолжать

воспитывать у них доброе отношение к

природе.

апрель

План работы с родителями

Мероприятие

Цель

Период

Анкетирование родителей

-анализ и оценка ситуации

Февраль

Акция «Подари книгу в

группу» (произведения о

природе)

-пополнить библиотеку

группы необходимыми

произведениями

апрель

Размещение статей,

консультации, презентации,

рекомендации по теме

проекта на сайте ДОУ

- информационное и

публикационное

обеспечение проекта

Февраль, март, апрель

Выставка рисунков по

произведениям В.Бианки

«Синичкин календарь»

- взаимодействие и

сотворчество родителей с

детьми

март

Создание книги - самоделки

«Синичкин календарь»

- взаимодействие и

сотворчество родителей с

детьми

март

Оформление выставки-

поделок «Большие и

маленькие»

- взаимодействие и

сотворчество родителей с

детьми

Конец марта- апрель

Выпуск «Лесной газеты»

- введение новой формы

взаимодействия педагогов и

родителей

апрель

Составление книги

«Красная книга Дона»

- пробудить интерес к

природе родного края

апрель

Интегративное качество «Имеет первичные представления о себе,

семье, обществе, государстве, мире и природе»

Диагностика уровня развития представлений о гуманном отношении детей седьмого

года жизни к природе, через ознакомление с произведениями писателей -

натуралистов

Задание 1.

Проблемные ситуации:

1. Дети как бы вы поступили, если бы в лесу встретили мальчика, который разоряет

гнездо птицы? Чтобы вы ему сказали? Правильно ли поступает мальчик и почему?

2. Мальчик Саша принёс в садик красивую бабочку и хвастается своей «добычей» перед

ребятами. Как вы думаете можно ли ловить насекомых и почему? Что бы вы сказали

Саше?

3. Дети принесли домой маленького ежика, которого нашли в лесу и решили оставить его

жить дома, но мама не разрешила. Как вы думаете почему?

Протокол обследования гуманного отношения к природе детей 6-7 лет.

Фамилия,

имя

Какие

произведения

Назови

писателей,

Решение

проблемных

Количество

Уровень

п/п

ребёнка

о природе ты

знаешь

которые

пишут о

природе,

животных

ситуаций

баллов

№ 1

2

№ 3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Высокий уровень (от 10 до 15 баллов) ребёнок самостоятельно называет произведения о

природе, фамилии писателей-натуралистов, анализирует проблемную ситуацию и находит

правильное решение, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой

обитания и соответствием условий потребностям.

Средний уровень (от5 до 9 баллов) ребёнок с помощью педагога называет произведения о

природе, затрудняется назвать произведения о животных, фамилии писателей, которые

пишут о природе, анализирует проблемную ситуацию и находит правильное решение. К

живому он относит преимущественно животных.

Низкий уровень (ниже 5 баллов) ребёнок молчит, помощь педагога не принимает.

Живыми считает неживые объекты, не относит к живому растения, имеет

недифференцированные представления о нормах отношения к животным и растениям.

Протокол обследования гуманного отношения к природе детей 6-7 лет.

п/

п

Фамилия,

имя ребёнка

Какие

произведения

о природе ты

Назови

писателей

, которые

Решение

проблемных

ситуаций

Количество

Уровень

знаешь?

пишут о

природе,

животных

баллов

№ 1

№2

№ 3

1.

Азарян Г.

2

2

1

2

2

9

с

2.

Возницкая

М.

3

3

3

2

3

14

в

3.

Деев К.

3

3

2

3

3

14

в

4.

Киндяшова

С.

3

3

2

3

3

14

в

5.

Колесник К.

2

3

3

2

2

10

в

6.

Окорокова

Р.

3

3

3

3

3

15

в

7.

Осипова М.

2

2

2

2

1

9

с

8.

Пышко Д.

3

3

3

3

3

15

в

9.

Сорокин Д.

3

3

3

3

3

15

в

10.

Холопов Т.

3

3

2

2

3

13

в

11.

Черных Р.

2

2

2

1

1

9

с

12.

Шевченко

М.

3

2

2

2

3

12

в

13.

Яковлева А.

3

3

3

3

3

15

в

14.

Соловьева

С.

3

3

2

3

3

14

в

15.

Ёлкина Д.

3

3

3

3

2

14

в

16.

Гринжола

К.

2

2

2

2

2

10

в



В раздел образования