Напоминание

«Методика и особенности проведения народной подвижной игры с детьми дошкольного возраста».


Автор: Мальцева Таисия Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «Методика и особенности проведения народной подвижной игры с детьми дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 63 общеобразовательного вида»

Консультация для педагогов

«Методика и особенности проведения народной подвижной игры

с детьми дошкольного возраста».

подготовила

и провела

инструктор по физкультуре

Мальцева Т.В.

г. Петропавловск-Камчатский

2020г.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник

радостных

эмоций

обладающий

великой

воспитательной

силой.

Народные

подвижные

игры

являются

традиционным

средством

педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей их

быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве,

желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и

красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую

выдумку, находчивость,

волю

и

стремление

к

победе. Передовые

представители

культуры

(К.

Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А.

Колоцца, Г. А. Виноградов и др.) призывали повсеместно собирать и

описывать

народные игры, чтобы донести до потомков национальный

колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа,

своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

В нашей

стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение культуры

разных народов в России, развиваются и совершенствуются национальные

традиции

в

искусстве

и

литературе,

содержащие

в

себе

богатейшие

фольклорные пласты, куда относятся и народные игры.

Народные подвижные игры, их особенности.

Дети

разных

национальностей,

посещая

детские

сады,

повседневно

общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и

танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры.

Педагог помогает старшим дошкольникам понять, что людей разных

национальностей

объединяет

любовь

к

Родине,

интерес

к

ее

много-

национальной

культуре

и

искусству,

дружба,

взаимопомощь,

уважение

к

человеку.

Особенности

жизни

и

труда

людей

зависят

от

природно-

климатических

условий

(на

севере

распространено

оленеводство,

рыболовство, в южных степных районах преобладает коневодство, в тайге

занимаются

охотой,

на

юге

выращивают

хлопок

и

т.

д.).

Это

находит

отражение в народных песнях, сказаниях, в движениях танца и игры. По

содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны

и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют

расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем

мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют

переход

детского

организма

к

более

высокой

ступени

развития.

Именно

поэтому

игра

признана

ведущей деятельностью ребенка-

дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания

малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей

перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя

во бору», «Олени и пастухи» и т.д.). Игровая ситуация увлекает и

воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги

непосредственно

характеризуют персонажей и их действия, которые надо

умело подчеркнуть в

образе, что требует от детей активной умственной

деятельности.

В

играх,

не

имеющих

сюжета

и

построенных

лишь

на

определенных игровых заданиях, также много познавательного материала,

содействующего

расширению

сенсорной

сферы

ребенка,

развитию

его

мышления

и

самостоятельности

действий.

Так,

например,

в

связи

с

движениями

водящего

и

изменением

игровой

ситуации

ребенок

должен

проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию,

поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату

(«Палочка-выручалочка»,

«Пятнашки»

и

др.).

Большое

воспитательное

значение

заложено

в правилах

игры.

Они

определяют

весь

ход

игры

регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют

формированию воли, т. е. они обеспечивают условия,

в рамках которых

ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например,

в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка,

стоящего в конце вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам

тебе своих детей ловить». Движениями водящего и изменением игровой

ситуации

ребенок

должен

проявить

сложную,

т.

е.

мгновенную

и

правильную

реакцию,

поскольку

лишь

быстрота

действий

приводит

к

благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.)

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они

определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их

взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают

условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у

него качества. Например, в игре «Коршун

и

наседка»

коршун должен

ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и

только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра

требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения

ориентироваться

в

пространстве,

проявления

чувства

коллективизма,

слаженности действий, взаимопомощи («один за всех и все за одного» —

цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора,

движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми

моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками,

потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое

значение и составляют ценнейший, неповторимый фольклор. Так, например,

зачины, которые по определению русского фольклориста А. Виноградова,

являются

как

бы

игровой

прелюдией,

дают

возможность

быстро

организовать игроков, настроить их на объективный

выбор

водящего,

безоговорочное

и

точное

выполнение

правил.

Этому

способствуют

ритмичность,

напевность

или

характерное

скандирование

считалок,

предшествующих игре:

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Я куплю себе дуду

И по улице пойду,

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води.

Помимо

считалок,

существуют

и жеребьевки

которые

также

создают

эмоциональное

настроение

и

увлекают

самим

процессам

игры.

Они

применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды.

Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они,

договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв

вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за

другом

проходят

или

пробегают

в

эти

воротца.

Последнего

ворота

задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:

Конь вороной остался под горой.

Выбираешь какого коня:

Сивого или златогривого?

Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся

на две команды и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более

короткие загадки: «Красное яблочко или золотое блюдечко?»,

«Ниточка или иголочка?» и т.п.

Считалки, напевно забавные певалки, занимательные диалоги быстро и

прочно запоминаются и с удовольствием договариваются детьми в их

повседневных игpax. Нараспев:

«Кто засмеется,

Губа задерется.

1,2,3,4,5

– с этих пор – молчать!» Народный фольклор устно передается от

поколения к поколению и никогда не стареет.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь

дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение

обширным

игровым

репертуаром,

а

также

методикой

педагогического

руководства.

Воспитатель,

творчески

используя

игру

как

эмоционально-

образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение,

добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры взрослый привлекает внимание ребят к ее содержанию,

следит за точностью движений,

которые

должны

соответствовать

правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие

указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное

настроение

и

взаимоотношения

играющих,

приучает

их

ловко

и

стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, называть

товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при

этом испытывать радость. Одним словом задача педагога заключается в

том, чтобы научить детей играть самостоятельно и с удовольствием.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка

или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми

текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит

детям большое удовольствие и избавит от скучного трафаретного знакомства

с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов

при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры

может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания.

Несюжетная

игра

объясняется

кратко,

лаконично,

эмоционально-

выразительно.

Взрослый

дает

представление

о

ее

содержании,

последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов

правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы

убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть

времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце

игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил

определенные

качества: смелость,

ловкость,

выдержку, товарищескую

взаимопомощь.

Сюжетную народную игру тоже можно объяснять по-разному. Например,

воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру

им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства,

заинтересовывает

национальными

обычаями,

фольклором.

Или

можно

образно, но кратко рассказать о сюжете игры, но яснить роль водящего, дать

прослушать диалог, если он имеется («Гуси-лебеди». «Редьки», «Мак»,

«Ястреб и утки» и т.д. перейти к распределению ролей, которое,

помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего

в

соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активи-

зировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать

на

примере

активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу

самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью

показать

ответственность

роли

водящего,

от

действий

которого

зависит,

например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных

игроков).

Взрослому следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы

научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они

приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания

и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям

окружаюшей среды, находить выход из критического положения, быстро

принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять

инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые

им в будущей жизни.

Итак,

народные

игры

в

комплексе

с

другими

воспитательными

средствами представляют собой основу начального этапа формирования

гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе

духовное

богатство,

моральную

чистоту

и

физическое

совершенство.

Работая с детьми, взрослому надо помнить, что впечатления детства

глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент

для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего

проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Литература: Детские

подвижные

игры

народов

СССР:

Пособие

для

воспитателя дет. сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осо-киной.—М.:

Просвещение, 1988.—239 с.

Русские народные подвижные игры

Русская народная подвижная игра

«Городки». (Чушки. Рюхи. Деревянные бабки)

Цель игры — выбить из города противника все рюхи. На земле чертят два

города и на некотором расстоянии, которое определяется по дого-

воренности, отмечают чертой место, с которого играющие будут метать

биту. В каждом городе ставят городки — рюхи. Играющие делятся на две

команды, равные по силе и ловкости. В каждой команде есть свой ве-

дущий. Начинает игру та команда, которая это право получила по жребию.

Игроки одной из команд выбивают городки из города противника. Пока не

разожжен город, т. е. не выбито из него ни одной рюхи, бьют с кона; когда

же

разожгут

город,

то

получают

право

бить

с

полукона,

т.

е.

ближе

к

расположению фигур.

По условию бьют по очереди: сначала игроки одной команды, а затем другой.

Называются рюхи так и складываются по-разному:

1. Плашмя, одна рюха около другой.

2. Плашмя, одна рюха стоит.

3. Рюхи лежат боковой поверхностью вперед.

4. Рюхи стоят в два ряда.

5. По одной.

6. Парами.

7. Фигура «Гвоздь».

8. Фигура «Слон».

9. Фигура «Ворота».

10. Фигура «Поезд».

11. Фигура «Колотушка».

12. Фигура «Фонарь».

13. Фигура «Бутылка».

14. Фигура «Колодец».

Правила игры. Каждый играющий бьет только один раз. Если

первый игрок выбил рюху, то все остальные бьют с полукона. Если

бита при отбивании рюх не выкатилась из города, то остается там, пока

не будет выбита другим игроком этой же команды вместе с рюхами.

По окончании игры команды меняются городами. Рюха считается выбитой,

если она лежит за чертой города. Каждая команда имеет по две

биты.

Рюхи

ставят

у передней черты города или на ней на равном

расстоянии от боковых сторон. Игра кончается, когда из города выбиты все

рюхи. Проигрывает та команда, которая не успела выбить все городки.

Русская народная подвижная игра

«Молчанка»

Перед началом игры все играющие произносят певалку:

Перевенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По cвежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок —

Молчок!

Как

скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий

старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и

потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется

или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры

дети cвои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки,

читают

стихи,

танцуют,

выполняют

интересные

движения.

Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до

играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

Русская народная подвижная игра

«Пчелки и ласточка»

Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают:

Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни

ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом

она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится

ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки

должно быть на возвышении.

Русская народная подвижная игра

«Обыкновенные жмурки»

Одному

из

играющих

жмурке

завязывают

глаза,

отводят

его

на

середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем

спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

—Квас!

– Лови мышей, а не нас. После этих слов участники игры разбегаются, а

жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о

который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув:

«Огонь!» Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока,

который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за

какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от

жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка

должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

Русская народная подвижная игра

«Лапта»

Оборудование: небольшой резиновый

мяч и лапта — круглая палка

(длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см).

На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны

площадки находится город, а с другой— кон. Участники игры делятся на две

равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а

другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой за-

бивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в

город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они

могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на

более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего,

они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра

продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие

бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам

удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их

выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

Нередко

случается

и

так,

что

тот,

кто

ударил

по

мячу,

не

смог

сразу

перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок,—

тогда

за

линию

кона

бегут

два

игрока.

Может

создаться

более

трудное

положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за

линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды.

Если

он

промахнется,

то

игроки

города

уступают

свое

место

водящим.

Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому,

кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.

Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не

перебежал за линию кона.

Используемая литература.

Детские

подвижные

игры

народов

СССР:

пособие

для

воспитателя

дет

сада/Сост. А.В.Кенеман; под ред. Т.И.Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. –

239с.



В раздел образования