Напоминание

"Применение семейной психотерапии в коррекции синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ) у младших школьников"


Авторы: Ступина Татьяна Владимировна, Лабун Владимир Ильич
Должность: педагог-психолог, Врач-психиатр
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1601 им. Героя Советского Союза Е.К.Лютикова
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья.
Тема: "Применение семейной психотерапии в коррекции синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ) у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Москвы «Школа № 1601

имени Героя Советского Союза Е.К.Лютикова»

Применение семейной психотерапии в коррекции синдрома гиперактивности

с дефицитом внимания (СДВГ) у младших школьников

Врач-психиатр, психотерапевт, к.м.н. В.И.Лабун,

педагог-психолог Т.В.Ступина

ГБОУ Школа № 1601 Северного административного округа г. Москвы

За последние 3 года в ГБОУ Школа№ 1601 в начальных классах было

выявлено 14 детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

(СДВГ). В работе с ними принимали участие разные специалисты (педагоги-

психологи школы, врач-психотерапевт, педиатр, логопед, инструктор ЛФК,

массажисты, педагоги дополнительного образования), что дало возможность

обеспечить комплексный подход в коррекции этой проблемы у младших

школьников

и

адаптировать

их

к

достаточно

высоким

программным

требованиям.

Психологическая работа с учениками, у которых выявлялись признаки

СДВГ,

проводилась

по

нескольким

направлениям:

систематическое

отслеживание

психологического

и

психолого-педагогического

статуса

ребенка в динамике его развития;

оказание психологической поддержки с

элементами

психокоррекции;

проведение

тематических

игр,

тренингов,

направленных на снижение тревожности, повышение уровня адаптации и

мотивации

к

учебе,

тренировку

функции

внимания;

обучение

взаимодействию

и

улучшению

общения

со

сверстниками,

основам

аутотренинга;

групповые

и

индивидуальные

занятия

по

развитию

познавательной, эмоционально–волевой сферы, по коррекции самооценки, по

улучшению произвольного контроля за движениями и действиями. Также в

Центре образования функционирует игровая комната и кабинет релаксации,

где

с

детьми

проводятся

игры

на

снятие

внутреннего

напряжения,

проигрывание ситуаций с агрессией, коррекцию механизмов эмоционального

реагирования, развитие навыков социально приемлемого поведения.

Особое внимание было уделено работе с мамами (опекунами) детей и с

семейным

окружением

(отцы,

бабушки,

дедушки).

Сначала

проводилось

информирование

и

просвещение

близких

об

особенностях

этого

патологического состояния у детей и конкретно у их ребенка, объяснялись

биологическая

основа

и

хронический

характер

этого

заболевания,

доказывалась

необходимость

проводить

комплекс

организационных

и

лечебных

мероприятий,

направленных

на

достижение

максимально

возможной адаптации младшего школьника к учебным и дисциплинарным

требованиям.

В процессе общения педагогов-психологов школы и психотерапевта с

мамами этих детей было выявлено два основных варианта внутрисемейного

реагирования. При первом варианте, они не осознавали наличие у их ребенка

заболевания

СДВГ,

говорили,

что

просто

их

ребенок

«живчик»

или

«моторчик»,

«шустрик»,

что

большинство

мальчиков

в

их

возрасте

непоседливы,

излишне

подвижны,

конфликтны

с

ребятами,

нарушают

дисциплину

на

уроках

и

переменах.

Такие

мамы

как

бы

внутренне

сопротивлялись попыткам сотрудников школы принять участие в оказании

специальной

помощи

их

детям,

ссылались

на

загруженность

на

работе,

отсутствие

времени

для

занятий

с

ребенком.

Некоторые

из

них

перекладывали

ответственность

за

неправильные

и

антидисциплинарные

формы

поведения

их

детей

на

школу

и

педагогов.

И

только

когда

они

сталкивались с тем, что нависла угроза массивной неуспеваемости по многим

предметам, а также при совершении их детьми в отношении сверстников

агрессивных действий (вербальных и не вербальных) с нанесением телесных

повреждений,

начинали

проявлять

стремление

к

сотрудничеству

с

психологами и психотерапевтом.

При

втором

варианте

внутрисемейного

реагирования

мамы

воспринимали

гиперактивного

ученика

как

«ребенка-катастрофу».

У

них

выявлялась

повышенная

тревожно сть,

астениче ские

р е а к ц и и ,

гипертрофированное чувство вины. Они считали себя виноватыми в том, что

не смогли правильно выбрать модель воспитания ребенка, признавали, что

«упустили»

его

и

не

знают

«что

делать

дальше».

Жаловались

врачу

на

усталость, повышенную утомляемость, чувство отчаяния и опустошенности,

страха за будущее своих детей.

Они говорили о том, что их «нервы на

пределе»,

что

не

могут

больше

выносить

проявления

гиперактивности

ребенка. В то же время эти матери активно искали помощи, внимательно

слушали и выполняли дома советы и рекомендации специалистов. Некоторые

из них задавали вопрос, могут ли они принимать сами прописанные их детям

седативные и ноотропные средства.

После знакомства с мамами и другими родственниками проблемных

детей,

выяснения

их

психологических

особенностей

и

отношения

к

заболеванию

СДВГ

у

их

ребенка,

начинался

следующий

этап

семейной

терапии. Родителей знакомили с общими принципами воспитания детей с

СДВГ (терпение, последовательность и настойчивость, Заваденко Н.Н., 2005),

давались

листки

с

перечнем

воспитательных

рекомендаций,

обьяснялась

необходимость

согласованности

действий

всех

членов

семьи

в

вопросах

воспитания ребенка – избегание контрастного стиля. Также разьяснялась

целесообразность соблюдения принципа предварительного планирования и

структурирования времени – слабого места гиперактивных детей, Barkley

R.A., 1990).

Безусловным

фактором

улучшения

ситуации

являлось

создание

позитивной

модели

отношения

к

ребенку,

так

как

психологические

особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к

отрицательным

стимулам

очень

высок.

Поэтому

они

невосприимчивы

к

выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу.

На занятиях с психотерапевтом и психологами родители обучались как

общаться

с

ребенком,

используя

язык

«Я-посланий»,

преимуществу

пользования «языком принятия» (этот язык поясняет, что другой человек

принимается таким, какой он есть через жесты, положение тела, мимику или

через

вербально

сообщаемое

принятие

взаимоотношения

через

коммуникацию,

активное

слушание).

Вместе

со

специалистами

родители

осваивали метод общения с ребенком под названием «коммуникация без

поражений» (Гребенкин Е.В., 2006), когда на основе взаимного уважения

осуществляется

коммуникация

в

обоих

направлениях

между

детьми

и

родителями, вырабатывается позиция, приемлемая для обеих сторон.

Также мамы и близкие обучались техникам, позволяющим изменять

поведение ребенка. Им объяснялось, что желаемые формы поведения должны

подкрепляться,

то

есть

вознаграждаться

(Barkley

R.A.,

1989).

При

этом

подкрепления

или

вознаграждения

должны

быть

привлекательными

для

ребенка,

и

для

того,

чтобы

они

оказывали

действие,

он

к

ним

должен

стремиться.

В

начале

коррекционной

работы

допускалось

применение

материальных

подкреплений,

применяемых

систематически

в

виде

так

называемых «талонов», которые дети могли обменять на ранее оговоренные

вознаграждения. Родителям разъяснялось, что одна из действенных форм

вознаграждения

это

отношение

других

лиц,

то

есть

социальное

подкрепление

при

помощи

внимания,

похвалы,

подбадривания

или

совместной

деятельности.

С

другой

стороны,

с

целью

коррекции

нежелательных форм поведения ребенка допускалось «лишение внимания».

Оговаривалось, что допустимо применение техники «тайм-аут» – методики

временной изоляции, применяемой в тех случаях, когда поведение ребенка

становится

неконтролируемым.

Ребенка

на

короткое

время

(5-20

минут

учитывая возрастные особенности) выводят на заранее оговоренное место,

например, в другую комнату (Barkley R.A., 1990, Монина Г., Лютова-Робертс

Е., Чутко Л., 2007).

Эффективным

приемом

было

выстраивание

вместе

с

близкими

школьника

«лестницы

проблем»

(Шевченко

Ю.С.,

2003).

Это

давало

возможность

осуществить

в

работе

с

проблемным

ребенком

поэтапный

принцип коррекции внутри семьи и двигаться от решения простых задач

к более сложным.

В

р я д е

с лу ч а е в

д ля

с н я т и я

п о в ы ше н н о й

т р е в о ж н о с т и ,

раздражительности,

повышенной

эмоциональной

лабильности

и

утомляемости

у

матерей

проводилось

их

обучение

методике

релаксации

(аутотренинг

в

домашних

условиях).

Некоторым

мамам

давались

рекомендации провести курс седативной, ноотропной и сосудистой терапии.

Проводимые

ими

мероприятия

положительно

сказывались

на

детях

(подтверждение

положения,

что

лечение

ребенка

с

СДВГ

целесообразно

начинать с родителей).

*

В результате проведённой

развивающей и …… работы с детьми

(СДВГ)

и

родителями

младшего

школьного

возраста

была

выявлена

положительная

динамика:

у

учащихся

улучшились

коммуникативные

навыки, повысились уровни развития

внимания, восприятия и школьной

мотивации.

Снизился уровень агрессивности, тревожности, а также частота

обращений

педагогов

и

родителей

по

дисциплинарным

вопросам.

С

результатами

развивающей

работы

ознакомлены

родители

учащихся

и

педагоги.

Совместная работа психолога, врача-психотерапевта, педиатра, логопеда,

инструктора ЛФК, массажистов, педагогов дополнительного образования и

родителей является, эффективной с детьми СДВГ, только в том случае если

проводится, систематически и комплексно. *

Таким образом, накопленный опыт показывает, что семья и близкие

гиперактивного ребенка могут сами стать эффективными и полноправными

участниками терапевтического процесса. Семейная психотерапия наряду с

индивидуальной

и

групповой

психокоррекцией,

лечебной

педагогикой,

медикаментозным

сопровождением

занимает

важное

место

в

лечении

и

адаптации

младших

школьников

к

требованиям

программы

и

психологическим нагрузкам в социуме школы.



В раздел образования