Автор: Петрякова Жанна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности музыкального воспитания и обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для дошкольников "Музыкальные странички"
Раздел: дополнительное образование
Название статьи: «Особенности музыкального воспитания и обучения программы для
дошкольников «Музыкальные странички»
Фамилия, имя, отчество автора: Петрякова Жанна Николаевна
Полное наименование организации: Государственное Бюджетное Учреждение
Дополнительного Образования Детей Дворец творчества детей и молодежи «Молодежный
творческий Форум Китеж плюс» (ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж
плюс»)
Город: Санкт-Петербург
Должность автора: педагог дополнительного образования
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых
уже на первом году жизни ярко выражены - ладовое чувство, музыкально-слуховые
представления и чувство ритма, это свидетельствует о музыкальности; у других детей -
позже, труднее.
Наиболее
сложно
развиваются
музыкально
-
слуховые
представления
-
способность
воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на
музыкальном инструменте. Но отсутствие раннего проявления способностей, не является
показателем
слабости
или
тем
более
отсутствие
способностей.
Раннее
проявление
музыкальных
способностей
наблюдается,
как
правило,
именно
у
детей,
получающих
достаточно богатые музыкальные впечатления.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Музыкальные странички» (далее программа) - программа по музыкальному развитию,
воспитанию и обучению дошкольников. Данная программа предназначена для детей от 3,
5
до 5 лет. Главной целью программы выступает приобщение детей к музыкальному
искусству, развитие музыкальных и творческих способностей детей. В соответствии с
ФГОС дошкольного образования, где основными задачами музыкального развития детей
являются:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- развития восприятия музыки;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Эти
задачи
реализуются
в
образовательной
области
«Художественно-эстетическое
развитие». Целевые ориентиры художественно-эстетического развития в соответствии с
ФГОС – это социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе
завершения
дошкольного
образования.
А
в
музыкальном
развитии
ребенка
такими
ориентирами являются:
-
проявляет
инициативу
и
самостоятельность
в
различных
видах
музыкальной
деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной
деятельности;
- использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
-
подвижен,
вынослив,
владеет
основными
движениями,
может
контролировать
свои
движения и управлять ими и другое. Содержание музыкального образования (воспитания
и обучения) включает в себя музыкальные знания, умения и навыки.
В результате освоения программы «Музыкальные странички»
У учащихся сформируются:
- навыки игры на элементарных музыкальных инструментах;
- навыки исполнения музыкально-пальчиковой гимнастики;
- музыкально-ритмические навыки;
Учащийся
- приобщаться к различным видам музыкальной деятельности (пение, слушание, игра на
музыкальных инструментах);
- познакомятся с многообразием музыкальных форм и жанров.
У учащихся разовьются:
- музыкальные способности (слух, внимание, чувство ритма, музыкальная память);
- двигательная сфера (формирование основных двигательных навыков - координацию,
пластику движений);
- интерес и любовь к музыке;
- координация, пластика движений;
- коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование
музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
У учащихся воспитаются:
- навыки к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыкальном
произведении, исполнять песни, быть ведущим в какой-либо игре.
- музыкальный вкус.
У учащихся сформируется доброжелательное отношение друг к другу.
Музыкальные
занятия
являются
важным
этапом
музыкального
воспитания
детей.
В
результате
ребенок
приобретает
самый
большой,
в
сравнении
с
другими
видами
деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие -
мышление.
Основная форма проведения занятия – занятие-игра с элементами учебной деятельности.
Также в работе используются такие формы проведения занятий как концерт и праздник.
Занятие
строится
определенным
образом:
звонок
в
колокольчик,
приветствие
по
ладошкам,
музыкальная
пальчиковая
гимнастика,
музицирование
на
музыкальных
ритмических инструментах (ложки, треугольники, кастаньеты, бубенцы и т.п.),
теория
музыки (гамма До – мажор, мелодия, темп, ритм и т.п.), слушание музыки, распевание,
пение, музыкально-ритмические движения под музыку, пляски, игры, хороводы, конец
занятия
–
звонок
в
колокольчик.
Занятия
проводятся
с
учетом
умственной
и
эмоциональной нагрузки детей. Устанавливается преемственность развития музыкальных
способностей
в
процессе
приобретения
навыков,
знаний,
усвоения
музыкальных
произведений.
Обеспечивается
связь
и
последовательность
видов
музыкальной
деятельности и разучиваемого материала. Учитываются возрастные возможности детей.
Знакомство ребенка с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и
эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и
любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования
основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.
Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во
время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного
аппарата,
облегчается
процесс
социализации,
развивается
художественное
мышление,
чувство
прекрасного.
Музыкальное
воспитание
детей
–
одна
из
важнейших
задач
гармоничного развития личности. Средствами музыки дети приобщаются к культурной
жизни, у них развивается эстетический вкус, расширяется кругозор.
Музыка
обогащает
духовный
мир
ребёнка,
побуждает
к
общению,
творческой
деятельности.
На
занятиях
музыкой
у
детей
пробуждается
активный
интерес
к
окружающей среде, складываются нравственные понятия, стимулируется мыслительная
деятельность.
Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и
укрепляет их физические силы. Музыка создаёт жизнерадостное настроение, повышает
тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Когда ребёнок шагает под звуки
марша,
у
него
меняется
осанка,
появляется
уверенность,
твёрдость
в
движениях;
в
процессе пения укрепляются голосовые связки, увеличивается объём дыхания.
Основным фактором по усвоению содержания является развивающий характер обучения.
Он предполагает метод упражнения, повторения, возвращения к пройденному на новом
этапе. Неразрывно с ним связан воспитывающий характер, главным в котором является
заинтересованность ребёнка музыкой, увлечение ей, стремление быть активным.