Автор: Середина Ирина Алексеевна
Должность: Воспитатель ИЗО
Учебное заведение: МБДОУ №60
Населённый пункт: Г.Владикавказ РСО-Алания
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Картотека дидактических игр по ИЗО"
Раздел: дошкольное образование
«Подбери по цвету»
Цель: закрепление и уточнение
названий цветов. Включение
элементов самоконтроля в
процесс восприятия цвета.
Игровой материал: коробка с
цветными карандашами (не менее
12).
Ход работы. Педагог показывает
детям один из цветов, просит его
назвать и найти предмет такого
же цвета в кабинете.
«Маленькие художники»
Цель: Совершенствование
цветовосприятия и
цветоразличения.
Игровой материал: Набор
картинок «Овощи и фрукты» и
набор цветных кружков (можно
использовать набор гуашевых
красок в баночках не менее 12
цветов).
Ход работы. Педагог раздаёт
детям картинки с овощами и
предлагает подобрать цветной
кружок (краску) к своему овощу
или фрукту. Затем обвести
пальчиком по контуру
нарисованные овощи и фрукты,
уточнить форму и назвать цвет.
«Золушкины игры».
Цель: Развитие мелкой моторики,
совершенствование восприятия
формы.
Игровой материал: Картинки с
силуэтными изображениями
грибов, пуговицы или фасоль.
Ход работы. Педагог предлагает
выложить пуговицами по
контуру гриба.
« С какого дерева листочек».
Цель: Закрепление знаний о
названиях деревьев.
Совершенствование восприятия
формы листьев.
Игровой материал: набор
картинок «Деревья и листья».
Ход игры: Педагог показывает
картинку с деревом. Дети
называют его. Предлагается
одному из детей выйти к столу и
найти картинку с листиком от
этого дерева. Подумать и сказать,
на что по форме похож этот лист.
В этом могут помочь и другие
дети.
«Осенние листья».
Цель: Упражнять в выборе
листьев по определённому цвету,
совершенствование восприятия
цвета и формы. Развитие умения
сравнивать, быстро
реагировать на словесный сигнал.
Игровой материал: два набора
картонных листьев деревьев
разных цветов.
Ход работы. Один набор
раздаётся детям, другой у
педагога. Он показывает листок и
говорит: «Раз, два, три такой
листочек лети».
«Выложи из палочек ежа».
Цель: Развитие воображения,
учить создавать схематичное
изображение.
Игровой материал: наборы с
счётными палочками по кол-ву
детей.
Ход работы. Педагог предлагает
детям подумать и выложить из
счетных палочек изображение
ежа.
«Тактильные дощечки».
Цель: развитие образного
мышления, творческого
воображения.
Игровой материал: дощечка №1 -
кусочек пушистого натурального
меха; дощечка №2 - кусочек
искусственного меха; дощечка
№З - ткань типа фланели или
байки; дощечка №4- наждачная
бумага.
Ход работы. Педагог предлагает
закрыть глаза и представить, что
дети попали в лес. В лесу стоит
теремок, а в теремке живут…
погладь дощечку и назови кого
ты гладишь. Педагог может и
сам предложить детям погладить
зайчика, лисичку, ёжика и т.п..
«Аквариум».
Цель: Развитие зрительного
внимания, совершенствование
восприятия формы тела рыбки.
Игровой материал: картинка
аквариум, силуэты: Золотая
рыбка, меченосец, гуппи, улитка.
Ход работы. Рассмотреть
картинку аквариума и рыбок.
Уточнить форму тела, строение
рыбки.
Затем педагог предлагает закрыть
глаза и меняет местами
обитателей аквариума. Дети
должны назвать «кто поменялся
местами?».
«Геометрическая мозаика.
Зайчик».
Цель: Развитие воображения.
Учить создавать схематичное
изображение животного.
Игровой материал: Два набора
геометрических фигур (овалы
разного размера) для
фланелеграфа.
Ход работы. Педагог предлагает
одному из детей на фланелеграфе
выложить фигурку сидящего
зайчика. При необходимости
привлекаются к помощи и другие
дети. Из второго набора детям
предлагается выложить фигурку
зайчика, который «встал как
столбик под сосной».
«Собери снежинку».
Цель: развитие умения
анализировать, формирование
сообразительности,
сосредоточенности.
Игровой материал: разрезные
картинки из 3-4 частей с
изображением снежинок.
Ход работы. Педагог предлагает
рассмотреть части картинки и
составить картинку снежинки.
Затрудняющимся детям
предложить образец.
«Геометрическая мозаика.
Цыплёнок».
Цель: Развитие воображения,
умения создавать схематичное
изображение. Формирование
умения абстрагироваться от
второстепенных деталей, выделяя
основную форму. Воспитание
навыков сотрудничества.
Игровой материал: набор счётных
палочек и геометрических фигур
по одному на пару детей.
Ход работы. Педагог предлагает
выложить из геометрических
фигур и счётных палочек силуэт
цыпленка.
«Собери семью».
Цель: развитие внимания,
совершенствование восприятия
формы и строения.
Игровой материал: Цветные
изображения домашних птиц
(куринная семья, утиная семья).
Ход работы. Педагог
раскладывает перед детьми
картинки с изображением
взрослых птиц, просит
рассмотреть их, вспомнить
названия, найти сходство и
различия. Выясняет, знают ли
дети, какие из этих птиц умеют
плавать. Затем педагог
показывает детям изображения
цыпленка, цыплят, гусенка, гусят,
раздаёт изображения детям и
предлагает собрать семью.
«На кормушке»
Цель: Совершенствование
восприятия формы, строения и
внешнего вида птиц. Развития
умения ориентироваться в
пространстве.
Игровой материал: картинки с
птицами, картинка с кормушкой.
Ход работы. Педагог предлагает
рассмотреть птиц, которые
прилетели на кормушку. Назвать
их отличительные особенности.
Затем педагог предлагает назвать,
где находятся птицы (над
кормушкой, на кормушке, слева
от кормушки и т.д.). Просит детей
вспомнить, чем можно накормить
птиц.
«Укрась рукавичку
геометрическими фигурами».
Цель: Развитие умения
построения узора, принимая во
внимание пространственные
отношения между его
элементами, соблюдая
симметричность. Воспитание
навыков сотрудничества.
Игровой материал: силуэтные
изображения рукавичек на
правую и левую руку, набор
геометрических фигур один на
пару детей.
Ход работы. Педагог предлагает
украсить рукавички узором из
геометрических фигур. ( Можно
предложить каждой паре детей
украсить рукавички одинаковым
узором.)
«Назови пальчики».
Цель: развитие моторики,
закрепление названий пальцев
руки.
Ход работы. Педагог читает
стихотворение:
Мой мизинчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил
С этим братцем щи варил.
С этим братцем песни пел.
Ну а этого встречал и конфеткой
угощал.
Дети показывают пальчики, затем
называют их.
«Выложи узор».
Цель: Развитие умения
построения узора, принимая во
внимание пространственные
отношения между его
элементами, соблюдая
симметричность. Воспитание
навыков сотрудничества.
Игровой материал: силуэтные
изображения предметов одежды,
набор геометрических фигур
один на пару детей.
Ход работы. Педагог предлагает
украсить одежду для кукол. Даёт
указание, что узор должен
располагаться в центре и по
краям.
«Когда весело, когда грустно».
Цель: развитие умения
определять настроение картинки
по её цветовой гамме.
Игровой материал: иллюстрации
из книг.
Ход работы. Педагог показывает
иллюстрацию и предлагает детям
определить, какое настроение она
вызывает, объяснить свой выбор.
«Когда это бывает».
Цель: Закрепление знаний о
временах года, развитие связной
речи, внимания, выдержки.
Ход работы. Педагог называет
признак или показывает
схематичную картину с
признаком времени года и просит
детей назвать когда это бывает.
«Разрезные картинки».
Цель: развитие умения
сравнивать, обобщать, правильно
называть предмет; формирование
сообразительности,
сосредоточенности
Игровой материал: разрезные
картинки из 5-6 частей с
изображением овощей и фруктов.
Ход работы. Педагог предлагает
рассмотреть части и составить
картинку без образца.
«Куда плывёт рыбка».
Цель: Развитие зрительного
внимания и ориентировки в
пространстве.
Игровой материал: картинка
аквариум, силуэты рыбок.
Ход работы. Рассмотреть
картинку аквариума и рыбок.
Уточнить форму тела, строение,
местонахождение рыбки.
Затем педагог предлагает закрыть
глаза и меняет местами
обитателей аквариума. Дети
должны назвать, что изменилось?
«Чьи детки».
Цель: Закрепление знаний о
названиях деревьев, их строении
и отличительных особенностях.
Воспитание навыков
сотрудничества.
Игровой материал: набор
картинок: деревья, листья и
плоды.
Ход игры: Педагог показывает
картинки с деревьями и говорит,
что каждое дерево имеет свои
листья и плоды. Затем картинки с
деревьями, листьями и плодами
раздаются детям. Детям
предлагается найти дерево. с
которого упали «детки».
« Найди по силуэту»
Цель: развитие наглядного
мышления, внимания, образной
памяти. Игровой материал:
бумажные фигурки сказочных
героев.
Ход работы. Педагог с детьми
рассматривает фигурки
сказочных героев со всех сторон,
объясняет, что такое
силуэт( накладывает фигурку-
шаблон на чистый лист бумаги
и обводит её карандашом).
Затем, переворачивает несколько
фигурок обратной стороной и
просит найти героев сказки.
«Рисовальный конструктор».
Цель: развитие воображения,
развитие умения создавать образы
на основе схематического
изображения.
Игровой материал: листы бумаги
с контурным изображением
геометрической фигуры,
карандаши.
Ход работы. Педагог с детьми
рассматривает нарисованные
геометрические фигуры. Затем
раздает детям по одной фигурке и
предлагает дорисовать её, чтобы
получилось изображение
предмета.
«Оденем кукол на прогулку».
Цель: Упражнять в нахождении
оттенков темнее или светлее
заданного цвета.
Игровой материал: 4 пальто
красного, зелёного, синего,
коричневого цветов. 8 шапочек и
8 пар сапожек. Половина шапочек
и сапожек более светлых
оттенков, чем пальто, остальные
более тёмных оттенков.
Ход работы. Педагог вызывает
ребёнка и предлагает подобрать
одежду кукле для прогулки: к
красному пальто подобрать более
светлые сапожки и более тёмную
шапочку и т.д.. Можно вызвать
сразу троих детей и предложить
им подобрать более темные
шапочки и сапожки, чем пальто.
«Составь узор на круге».
Цель: Развитие умения
построения узора, принимая во
внимание пространственные
отношения между его
элементами, соблюдая
симметричность. Воспитание
навыков сотрудничества.
Игровой материал: бумажные
круги, набор геометрических
фигур один на пару детей.
Ход работы. Педагог предлагает
украсить тарелочку для кукол.
Даёт указание, что узор должен
располагаться в центре тарелочки
и по краям.
«Цветные краски».
Цель: Формировать
представление
о
холодных
и
тёплых цветах.
Игровой материал: иллюстрации
времен года, бумажные цветные
квадратики
холодных
и
теплых
цветов.
Ход работы. Педагог предлагает
детям
рассмот реть
з и м н и е
и л л ю с т р а ц и и
и
о б р а т и т ь
в н и ма н и е
н а
ц ве т
к р а с о к ,
которыми пользовался художник.
Предлагает
детям
подобрать
цветные
квадратики,
которые
соответствовали бы этим краскам.
Уточняет понятие тёплые цвета,
холодные цвета.