Напоминание

"Картотека дидактических игр по ИЗО"


Автор: Середина Ирина Алексеевна
Должность: Воспитатель ИЗО
Учебное заведение: МБДОУ №60
Населённый пункт: Г.Владикавказ РСО-Алания
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Картотека дидактических игр по ИЗО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Подбери по цвету»

Цель: закрепление и уточнение

названий цветов. Включение

элементов самоконтроля в

процесс восприятия цвета.

Игровой материал: коробка с

цветными карандашами (не менее

12).

Ход работы. Педагог показывает

детям один из цветов, просит его

назвать и найти предмет такого

же цвета в кабинете.

«Маленькие художники»

Цель: Совершенствование

цветовосприятия и

цветоразличения.

Игровой материал: Набор

картинок «Овощи и фрукты» и

набор цветных кружков (можно

использовать набор гуашевых

красок в баночках не менее 12

цветов).

Ход работы. Педагог раздаёт

детям картинки с овощами и

предлагает подобрать цветной

кружок (краску) к своему овощу

или фрукту. Затем обвести

пальчиком по контуру

нарисованные овощи и фрукты,

уточнить форму и назвать цвет.

«Золушкины игры».

Цель: Развитие мелкой моторики,

совершенствование восприятия

формы.

Игровой материал: Картинки с

силуэтными изображениями

грибов, пуговицы или фасоль.

Ход работы. Педагог предлагает

выложить пуговицами по

контуру гриба.

« С какого дерева листочек».

Цель: Закрепление знаний о

названиях деревьев.

Совершенствование восприятия

формы листьев.

Игровой материал: набор

картинок «Деревья и листья».

Ход игры: Педагог показывает

картинку с деревом. Дети

называют его. Предлагается

одному из детей выйти к столу и

найти картинку с листиком от

этого дерева. Подумать и сказать,

на что по форме похож этот лист.

В этом могут помочь и другие

дети.

«Осенние листья».

Цель: Упражнять в выборе

листьев по определённому цвету,

совершенствование восприятия

цвета и формы. Развитие умения

сравнивать, быстро

реагировать на словесный сигнал.

Игровой материал: два набора

картонных листьев деревьев

разных цветов.

Ход работы. Один набор

раздаётся детям, другой у

педагога. Он показывает листок и

говорит: «Раз, два, три такой

листочек лети».

«Выложи из палочек ежа».

Цель: Развитие воображения,

учить создавать схематичное

изображение.

Игровой материал: наборы с

счётными палочками по кол-ву

детей.

Ход работы. Педагог предлагает

детям подумать и выложить из

счетных палочек изображение

ежа.

«Тактильные дощечки».

Цель: развитие образного

мышления, творческого

воображения.

Игровой материал: дощечка №1 -

кусочек пушистого натурального

меха; дощечка №2 - кусочек

искусственного меха; дощечка

№З - ткань типа фланели или

байки; дощечка №4- наждачная

бумага.

Ход работы. Педагог предлагает

закрыть глаза и представить, что

дети попали в лес. В лесу стоит

теремок, а в теремке живут…

погладь дощечку и назови кого

ты гладишь. Педагог может и

сам предложить детям погладить

зайчика, лисичку, ёжика и т.п..

«Аквариум».

Цель: Развитие зрительного

внимания, совершенствование

восприятия формы тела рыбки.

Игровой материал: картинка

аквариум, силуэты: Золотая

рыбка, меченосец, гуппи, улитка.

Ход работы. Рассмотреть

картинку аквариума и рыбок.

Уточнить форму тела, строение

рыбки.

Затем педагог предлагает закрыть

глаза и меняет местами

обитателей аквариума. Дети

должны назвать «кто поменялся

местами?».

«Геометрическая мозаика.

Зайчик».

Цель: Развитие воображения.

Учить создавать схематичное

изображение животного.

Игровой материал: Два набора

геометрических фигур (овалы

разного размера) для

фланелеграфа.

Ход работы. Педагог предлагает

одному из детей на фланелеграфе

выложить фигурку сидящего

зайчика. При необходимости

привлекаются к помощи и другие

дети. Из второго набора детям

предлагается выложить фигурку

зайчика, который «встал как

столбик под сосной».

«Собери снежинку».

Цель: развитие умения

анализировать, формирование

сообразительности,

сосредоточенности.

Игровой материал: разрезные

картинки из 3-4 частей с

изображением снежинок.

Ход работы. Педагог предлагает

рассмотреть части картинки и

составить картинку снежинки.

Затрудняющимся детям

предложить образец.

«Геометрическая мозаика.

Цыплёнок».

Цель: Развитие воображения,

умения создавать схематичное

изображение. Формирование

умения абстрагироваться от

второстепенных деталей, выделяя

основную форму. Воспитание

навыков сотрудничества.

Игровой материал: набор счётных

палочек и геометрических фигур

по одному на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает

выложить из геометрических

фигур и счётных палочек силуэт

цыпленка.

«Собери семью».

Цель: развитие внимания,

совершенствование восприятия

формы и строения.

Игровой материал: Цветные

изображения домашних птиц

(куринная семья, утиная семья).

Ход работы. Педагог

раскладывает перед детьми

картинки с изображением

взрослых птиц, просит

рассмотреть их, вспомнить

названия, найти сходство и

различия. Выясняет, знают ли

дети, какие из этих птиц умеют

плавать. Затем педагог

показывает детям изображения

цыпленка, цыплят, гусенка, гусят,

раздаёт изображения детям и

предлагает собрать семью.

«На кормушке»

Цель: Совершенствование

восприятия формы, строения и

внешнего вида птиц. Развития

умения ориентироваться в

пространстве.

Игровой материал: картинки с

птицами, картинка с кормушкой.

Ход работы. Педагог предлагает

рассмотреть птиц, которые

прилетели на кормушку. Назвать

их отличительные особенности.

Затем педагог предлагает назвать,

где находятся птицы (над

кормушкой, на кормушке, слева

от кормушки и т.д.). Просит детей

вспомнить, чем можно накормить

птиц.

«Укрась рукавичку

геометрическими фигурами».

Цель: Развитие умения

построения узора, принимая во

внимание пространственные

отношения между его

элементами, соблюдая

симметричность. Воспитание

навыков сотрудничества.

Игровой материал: силуэтные

изображения рукавичек на

правую и левую руку, набор

геометрических фигур один на

пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает

украсить рукавички узором из

геометрических фигур. ( Можно

предложить каждой паре детей

украсить рукавички одинаковым

узором.)

«Назови пальчики».

Цель: развитие моторики,

закрепление названий пальцев

руки.

Ход работы. Педагог читает

стихотворение:

Мой мизинчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил

С этим братцем щи варил.

С этим братцем песни пел.

Ну а этого встречал и конфеткой

угощал.

Дети показывают пальчики, затем

называют их.

«Выложи узор».

Цель: Развитие умения

построения узора, принимая во

внимание пространственные

отношения между его

элементами, соблюдая

симметричность. Воспитание

навыков сотрудничества.

Игровой материал: силуэтные

изображения предметов одежды,

набор геометрических фигур

один на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает

украсить одежду для кукол. Даёт

указание, что узор должен

располагаться в центре и по

краям.

«Когда весело, когда грустно».

Цель: развитие умения

определять настроение картинки

по её цветовой гамме.

Игровой материал: иллюстрации

из книг.

Ход работы. Педагог показывает

иллюстрацию и предлагает детям

определить, какое настроение она

вызывает, объяснить свой выбор.

«Когда это бывает».

Цель: Закрепление знаний о

временах года, развитие связной

речи, внимания, выдержки.

Ход работы. Педагог называет

признак или показывает

схематичную картину с

признаком времени года и просит

детей назвать когда это бывает.

«Разрезные картинки».

Цель: развитие умения

сравнивать, обобщать, правильно

называть предмет; формирование

сообразительности,

сосредоточенности

Игровой материал: разрезные

картинки из 5-6 частей с

изображением овощей и фруктов.

Ход работы. Педагог предлагает

рассмотреть части и составить

картинку без образца.

«Куда плывёт рыбка».

Цель: Развитие зрительного

внимания и ориентировки в

пространстве.

Игровой материал: картинка

аквариум, силуэты рыбок.

Ход работы. Рассмотреть

картинку аквариума и рыбок.

Уточнить форму тела, строение,

местонахождение рыбки.

Затем педагог предлагает закрыть

глаза и меняет местами

обитателей аквариума. Дети

должны назвать, что изменилось?

«Чьи детки».

Цель: Закрепление знаний о

названиях деревьев, их строении

и отличительных особенностях.

Воспитание навыков

сотрудничества.

Игровой материал: набор

картинок: деревья, листья и

плоды.

Ход игры: Педагог показывает

картинки с деревьями и говорит,

что каждое дерево имеет свои

листья и плоды. Затем картинки с

деревьями, листьями и плодами

раздаются детям. Детям

предлагается найти дерево. с

которого упали «детки».

« Найди по силуэту»

Цель: развитие наглядного

мышления, внимания, образной

памяти. Игровой материал:

бумажные фигурки сказочных

героев.

Ход работы. Педагог с детьми

рассматривает фигурки

сказочных героев со всех сторон,

объясняет, что такое

силуэт( накладывает фигурку-

шаблон на чистый лист бумаги

и обводит её карандашом).

Затем, переворачивает несколько

фигурок обратной стороной и

просит найти героев сказки.

«Рисовальный конструктор».

Цель: развитие воображения,

развитие умения создавать образы

на основе схематического

изображения.

Игровой материал: листы бумаги

с контурным изображением

геометрической фигуры,

карандаши.

Ход работы. Педагог с детьми

рассматривает нарисованные

геометрические фигуры. Затем

раздает детям по одной фигурке и

предлагает дорисовать её, чтобы

получилось изображение

предмета.

«Оденем кукол на прогулку».

Цель: Упражнять в нахождении

оттенков темнее или светлее

заданного цвета.

Игровой материал: 4 пальто

красного, зелёного, синего,

коричневого цветов. 8 шапочек и

8 пар сапожек. Половина шапочек

и сапожек более светлых

оттенков, чем пальто, остальные

более тёмных оттенков.

Ход работы. Педагог вызывает

ребёнка и предлагает подобрать

одежду кукле для прогулки: к

красному пальто подобрать более

светлые сапожки и более тёмную

шапочку и т.д.. Можно вызвать

сразу троих детей и предложить

им подобрать более темные

шапочки и сапожки, чем пальто.

«Составь узор на круге».

Цель: Развитие умения

построения узора, принимая во

внимание пространственные

отношения между его

элементами, соблюдая

симметричность. Воспитание

навыков сотрудничества.

Игровой материал: бумажные

круги, набор геометрических

фигур один на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает

украсить тарелочку для кукол.

Даёт указание, что узор должен

располагаться в центре тарелочки

и по краям.

«Цветные краски».

Цель: Формировать

представление

о

холодных

и

тёплых цветах.

Игровой материал: иллюстрации

времен года, бумажные цветные

квадратики

холодных

и

теплых

цветов.

Ход работы. Педагог предлагает

детям

рассмот реть

з и м н и е

и л л ю с т р а ц и и

и

о б р а т и т ь

в н и ма н и е

н а

ц ве т

к р а с о к ,

которыми пользовался художник.

Предлагает

детям

подобрать

цветные

квадратики,

которые

соответствовали бы этим краскам.

Уточняет понятие тёплые цвета,

холодные цвета.



В раздел образования