Автор: Кузьмич Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Большеуринская СОШ
Населённый пункт: Канский район, с.Большая Уря
Наименование материала: Методическая разработка урока по математике
Тема: Единицы времени. Век.
Раздел: начальное образование
Урок разработала Кузьмич Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Большеуринская СОШ».
Технологическая карта урока.
ТЕМА УРОКА «ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ. ВЕК» 4 класс
Цель
деятельности
учителя
Способствовать ознакомлению и углублению знаний о единице времени- век, развитию умений называть единицы времени,
переводить одни единицы времени в другие и определять время по столетиям, решать задачи на время.
Тип урока
Урок формирования умений и навыков
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицей времени веком; научатся
называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие и определять время по столетиям, решать задачи на
время, выполнять действия в числовых выражениях.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют
способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают
собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться
учебником.
Личностные: самостоятельно выполняют определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную
ответственность за результат
Методы и формы
обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные
ресурсы
1. Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России».
Оборудование
Экран (телевизор), компьютер.
Основные
понятия и
термины
Единицы времени. Век
1
Организационная структура урока
Этапы
урока
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации
взаимодейств
ия на уроке
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
Считайте, ребята, скорее считайте.
Хорошее дело смелей умножайте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Скорее работу свою начинайте!
И про листы самооценки не забывайте!
(приложение 1)
Слушают учителя.
Демонстрируют
готовность к уроку,
готовят рабочее
место к уроку
Фронтальная,
индивидуаль
ная
К – планируют учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками.
Л – понимают и принимают
значение знаний для
человека; имеют желание
учиться; проявляют интерес к
изучаемому предмету,
понимают его важность
II. Актуализация знаний
Устный счет
Работа в парах.
-Ребята, что вы видите на доске? На
какие две группы можно поделить это?
- Расположите единицы измерения массы
в порядке убывания.
- Расположите единицы измерения
длины в порядке увеличения.
Восстановите равенства: 1ч.= ____ мин
Сутки= ___ часов 1 год= ____
мес.
1минута=_____ сек
Перед вами таблица «Цена-количество-
стоимость». Заполните таблицу.
Проверим, смотрите на экран. Оцените
Единицы измерения
Массы и длины
Тонна, центнер,
килограмм, грамм.
Миллиметр,
сантиметр,
дециметр, метр,
километр.
Фронтальная
Индивидуаль
ная
М- решают поставленные
задачи; оперируют знаниями
о единицах измерения.
Р – принимают и сохраняют
учебные задачи
2
себя, правильный ответ 1 бал. (занесите в
лист самооценки)
Цена за 1 шт.
40
60
15
Количество
2
5
4
6
Стоимость
320
420
45
III. Сообщение
темы, цели урока
Откройте учебник С. 51. Какая тема
нашего урока?
Какие цели и задачи поставим перед
собой на этот урок?
Фронтальная
П – понимают базовые
межпредметные и
предметные понятия
(величина); используют
математические термины,
символы и знаки; владеют
логическими действиями.
Р – ориентируются в
учебнике; понимают,
принимают и сохраняют
различные учебные задачи;
планируют и контролируют
учебные действия.
К – задают вопросы
для уточнения, четко
и аргументированно
высказывают свои оценки и
предложения; могут работать
в коллективе, уважают
мнения других участников
образовательного процесса.
Л – осознают свои
возможности в учении;
способны адекватно
рассуждать о причинах своего
успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с
IV. Изучение нового материала
– Сегодня на уроке мы познакомимся с
самой крупной единицей измерения
времени, в народе ее называют
«столетие».
– Как вы думаете, сколько лет она
объединяет?
– Еще ее называют «век». Чему равен
1 век?
– 1 век равен 100 годам.
– А в каком веке мы с вами живем?
– Веками измеряются длительные
периоды в истории городов, стран, жизнь
некоторых деревьев и животных.
– 100 лет.
– 100 годам.
– Мы живем в XXI
веке.
Фронтальная
3
V. Первичное закрепление
Работа по
раздаточному
материалу и
учебнику.
- Что у меня на доске?
Века, ребята, принято обозначать
римскими цифрами, а года привычными
нам- арабскими № 246.
Устно № 247 «цепочкой»
Я вам приготовила карточки с лентой
времени, где указаны века и года, ваша
задача заполнить пропуски. Будьте
внимательны!
Вам пришли письма из прошлого. Ваша
задача прочитать об исторических
событиях и расположить их на ленте
времени. (В конвертах следующие даты:
988 г Крещение Руси; 1147 г. Первое
упоминание о Москве; 1380г.
Куликовская битва; 1812 г. Бородинское
сражение; 1861 г. Отмена крепостного
права; 1961г. Полет Юрия Гагарина в
космос; 1689 г. Петр I становится
единоличным правителем государства;
1945 г. Советские солдаты водрузили
знамя Победы над Рейхстагом)
Упр.№ 248,249
Бывает очень важно не запутаться в том,
какой год к какому веку следует отнести.
Например, к какому веку мы должны
отнести 1400 год? К 14 или уже к 15?
Оказывается, 1400 год- это последний
год еще 14 века. (Смотри карточку)
-Лента времени.
- заполняют пропуски
группой по 3
человека.
-размещают магниты
на нужном
промежутке времени.
Фронтальная
Групповая
усилиями, трудолюбием;
проявляют познавательный
интерес к изучению учебного
предмета.
П- владеют понятием
«римские цифры»,
определяют начало и конец
века.
4
VI. Практическая
деятельность
1. Работа с
геометрическим
материалом.
2.
Самостоятельный
тест
№ 251.
1 дм = 10 см
S = 10 · 1 = 10 см
2
P = (10 + 1) · 2 = 22 см
Выполните тест (приложение 2),
проверьте себя, оцените. Занесите
оценку в «лист самооценки»
Чертят
прямоугольник,
находят площадь и
периметр.
Индивидуаль
ная.
П – владеют способами
выполнения заданий
поискового характера,
логическими действиями.
Р – принимают и сохраняют
учебные задачи; планируют и
контролируют учебные
действия.
К – владеют навыками
конструктивного
взаимодействия
VII. Итоги урока.
Рефлексия
Обобщение
полученных
на уроке
сведений.
Заключительная
беседа.
Выставление
оценок
– С какой новой единицей времени вы
познакомились?
– Что понравилось на уроке?
– Что показалось непонятным?
– Для чего нам нужны эти знания?
- В листах самооценки поставьте себе
оценку за урок.
Отвечают на
вопросы
Фронтальная,
индивидуаль
ная
П – ориентируются в своей
системе знаний – отличают
новое от уже известного.
Р – оценивают собственную
деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес
к предмету
VIII. Домашнее
задание
Инструктаж
по выполнению
домашнего
задания
С. 51, № 253 + творческое- решение
кроссворда.
Задают уточняющие
вопросы
Фронтальная,
индивидуаль
ная
Р – принимают и сохраняют
учебную задачу,
осуществляют поиск средств
для ее выполнения
5
П р и л о ж е н и е 1
Ф.И.
№
задание
Оценка
1.
Устный счет (оцениваю себя сам)
2
Работа с лентой времени (оценивает
группа)
3
Тест (оцениваю себя сам)
Итог за урок
Ф.И.
№
задание
Оценка
1.
Устный счет (оцениваю себя сам)
2
Работа с лентой времени (оценивает
группа)
3
Тест (оцениваю себя сам)
Итог за урок
Ф.И.
№
задание
Оценка
1.
Устный счет (оцениваю себя сам)
2
Работа с лентой времени (оценивает
группа)
3
Тест (оцениваю себя сам)
Итог за урок
Ф.И.
№
задание
Оценка
1.
Устный счет (оцениваю себя сам)
2
Работа с лентой времени (оценивает
группа)
3
Тест (оцениваю себя сам)
Итог за урок
6
Выполните тест.
1. В какой строке слова расположены по порядку?
А) Сегодня, завтра, вчера, послезавтра, позавчера;
Б) Послезавтра, вчера, сегодня, позавчера, завтра;
В) Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра;
2) Сколько минут в 3-х часах?
А) 300;
Б) 180;
В) 150;
3)
В
каком
выражении
знак
сравнения
поставлен
неверно?
А) 1 век > 207 лет;
Б) 2 мин.50сек.<200 сек.
В) 2 ч. > 100 мин.
4) Солнце взошло в 5 ч. 10 мин., а зашло в 18 ч. 10 мин.
Найди продолжительность дня.
А) 24 ч.
Б) 13 ч.
В) 12 мин.
5) Занятия начинаются в 9ч. 30 мин утра. 4 часа они идут
в классе и 1 час в спортзале. В какое время заканчиваются
занятия?
А) 12 ч. 30 мин.
Б) 14 час.
В)14 ч.30 мин.
Приложение 2
Выполните тест.
1. В какой строке слова расположены по порядку?
А) Сегодня, завтра, вчера, послезавтра, позавчера;
Б) Послезавтра, вчера, сегодня, позавчера, завтра;
В) Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра;
2) Сколько минут в 3-х часах?
А) 300;
Б) 150;
В) 180;
3)
В
каком
выражении
знак
сравнения
поставлен
неверно?
А) 1 век > 207 лет;
Б) 2 мин.50сек.<200 сек.
В) 2 ч. > 100 мин.
4) Солнце взошло в 5 ч. 10 мин., а зашло в 18 ч. 10 мин.
Найди продолжительность дня.
А) 24 ч.
Б) 13 ч.
В) 12 мин.
5) Занятия начинаются в 9ч. 30 мин утра. 4 часа они идут
в классе и 1 час в спортзале. В какое время заканчиваются
занятия?
А) 12 ч. 30 мин.
Б) 14 час.
В)14 ч.30 мин.
7