Напоминание

Приемы учебной мотивации на уроках физической культуры


Автор: Парахин Андрей Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ ООШ пос. Самарский муниципального района Волжский Самарской области
Населённый пункт: Волжский,п.Самарский
Наименование материала: Статья
Тема: Приемы учебной мотивации на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование





Назад




Приёмы учебной мотивации на уроках физической культуры

При работе со школьниками учитель должен всегда помнить, что мотивация

отражается на формировании двигательных навыков и развитии физических качеств

учеников и зависит от силы их нервной системы. Опираясь на опыт работы в школе,

видно, что развитие и обучаемость повышается за счет обычной учебной мотивации. У

детей со слабой нервной системой двигательное качество более значительно, а

соревновательная и игровая деятельность - у детей с сильной нервной системой. Методы

обучения также дают различные результаты у школьников со слабой и сильной нервной

системой.

Работая в школе много лет, выделил актуальную проблему - отсутствие мотивации у

многих учеников. Задался вопросом: что же нужно сделать для того, чтобы ученику было

интересно, как же его мотивировать на учебную деятельность, на восприятие материала?

Оказывается, положительно влияет на мотивацию ребенка собственная увлеченность

самого учителя, умение сделать урок занимательным, необычным. Дети предпочитают

активную деятельность пассивному слушанию, собственную инициативу исполнению

указаний, групповую работу - индивидуальной. Задания не должны быть слишком

сложными. Только посильная работа вызывает интерес.

Применение современных педагогических технологий помогает в решении

поставленных задач, позволяет добиться более высоких результатов

образовательного процесса, повышая мотивацию обучения и интерес детей к

урокам физической культуры, актуализируя личность ребёнка, сохраняя

показатели физического и психического здоровья. Мои ученики заполняют листы

самооценки «Мои спортивные достижения. Я-чемпион». В них учащиеся оценивают себя в

двигательной деятельности по следующим критериям: пробую выполнять физические

упражнения, выполняю с помощью товарища, учителя, выполняю самостоятельно, могу

научить другого, придумываю новые физические упражнения, комплексы физических

упражнений, записывают показатели в беге, подтягивании, прыжках.

Изучив учебно-методические пособия, обучаясь на семинарах, стал применять в

учебно-воспитательном

воспитательном

процессе

следующие

современные

педагогические

технологии,

повышающие

эффективность

обучения:

здоровьесберегающие,

технологию личностно-ориентированного обучения,

игровые

технологии,

метод

проекта.

Путём

применения

инновационных

педагогических

технологий можно добиться более высоких показателей в занятиях физической культурой

и спортом.

Использование информационных технологий помогает мне сделать урок

интереснее, насыщеннее. Выбор данной технологии обусловлен необходимостью

обучения учащихся с различными источниками информации, включая

электронные носители. Чаще всего данную технологию использую на

индивидуально - групповых занятиях. Каждый ребенок может за компьютером

проверить свои знания по определенной теме, выполнить тест по физической

культуре. Использование информационной технологии дает возможность

ученикам самостоятельно готовить презентации на разные темы, защищая их на

уроках и на внеклассных мероприятиях. Ребята учатся грамотно выражать свои

мысли, учатся работать при большой аудитории, отвечают на вопросы, ведут

диалог, учатся владеть спортивной терминологией.

Метод проекта. Развитию познавательных интересов, творческих

способностей у учащихся способствует применение на уроках и во внеурочное

время метода проекта. Ученики готовят работы к научно-практической

конференции: «Мой любимый вид спорта», «Знаменитые спортсмены России», и др.

Игровые технологии. В методике обучения физической культуре ставится

задача сделать обязательным использование на уроках игр и развивающих упражнений,

оказывающих стимулирующее воздействие на развитие

познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.

Физическое образование ребенка это –основа для всего остального. Без

правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно

поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового

поколения.

Игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Она

является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к

младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные

ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений.

Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету,

создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует

деятельность учащихся. Игра является основным видом деятельности в начальной школе

на уроках физической культуры. Кроме того, что игры используют в каждом разделе

программного материала, ещё подвижные игры выделены в программе в отдельном

разделе, что говорит об их важности. Игровая технология является исключительной

формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и

увлекательным. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребёнка, в

ней формируются его ум, волевые качества. Подвижные игры — это доступный и очень

эффективный метод воздействия на ребенка. В игре обычное становится необычным, а

значит особенно ярким и привлекательным.

Главный показатель подвижных игр — это наличие двигательных действий,

благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития.

Применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет

актуальность в средней и старшей школе. Принципы игровой технологии: принцип

постепенности — от простого к сложному. Я показываю, технику приёма и передачи мяча

в игре волейбол уже с начальных классов. Начиная с игры с простыми правилами,

облегчёнными мячами и постепенно усложняя правила игры. Принцип наглядности —

суть этого принципа состоит в том, что надо показывать и использовать различные

наглядные пособия, это создает ясное представление об изучаемом материале, помогает

более отчетливо понять его. Очень хорошо помогают в этом презентации. Например,

можно наглядно увидеть последовательность выполнения упражнения «Мост». Принцип

доступности — это подбор упражнений по сложности в соответствии с индивидуальными

возрастными, половыми особенностями, степенью подготовленности. Упражнения

должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для

занимающихся. Принцип прочности состоит в том, что изученный материал путём

многократных повторений доводится до прочного навыка.

Игровые технологии используются для развития физических качеств (быстроты,

ловкости, силы, выносливости, гибкости); формирования умений и навыков в выполнении

физических упражнений. Подвижные игры на уроках физической культуры используются

для решения:

1) образовательных задач (закрепление и совершенствование изучаемых приёмов

игры, развитие умения ориентироваться на площадке во время игры, увеличение

моторной плотности уроков);

2) воспитательных задач (чувства солидарности, товарищества, честности,

ответственности за действие друг друга);

3) оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.

Во время игр происходит выработка взаимного понимания партнёров в коллективе,

которое является необходимым аспектом в лично-командных и командных

соревнованиях. Важнейшим результатом игры является радость, эмоциональный подъём

детей. Благодаря данному свойству игры, в значительной степени соревновательного и

игрового характера, больше чем иные средства и формы физической культуры,

соответствуют воспитанию у учащихся двигательных способностей. Для игровых

действий и видов необходим весь комплекс скоростных способностей от учащегося по

той причине, что для стимулирования развития скорости требуется многократно

повторять с максимально возможной скоростью движения, учитывать все

функциональные возможности у школьника.

В результате использования различных игровых вариантов можно повторять

действия, знакомые ученику, с повышенными требованиями, сохраняется интерес к игре.

Основными мотивами игровой деятельности, а также взаимоотношений играющих, при

достижении целей, стоящих перед игрой, подразделяются на следующие группы:

1.

не командные игры — игры, где отсутствуют общие цели для участников. В таких

играх дети следуют определённым правилам, которые предусматривают личные интересы

играющего, например: «Удочка», «Пустое место», «Чай — чай — выручай», «День и

ночь».

2.

игры переходные к командным — игры, где отсутствует постоянная единая цель

для играющих, необходимость действовать в интересах других участников. Именно в

таких играх дети начинают включаться в коллективную деятельность, например:

«Светофор», «Жуки», «Два медведя».

3.

командные игры — игры, которые характеризуются совместной деятельностью,

цель которой заключается в достижении общей цели: «Пионербол», «Волейбол», «Лапта».

Для организации интересного урока или занимательного мероприятия я подробно

знакомлю детей с основными видами игровых технологий. Продумываю весь ход игры.

Каждый урок физической культуры в школе ученики должны называть уроком хорошего

настроения, уроком радости и творческого вдохновения. Интерес к этим урокам

порождает у детей развитие волевых качеств, побуждает их к творческому

самовыражению.

Важнейшая особенность игровых технологий на уроках физкультуры - связь с

иными предметами. Почти на всех уроках дети работают с мячом, скакалкой, обручем.

Они используют знания, которые они получили на уроке физкультуры. На всех уроках

физической культуры применяются элементы игровой технологии: - для обучения

двигательным действиям (спортивные игры, подвижные игры —волейбол, баскетбол,

футбол) - для развития физических качеств (подвижные игры, эстафеты) - для

формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных

навыков поведения - для увеличения положительных эмоций от занятий физической

культурой и в результате повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и

спортом. Приоритет отдаю урокам, проводимым на свежем воздухе. Зимой на лыжах, а в

весенний и осенний период на школьной площадке.

Таким образом, использование игровой технологии способствует активной

двигательной активности, вызывают положительные эмоции усиливают все

физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.

Формирование игровой технологии происходит в качестве целостного

формирования, затрагивающего некоторую часть всего учебного процесса. Игра – это

важное средство физического воспитания школьников, влияющая на физическое,

умственное, нравственное, эстетическое развитие ребенка.

Результат широкого использования игровых технологий на уроках физкультуры

- изменение отношения к предмету. Все школьники, в работе с которыми постоянно

использовалась игровая технология, посещают уроки физической культуры с

удовольствием.

Мотивация учащихся носит дифференцированный характер в разных школах и

разных классах. Она зависит от многих факторов: материально- технической базы школы,

личности учителя физической культуры, от его педагогического мастерства, особенностей

воспитательной работы в классе, школе, семье. Так, наша школа является на протяжении

последних лет победителем и призером спартакиады школьников Волжского района,

активным участником спортивно-массовых соревнований «Кросс Наций», «Лыжня

России». Среди моих бывших учеников и воспитанников есть последователи, которые

выбрали профессию тренера и учителя физической культуры и в настоящее время

работают в школе.

Обязательное условие успешного формирования у школьников устойчивого,

активного интереса к физической культуре - формирование результативных мотивов.

Двигательная активность школьников без ориентации на результат не будет эффективной ни

в плане формирования активного интереса к физической культуре, ни в плане технической и

физической подготовки школьников. Конкретный уровень и вид результата зависят от

физической подготовленности, возраста, воспитанности школьников. Это может быть

результат подвижной, сюжетной, спортивной игры; норма спортивного разряда; учебный

норматив; определённое место в спортивных соревнованиях; возрастные показатели

выполнения отдельных упражнений; конкретные показатели в тестах.

Результативные мотивы требуется формировать и в ходе обучения двигательным

действиям. Для этого необходимо включать обучение на уроках физической культуры в

соревновательную деятельность, личностно значимую для каждого ученика, когда

школьники во время обучения готовятся к участию в соревнованиях по данному виду

упражнений на первенство школы, класса. Однако и здесь каждому учащемуся должен быть

определён индивидуальный доступный результат, движение которого опять-таки должно

расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как победа школьника над собой.

Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями,

определяющая интерес учащихся к физической культуре.

А сам учитель физической культуры должен являться для детей примером.



В раздел образования