Напоминание

"Психологическая готовность детей к школьному обучению"


Автор: Цукренко Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/c 83 "Жемчужина"
Населённый пункт: город Нижневартовск ХМАО-Югра
Наименование материала: реферат
Тема: "Психологическая готовность детей к школьному обучению"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Реферат по теме: « Психологическая готовность детей к школьному обучению». составила: Цукренко Т.В.
Содержание: I. Введение II. Основная часть: 1.Психологическая готовность детей к обучению в школе; 2.Понятие психологической готовности; 3.Структура психологической готовности. III. Методики определения готовности ребенка к обучению в школе. IV.Вывод. V. Список литературы.

I.


Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. Подготовка детей к школе включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе. Данной темой занималось большое количество специалистов. У истоков этого подхода стоит Л.И. Божович, которая еще в 60- е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.И.Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.». Большое значение для работ по проблеме готовности детей к обучению в школе имеет теоретическое положение, наиболее и н тен си вн о разрабатываемое Л.А. Венгер, согласно которому у ребенка дошкольного возраста не может быть «школьных качеств» в их чистом виде, поскольку они, как и любые психические процессы, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы, и, следовательно, не могут быть сформированы без нарушений специфических условий жизни и деятельности, характерных для дошкольного возраста. В современной психологии выделение компонентов школьной готовности производится по различным критериям и на разных основаниях. Некоторые авторы (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.) идут по пути дифференциации общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную готовность. Другие же авторы (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова) рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром. В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются: произвольность в общении с взрослыми; произвольность в общении со сверстниками; адекватно сформированное отношение к самому себе. Актуальность данной темы заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

II.

1.Под психологической готовностью
к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально - практическая, очень жизненная и острая задача. От ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее. Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Главная задача этой работы - довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент направлен на мотивационное развитие ребенка. Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений – позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной «готовности к школе». Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость. Мотивационно готовым к обучению в школе с 7 лет можно назвать ребенка, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника», и прежде всего характерные для нее мотивы, что проявляется в следующих симптомах: ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности, учение привлекает его как серьезная, социально значимая деятельность, силы учебных мотивов достаточно для преодоления школьных трудностей, сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения, ребенок объясняет смысл учения, т.е. обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы. Мотивационно неготовым к систематическому обучению в школьных условиях может быть признан ребенок, не обнаруживший черт зрелости мотивов и сформированности «внутренней позиции школьника», что обнаруживается: в отсутствии стремления ребенка пойти в школу или даже негативном отношении к школе и учению, в выраженной импульсивности поведения, в отсутствии устойчивой иерархии мотивов, в невыраженности
учебно-познавательных мотивов, в низком уровне осознания своих побуждений, когда ребенок затрудняется объяснить мотивы и смысл учения. Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная, хотя именно о ней часто забывают не только родители, но и педагоги. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
2. Понятие о психологической готовности
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешной реализации этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входят осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации. В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости. Но на практике психологу трудно выбрать из этого множества ту, которая поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению , и помочь подготовиться ребенку к школе. Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы: - исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных изменений и навыков, необходимых для обучения в школе; - исследования новообразований и изменений в психике ребенка; - исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования; - изучение изменений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе. На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Так Л.И. Божович выделяет несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план.
3 . Структура психологической готовности.
Ребенку необходима особая психологическая готовность к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого вида готовности определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным - оно изменяется, обогащается. Что же включает в себя психологическая готовность к школе? Ее составными компонентами являются личностная, волевая и интеллектуальная готовность.
Компоненты психологической готовности к школе:
Составными компонентами психологической готовности детей к школе являются: интеллектуальная готовность, личностная, социально- психологическая и эмоционально-волевая. ·
Интеллектуальная готовность к школьному обучению
связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих. установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает
складываться наглядно-образная форма мышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности и закрепляющемся в слове. Ребенку в этом возрасте приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он непросто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать заранее результаты своих действий, планировать их. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Он прибегает к своего рода экспериментам для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и делает выводы. Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти – психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок, послушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться повторное воспроизведение – после дополнительного зачитывания тех же слов – и отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания Л.А. Венгер приводит такие показатели механической памяти, характерной для 6-7 летнего возраста: с первого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10; после 3-4 прочтения воспроизводит 9-10 слов; через один час забывает не более 2 слов воспроизводившихся раньше; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признаком переутомления). Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной классификации. Ребенок составляет группы карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия. Например: мебель, одежда. Может по внешнему признаку («все большие» и или «они красные»), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платье висит в шкафу»). Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности.
Личностная готовность к обучению
. Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и
отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование, характеризующее личность ребенка в целом. Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком, как его собственная потребность («Хочу в школу»). Такая положительная направленность ребенка на школу, как на собственное учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослым, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по теме урока, предварительно подняв руку. Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. ·
Эмоционально-волевая готовность
. Важная сторона готовности к школе относится к сфере самосознания личности ребенка. Возникает активное действенное отношение к собственным эмоциям, меняется все самосознание ребенка, в т.ч. самооценка. Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению с взрослыми. Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Ставится также вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника. На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенком

Социально-психологическая готовность к обучению.
Огромное значение для психологической готовности к школе имеет формирование сферы отношений ребенка с взрослыми и сверстниками, к самому себе. В работах Е.Е. Кравцовой были выделены трудности, с которыми сталкиваются не готовые к школе дети. Самым общим показателем готовности личностно-социальной сферы ребенка является его отношение к школьному учению. Очень важным оказывается то, что ребенок знает о школе, сформировалась ли положительная установка на школу, учителя, учебу и т.д. Причины затруднения ребенка часто лежат либо в сфере общения со взрослыми (непонимание условности вопросов учителя), либо в сфере взаимодействия со сверстниками (неумение слушать товарища), либо в сфере собственного самосознания (завышенная оценка своих возможностей). В сфере общения с взрослыми к концу дошкольного возраста происходят существенные изменения. Если попытаться обозначить их одним словом, это будет произвольность. Общаясь и взаимодействуя с взрослым, ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные отношения с ним, но и на определенные, сознательно принятые задачи, нормы, правила. Другая, не менее важная сторона связана с общением и взаимодействием со сверстниками. Для выявления способности ребенка устанавливать содержательные контакты друг с другом и взаимодействовать в ситуации совместной деятельности в психологии используются самые различные методики и приемы.
III.
Для определения предпосылок к учебной деятельности применяется комплекс методик, который подразумевает: диагностику умений ориентироваться в системе школьных требований - методика «Бусы», диагностику умений равняться на образец - методика «Домик», диагностика умений действовать по определенным правилам - методика «Узор», Диагностика уровня произвольности - методика «Графический диктант». Дополнительными методиками считаются методика «Рисование по точкам», предназначенная для определения умений ориентироваться на конкретную систему требований, методика «Таинственное письмо» для исследования познавательной активности дошкольников.

Методика «Бусы».
Цель данной методики - выявить число условий, которые ребенок может учесть в процессе выполнения задания. Задание выполняется на листах с нарисованным изображением кривой, напоминающей нитку. Ребенку для выполнения задания предлагается шесть фломастеров разного цвета. На нитке нужно нарисовать пять бусин разного цвета. Пусть средняя бусина будет синей. После того, как задание выполнено, необходимо еще раз его озвучить. Дети проверяют работу и перерисовывают рисунок без ошибок, если они есть. Оценка задания осуществляется по лучшему из двух рисунков. 1-й уровень – правильное выполнение задания, учтены пять условий: расположение бусин, их форма, количество, цвета, фиксированный цвет бусины, расположенной посередине. 2-й уровень - учтены 3-4 условия. 3-й уровень - учтено 2 условия. 4-й уровень - учтено одно условие или ни одного.
Методика: «Домик»
Цель : Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец , умение точно скопировать его , уровень развития произвольной памяти , внимания , сенсомоторной координации и тонкой моторики руки . Инструкция : « Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш . Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку , какую ты видишь здесь ( положить перед ребенком образец с домиком ). Не торопись , будь внимателен , постарайся , чтобы твой рисунок был точно такой же , как на образце . Если ты что - то нарисуешь не так , то стирать резинкой или пальцем нельзя , а надо поверх неправильного ( или рядом ) нарисовать правильно . Тебе понятно задание ? » Рисунок выглядит следующим образом : Пока ребенок рисует, стоит отметить:  ведущую руку;  как работает с образцом;
 быстро или медленно проводит линии;  отвлекаемость во время работы;  сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;  исправляет ли сам ошибки. Ошибками считается:  отсутствие какой-либо детали на рисунке;  увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;  неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;  отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления; разрывы линий в тех местах, где они должны. Тест готовности ребенка к школе — степень психосоциальной зрелости (кругозор) Тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым. Ребенок должен ответить на следующие вопросы: 1.Назови свои фамилию, имя, отчество. 2.Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы. 3.Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь- тетей или дядей? 4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше? 5.Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? 6.Сейчас утро или вечер (день или утро)? 7.Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем? 8.Что бывает раньше – обед или ужин? 9.Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. 10.кем работает твой папа, твоя мама? 11.Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)? 12.Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень? Почему ты так считаешь? 13.Когда можно кататься на санках – зимой или летом? 14. Почему снег бывает зимой , а не летом?
15.Что делает почтальон, врач, учитель? 16.Зачем в школе нужна парта, звонок? 17.Ты хочешь пойти в школу? 18.Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши? 19. Каких животных ты знаешь? 20.Каких птиц ты знаешь? 21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки? 22.Что больше:8 или 5; 7 или 3? Посчитай от 3 до 6; от 9 до 2. 23.Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов на тест готовности к школе
За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”. К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:  №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.  №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.  № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.  № 22 – за правильный ответ -2 балла.  № 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе. Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно- зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости. IV.


В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности. Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку. Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере. Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в детском саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка к школе. VI. 1. Агафонова И. Н. « Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации» Начальная школа 1999 г. № 1. 2. Венгер Л. А. « Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, дошкольное воспитание». М.1970. 3. Венгер Л. А. «Готов ли ваш ребёнок к школе?» М. 1994. 4. Гуткина Н. Н. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению». М.1997. 5. Дьяченко О. М. Веракса Н. Е. «Чего на свете не бывает». М.1994 6. Ефимова С. П. «Как готовить ребёнка к школе. Советы врача».1992г. 7. Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения» Екатеринбург М. 1998 г. 8. Запорожец А. В. «Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогике». / Под редакцией А.В. Запорожца, Г. А. Марковой. 9. Буря Р. С. « Готовим детей к школе». М.1987 г.
10. Кравцова Е. Е. « Психологические проблемы готовности к школьному обучению». М.1991 г. 11. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология» 1991 г. 12. Никитин Б. П. «Развивающие игры». 1994 г. 13. Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе». 1999 г. 14. Эльконин Д. Б. Венгер Л. А. «Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста». М. 1988.


В раздел образования