Напоминание

" Юные краеведы"


Автор: Захаров Борис Андреевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ " Староузеевская СОШ"
Населённый пункт: АКсубаевского района Республики Татарстан
Наименование материала: программа
Тема: " Юные краеведы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Пояснительная записка.

Программа кружка «Юный краевед» краеведческой направленности

разработана на основе авторской программы Болотиной Л.А. «Программы для

учреждений дополнительного образования детей» выпуск 4-М… ГОУ ЦРСДОД,

2002г. Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного

края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-

краеведческого музея.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при

изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения

педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания

детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с

прошлым и настоящим страны.

Данная программа является наиболее актуальной. Так как изменения последних

лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании

вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем

имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть

искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей

природе.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса

общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории

малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания,

предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создан музей

Цель: воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому

наследию нашей страны, родного края, села Старое Узеево.

Задачи:

1. Образовательные:

овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края,

села.

2. Развивающие:

развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления

источников, работы с историческими источниками;

овладение навыками оформления полученных материалов в экспозициях

школьного музея и творческих работ.

3. Воспитательные:

воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к

историко-культурному наследию.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия

проводятся в школьном историко-краеведческом музее.

Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей,

литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой.

Использование экспонатов и документального материала, собранных

кружковцами на уроках и во внеклассной работе

Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 10-15 лет.

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение школьного историко-краеведческого

музея:

экспозиций – 10;

экспонатов основного фонда – 43, вспомогательного – 36;

стеллажи – 7;

стенды – 5;

экспозиционные ящики– 3;

ПК в комплекте;

принтер;

сканер,

видеокамера.

Формы занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия

целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции,

беседы, походы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ

более продуктивной будет работа в подгруппах.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма

ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность».

Режим занятий.

Продолжительность

занятий

Периодичность в

неделю

Количество

часов в неделю

Количество

часов в год

2 часа

2 раза

4 часа

128 часов

2 часа

3 раза

6 часов

192 часа

2 часа

3 раза

6 часов

192 часа

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений,

которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: историю своего края, села Старое Узеево , своей школы.

Учащиеся должны уметь:

работать с историческими источниками;

уметь брать интервью;

проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;

оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и

творческих работах;

уметь представлять свою исследовательскую работу.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

участие в школьных, районных и областных краеведческих чтениях, конкурсах,

конференция

Учебно-тематический план.( 2 год обучения )

Раздел

теори

я

практ.

всего

1

Наш край в далеком прошлом.

Древнейшие жители по берегам Волги и

Камы.

6

8

14

2

Булгарское государство и Золотая Орда

9

6

15

3

Казанское ханство и его присоединение к

русскому государству

6

4

10

4

Реформы 60-годов 19 века.

10

5

15

5

Ремесло, культура, быт, традиции и

обычаи народов края.

10

24

34

6

Наш край в период первой мировой

войны, октябрьских событий и

гражданской войны.

10

15

25

7

Период коллективизации в крае

10

15

25

8

Наши земляки – участники Великой

Отечественной войны.

18

18

36

9

Наш край в послевоенный период

6

10

16

1

0

Современный Татарстан

2

2

ИТОГО

87

105

192

Характеристика разделов.

1 раздел

Наш край в далеком прошлом.

- древнейшие жители по берегам Волги и Камы

- древнейшие жители по берегам Сульчи.

-климатические перемены.

-находки костей вымерших животных.

-на заре человечества.

-древнейшие стоянки-поселения людей на территории республики, по берегам

Волги и Камы, Большой и Малой Сульчи.

-знакомство с историческими местами.

2 раздел

Булгарское государство и Золотая Орда.

-общественно-политический строй булгар.

-знакомство с историческими памятниками культуры булгарского и

золотоордынского периода.

-падение Волжской Булгарии.

-борьба булгар с монголо-татарским нашествием.

- экскурсия к городищу Марджан

- составление проектов.

3 раздел.

Казанское ханство и его присоединение к Русскому государству.

-заселение края и его территория.

-колонизация края после присоединения к Русскому государству.

-насильственная христианизация местного населения.

-участие народов края в крестьянской войне под руководством Е.И.Пугачева.

-население края в конце 18-начале 19 веков.

- составление проектов

4 раздел.

Реформы 60-х годов 19 века.

-земельная реформа 1861 года.

-появление кулаков и бедняков после реформы 1861 года.

-волнения крестьян нашего края после проведения земельной реформы.

-содержание земской, судебной и других реформ и их значение.

- составление проектов.

5 раздел.

Ремесло. Народное образование, медицина и здравоохранение. Культура,

быт, традиции и обычаи народов края.

- ремесла и промыслы: обработка дерева, гончарное производство,

металлообработка, кожевный промысел, сапожный промысел, выделка овчин,

портняжный и вязальный промысел, печной промысел, рыболовство, охота.

-русификаторская политика царизма в крае.

-некрещенные чуваши.

-положение в народном образовании, медицине и здравоохранении.

-народные методы лечения болезней.

-культура, быт, традиции и обычаи народов края.

- встречи со старожилами .

- составление проектов.

6 раздел.

Наш край в период первой мировой войны, октябрьских событий и

гражданской войны.

-участие народов края в первой мировой войне, октябрьской революции и

гражданской войне.

-сбор информации об участниках первой мировой войны, октябрьской революции

и гражданской войны в нашем крае.

- составление проектов.

7 раздел.

Период коллективизации в крае.

-коллективизация в нашем крае.

-образование колхоза в селе Старое Узеево.

-участники коллективизации в родном селе.

- составление проектов.

8 раздел.

Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

-участие наших земляков в Великой Отечественной войне.

-встреча с участниками войны и тружениками тыла.

- составление презентаций об участниках войны.

- составление проектов

9 раздел.

Наш край 60-90 годы 20 века.

- памятные события истории края, села.

- передовики производства

- народные умельцы.

- знаменитые люди.

- создание проектов.

10 раздел.

Современный Татарстан.

-наш край на современном этапе.

-достижения в сельском хозяйстве, промышленности, науке и культуре.

Методическое обеспечение программы.

Используемые технологии:

технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и

др.);

технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);

технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).

Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические

занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы,

встречи с жителями села , оформление выставок и экспозиций, проведение

экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села,

проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в

плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Аксубаевского района.

Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают

опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.

Список литературы

- Волков В.И. Край родимый, Аксубай. К. 1993

- Михейкин Ф.А. Сунчелеево, Мокшино, Узеево – три братские

деревни.Старомокшинская волость. К. 1994

- Синицына К.Р. История и культура родного края К. 2004

- Культура чувашского края Ч. 1995

- Чувашские праздники и обряды Ч. 1999

- Сейненский А.В. Музей воспитывает юных М. 1998

- Методика историко-краеведческой работы в школе. М. 1992



В раздел образования