Автор: Захаров Борис Андреевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ " Староузеевская СОШ"
Населённый пункт: АКсубаевского района Республики Татарстан
Наименование материала: программа
Тема: " Юные краеведы"
Раздел: дополнительное образование
Пояснительная записка.
Программа кружка «Юный краевед» краеведческой направленности
разработана на основе авторской программы Болотиной Л.А. «Программы для
учреждений дополнительного образования детей» выпуск 4-М… ГОУ ЦРСДОД,
2002г. Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного
края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-
краеведческого музея.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при
изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения
педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания
детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с
прошлым и настоящим страны.
Данная программа является наиболее актуальной. Так как изменения последних
лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании
вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем
имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть
искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей
природе.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса
общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории
малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания,
предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создан музей
Цель: воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому
наследию нашей страны, родного края, села Старое Узеево.
Задачи:
1. Образовательные:
овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края,
села.
2. Развивающие:
развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления
источников, работы с историческими источниками;
овладение навыками оформления полученных материалов в экспозициях
школьного музея и творческих работ.
3. Воспитательные:
воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к
историко-культурному наследию.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия
проводятся в школьном историко-краеведческом музее.
Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей,
литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой.
Использование экспонатов и документального материала, собранных
кружковцами на уроках и во внеклассной работе
Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 10-15 лет.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение школьного историко-краеведческого
музея:
экспозиций – 10;
экспонатов основного фонда – 43, вспомогательного – 36;
стеллажи – 7;
стенды – 5;
экспозиционные ящики– 3;
ПК в комплекте;
принтер;
сканер,
видеокамера.
Формы занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия
целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции,
беседы, походы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ
более продуктивной будет работа в подгруппах.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма
ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность».
Режим занятий.
Продолжительность
занятий
Периодичность в
неделю
Количество
часов в неделю
Количество
часов в год
2 часа
2 раза
4 часа
128 часов
2 часа
3 раза
6 часов
192 часа
2 часа
3 раза
6 часов
192 часа
Прогнозируемый результат и способы определения результативности.
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений,
которые служат показателем результативности работы кружка.
Учащиеся должны знать: историю своего края, села Старое Узеево , своей школы.
Учащиеся должны уметь:
работать с историческими источниками;
уметь брать интервью;
проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;
оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и
творческих работах;
уметь представлять свою исследовательскую работу.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
участие в школьных, районных и областных краеведческих чтениях, конкурсах,
конференция
Учебно-тематический план.( 2 год обучения )
№
Раздел
теори
я
практ.
всего
1
Наш край в далеком прошлом.
Древнейшие жители по берегам Волги и
Камы.
6
8
14
2
Булгарское государство и Золотая Орда
9
6
15
3
Казанское ханство и его присоединение к
русскому государству
6
4
10
4
Реформы 60-годов 19 века.
10
5
15
5
Ремесло, культура, быт, традиции и
обычаи народов края.
10
24
34
6
Наш край в период первой мировой
войны, октябрьских событий и
гражданской войны.
10
15
25
7
Период коллективизации в крае
10
15
25
8
Наши земляки – участники Великой
Отечественной войны.
18
18
36
9
Наш край в послевоенный период
6
10
16
1
0
Современный Татарстан
2
2
ИТОГО
87
105
192
Характеристика разделов.
1 раздел
Наш край в далеком прошлом.
- древнейшие жители по берегам Волги и Камы
- древнейшие жители по берегам Сульчи.
-климатические перемены.
-находки костей вымерших животных.
-на заре человечества.
-древнейшие стоянки-поселения людей на территории республики, по берегам
Волги и Камы, Большой и Малой Сульчи.
-знакомство с историческими местами.
2 раздел
Булгарское государство и Золотая Орда.
-общественно-политический строй булгар.
-знакомство с историческими памятниками культуры булгарского и
золотоордынского периода.
-падение Волжской Булгарии.
-борьба булгар с монголо-татарским нашествием.
- экскурсия к городищу Марджан
- составление проектов.
3 раздел.
Казанское ханство и его присоединение к Русскому государству.
-заселение края и его территория.
-колонизация края после присоединения к Русскому государству.
-насильственная христианизация местного населения.
-участие народов края в крестьянской войне под руководством Е.И.Пугачева.
-население края в конце 18-начале 19 веков.
- составление проектов
4 раздел.
Реформы 60-х годов 19 века.
-земельная реформа 1861 года.
-появление кулаков и бедняков после реформы 1861 года.
-волнения крестьян нашего края после проведения земельной реформы.
-содержание земской, судебной и других реформ и их значение.
- составление проектов.
5 раздел.
Ремесло. Народное образование, медицина и здравоохранение. Культура,
быт, традиции и обычаи народов края.
- ремесла и промыслы: обработка дерева, гончарное производство,
металлообработка, кожевный промысел, сапожный промысел, выделка овчин,
портняжный и вязальный промысел, печной промысел, рыболовство, охота.
-русификаторская политика царизма в крае.
-некрещенные чуваши.
-положение в народном образовании, медицине и здравоохранении.
-народные методы лечения болезней.
-культура, быт, традиции и обычаи народов края.
- встречи со старожилами .
- составление проектов.
6 раздел.
Наш край в период первой мировой войны, октябрьских событий и
гражданской войны.
-участие народов края в первой мировой войне, октябрьской революции и
гражданской войне.
-сбор информации об участниках первой мировой войны, октябрьской революции
и гражданской войны в нашем крае.
- составление проектов.
7 раздел.
Период коллективизации в крае.
-коллективизация в нашем крае.
-образование колхоза в селе Старое Узеево.
-участники коллективизации в родном селе.
- составление проектов.
8 раздел.
Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.
-участие наших земляков в Великой Отечественной войне.
-встреча с участниками войны и тружениками тыла.
- составление презентаций об участниках войны.
- составление проектов
9 раздел.
Наш край 60-90 годы 20 века.
- памятные события истории края, села.
- передовики производства
- народные умельцы.
- знаменитые люди.
- создание проектов.
10 раздел.
Современный Татарстан.
-наш край на современном этапе.
-достижения в сельском хозяйстве, промышленности, науке и культуре.
Методическое обеспечение программы.
Используемые технологии:
технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и
др.);
технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).
Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические
занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы,
встречи с жителями села , оформление выставок и экспозиций, проведение
экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села,
проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в
плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Аксубаевского района.
Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают
опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.
Список литературы
- Волков В.И. Край родимый, Аксубай. К. 1993
- Михейкин Ф.А. Сунчелеево, Мокшино, Узеево – три братские
деревни.Старомокшинская волость. К. 1994
- Синицына К.Р. История и культура родного края К. 2004
- Культура чувашского края Ч. 1995
- Чувашские праздники и обряды Ч. 1999
- Сейненский А.В. Музей воспитывает юных М. 1998
- Методика историко-краеведческой работы в школе. М. 1992