Автор: Ишимова Инесса Павловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 212 "Солнышко"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование навыков диафрагмального дыхания у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении
«Детский сад № 212 «Солнышко» общеразвивающего вида
Рекомендательный материал для педагогов и
родителей
«Формирование навыков диафрагмального
дыхания у детей дошкольного возраста»
Подготовил:
педагог-психолог
И.П. Ишимова
г. Барнаул, 2020
Дыхание является главнейшим источником жизни. При рождении
у человека закладывается правильный механизм дыхания, который
постепенно утрачивается, что приводит к разнообразным нарушениям
в организме.
Нарушение функции дыхания в совокупности с нарушениями
других систем организма приводит к развитию таких заболеваний, как
бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма, плеврит, эмфизема
легких, сужение плевральной щели, нагноительные процессы в легких
и т. д.
Проблема правильного дыхания у детей, стоящая перед ДОО
(далее – дошкольная образовательная организация), была и остается
наиболее
актуальной,
и
в
связи
с
этим
возникает
необходимость
поисков
эффективных
путей
укрепления
здоровья
ребенка,
профилактики заболеваний.
Наряду
с
общепринятыми
мероприятиями,
эффективной
профилактикой
снижения
заболеваемости
эпизодично
болеющих
детей, является дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом
каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует
умению управлять собой.
Кроме
того,
правильное
дыхание
стимулирует
работу
сердца,
головного мозга и нервной системы, избавляет ребенка от многих
болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена
и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Медленный
выдох
помогает
расслабиться,
успокоиться,
справиться с волнением и раздражительностью.
Дыхательная
гимнастика
развивает
ещё
несовершенную
дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма и
имеет
ряд
преимуществ.
Она
основана
на
носовом
дыхании.
Не
случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать
через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое
дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в
носоглотке.
И
наша
задача
научиться
и
научить
детей
правильно
дышать.
С
рождения
все
мы
дышим
правильно,
но
с
самого
раннего
возраста
ребенок
испытывает
стрессы,
физиологический
и
эмоциональный
дискомфорт,
в
результате
чего
теряет
это
умение.
Восстановить его чрезвычайно важно при сопровождении развития
детей,
поскольку
у
них
продолжается
развитие
функциональных
систем организма, головного мозга.
Адаптивные механизмы незрелого детского организма не всегда
успевают приспосабливаться к возрастающим требованиям внешней, в
том
числе
и
образовательной,
среды.
Стрессовые
нагрузки
могут
приводить
к
нарушениям
внимания,
способности
к
обучению,
поведения,
развития
ребенка,
появлению
у
него
эмоциональных
нарушений и психосоматических заболеваний. Чтобы избежать этого,
ребенку необходим навык произвольной регуляции своего состояния,
позволяющий
разрешать
проблемные
ситуации
с
минимальными
затратами для здоровья.
Дыхание – это одна из функций нашего организма, которая имеет
произвольную регуляцию.
Человек
может
сознательно
контролировать
число
и
способ
дыхательных движений, проще говоря, вдохов и выдохов, а также пауз
между
ними.
Установлено,
что
характер
дыхания
влияет
на
работу сердца.
Таким
образом,
синхронизируя
дыхание
с
биением
сердца, можно научиться снижать нагрузку на сердечно-сосудистую
систему.
Регуляция
дыхания
является
самым
древним
из
известных
приемов борьбы со стрессом. В течение тысячелетий люди используют
его для снижения чувства тревоги, достижения общей релаксации или
концентрации.
Возможность снимать избыточное напряжение при сохранении
высокой работоспособности с помощью диафрагмального дыхания и
его оздоровительное влияние на организм доказано многочисленными
научными исследованиями, это позволило нам разработать методику
обучения дыханию в условиях образовательной системы, как способа
профилактики
и
коррекции
нарушений
психоэмоционального
состояния.
Дыхание
очень
важно
для
развития
речевого
аппарата
дошкольников, так как дыхательная система — это энергетическая база
для
речевой
системы.
Дыхание
влияет
на
звукопроизношение,
артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают
выработать
диафрагмальное
дыхание,
а
также
продолжительность,
силу и правильное распределение выдоха.
Диафрагма
–
это
мышца,
разделяющая
грудную
и
брюшную
полости.
Диафрагмальное
дыхание
–
это
дыхание
«животом»
под
воздействием
сокращения
и
расслабления
диафрагмы.
Этот
вид
дыхания примечателен тем, что считается наиболее естественным и
продуктивным. Так дышат младенцы, такое дыхание проявляется во
сне
у
большинства
людей.
С
точки
зрения
энергоэффективности
брюшное дыхание также показывает более высокие результаты, чем
грудное и верхнее грудное. Это значит, что дыхание требует меньших
усилий,
обеспечивая
при
этом
наилучшее
снабжение
организма
воздухом. Освоить брюшное дыхание будет полезно всем.
Что дает диафрагмальное дыхание?
Использование навыка диафрагмального дыхания способствует ф
ормированию нового функционального состояния:
-
уравновешиваются процессы торможения и возбуждения;
-
снижается
избыточная
нагрузка
на
сердечно-сосудистую
систему;
-
активируется обмен веществ;
-
улучшается кровоснабжение жизненно важных органов, в
том числе и головного мозга;
-
устраняет негативное напряжение, снижая уровень гормона
стресса – кортизола;
-
тонизирует
иммунную
систему,
усиливая
образование
Т-
клеток и совершенствуя выработку лимфоцитов;
-
поднимает
настроение
путем
влияния
на
активную
выработку
серотонина
и
других
положительных
эндорфинов;
-
повышает концентрацию путем увеличения потока крови к
префронтальной коре головного мозга.
Для
формирования
правильного
диафрагмального
дыхания
с
детьми дошкольного возраста можно использовать следующие игры и
упражнения:
1. Я дышу по-разному (демонстрация разных видов дыхания)
Мы дышим, когда играем, спим, кушаем. Все мы умеем дышать и
дышим всегда. Но дышим по-разному. Мы можем дышать часто через рот,
как собачки в жару. Давайте попробуем. Тогда мы вдыхаем вот столько
воздуха (педагог надувает маленький воздушный шарик). Можем дышать
грудью. Давайте попробуем (дышим, выпячивая грудь). Так мы вдыхаем
вот столько воздуха (надуваем больший по размеру шарик). А можем
дышать глубоко, животиком. И тогда вот какой у нас получится шарик
(надуваем самый большой и яркий воздушный шарик).
2. Упражнения на диафрагмальный вдох
Мы все умеем дышать, и всемы не задумываемся о том, как мы это
делаем. Но от того, как мы дышим, зависит очень многое в работе
нашего организма. Мы будем учиться правильно дышать. Дышать так,
чтобы нашему сердечку было удобно работать;
так,
чтобы
мы
чувствовали себя спокойно и уверенно; так, чтобы наше настроение
было хорошим и веселым.
Воздушный шарик. Представьте себе, что у вас в животе поселился
маленький-маленький воздушный шарик. Ему очень нравиться, когда его
надувают и сдувают. Попробуйте надуть его. Чтобы надуть его
большим, воздух надо вдыхать через нос. Давайте посмотрим, у кого
шарик получился самый большой!
Снежинки. Теперь правильно дышать нам помогут снежинки,
которые
мы
сделали (предварительно
можно вырезать
с
детьми
снежинки
из
бумаги
и
повесить
их на
ниточке). Сейчас мы будем
делать вдох, но не так, как обычно, а животиком. Будем вдыхать через
нос воздух так, чтобы снежинки приближались к нашему личику. При
этом воздуха будет все больше и больше, он будет заполнять наш
животик, и от этого он будет надуваться, как шарик. А теперь
выдох... И снежинки улетают от нашего личика.
3. Упражнения на диафрагмальный выдох.
Трубочки. Возьмите
трубочки
(для
коктейлей)
и
попробуйте
медленно выдуть через них воздух, так, чтобы в стакане с водой
появились пузырьки и забулькали. А теперь попробуйте сложить свои
губы такой же трубочкой и еще раз медленно-медленно выдуть воздух,
на воде должна появиться воронка.
Мыльные
пузыри. «Давайте
устроим
соревнование:
кто
сможет выдуть самый большой пузырь? Чтобы пузырь был очень боль-
шой, его нужно надувать очень медленно». Это упражнение можно
задать детям на дом.
4. Упражнение на объединение фазы диафрагмального вдоха и
выдоха
Мы с вами уже умеем правильно вдыхать и правильно выдыхать
воздух, давайте попробуем сделать это вместе. Вспомним про наш
шарик
в
животе
и
надуем
его.
А теперь
попробуйте
сдуть
его
медленно-медленно. Выдувайте воздух так, как будто вы дуете на
перышко. Важно следить, чтобы каждый ребенок дышал в удобном
для себя темпе, не подстраиваясь под других детей.
К ач ел и . Откиньтесь
на
спинки
стульчиков,
устройтесь
поудобнее (если есть возможность, то лучше проводить это упражнение,
лежа, например, перед сном в детском саду). Я раздам вам игрушки.
Давайте попробуем укачать наших маленьких друзей, им пора спать.
Положите их себе на живот. На вдохе - они качнутся вверх, на выдохе
— вниз. Так они быстро заснут!
Формирование
навыка
диафрагмально-релаксационного
дыхания
(комплекс
упражнений)
Упражнение №1
Ребенку, в положении лежа, кладут на живот в область диафрагмы
легкую игрушку.
Инструкця:Положим игрушку на живот и посмотрим, как она
поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь
выдох. В соответствии с инструкцией ребенок следит глазами за
сокращением и расслаблением диафрагмы.
Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становиться
«живой», если он дышит животом;
Использование рифмовок:
«Качаю рыбку на волне,
то вверх (вдох),
то вниз (выдох)
она плывет ко мне».
«Качели- вверх( вдох),
качели- вниз( выдох),
крепче куколка держись».
Упражнение №2
Ребенок,
в
положении
лежа
кладет
ладонь
на
область
диафрагмы. Работа
диафрагмы
воспринимается
ребенком
не
только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью).
Инструкция: положи ладонь на то место, где раньше лежала
игрушка,
и
почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь
вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох.
Использование рифмовки:
«Бегемотики
лежали.
Бегемотики
дышали,
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох)»
Упражнение №3.
Ребенок сидит на стуле, ладонь кладет на область диафрагмы.
Работа
диафрагмы
воспринимается
ребенком
не
только
зрительно, но и тактильно
Инструкция:
Сядь и положи ладонь на живот, почувствуй, как
он
поднимается,
когда ты
делаешь
вдох,
и
опускается,
когда
ты
делаешь выдох.
Использование рифмовки:
«Сели бегемотики,
Потрогали
животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох)»
Упражнение №4
Ребенок
в
положении
стоя.
Кладет
ладонь
на
область
диафрагмы.
Инструкция:
встань
прямо,
положи
ладонь
на
живот,
чувствуешь, как она движется, если ты дышишь правильно.
Список используемой литературы.
1.
Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и
речевое развитие дошкольников: Взаимодействие учителя – логопеда и
инструктора по физкультуре, — М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144с. (Здоровый
малыш).
2.
Катушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет.
– М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224с. (Здоровый малыш).
3.
Коноваленко
В.В.,
Коноваленко
С.В.
Артикуляционная,
пальчиковая
гимнастика
и
дыхательно
–
голосовые
упражнения.
Приложение
к
комплекту
тетрадей
для
закрепления
произношения
звуков у дошкольников. 2-е издание дополненное. – М.: «Издательство
ГНОМ и Д», 2001. – 16с.
4.
Попова Н.М., Харламов Е.В. Дыхательная гимнастика для
детей
в
домашних
условиях.
–
М.:
ИКЦ
«МарТ»;
Ростов
н/Д:
издательский центр «МарТ», 2004. – 160с
5.
Уроки
здоровья
ХАТХА-ЙОГА.
Комплекс
упражнений
древнеиндийской медицины. Литературно-издательское бюро «Рифей»
Челябинского отделения CФК, Челябинск, 46с.