Автор: Землянко Анна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: Камчатский край,с.Соболево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Планирование "Окружающий мир". 1 класс
Раздел: начальное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
в 1 классе на 2019 – 2020 учебный год
(66 часов)
Настоящая рабочая программа по окружающему миру для МОКУ «Соболевская средняя
школа»
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования составлена на основе:
1.Федерального закона от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.От 6 октября 2009г №737 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Рабочая программа по окружающему миру
1 класса разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, с учётом Примерной образовательной программы начального
общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и
ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1.Программа
«Окружающий
мир»
автора
А.А.
Плешакова.
для
1
–
4
классов
(М.
Просвещение) 2013 г..
2.Дмитриева О.И.
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к учебному
комплекту
А.А.Плешакова
«Окружающий
мир»:
1
класс.
–
5-е
издание,
-
Москва
«ВАКО», 2019.
3.Плешаков А.А, Окружающий мир. Учебник в 2х частях 1 класс, Москва, Просвещение,
2019 с электронным приложением
4.Плешаков А.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 1 класс, Москва, Просвещение,
2019.
Данная рабочая программа реализуется с 2019-2020 учебного года сроком на один
год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный
характер,
соединяет
в
равной
мере
природоведческие,
обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных
и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения
мира в его важнейших взаимосвязях. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной
школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
—
духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
личности
гражданина
России
в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной
жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4)
формирование
психологической
культуры
и
компетенции
для
обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 1 класса – помочь ученику в
формировании
личностного
восприятия,
эмоционального,
оценочного
отношения
к
миру природы и культуры в их единстве, подготовить поколение нравственно и духовно
зрелых,
активных,
компетентных
граждан,
ориентированных
как
на
личное
благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и
планеты Земля.
Курс
обладает
широкими
возможностями
для
формирования
у
первоклассников
фундамента
экологической
и
культурологической
грамотности
и
соответствующих
компетентностей
–
умений
проводить
наблюдения
в
природе,
ставить
опыты,
соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа
жизни.
Это
позволит
учащимся
начать
освоение
основ
адекватного
природо-
и
культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная
основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в
первом
классе.
Предмет
«Окружающий
мир»
использует
и
подкрепляет
умения,
полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного
искусства,
технологии
и
физической
культуры,
совместно
с
ними
приучая
детей
к
рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомясь с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и
взаимосвязях,
первоклассник
осмысливает
личный
опыт
познания
явлений
окружающего мира, что будет способствовать обеспечению в дальнейшем его личного
и социального благополучия.
Основные
содержательные
линии
предмета
«Окружающий
мир»
определены
стандартом
начального
общего
образования
и
представлены
в
программе
содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».
Место предмета в учебном плане
На
изучение
курса
«Окружающий
мир»
отводится 2ч в неделю - 64ч (32 учебные
недели).
Принципы отбора учебного материала:
- учет возрастных особенностей;
- органическое сочетание обучения и воспитания;
- усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;
- практическая направленность преподавания.
Используемые
технологии,
методы
и
формы
работы:
личностно-ориентированное
обучение и игровая технология.
Методы
обучения:
объяснительно-иллюстративный,
словесный,
практический,
наглядный.
Формы обучения: парная, индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.
Межпредметные
связи:
литературное
чтение,
изобразительное
искусство,
изобразительное искусство (музыка), технология.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека
и общества.
•
Культура
как
процесс
и
результат
человеческой
жизнедеятельности
во
всём
многообразии её форм.
•
Наука
как
часть
культуры,
отражающая
человеческое
стремление
к
истине,
к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
•
Человечество
как
многообразие
народов,
культур,
религий.в
Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности
культурно-ценностных
традиций
народов
России
от
поколения
к
поколению и жизнеспособности российского общества.
•
Труд
и
творчество
как
отличительные
черты
духовно
и
нравственно
развитой
личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,
духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-
культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения учебного курса
Освоение
курса
«Окружающий
мир»
вносит
существенный
вклад
в
достижение
личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою
Родину,
российский
народ
и
историю
России,
осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации;
2)
формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда
на
мир
в
его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)
формирование
уважительного
отношения
к
иному
мнению,
истории
и
культуре
других народов;
4)
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
в
разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10)
формирование
установки
на
безопасный,
здоровый
образ
жизни,
наличие
мотивации
к
творческому
труду,
работе
на
результат,
бережному
отношению
к
материальным и духовным ценностям.
Изучение
курса
«Окружающий
мир»
играет
значительную
роль
в
достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1)
овладение
способностью
принимать
и
сохранять
цели
и
задачи
учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
её
реализации;
определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)
использование
знаково-символических
средств
представления
информации
для
создания
моделей
изучаемых
объектов
и
процессов,
схем
решения
учебных
и
практических задач;
7)
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;
9)
овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий
и
причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10)
готовность
слушать
собеседника
и
вести
диалог;
готовность
признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11)
определение
общей
цели
и
путей
её
достижения;
умение
договариваться
о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12)
овладение
начальными
сведениями
о
сущности
и
особенностях
объектов,
процессов
и
явлений
действительности
(природных,
социальных,
культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий
мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования
(в
том
числе
с
учебными
моделями)
в
соответствии
с
содержанием
учебного предмета «Окружающий мир».
При
изучении
курса
«Окружающий
мир»
достигаются
следующие
предметные
результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3)
осознание
целостности
окружающего
мира,
освоение
основ
экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение,
опыт,
сравнение,
классификация
и
др.
с
получением
информации
из
семейных
архивов,
от
окружающих
людей,
в
открытом
информационном
пространстве);
5)
развитие
навыков
устанавливать
и
выявлять
причинно-следственные
связи
в
окружающем мире.
Обучающиеся научатся:
- различать объекты неживой и живой природы;
-
различать
и
приводить
примеры
дикорастущих
и
культурных
растений,
диких
и
домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных
материалов, из которых они изготовлены;
-
рассказывать
о
красоте
и
достопримечательностях
своего
села,
города;
называть
имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от
детства до старости)
-свой домашний адрес и адрес школы;
правила безопасности при переходе улицы;
-правила
поведения
при
посещении
музеев,
библиотек,
театров
и
других
учреждений культуры; правила - поведения во время экскурсий по городу и за городом;
-основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать объекты неживой и живой природы;
-
различать
и
приводить
примеры
дикорастущих
и
культурных
растений,
диких
и
домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных
материалов, из которых они изготовлены;
- рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть
имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
- сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от
детства до старости)
- развивать фантазию, воображение;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и
предметы, созданные человеком. Признаки
предметов (цвет, форма, сравнительные
размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад,
перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам
звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее
представление
о
форме
и
размерах
Земли.
Глобус
как
модель
Земли,
Луна
–
естественный спутник Земли.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном
крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).
Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края
(названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Вода.
Состояния
воды.
Использование
в
хозяйственной
жизни
человека.
Полезные
ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит,
кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.
Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения
цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.
Грибы (съедобные и ядовитые).Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы,
звери,
их
отличия.
Особенности
питания
разных
животных.
Дикие
и
домашние
животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и
отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере
окружающей местности).
Правила поведения в природе.
Человек и общество.
Человек – член общества. Взаимоотношения человека
с другими людьми. Культура
общения. Уважение к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в
семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и
фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Классный,
школьный
коллектив,
совместная
учёба,
игры,
отдых.
Друзья.
Правила
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме
дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.
Правила
противопожарной
безопасности,
основные
правила
обращения
с
газом,
электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный
транспорт.
Наземный,
воздушный,
водный
транспорт.
Правила
пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб,
гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной
закон РФ. Права ребёнка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник
в
жизни
общества.
Основные
праздники:
Новый
год,
Рождество,
День
защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День
защиты детей, День семьи и др.
Москва – столица России.
Россия
–
многонациональная
страна.
Народы,
населяющие
Россию,
их
обычаи,
характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной
край
–
частица
России.
Родной
город,
регион:
название,
основные
достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные
сведения из истории родного края.
Тематическое планирование по окружающему миру ( 66 часов )
№п/п
Тема урока
Дата
Примечание
план
факт
1 раздел. Вводный. (4 часа )
1
Вводный урок. Задавайте вопросы ?
2
Экскурсия « Что такое наша школа ?»
3
Экскурсия « Что такое наша школа ?»
4
Экскурсия « Чтоу нас на школьном дворе?»
2 раздел. Что и кто? (18 часов )
5
Что такое Родина?
Региональный компонент «Моя малая
Родина»
6
Что мы знаем о народах России ? Что мы знаем
о Москве ?
Региональный компонент.
«Народы Камчатки»Проект « Моя малая
Родина»
7
Что у нас над головой?
8
Что у нас под ногами ?
Региональный компонент.
«
Полезные ископаемые»
9
Что общего у разных растений ?
Региональный компонент.
«
Растения моего села.»
10
Что у нас на подоконнике ?
11
Что растёт на клумбе?
Региональный компонент. «Культурные и
декоративные растения нашего края».
12
Что это за листья ?
Региональный компонент
«Лиственные деревья Камчатки.»
13
Что такое хвоинки?
Региональный компонент
«Хвойные деревья Камчатки.»
14
Кто такие насекомые?
2 четверть
15
Кто такие рыбы?
Региональный компонент.
« Речные и морские обитатели Камчатки.»
16
Кто такие птицы?
Региональный компонент.
«
Птицы Камчатки.»
17
Кто такие звери?
Региональный компонент.
«Звери Камчатки.»
18
Что окружает нас дома?
19
Что умеет компьютер?
20
Что вокруг нас может быть опасным?
21
На что похожа наша планета?
22
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу « Что и кто?»
Презентация проекта « Моя малая родина»
3 раздел. Как, откуда и куда? (12 часов)
23
Как живёт семья? Проект « Моя семья»
24
Откуда в наш дом приходит вода и куда она
уходит?
Региональный компонент.
«Водные ресурсы Камчатки.»
25
Откуда в наш дом приходит электричество?
26
Как путешествует письмо?
Региональный компонент.
«Доставка почтовых отправлений в наше
село.»
27
Куда текут реки?
Региональный компонент. «Реки Камчатки.»
28
Откуда берутся снег и лёд?
29
Как живут растения?
30
Как живут животные?
31
Как зимой помочь птицам?.
Региональный компонент.
«Зимующие птицы Камчатки»
32
Откуда берётся мусор и куда он девается?
33
Откуда в снежках грязь?
34
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Как, откуда и куда? »
Презентация проекта « Моя семья»
4 раздел. Где и когда? ( 10 часов )
35
Когда учиться интересно?
Проект «Мой класс и моя школа»
36
Когда придёт суббота?
37
Когда наступит лето?
38
Где живут белые медведи?
39
Где живут слоны?
40
Где зимуют птицы?
41
Когда появилась одежда?
Региональный компонент. «Народный
костюм коренных малочисленных народов.»
42
Когда изобрели велосипед?
43
Когда мы станем взрослыми ?
44
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Где и когда? »
Презентация проекта « Мой класс и моя
школа»
5 раздел. Почему и зачем?( 20 часов )
45
Почем усолнце светит днём, а звёзды – ночью?
46
Почему Луна бывает разной?
47
Почему идёт дождь и дует ветер?
Региональный компонент.
«
Особенности климата на полуострове»
48
Почему звенит звонок?
49
Почему радуга цветная?
50
Почему мы любим кошек и собак?
51
Проект « Мои домашние питомцы»
52
Почему мы не буем рвать цветы и ловить
бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать
тишину?
Региональный компонент. «
Красная книга
растений Камчатки.»
53
Зачем мы спим ночью?
54
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
55
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
56
Зачем нам телефон и телевизор?
57
Зачем нужны автомобили?
58
Зачем нужны поезда?
59
Зачем строят корабли?.
Региональный компонент
«Суда и их значение на полуострове.»
60
Зачем строят самолёты?
61
Почему в автомобиле, поезде, самолёте, на
корабле нужно соблюдать правила
безопасности?
62
Зачем люди осваивают космос?
63
Почему мы часто слышим слово
«Экология»Региональный компонент
«Экология Камчатки.»
64
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Почему и зачем? »
Презентация проекта « Мои домашние
питомцы»
Всего 6 проектов.