Напоминание

"Итоговое занятие"


Автор: Дибирова Аминат Абдулкеримовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Итоговое занятие"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема: итоговое занятие

Цель: систематизация и обобщение знаний, полученных в процессе обучения.

Задачи:

1. Образовательные:

Систематизировать знания учащихся о природных зон россии и особенностях

приспособления животных и растений к среде обитания.

2. Развивающие:

Развитие умений раскрывать природные и экологические взаимосвязи, приёмов

умственной деятельности: классификация, анализ, синтез.

3. Воспитательные:

Воспитывать умение видеть и понимать уникальность и красоту окружающего мира

Формирование ууд:

1. Познавательные ууд:

Умение осуществлять логические действия и строить речевые высказывания

2. Коммуникативные ууд:

Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;

3. Регулятивные ууд:

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и работать по

заданному алгоритму.

4. Личностные ууд:

Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Планируемые результаты:

1. Предметные:

Обобщить и систематизировать изученный материал по теме "природные зоны России".

2. Метапредметные:

Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать

выводы;

3. Личностные:

Оборудование: презентация, карточки-задания, карточки «природные зоны»

Литература: р. Шитиков «моя природа», д. Эттенборо «обитатели рек и озер» и.

Акимушкин «секреты природы».

Предварительная работа. Обучающие произвольно разделены на 2 группы

Методы: словесно-наглядный, «инсерт» викторина, игровой.

Форма: индивидуально-групповая, игровая, фронтальная.

Тип: итоговое занятие.

Ход занятия

Организационный момент (деление на команды)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы подвести итоги

нашей работы за этот учебный год. А в чем же заключалась наша работа? (ответы

детей).

Правильно, мы изучали природные зоны России и о их представителях. С давних

пор люди стремятся как можно больше узнать о мире, в котором они живут. Солнце и

звезды, воздухи вода, растения и животные- все интересует людей. Любовь к природе,

забота

о

ней

делают

нас

добрее.

И

еще:

природа

постоянно

дарит

нам

радость

открытий.

Только

тот

живет

интересно,

кто

каждый

день

узнает

что-то

новое,

удивительное.

А

в

природе

все

удивительно.

В

ней

множество

загадок

-

только

разгадывай! Вот и мы с вами на протяжении года пытались разгадать некоторые из них.

Сейчас мы и проверим насколько это получилось. Сегодня, я вам ребята предлагаю

отправиться в путешествие по природным зонам. Ну и как в любом путешествии нам

понадобятся билеты. Билеты настоящие вы покупаете за деньги, а мои можно купить

только за знания.

1.заморочки из мешочка.

Дети по одному достают из мешочка листочки с загадками, отвечают на них и получают

баллы.

.

Билет №1

Кто это?

Эта птица известна всем.

Её оперение чёрно-белое, живёт она по соседству с человеком.

За свои действия получила прозвище «воровка».

Билет №2

Кто это?

Посмотрите-ка какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Билет №3

Носит бивни, а не слон;

Есть усищи, а не сом

Морем плавает, ныряет,

Сушей-еле ковыляет.

Билет №4

В одежде богатой, да сам слеповатый; живёт без оконца, не

видывал солнца.

Билет №5

Хвойное дерево, около него встречают Новый год?

Билет №6

Лиственное дерево с белой корой?

Билет №7

Лось, заяц, волк, белка, ёж, медведь, соболь- эти животные

(какой зоны)

Билет №8

Ползун ползёт, иголки везёт.

Билет №9

Кто это?

Крупная лесная кошка. Мех у неё мягкий и очень пушистый.

На концах ушей чёрные кисточки.

Билет № 10

Кто это?

Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой.

Билет № 11

Кто это?

Мой брат в лесу глухом живёт.

Он – сладкоежка неуклюжий.

А я в глаза не видел мёд,

Живу, где ветер, снег и стужа

Билет № 12

Кто это?

Снега копытами касаясь,

Ходит по тундре красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Билет № 13

Кто это?

Деток очень я люблю,

Но не всегда сама кормлю.

Чужим мамам доверяю,

Пока по лесу гуляю.

Билет № 13

В Тундре. Что лишнее, почему?

Карликовая береза, тополь, полярная ива, мох, ягель, морошка.

Билет № 14

Какой лес мы называем тайгой?

Билет №11

ПРИЗ!!!

УРА!

Билет №12

Приз!!!

УРА!

Еще 2 билета выдаются бесплатно если попадается билет приз!

Садитесь поудобнее. Наш самолет отправляется.

Я буду описывать природную зону, а вы попробуйте определить, где мы пролетаем.

Мы с вами пролетаем над очень красивыми местами. Эта зона находится южнее зоны

тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона самая большая.

разнообразен животный и растительный мир этих мест: здесь можно встретить зайца,

лису, белку и других животных.( тайга)

Наш самолет совершает посадку в зоне тайги.

Внимание, внимание! Первое задание:

1.

«Лесная путаница»

Рассказ первой команде.

Был январь. Утром мы выехали на машине в охотничий стан. Было так холодно, что

сучья трещали, когда мы к ним прикасались. Въехали в еловый лес. Вдруг из-под

сучьев выскочила маленькая птичка, я ее сразу узнал-это была колибри. Вероятно у нее

там гнездо. Я посмотрел на макушку высокой ели и увидел порхающего пингвина.

«Не надо лениться ,если хочешь увидеть много интересного»,-подумал я и полез на

дерево. На самом верху я увидел пингвинье гнездо. Там лежали 5 яиц, по всему было

видно – пингвин хочет снести шестое.

Рассказ второй команде

На соседней ветке я увидел беличье гнездо. Я слез с дерева, сел в машину и мы поехали

дальше. Шум мотора разбудил зверька, он, потягиваясь, выскочил наружу, удивленно

посмотрел на нас и скрылся в листве. Машина не смогла ехать дальше, и мы пошли

пешком. То и дело в трещинах коры нам попадались желуди. Молодец белка! Хорошо

подготовилась к зиме.

Уже второй час мы шли по сосновому лесу. Перед нами расстилалась поляна. На

пригорке распустились первые подснежники. Я бросился их собирать. Над нами

порхала первая бабочка.

Как хорошо гулять в лесу в начале зимы!

2.Найди животных

В этой таблице спрятаны названия 8 животных, найди их и определи в какой

природной зоне они обитают.

Ответы: лось, заяц, волк, лиса, белка, ёж, медведь, соболь.

О

Л

О

С

Ь

К

П

О

Г

К

Я

Ы

З

А

Я

Ц

В

О

Л

К

Р

Э

Ь

Р

М

Й

Л

И

С

А

Г

Ф

С

Б

Е

Л

К

А

К

А

Л

О

Г

Ж

Е

Ё

Ж

Г

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

Х

Ш

С

О

Б

О

Л

Ь

Щ

Молодцы, ребята. Наш самолет снова набирает высоту, и мы летим дальше. Мы с вами

пролетаем над следующей зоной.

Суров климат этой зоны: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето

очень короткое и прохладное. Круглый год дуют холодные ветры, а зимой

свирепствует пурга. А под снегом замерзшая земля. Даже летом она оттаивает

только на 10-15 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Большие растения здесь

расти не могут, все они низкорослые. Они стараются прижаться к земле, там

теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

Ребята, в какой зоне приземлится наш самолет?( тундра)

3.Игра « Найди лишнее».

На доске записаны столбики слов с названиями животных и растений. В каждом

столбике нужно найти животное или растение, которое не подходит для тундры.

морошка белая куропатка

брусника рысь

карликовая берёза северный олень

дуб медведь

ягель песец

шиповник роза

голубика барсук

4.Угадай-ка

Установи стрелками соответствие.

Полярная ива

Ягоды

Брусника

Кукушкин лён

Деревья

Голубика

Карликовая береза

Морошка

Лишайники, мхи

Ягель

Молодцы, ребята правильно справились с заданием. Наш самолет отправляется дальше.

Почему стало так холодно, ещё холоднее, чем в тундре. И стекла в нашем самолете

совсем замерзли. Куда же мы прилетели?

В зону арктических пустынь.

5.«Сделай выбор»

- Мы посвящаем его зоне Арктики. Эта природная зона до конца ещё не исследована и

мы будем её исследовать.

Я вам предлагаю тест, вам надо выбрать правильный ответ.

Тест

1.

Природная зона арктических пустынь расположена…

а) на островах Индийского океана;

б) на островах Северного ледовитого океана

2.

В Арктике для растений и животных сложились…

а) суровые условия;

б) комфортные условия

3. В Арктике обитают животные…

а) моржи, тюлени, белые медведи;

б) волки, бурые медведи, рыси

4. Большое скопление птиц на скалах называют…

а) «птичьи рынки»;

б) «птичьи базары»

Проверка. Ответы: б, а, а, б.

Впереди по нашему курсу зона, в которой не обитают крупные животные. С травинки

на травинку прыгают кузнечики, перелетают с цветка на цветок бабочки.

эта какая зона? (зона степей)

6. Остановка «Черный Ящик»

«Ножки у него короткие и это не дает ему быстро передвигаться. Однако враги его

побаиваются . Строить жилье себе он не может, поэтому ищет брошенные норы и

взбивает себе постель из листьев и засыпает до весны. Однако проснется он или нет

зависит от запасов жира.»

7. «Перекличка природных зон»

Расположи карточки соответственно природным зонам.

Команды получают конверты с табличками: «Арктика», «Тундра», «Степь»,

«Тайга» и описанием природных зон. Расположи карточки соответственно

природным зонам.

И распредели представителей по природным зонам.

степь: Ковыль, дыбка степная, тюльпан, сайгак;

тайга: кукушка, лиса, ёж, медуница;

тундра: лемминг, песец, полярная сова, ягель.

8.Остановка «Охрана природы »

Выделите экологические проблемы, связанные с деятельностью человека

ТУНДРА

2 5 7

ТАЙГА

1 3 4 6 8

СТЕПЬ

1 2 4 9

ПОДСКАЗКА: 1. Пожары. 2. Чрезмерный перевыпас скота. 3. Бесконтрольный сбор

ягод и грибов. 4. Браконьерство. 5. Наличие гусеничного транспорта. 6. Мусор.7.

Разливы нефти 8. Вырубка деревьев 9. Распашка земель

9 .Конкурс пословиц и поговорок

Задания первой команде:

1.Волков бояться …(в лес не ходить).

2.Бьется как …(рыба об лёд).

3.Лучше синица в руках, чем …(журавль в небе).

4.Знает кошка, чье …(мясо съела).

Задания второй команде:

1.С волками жить…(по-волчьи выть).

2.На и тои щука в реке,( чтоб карась не дремал).

3.Старый конь борозды… (не портит).

4.Гусь свинье …(не товарищ).

10. Итог урока.

Мы побывали сегодня во всех природных зонах нашей страны. Назовите все природные

зоны, начиная с самой холодной. (Дети читают названия на карточках и называют

все природные зоны ещё раз). Понравилось вам наше путешествие?

Посмотрите, какая наша страна большая и сколько в ней чудесных и интересных мест.

Захотелось ли вам на самом деле побывать в этих местах и увидеть всё своими глазами?

А теперь совершим последний перелёт. Мы должны приземлиться в той природной

зоне, где мы с вами живём. Переместите наш самолёт по карте.

Мы

живём

с

вами

в

зоне

хвойных

лесов.

Наш

самолёт

приземляется

в

г.Нижневартовске.

Рефлексия . Дети рисуют настроение .

Спасибо за урок.

Подведение итогов. Награждение победителей



В раздел образования