Автор: Дибирова Аминат Абдулкеримовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Итоговое занятие"
Раздел: дополнительное образование
Тема: итоговое занятие
Цель: систематизация и обобщение знаний, полученных в процессе обучения.
Задачи:
1. Образовательные:
Систематизировать знания учащихся о природных зон россии и особенностях
приспособления животных и растений к среде обитания.
2. Развивающие:
Развитие умений раскрывать природные и экологические взаимосвязи, приёмов
умственной деятельности: классификация, анализ, синтез.
3. Воспитательные:
Воспитывать умение видеть и понимать уникальность и красоту окружающего мира
Формирование ууд:
1. Познавательные ууд:
Умение осуществлять логические действия и строить речевые высказывания
2. Коммуникативные ууд:
Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
3. Регулятивные ууд:
Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и работать по
заданному алгоритму.
4. Личностные ууд:
Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Планируемые результаты:
1. Предметные:
Обобщить и систематизировать изученный материал по теме "природные зоны России".
2. Метапредметные:
Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать
выводы;
3. Личностные:
Оборудование: презентация, карточки-задания, карточки «природные зоны»
Литература: р. Шитиков «моя природа», д. Эттенборо «обитатели рек и озер» и.
Акимушкин «секреты природы».
Предварительная работа. Обучающие произвольно разделены на 2 группы
Методы: словесно-наглядный, «инсерт» викторина, игровой.
Форма: индивидуально-групповая, игровая, фронтальная.
Тип: итоговое занятие.
Ход занятия
Организационный момент (деление на команды)
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы подвести итоги
нашей работы за этот учебный год. А в чем же заключалась наша работа? (ответы
детей).
Правильно, мы изучали природные зоны России и о их представителях. С давних
пор люди стремятся как можно больше узнать о мире, в котором они живут. Солнце и
звезды, воздухи вода, растения и животные- все интересует людей. Любовь к природе,
забота
о
ней
делают
нас
добрее.
И
еще:
природа
постоянно
дарит
нам
радость
открытий.
Только
тот
живет
интересно,
кто
каждый
день
узнает
что-то
новое,
удивительное.
А
в
природе
все
удивительно.
В
ней
множество
загадок
-
только
разгадывай! Вот и мы с вами на протяжении года пытались разгадать некоторые из них.
Сейчас мы и проверим насколько это получилось. Сегодня, я вам ребята предлагаю
отправиться в путешествие по природным зонам. Ну и как в любом путешествии нам
понадобятся билеты. Билеты настоящие вы покупаете за деньги, а мои можно купить
только за знания.
1.заморочки из мешочка.
Дети по одному достают из мешочка листочки с загадками, отвечают на них и получают
баллы.
.
Билет №1
Кто это?
Эта птица известна всем.
Её оперение чёрно-белое, живёт она по соседству с человеком.
За свои действия получила прозвище «воровка».
Билет №2
Кто это?
Посмотрите-ка какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Билет №3
Носит бивни, а не слон;
Есть усищи, а не сом
Морем плавает, ныряет,
Сушей-еле ковыляет.
Билет №4
В одежде богатой, да сам слеповатый; живёт без оконца, не
видывал солнца.
Билет №5
Хвойное дерево, около него встречают Новый год?
Билет №6
Лиственное дерево с белой корой?
Билет №7
Лось, заяц, волк, белка, ёж, медведь, соболь- эти животные
(какой зоны)
Билет №8
Ползун ползёт, иголки везёт.
Билет №9
Кто это?
Крупная лесная кошка. Мех у неё мягкий и очень пушистый.
На концах ушей чёрные кисточки.
Билет № 10
Кто это?
Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой.
Билет № 11
Кто это?
Мой брат в лесу глухом живёт.
Он – сладкоежка неуклюжий.
А я в глаза не видел мёд,
Живу, где ветер, снег и стужа
Билет № 12
Кто это?
Снега копытами касаясь,
Ходит по тундре красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Билет № 13
Кто это?
Деток очень я люблю,
Но не всегда сама кормлю.
Чужим мамам доверяю,
Пока по лесу гуляю.
Билет № 13
В Тундре. Что лишнее, почему?
Карликовая береза, тополь, полярная ива, мох, ягель, морошка.
Билет № 14
Какой лес мы называем тайгой?
Билет №11
ПРИЗ!!!
УРА!
Билет №12
Приз!!!
УРА!
Еще 2 билета выдаются бесплатно если попадается билет приз!
Садитесь поудобнее. Наш самолет отправляется.
Я буду описывать природную зону, а вы попробуйте определить, где мы пролетаем.
Мы с вами пролетаем над очень красивыми местами. Эта зона находится южнее зоны
тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона самая большая.
разнообразен животный и растительный мир этих мест: здесь можно встретить зайца,
лису, белку и других животных.( тайга)
Наш самолет совершает посадку в зоне тайги.
Внимание, внимание! Первое задание:
1.
«Лесная путаница»
Рассказ первой команде.
Был январь. Утром мы выехали на машине в охотничий стан. Было так холодно, что
сучья трещали, когда мы к ним прикасались. Въехали в еловый лес. Вдруг из-под
сучьев выскочила маленькая птичка, я ее сразу узнал-это была колибри. Вероятно у нее
там гнездо. Я посмотрел на макушку высокой ели и увидел порхающего пингвина.
«Не надо лениться ,если хочешь увидеть много интересного»,-подумал я и полез на
дерево. На самом верху я увидел пингвинье гнездо. Там лежали 5 яиц, по всему было
видно – пингвин хочет снести шестое.
Рассказ второй команде
На соседней ветке я увидел беличье гнездо. Я слез с дерева, сел в машину и мы поехали
дальше. Шум мотора разбудил зверька, он, потягиваясь, выскочил наружу, удивленно
посмотрел на нас и скрылся в листве. Машина не смогла ехать дальше, и мы пошли
пешком. То и дело в трещинах коры нам попадались желуди. Молодец белка! Хорошо
подготовилась к зиме.
Уже второй час мы шли по сосновому лесу. Перед нами расстилалась поляна. На
пригорке распустились первые подснежники. Я бросился их собирать. Над нами
порхала первая бабочка.
Как хорошо гулять в лесу в начале зимы!
2.Найди животных
В этой таблице спрятаны названия 8 животных, найди их и определи в какой
природной зоне они обитают.
Ответы: лось, заяц, волк, лиса, белка, ёж, медведь, соболь.
О
Л
О
С
Ь
К
П
О
Г
К
Я
Ы
З
А
Я
Ц
В
О
Л
К
Р
Э
Ь
Р
М
Й
Л
И
С
А
Г
Ф
С
Б
Е
Л
К
А
К
А
Л
О
Г
Ж
Е
Ё
Ж
Г
М
Е
Д
В
Е
Д
Ь
Х
Ш
С
О
Б
О
Л
Ь
Щ
Молодцы, ребята. Наш самолет снова набирает высоту, и мы летим дальше. Мы с вами
пролетаем над следующей зоной.
Суров климат этой зоны: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето
очень короткое и прохладное. Круглый год дуют холодные ветры, а зимой
свирепствует пурга. А под снегом замерзшая земля. Даже летом она оттаивает
только на 10-15 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Большие растения здесь
расти не могут, все они низкорослые. Они стараются прижаться к земле, там
теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
Ребята, в какой зоне приземлится наш самолет?( тундра)
3.Игра « Найди лишнее».
На доске записаны столбики слов с названиями животных и растений. В каждом
столбике нужно найти животное или растение, которое не подходит для тундры.
морошка белая куропатка
брусника рысь
карликовая берёза северный олень
дуб медведь
ягель песец
шиповник роза
голубика барсук
4.Угадай-ка
Установи стрелками соответствие.
Полярная ива
Ягоды
Брусника
Кукушкин лён
Деревья
Голубика
Карликовая береза
Морошка
Лишайники, мхи
Ягель
Молодцы, ребята правильно справились с заданием. Наш самолет отправляется дальше.
Почему стало так холодно, ещё холоднее, чем в тундре. И стекла в нашем самолете
совсем замерзли. Куда же мы прилетели?
В зону арктических пустынь.
5.«Сделай выбор»
- Мы посвящаем его зоне Арктики. Эта природная зона до конца ещё не исследована и
мы будем её исследовать.
Я вам предлагаю тест, вам надо выбрать правильный ответ.
Тест
1.
Природная зона арктических пустынь расположена…
а) на островах Индийского океана;
б) на островах Северного ледовитого океана
2.
В Арктике для растений и животных сложились…
а) суровые условия;
б) комфортные условия
3. В Арктике обитают животные…
а) моржи, тюлени, белые медведи;
б) волки, бурые медведи, рыси
4. Большое скопление птиц на скалах называют…
а) «птичьи рынки»;
б) «птичьи базары»
Проверка. Ответы: б, а, а, б.
Впереди по нашему курсу зона, в которой не обитают крупные животные. С травинки
на травинку прыгают кузнечики, перелетают с цветка на цветок бабочки.
эта какая зона? (зона степей)
6. Остановка «Черный Ящик»
«Ножки у него короткие и это не дает ему быстро передвигаться. Однако враги его
побаиваются . Строить жилье себе он не может, поэтому ищет брошенные норы и
взбивает себе постель из листьев и засыпает до весны. Однако проснется он или нет
зависит от запасов жира.»
7. «Перекличка природных зон»
Расположи карточки соответственно природным зонам.
Команды получают конверты с табличками: «Арктика», «Тундра», «Степь»,
«Тайга» и описанием природных зон. Расположи карточки соответственно
природным зонам.
И распредели представителей по природным зонам.
степь: Ковыль, дыбка степная, тюльпан, сайгак;
тайга: кукушка, лиса, ёж, медуница;
тундра: лемминг, песец, полярная сова, ягель.
8.Остановка «Охрана природы »
Выделите экологические проблемы, связанные с деятельностью человека
ТУНДРА
2 5 7
ТАЙГА
1 3 4 6 8
СТЕПЬ
1 2 4 9
ПОДСКАЗКА: 1. Пожары. 2. Чрезмерный перевыпас скота. 3. Бесконтрольный сбор
ягод и грибов. 4. Браконьерство. 5. Наличие гусеничного транспорта. 6. Мусор.7.
Разливы нефти 8. Вырубка деревьев 9. Распашка земель
9 .Конкурс пословиц и поговорок
Задания первой команде:
1.Волков бояться …(в лес не ходить).
2.Бьется как …(рыба об лёд).
3.Лучше синица в руках, чем …(журавль в небе).
4.Знает кошка, чье …(мясо съела).
Задания второй команде:
1.С волками жить…(по-волчьи выть).
2.На и тои щука в реке,( чтоб карась не дремал).
3.Старый конь борозды… (не портит).
4.Гусь свинье …(не товарищ).
10. Итог урока.
Мы побывали сегодня во всех природных зонах нашей страны. Назовите все природные
зоны, начиная с самой холодной. (Дети читают названия на карточках и называют
все природные зоны ещё раз). Понравилось вам наше путешествие?
Посмотрите, какая наша страна большая и сколько в ней чудесных и интересных мест.
Захотелось ли вам на самом деле побывать в этих местах и увидеть всё своими глазами?
А теперь совершим последний перелёт. Мы должны приземлиться в той природной
зоне, где мы с вами живём. Переместите наш самолёт по карте.
Мы
живём
с
вами
в
зоне
хвойных
лесов.
Наш
самолёт
приземляется
в
г.Нижневартовске.
Рефлексия . Дети рисуют настроение .
Спасибо за урок.
Подведение итогов. Награждение победителей