Автор: Шорохова Надежда Николаевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: город Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: " Готовлюсь к экзамену"
Раздел: дополнительное образование
Н.Н.Шорохова, преподаватель теоретических дисциплин
МБОУ ДОД «ДШИ№66», г. Киселёвск
ГОТОВЛЮСЬ К ЭКЗАМЕНУ
Важным этапом в процессе обучения является экзамен. Значение его
двояко. С одной стороны, он подводит итог всего предшествующего периода, а
с другой стороны, для кого-то он станет трамплином в будущее, к новым
высотам.
Постепенно, шаг за шагом, совершали мы путешествие в мире звуков,
музыкальной
грамоты.
Музыкальная
грамота
и
сольфеджио
неразрывно
связаны в одну теоретическую дисциплину. Без знания правил, теоретических
сведений никак не обойтись. По крупинке собирали знания в музыкальную
копилку. И вот наступил момент, когда нужно подвести итог всех стараний и
усилий.
Одним из заданий на экзамене по сольфеджио является лаконичный ответ
на теоретический вопрос. Выбор вопросов не случаен. Он охватывает самые
важные и значимые темы, позволяет создать основу, прочную базу знаний.
Конечно, это не все вопросы курса сольфеджио, но этот минимум нужно знать в
совершенстве.
Целью данной работы является обобщение и систематизация полученных
знаний. Подготовка к экзамену по этим вопросам помогает освежить в памяти
изученный
материал,
закрепить
его
на
новом
сознательном
уровне,
упорядочить,
привести
в
единую
стройную
систему.
Вопросы
помогают
в
подготовке и всех практических заданий по сольфеджио.
Удачи на экзамене !
Интервалы. Обращение интервалов.
Интервал – это выразительная интонация,
расстояние между двумя
звуками.
Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал.
Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал.
Нижний звук интервала называется его основанием, а верхний - вершиной.
Каждый
интервал
имеет
две
характеристики
-
количественную
и
качественную.
Количественная
характеристика
показывает
сколько ступеней
охватывает
интервал. Качественная характеристика показывает сколько интервал содержит
полутонов.
Интервалы в пределах октавы называются простыми ( шире октавы -
составными ). Название интервала зависит от количества ступеней, которое он
охватывает. Простые интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста,
септима, октава ( составные : нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима,
квартдецима, квинтдецима ).
Интервалы бывают малые, большие, чистые, увеличенные, уменъшенные.
Интервалы делятся по характеру звучания на консонансы и диссонансы.
Консонансы
–
мягко,
слитно,
согласованно
звучащие
интервалы
(
терции,
сексты – несовершенные консонансы; все чистые интервалы - совершенные
консонансы ).
Диссонансы звучат резко, несогласованно (секунды, септимы, тритоны).
Обращение - это перенос нижнего звука интервала на октаву вверх
или верхнего на октаву вниз.
Интервалы обращаются – чистые в чистые, большие в малые, малые в большие,
увеличенные
в
уменъшенные,
уменьшенные
в
увеличенные;
секунды
в
септимы, терции в сексты, кварты в квинты.
Консонансы обращаются в консонансы, а диссонансы в диссонансы.
Взаимообратимые интервалы в сумме составляют октаву.
Характерные интервалы и тритоны.
В
гармоническом
мажоре
понижается
VI
ступень;
в
гармоническом
миноре повышается VII ступень. В связи с этими изменениями в этих видах
мажора и минора образуются интервалы : увеличенная секунда, уменъшенная
септима,
увеличенная
квинта
и
уменъшенная
кварта.
Их
называют
характерными, так как они свойственны только гармоническим видам мажора и
минора.
Увеличенная секунда – строится от VI ступени гармонического мажора и
гармонического
минора,
охватывает
2
ступени,
обозначается
ув.
2
.
При
разрешении расширяется, разрешается в чистую кварту ( ч
4
) .
Уменьшенная септима – строится от VII ступени гармонического мажора
и гармонического минора, охватывает 7 ступеней, обозначается ум.
7
. При
разрешении сужается , разрешается в чистую квинту ( ч
5
) .
Увеличенная квинта – строится от VI ступени гармонического мажора и
от III ступени
гармонического минора, охватывает 5 ступеней, обозначается
ув.
5
. При разрешении расширяется , изменяется только один звук , разрешается
в большую сексту ( б
6
) .
Уменьшенная кварта – строится от III ступени гармонического мажора и
от VII ступени гармонического минора, охватывает 7 ступеней, обозначается
ум.
4
. При разрешении сужается, изменяется только один звук, разрешается в
малую терцию ( м
3
) .
Тритон - это интервал, который содержит 3 тона ( или 6 полутонов ).
К тритонам относятся увеличенные кварты и уменьшенные квинты.
Увеличенная кварта охватывает 4 ступени, обозначается ув.
4
; строится
от IV ступени в мажоре и гармоническом миноре ; и от VI ступени в миноре и
гармоническом мажоре. При разрешении расширяется, разрешается в сексту .
Уменьшенная
квинта
охватывает
5
ступеней
;
обозначается
ум.
5
;
строится от VII ступени в мажоре и гармоническом миноре ; и от II ступени в
миноре и гармоническом мажоре. При разрешении расширяется, разрешается в
терцию.
Главные трезвучия лада и их обращения .
К главным трезвучиям лада относятся:
тоническое - строится от I ступени,обозначается T
5/3
( t
5/3
) ;
субдоминантовое - строится от IV ступени, обозначается S
5/3
;
доминантовое - строится от V ступени, обозначается D
5/3 .
Каждое из этих трезвучий имеет по два обращения.
Обращение - это перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего на
октаву вниз.
Первое обращение трезвучия называется секстаккорд:
тонический секстаккорд строится от III ступени, обозначаетсяT
6
(t
6
);
субдоминантовый секстаккорд строится от VI ступени, обозначается S
6
;
доминантовый секстаккорд строится от VII ступени, обозначается D
6.
Второе обращение называется квартсекстаккорд.
тонический квртсекстаккорд строится от V ступени, обозначается T
6/4
( t
6/4
) ;
субдоминантовый квартсекстаккорд строится от I ступени, обозначается S
6/4
;
доминантовый квартсекстаккорд строится от II ступени, обозначается D
6/4 .
Субдоминантовые
и
доминантовые
аккорды
имеют
в
своем
составе
неустойчивые
звуки,
поэтому
их
нужно
разрешать.
При
разрешении
субдоминантовых аккордов звуки идут вниз, а при разрешении доминантовых -
вверх.
S
5/3
- T
6
D
5/3
- T
6 /4
S
6
- T
6 /4
D
6
- T
5/3
S
6/4
- T
5/3
D
6/4
- T
6
Мажорное и минорное трезвучия и
их обращения вне лада.
Мажорное трезвучие обозначается Б
5/3
, состоит б
3
+м
3
;
минорное трезвучие обозначается М
5/3
, состоит м
3
+б
3
.
Каждое из этих трезвучий имеет по 2 обращения.
Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего на
октаву вниз.
Первое обращение трезвучия называется секстаккорд:
мажорный секстаккорд обозначается Б
6
, состоит м
3
+ч
4
;
минорный секстаккорд обозначается М
6
, состоит б
3
+ч
4
;
Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккорд :
мажорный квартсекстаккорд обозначается Б
6/4
, состоит ч
4
+б
3
;
минорный квартсекстаккорд обозначается М
6/4
, состоит ч
4
+м
3
.
Доминантовый септаккорд и его обращения.
Доминантовый септаккорд - это аккорд из 4-х звуков, расположенных по
терциям.Строится
на
V
ступени
мажора
и
гармонического
минора.
Обозначается D
7
. Разрешается в неполное ( без квинты ) тоническое трезвучие
с утроенным основным тоном. Доминантовый септаккорд имеет 3 обращения:
Доминантовый
квинтсекстаккорд
- строится
от
VII
ступени,
обозначается D
6/5
, разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным основным
тоном.
Доминантовый терцквартаккорд - строится от II ступени, обозначается
D
4/3
, разрешается в развернутое тоническое трезвучие.
Доминантовый секундаккорд - строится от IVступени, обозначается D
2
,
разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой.
Вне
лада
доминантовый
септаккорд
называется
малый
мажорный
септакккорд, потому что его крайние звуки образуют интервал малая септима, а
в основе лежит мажорное трезвучие. Обозначается МБ
7
.
МБ
7
- б
3
+ м
3
+ м
3
МБ
4/3
- м
3
+ б
2
+ б
3
МБ
6/5
- м
3
+ м
3
+ б
2
МБ
2
- б
2
+ б
3
+ м
3
Вводные септаккорды.
VII ступень лада называется вводным тоном. Аккорды, построенные на
VII
ступени,
состоящие
из
4-х
звуков
и
имеющие
терцовую
структуру,
называются вводными септаккордами.
На
VII
ступени
мажора
строится малый
вводный
септакккорд.
Обозначается МВВ
7
или МVII
7
. Его крайние звуки образуют малую септиму, а
в основе лежит уменъшенное трезвучие, поэтому вне лада он называется малый
уменъшенный септакккорд . Обозначается МУМ
7
. Состоит м
3
+ м
3
+ б
3
.
На
VII
ступени
гармонического
минора
и
гармонического
мажора
строится уменъшенный
вводный
септакккорд.
Обозначается
УМВВ
7
или
УМVII
7
. Его крайние звуки образуют уменъшенную септиму, а в основе лежит
уменъшенное
трезвучие,
поэтому
вне
лада
он
называется
уменъшенный
септакккорд . Обозначается УМ
7
. Состоит м
3
+ м
3
+ м
3
.
Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенным
терцовым тоном ( чтобы избежать движения параллельными квинтами при
разрешении ).
Септаккорд II ступени ( в мажоре )
и его обращения.
Септаккорд
II
ступени
относится
к
функциональной
группе
субдоминантовых аккордов. Состоит из 4-х звуков, расположенных по терциям,
строится от II ступени мажора. Обозначается II
7
. Наиболее естественным
разрешением II
7
является его перевод в D
4/3
, который затем разрешается в
развернутое тоническое трезвучие . II
7
имеет 3 обращения:
Второй квинтсекстаккорд - строится от IV ступени, обозначается II
6/5
,
переводится в D
2
, который разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной
тоникой.
Второй терцквартаккорд
- строится от VI ступени, обозначается II
4/3
,
переводится в D
7
, который разрешается в тоническое трезвучие с утроенным
основным тоном ( без квинты ) .
Второй
секундаккорд
- строится
от
I
ступени,
обозначается
II
2
,
переводится в D
6/5
, который разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной
тоникой.
Вне лада II
7
называется малый минорный септаккорд, потому что его
крайние звуки образуют малую септиму, а в основе лежит минорное трезвучие.
Обозначается ММ
7
.
ММ
7
- м
3
+ б
3
+ м
3
ММ
4/3
- м
3
+ б
2
+ м
3
ММ
6/5
- б
3
+ м
3
+ б
2
ММ
2
- б
2
+ м
3
+б
3
Уменьшенное и увеличенное трезвучия
в мажоре и миноре.
Уменьшенное трезвучие - состоит из 2-х малых терций. Обозначается
Ум.
5/3
. Его крайние звуки образуют интервал уменьшенная квинта, поэтому
уменьшенное трезвучие
строится от тех же ступеней, что и уменьшенная
квинта -
от VII ступени мажора и гармонического минора, и от II ступени
минора и гармонического мажора .
Уменьшенное трезвучие разрешается в терцию с удвоением нижнего звука.
Увеличенное трезвучие - состоит из 2-х больших терций. Обозначается
Ув.
5/3
. Его крайние звуки образуют интервал увеличенная квинта, поэтому
увеличенное трезвучие строится от тех же ступеней, что и увеличенная квинта
-
от VI ступени гармонического мажора
и от III ступени гармонического
минора.
Увеличенное трезвучие разрешается в мажоре в тонический квартсекстаккорд
(Т
6/4
); а в миноре в тонический секстаккорд ( t
6
) .
Модуляция и отклонение.
Отклонение – это временный переход в другую тональность
с возвращением в первоначальную.
Модуляция – это переход в другую тональность с закреплением в ней.
Существует
несколько
степеней
родства
тональностей.
Наиболее
близкими
(тональностями
I
степени
родства),
в
которые
может
произойти
модуляция, являются следующие тональности:
для
мажора
–
параллельная
тональность;
тональность
субдоминанты
и
ее
параллель;
тональность
доминанты
и
ее
параллель;
тональность
минорной
субдоминанты ( всего 6 тональностей ).
Например : Ля мажор – фа -диез минор ; ре мажор и си минор ;
ми мажор и до -диез минор ; ре минор .
для
минора
–
параллельная
тональность;
тональность
субдоминанты
и
ее
параллель;
тональность
доминанты
и
ее
параллель;
тональность
мажорной
доминанты ( всего 6 тональностей ).
Например : До минор – ми-бемоль мажор ; фа минор и ля-бемоль
мажор ; соль минор и си-бемоль мажор ; соль мажор.
Тональности
I
степени
родства
называются
еще
тональностями
диатонического родства, т.к. они имеют наибольшее количество общих звуков.
Квинтовый круг .
Все тональности мажора и минора можно расположить по квинтовому
кругу .
Диезные тональности расположены по часовой стрелке (или по квинтам
вверх). В каждой последующей тональности добавляется еще один знак ( знаки
также расположены по квинтам вверх ) .
Начинается квинтовый круг с тональностей, не имеющих знаков при
ключе – до мажора, ля минора.
Далее следуют по порядку :
Соль мажор , ми минор – 1 знак (фа -диез) ;
Ре мажор , си минор – 2 знака (фа и до - диез ) ;
Ля мажор , фа - диез минор – 3 знака (фа , до , соль - диез) ;
Ми мажор , до -диез минор – 4 знака (фа , до , соль , ре -диез) ;
Си мажор , соль - диез минор – 5 знаков (фа , до , соль , ре , ля -диез) ;
Фа - диез мажор , ре - диез минор – 6 знаков ( фа , до , соль , ре , ля ,ми -диез).
Далее следовали бы тональности, имеющие 7 и более знаков при ключе
(они менее удобны в употреблении).
Бемольные тональности расположены против часовой стрелки
(или по квинтам вниз) :
Фа мажор, ре минор – 1 знак (си - бемоль) ;
Си - бемоль мажор, соль минор – 2 знака (си и ми - бемоль ) ;
Ми - бемоль мажор, до минор – 3 знака (си, ми, ля - бемоль ) ;
Ля - бемоль мажор, фа минор – 4 знака (си, ми, ля, ре - бемоль ) ;
Ре - бемоль мажор, си - бемоль минор – 5 знаков (си, ми, ля, ре, соль - бемоль);
Соль - бемоль мажор, ми - бемоль минор – 6 знаков (си, ми, ля, ре, соль, до –
бемоль).
Соль - бемоль мажор энгармонически равен фа - диез мажору. На этих
тональностях квинтовый круг замыкается.
Энгармонически
равными
называются
звуки,
имеющие
одинаковую
высоту, но разные названия ( и обозначения ).
Хроматическая гамма. Альтерация.
Хроматической называется гамма, в которой тоновые промежутки между
диатоническими ступенями заполнены хроматическими звуками.
При построении хроматической гаммы мажора вверх III и VI ступени не
изменяются, VII понижается, остальные повышаются.
При построении
хроматической гаммы мажора вниз I и V ступени не
изменяются, IV повышается, остальные понижаются.
При построении хроматической гаммы минора и вверх и вниз действует
одно и тоже правило: I и V ступени не изменяются, II - понижается, остальные
повышаются.
Альтерация - это изменение неустойчивых диатонических ступеней лада,
которая
обостряет
тяготение
неустойчивых
ступеней
к
устойчивым
(Вахромеев).
Таким
образом, в
мажоре:
II
-
понижается
и
повышается,
IV
–
повышается, VI – понижается; в миноре: II – понижается, IV - понижается и
повышается, VII - повышается.
Лады народной музыки.
Лады
народной
музыки
можно
разделить
на
семиступенные
и
пятиступенные, которые, в свою очередь, тоже делятся на два вида: лады
мажорного наклонения и лады минорного наклонения.
К семиступенным ладам мажорного наклонения относятся :
ионийский – изменений ( по сравнению с мажором ) нет;
лидийский – повышается IV ступень;
миксолидийский – понижается VII ступень.
К семиступенным ладам минорного наклонения относятся:
эолийский – изменений нет;
фригийский – понижается II ступень;
дорийский – повышается VI ступень;
локрийский – понижаются II и VII ступени.
Пентатоника относится к пятиступенным ладам народной музыки.
В мажорной пентатонике, по сравнению с мажором, отсутствуют IV и VII
ступени.
В минорной
пентатонике,
по
сравнению
с
минором,
отсутствуют
II
и
VI
ступени.
Список литературы
1.
Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. М., Музыка, 1986
2.
Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., «Музыка», 1996
3.
Королёва С. Теория музыки на уроках сольфеджио. С 1-го по 7-й класс.
С - П., «Композитор», 2011
4.
Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. 4-е изд., доп. М.,
Музыка, 1991
5.
Курс теории музыки. Общ.ред. Островского А. Л., «Музыка», 1984
6.
Способин
И.В.
Элементарная
теория
музыки:
учебник.
6-е
изд.
М.,
Музыка, 1973
7.
Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.,
Музыка , 2014
8.
Хвостенко В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки:
учеб. пособие. М., Музыка, 2001
9.
Теория музыки: учебник для муз. училищ и старших классов спец. муз.
школ
Н.Ю.Афонина,
Т.С.Бершадская,
Л.М.Масленкова,
Б.А.Незванов,
А.Л.Островский,
Е.В.Титова,
Г.Р.Фрейдлинг;
под
общей
ред.
Т.С.Бершадской. Спб., Композитор, 2003