Напоминание

" Готовлюсь к экзамену"


Автор: Шорохова Надежда Николаевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: город Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: " Готовлюсь к экзамену"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Н.Н.Шорохова, преподаватель теоретических дисциплин

МБОУ ДОД «ДШИ№66», г. Киселёвск

ГОТОВЛЮСЬ К ЭКЗАМЕНУ

Важным этапом в процессе обучения является экзамен. Значение его

двояко. С одной стороны, он подводит итог всего предшествующего периода, а

с другой стороны, для кого-то он станет трамплином в будущее, к новым

высотам.

Постепенно, шаг за шагом, совершали мы путешествие в мире звуков,

музыкальной

грамоты.

Музыкальная

грамота

и

сольфеджио

неразрывно

связаны в одну теоретическую дисциплину. Без знания правил, теоретических

сведений никак не обойтись. По крупинке собирали знания в музыкальную

копилку. И вот наступил момент, когда нужно подвести итог всех стараний и

усилий.

Одним из заданий на экзамене по сольфеджио является лаконичный ответ

на теоретический вопрос. Выбор вопросов не случаен. Он охватывает самые

важные и значимые темы, позволяет создать основу, прочную базу знаний.

Конечно, это не все вопросы курса сольфеджио, но этот минимум нужно знать в

совершенстве.

Целью данной работы является обобщение и систематизация полученных

знаний. Подготовка к экзамену по этим вопросам помогает освежить в памяти

изученный

материал,

закрепить

его

на

новом

сознательном

уровне,

упорядочить,

привести

в

единую

стройную

систему.

Вопросы

помогают

в

подготовке и всех практических заданий по сольфеджио.

Удачи на экзамене !

Интервалы. Обращение интервалов.

Интервал – это выразительная интонация,

расстояние между двумя

звуками.

Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал.

Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал.

Нижний звук интервала называется его основанием, а верхний - вершиной.

Каждый

интервал

имеет

две

характеристики

-

количественную

и

качественную.

Количественная

характеристика

показывает

сколько ступеней

охватывает

интервал. Качественная характеристика показывает сколько интервал содержит

полутонов.

Интервалы в пределах октавы называются простыми ( шире октавы -

составными ). Название интервала зависит от количества ступеней, которое он

охватывает. Простые интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста,

септима, октава ( составные : нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима,

квартдецима, квинтдецима ).

Интервалы бывают малые, большие, чистые, увеличенные, уменъшенные.

Интервалы делятся по характеру звучания на консонансы и диссонансы.

Консонансы

мягко,

слитно,

согласованно

звучащие

интервалы

(

терции,

сексты – несовершенные консонансы; все чистые интервалы - совершенные

консонансы ).

Диссонансы звучат резко, несогласованно (секунды, септимы, тритоны).

Обращение - это перенос нижнего звука интервала на октаву вверх

или верхнего на октаву вниз.

Интервалы обращаются – чистые в чистые, большие в малые, малые в большие,

увеличенные

в

уменъшенные,

уменьшенные

в

увеличенные;

секунды

в

септимы, терции в сексты, кварты в квинты.

Консонансы обращаются в консонансы, а диссонансы в диссонансы.

Взаимообратимые интервалы в сумме составляют октаву.

Характерные интервалы и тритоны.

В

гармоническом

мажоре

понижается

VI

ступень;

в

гармоническом

миноре повышается VII ступень. В связи с этими изменениями в этих видах

мажора и минора образуются интервалы : увеличенная секунда, уменъшенная

септима,

увеличенная

квинта

и

уменъшенная

кварта.

Их

называют

характерными, так как они свойственны только гармоническим видам мажора и

минора.

Увеличенная секунда – строится от VI ступени гармонического мажора и

гармонического

минора,

охватывает

2

ступени,

обозначается

ув.

2

.

При

разрешении расширяется, разрешается в чистую кварту ( ч

4

) .

Уменьшенная септима – строится от VII ступени гармонического мажора

и гармонического минора, охватывает 7 ступеней, обозначается ум.

7

. При

разрешении сужается , разрешается в чистую квинту ( ч

5

) .

Увеличенная квинта – строится от VI ступени гармонического мажора и

от III ступени

гармонического минора, охватывает 5 ступеней, обозначается

ув.

5

. При разрешении расширяется , изменяется только один звук , разрешается

в большую сексту ( б

6

) .

Уменьшенная кварта – строится от III ступени гармонического мажора и

от VII ступени гармонического минора, охватывает 7 ступеней, обозначается

ум.

4

. При разрешении сужается, изменяется только один звук, разрешается в

малую терцию ( м

3

) .

Тритон - это интервал, который содержит 3 тона ( или 6 полутонов ).

К тритонам относятся увеличенные кварты и уменьшенные квинты.

Увеличенная кварта охватывает 4 ступени, обозначается ув.

4

; строится

от IV ступени в мажоре и гармоническом миноре ; и от VI ступени в миноре и

гармоническом мажоре. При разрешении расширяется, разрешается в сексту .

Уменьшенная

квинта

охватывает

5

ступеней

;

обозначается

ум.

5

;

строится от VII ступени в мажоре и гармоническом миноре ; и от II ступени в

миноре и гармоническом мажоре. При разрешении расширяется, разрешается в

терцию.

Главные трезвучия лада и их обращения .

К главным трезвучиям лада относятся:

тоническое - строится от I ступени,обозначается T

5/3

( t

5/3

) ;

субдоминантовое - строится от IV ступени, обозначается S

5/3

;

доминантовое - строится от V ступени, обозначается D

5/3 .

Каждое из этих трезвучий имеет по два обращения.

Обращение - это перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего на

октаву вниз.

Первое обращение трезвучия называется секстаккорд:

тонический секстаккорд строится от III ступени, обозначаетсяT

6

(t

6

);

субдоминантовый секстаккорд строится от VI ступени, обозначается S

6

;

доминантовый секстаккорд строится от VII ступени, обозначается D

6.

Второе обращение называется квартсекстаккорд.

тонический квртсекстаккорд строится от V ступени, обозначается T

6/4

( t

6/4

) ;

субдоминантовый квартсекстаккорд строится от I ступени, обозначается S

6/4

;

доминантовый квартсекстаккорд строится от II ступени, обозначается D

6/4 .

Субдоминантовые

и

доминантовые

аккорды

имеют

в

своем

составе

неустойчивые

звуки,

поэтому

их

нужно

разрешать.

При

разрешении

субдоминантовых аккордов звуки идут вниз, а при разрешении доминантовых -

вверх.

S

5/3

- T

6

D

5/3

- T

6 /4

S

6

- T

6 /4

D

6

- T

5/3

S

6/4

- T

5/3

D

6/4

- T

6

Мажорное и минорное трезвучия и

их обращения вне лада.

Мажорное трезвучие обозначается Б

5/3

, состоит б

3

3

;

минорное трезвучие обозначается М

5/3

, состоит м

3

3

.

Каждое из этих трезвучий имеет по 2 обращения.

Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего на

октаву вниз.

Первое обращение трезвучия называется секстаккорд:

мажорный секстаккорд обозначается Б

6

, состоит м

3

4

;

минорный секстаккорд обозначается М

6

, состоит б

3

4

;

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккорд :

мажорный квартсекстаккорд обозначается Б

6/4

, состоит ч

4

3

;

минорный квартсекстаккорд обозначается М

6/4

, состоит ч

4

3

.

Доминантовый септаккорд и его обращения.

Доминантовый септаккорд - это аккорд из 4-х звуков, расположенных по

терциям.Строится

на

V

ступени

мажора

и

гармонического

минора.

Обозначается D

7

. Разрешается в неполное ( без квинты ) тоническое трезвучие

с утроенным основным тоном. Доминантовый септаккорд имеет 3 обращения:

Доминантовый

квинтсекстаккорд

- строится

от

VII

ступени,

обозначается D

6/5

, разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным основным

тоном.

Доминантовый терцквартаккорд - строится от II ступени, обозначается

D

4/3

, разрешается в развернутое тоническое трезвучие.

Доминантовый секундаккорд - строится от IVступени, обозначается D

2

,

разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой.

Вне

лада

доминантовый

септаккорд

называется

малый

мажорный

септакккорд, потому что его крайние звуки образуют интервал малая септима, а

в основе лежит мажорное трезвучие. Обозначается МБ

7

.

МБ

7

- б

3

+ м

3

+ м

3

МБ

4/3

- м

3

+ б

2

+ б

3

МБ

6/5

- м

3

+ м

3

+ б

2

МБ

2

- б

2

+ б

3

+ м

3

Вводные септаккорды.

VII ступень лада называется вводным тоном. Аккорды, построенные на

VII

ступени,

состоящие

из

4-х

звуков

и

имеющие

терцовую

структуру,

называются вводными септаккордами.

На

VII

ступени

мажора

строится малый

вводный

септакккорд.

Обозначается МВВ

7

или МVII

7

. Его крайние звуки образуют малую септиму, а

в основе лежит уменъшенное трезвучие, поэтому вне лада он называется малый

уменъшенный септакккорд . Обозначается МУМ

7

. Состоит м

3

+ м

3

+ б

3

.

На

VII

ступени

гармонического

минора

и

гармонического

мажора

строится уменъшенный

вводный

септакккорд.

Обозначается

УМВВ

7

или

УМVII

7

. Его крайние звуки образуют уменъшенную септиму, а в основе лежит

уменъшенное

трезвучие,

поэтому

вне

лада

он

называется

уменъшенный

септакккорд . Обозначается УМ

7

. Состоит м

3

+ м

3

+ м

3

.

Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенным

терцовым тоном ( чтобы избежать движения параллельными квинтами при

разрешении ).

Септаккорд II ступени ( в мажоре )

и его обращения.

Септаккорд

II

ступени

относится

к

функциональной

группе

субдоминантовых аккордов. Состоит из 4-х звуков, расположенных по терциям,

строится от II ступени мажора. Обозначается II

7

. Наиболее естественным

разрешением II

7

является его перевод в D

4/3

, который затем разрешается в

развернутое тоническое трезвучие . II

7

имеет 3 обращения:

Второй квинтсекстаккорд - строится от IV ступени, обозначается II

6/5

,

переводится в D

2

, который разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной

тоникой.

Второй терцквартаккорд

- строится от VI ступени, обозначается II

4/3

,

переводится в D

7

, который разрешается в тоническое трезвучие с утроенным

основным тоном ( без квинты ) .

Второй

секундаккорд

- строится

от

I

ступени,

обозначается

II

2

,

переводится в D

6/5

, который разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной

тоникой.

Вне лада II

7

называется малый минорный септаккорд, потому что его

крайние звуки образуют малую септиму, а в основе лежит минорное трезвучие.

Обозначается ММ

7

.

ММ

7

- м

3

+ б

3

+ м

3

ММ

4/3

- м

3

+ б

2

+ м

3

ММ

6/5

- б

3

+ м

3

+ б

2

ММ

2

- б

2

+ м

3

3

Уменьшенное и увеличенное трезвучия

в мажоре и миноре.

Уменьшенное трезвучие - состоит из 2-х малых терций. Обозначается

Ум.

5/3

. Его крайние звуки образуют интервал уменьшенная квинта, поэтому

уменьшенное трезвучие

строится от тех же ступеней, что и уменьшенная

квинта -

от VII ступени мажора и гармонического минора, и от II ступени

минора и гармонического мажора .

Уменьшенное трезвучие разрешается в терцию с удвоением нижнего звука.

Увеличенное трезвучие - состоит из 2-х больших терций. Обозначается

Ув.

5/3

. Его крайние звуки образуют интервал увеличенная квинта, поэтому

увеличенное трезвучие строится от тех же ступеней, что и увеличенная квинта

-

от VI ступени гармонического мажора

и от III ступени гармонического

минора.

Увеличенное трезвучие разрешается в мажоре в тонический квартсекстаккорд

6/4

); а в миноре в тонический секстаккорд ( t

6

) .

Модуляция и отклонение.

Отклонение – это временный переход в другую тональность

с возвращением в первоначальную.

Модуляция – это переход в другую тональность с закреплением в ней.

Существует

несколько

степеней

родства

тональностей.

Наиболее

близкими

(тональностями

I

степени

родства),

в

которые

может

произойти

модуляция, являются следующие тональности:

для

мажора

параллельная

тональность;

тональность

субдоминанты

и

ее

параллель;

тональность

доминанты

и

ее

параллель;

тональность

минорной

субдоминанты ( всего 6 тональностей ).

Например : Ля мажор – фа -диез минор ; ре мажор и си минор ;

ми мажор и до -диез минор ; ре минор .

для

минора

параллельная

тональность;

тональность

субдоминанты

и

ее

параллель;

тональность

доминанты

и

ее

параллель;

тональность

мажорной

доминанты ( всего 6 тональностей ).

Например : До минор – ми-бемоль мажор ; фа минор и ля-бемоль

мажор ; соль минор и си-бемоль мажор ; соль мажор.

Тональности

I

степени

родства

называются

еще

тональностями

диатонического родства, т.к. они имеют наибольшее количество общих звуков.

Квинтовый круг .

Все тональности мажора и минора можно расположить по квинтовому

кругу .

Диезные тональности расположены по часовой стрелке (или по квинтам

вверх). В каждой последующей тональности добавляется еще один знак ( знаки

также расположены по квинтам вверх ) .

Начинается квинтовый круг с тональностей, не имеющих знаков при

ключе – до мажора, ля минора.

Далее следуют по порядку :

Соль мажор , ми минор – 1 знак (фа -диез) ;

Ре мажор , си минор – 2 знака (фа и до - диез ) ;

Ля мажор , фа - диез минор – 3 знака (фа , до , соль - диез) ;

Ми мажор , до -диез минор – 4 знака (фа , до , соль , ре -диез) ;

Си мажор , соль - диез минор – 5 знаков (фа , до , соль , ре , ля -диез) ;

Фа - диез мажор , ре - диез минор – 6 знаков ( фа , до , соль , ре , ля ,ми -диез).

Далее следовали бы тональности, имеющие 7 и более знаков при ключе

(они менее удобны в употреблении).

Бемольные тональности расположены против часовой стрелки

(или по квинтам вниз) :

Фа мажор, ре минор – 1 знак (си - бемоль) ;

Си - бемоль мажор, соль минор – 2 знака (си и ми - бемоль ) ;

Ми - бемоль мажор, до минор – 3 знака (си, ми, ля - бемоль ) ;

Ля - бемоль мажор, фа минор – 4 знака (си, ми, ля, ре - бемоль ) ;

Ре - бемоль мажор, си - бемоль минор – 5 знаков (си, ми, ля, ре, соль - бемоль);

Соль - бемоль мажор, ми - бемоль минор – 6 знаков (си, ми, ля, ре, соль, до –

бемоль).

Соль - бемоль мажор энгармонически равен фа - диез мажору. На этих

тональностях квинтовый круг замыкается.

Энгармонически

равными

называются

звуки,

имеющие

одинаковую

высоту, но разные названия ( и обозначения ).

Хроматическая гамма. Альтерация.

Хроматической называется гамма, в которой тоновые промежутки между

диатоническими ступенями заполнены хроматическими звуками.

При построении хроматической гаммы мажора вверх III и VI ступени не

изменяются, VII понижается, остальные повышаются.

При построении

хроматической гаммы мажора вниз I и V ступени не

изменяются, IV повышается, остальные понижаются.

При построении хроматической гаммы минора и вверх и вниз действует

одно и тоже правило: I и V ступени не изменяются, II - понижается, остальные

повышаются.

Альтерация - это изменение неустойчивых диатонических ступеней лада,

которая

обостряет

тяготение

неустойчивых

ступеней

к

устойчивым

(Вахромеев).

Таким

образом, в

мажоре:

II

-

понижается

и

повышается,

IV

повышается, VI – понижается; в миноре: II – понижается, IV - понижается и

повышается, VII - повышается.

Лады народной музыки.

Лады

народной

музыки

можно

разделить

на

семиступенные

и

пятиступенные, которые, в свою очередь, тоже делятся на два вида: лады

мажорного наклонения и лады минорного наклонения.

К семиступенным ладам мажорного наклонения относятся :

ионийский – изменений ( по сравнению с мажором ) нет;

лидийский – повышается IV ступень;

миксолидийский – понижается VII ступень.

К семиступенным ладам минорного наклонения относятся:

эолийский – изменений нет;

фригийский – понижается II ступень;

дорийский – повышается VI ступень;

локрийский – понижаются II и VII ступени.

Пентатоника относится к пятиступенным ладам народной музыки.

В мажорной пентатонике, по сравнению с мажором, отсутствуют IV и VII

ступени.

В минорной

пентатонике,

по

сравнению

с

минором,

отсутствуют

II

и

VI

ступени.

Список литературы

1.

Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. М., Музыка, 1986

2.

Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., «Музыка», 1996

3.

Королёва С. Теория музыки на уроках сольфеджио. С 1-го по 7-й класс.

С - П., «Композитор», 2011

4.

Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. 4-е изд., доп. М.,

Музыка, 1991

5.

Курс теории музыки. Общ.ред. Островского А. Л., «Музыка», 1984

6.

Способин

И.В.

Элементарная

теория

музыки:

учебник.

6-е

изд.

М.,

Музыка, 1973

7.

Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.,

Музыка , 2014

8.

Хвостенко В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки:

учеб. пособие. М., Музыка, 2001

9.

Теория музыки: учебник для муз. училищ и старших классов спец. муз.

школ

Н.Ю.Афонина,

Т.С.Бершадская,

Л.М.Масленкова,

Б.А.Незванов,

А.Л.Островский,

Е.В.Титова,

Г.Р.Фрейдлинг;

под

общей

ред.

Т.С.Бершадской. Спб., Композитор, 2003



В раздел образования