Автор: Жеребова Вера Федоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназии №9 имени Героя Российской Федерации Немыткина М.Ю.
Населённый пункт: г. Новосибирска
Наименование материала: статья
Тема: " К вопросу о формировании коммуникативных компетенций в условиях реализации ФГОС""
Раздел: среднее образование
К вопросу о коммуникативной компетенции обучающихся в условиях
реализации ФГОС
Жеребова В.В., учитель русского языка и литературы
гимназии № 9 города Новосибирска
Основной целью обучения русскому языку на современном этапе
развития
образования
в
рамках
реализации
программ
ФГОС
является
формирование
у
обучающихся
коммуникативной
компетенции,
что
обеспечивает
овладение
основными
видами
речевой
деятельности,
в
частности говорением в монологической и диалогической формах.
Вопрос коммуникативного подхода к обучению, в частности обучения
диалогической
речи,
является
достаточно
актуальным
в
современном
образовании.
Из-за
недостаточного
уровня
сформированности
коммуникативных
умений
практика
обучения
русскому
языку
на
сегодняшний день является объектом критики
и требует осмысления тех
психолингвистических
явлений,
которые
лежат
в
основе
формирования
указанных умений.
Работая учителем русского языка более сорока лет, наблюдаю, как из
года
в
год
снижается
культура
общения.
Устная
речь
современных
школьников отличается бедностью лексикона, обилием слов молодёжного и
интернет-сленга.
В
речевых
действиях
подростков
отражается
клиповое
мышление,
отсутствие
целостного
мировоззрения,
неспособность
к
критическому осмыслению фактов, деформация основ русской культуры. Это
результат влияния современной массовой культуры.
Безусловно, влияние социума на поведение подростков огромно. Но и
уровень семейного воспитания в формировании коммуникативных навыков
недостаточен. Как классный руководитель, много беседую с учениками на
эту тему, провожу анкетирование. Из бесед, результатов тестов делаю вывод,
что
уже
давно
нет
семейного
прочтения
художественных
произведений,
обсуждения их. Горько осознавать, что прошло то время, когда нас считали
самой
читающей
нацией
в
мире.
Большинство
учеников
или
читают
программные
произведения,
или
не
читают
ничего.
Правда,
хочется
заметить,
что
часто
читают
фантастические
произведения,
увлекаются
фэнтези.
А
просто
беседы
родителей
и
детей?!
Нет
семейных
ужинов,
воскресных
обедов,
когда
за
одним
столом
собирались
представители
разных
поколений,
делились
впечатлениями,
что-то
вспоминали,
строили
планы на будущее. Справедливости ради хочется сказать, что такие семьи
есть.
Но
их
так
мало!
Проблемы
духовности,
нравственности
отошли
на
второй план. Преобладают материальные ценности. А именно слова близких
людей западают в сердце. Именно благодаря правильному общению в семье
формируются навыки монологической и диалогической речи, то есть навыки
говорения. В последнее время ученики стали меньше общаться между собой.
Часто можно наблюдать такую картину: сидят перед уроками, на переменах
одноклассники, у каждого в руках смартфон, айфон и другие гаджеты. Ни
слова, ни смеха! Каждый погружен во что-то свое. Как в таких ситуациях
формировать коммуникативные компетенции?
Поэтому одним из актуальных аспектов обучения русскому языку является
развитие
устной
связной
речи
учащихся.
Несомненно,
развитие
коммуникативной
компетенции
происходит
в
процессе
овладения
содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках
русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Не случайно
с
целью
усиления
стратегического
направления
развития
современной
школы – коммуникативной направленности в обучении – в государственную
итоговую аттестацию по русскому языку вводится устная часть. По-разному
можно
к
этому
относиться.
Но
все-таки
осознание
важности
итогового
собеседования заставляет учеников готовиться к нему как на уроках, так и
самостоятельно.
Критический анализ многочисленных исследований в области психологии
речи
и
общения,
психолингвистики
и
теории
речевой
деятельности
позволили выявить новые резервы для определения оптимальных методов,
приемов
и
способов
развития
коммуникативных
умений
обучающихся.
Думаю, что именно школа сможет хоть в какой-то мере решить эту проблему.