Напоминание

"Закаливание"


Автор: Грибенщикова Алёна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10
Населённый пункт: г.о. Луховицы
Наименование материала: Статья
Тема: "Закаливание"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Закаливание»

Почему дети растут и развиваются по-разному? Почему один болеет редко, а другой не вылезает из

простуд? Такие вопросы, думается, не раз задавали себе многие родители. Наверное, причина в том,

что не все в должной мере понимают значение такого важного фактора для развития ребенка, как

закаливание Методы закаливания, которые мы рекомендует использовать, довольно просты, а потому

при желании могут быть включены в образ жизни любой семьи. Что такое закаливание?

Закаливание

система

мероприятий,

повышающих

выносливость

организма

к

многообразным

влияниям внешней среды (холоду и жаре, изменению влажности и др.) и воспитывающих способность

организма быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям

средствами

самозащиты.

Противопоказаний

для

закаливания

нет.

В

случае

появления

признаков

заболевания

закаливание

временно

прекращают.

После

выздоровления,

через

1-2

недели,

его

возобновляют с начального периода.

Методы закаливания делятся на неспециальные и специальные

Н е с п е ц и а л ь н ы е

м е т од ы

с о з д а н и е

с о о т в е т с т в у ю щ и х

у с л о в и й :

– достаточный минимум одежды для прогулок, для игр в помещении и для сна (если ребенок

в о з в р а щ а е т с я

с

п р о г ул к и

в с п о т е в ш и м ,

з н ач и т,

е г о

о д е л и

с л и ш ко м

т е п л о ) ;

– максимально возможное пребывание на свежем воздухе в любую погоду, включающее прогулки и

занятия спортом (если постоянно отказываться от прогулок в дождь, снег или при сильном ветре,

р е б е н о к

н и к о г д а

к

н и м

н е

п р и в ы к н е т ) ;

– систематическое проветривание детской комнаты (до 5 раз в день) для создания «пульсирующего»

температурного режима в ней (с наступлением морозной погоды форточки приоткрывают лишь на

некоторое время, пока температура воздуха в помещении не снизится на 1-2 °С).

Специальные

методы

это

группа

закаливающих

процедур

(воздушных,

водных

и

др.),

осуществляемых

с

учетом

всех

принципов

закаливания:

постепенности,

систематичности,

последовательности, комплексности, положительного настроя и учета индивидуальных особенностей

ребенка.

Воздушные ванны представляют собой контакт кожи ребенка с воздухом и являются самой первой

процедурой закаливания для новорожденных. Малыш принимает их во время смены пеленок и

одежды, когда на короткое время (2-3 минуты) остается частично или целиком раздетым. Температура

в

помещении

при

этом

должна

быть

20-22°С.

По

мере

роста

ребенка

время

воздушной

ванны

постепенно увеличивается и к концу 1-го года жизни достигает 10 минут. Для детей старше 1 года

температура воздуха при воздушных ваннах составляет 18-19°С, в возрасте от 3 до 6 лет она снижается

до 16°С. Во время воздушной ванны дети должны находиться в движении, поэтому очень удобно

сочетать воздушную ванну с хождением босиком по ковру или специальной дорожке с рифленой

поверхностью, начиная с 1-2 минут и прибавляя через каждые 5-7 дней еще по 1 минуте, доводя

общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно. Это не только способствует профилактике

простудных заболеваний, но и тренировке мышц стопы. Дополнительно можно делать массаж ног с

п о м о щ ь ю

к р у г л о й

п а л к и

и л и

м я ч а ,

к а т а я

и х

п о д

с т о п а м и .

Водные

процедуры

являются

самым

популярным

и

действенным

видом

закаливания.

Однако

специальную методику необходимо подбирать индивидуально для каждого ребенка в зависимости от

возраста и переносимости. Если Вы готовы заниматься систематическим регулированием времени

процедур

и

температуры

воды,

после

консультации

с

врачом

можно

начать

закаливать

ребенка

методами обливаний, обтираний или контрастного душа. Если же нет, вносить элементы закаливания

без опасения можно в обычные водные процедуры, такие как умывание лица, мытье рук и купание.

Для умывания лица и мытья рук включайте ребенку сначала теплую воду (30-32°С), постепенно

снижая ее температуру до комнатной. Детям в возрасте от 1,5 лет рекомендуется ежедневно умывать не

только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. После такого умывания тело

р е б е н к а

р а с т и р а ю т

м а х р о в ы м

п о л о т е н ц е м

д о

л е г к о г о

п о к р а с н е н и я .

Общие гигиенические ванны, которые малыши принимают ежедневно, также могут стать прекрасной

закаливающей процедурой, не отнимающей у родителей много времени. Для этого в конце купания

ребенка

в

ванне

с

температурой

воды

36-37°С

необходимо

облить

его

прохладной

водичкой

( т е м п е р а т у р а

3 4 - 3 5 ° С )

и

н а с у х о

в ы т е р е т ь

п о л о т е н ц е м .

Полоскание горла холодной водой тоже применяют в качестве закаливающей процедуры в любое

время года. Детям 2-4 лет следует перед сном кипяченой водой комнатной температуры полоскать рот,

а

после

4

лет

горло.

Осенью

и

зимой

полезно

вместо

воды

использовать

специальные

противовирусные средства. Например, чесночный раствор – из расчета 1 зубчик на стакан кипятка.

Готовится такой раствор за 2 часа до его употребления.

Гимнастика и самомассаж

Закаливающий самомассаж активизирует защитные силы организма, благоприятно воздействует на

нервную

систему,

поднимает

настроение,

а

утренняя

гимнастика

помогает

организму

скорее

просыпаться.

Гимнастика в постели

1.

Потягивания-поднимания

поочередно

правой

и

левой

ног

и

рук

одновременно

2. Поочередное сгибание и разгибание ног.

Самомассаж головы

Сидя на кровати, ребенок имитирует движения:

1. Включает воду, трогает ее, мочит волосы.

2. Наливает шампунь в ладошку и начинает изображать мытье головы.

3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.

4. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает» по поверхности головы.

Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

5. Смывает шампунь с головы.

6. Берет полотенце и сушит им волосы.

7. С любовью и лаской расчесывает волосы пальцами, словно расческой.

Дыхательные упражнения

Весьма надежное средство, укрепляющее защитные силы организма и охраняющее от простуды, –

закаливающие дыхательные упражнения, которые выполняют утром до завтрака или вечером после

ужина:

Ветерок

Взрослый произносит текст и показывает движения, а малыш их запоминает и повторяет:

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос).

Хочу налево посвищу (поворачивает голову налево, делает губы трубочкой и дует),

Могу подуть направо (голова прямо – делает вдох через нос, голова направо – выдох через губы

трубочкой),

Могу и вверх (голова прямо – делает вдох через нос, затем выдох через губы трубочкой и снова вдох),

И в облака (опускает голову, подбородком касается груди и делает спокойный выдох через рот)

Ну а пока, я тучи разгоняю (выполняет круговые движения руками).

Самолет

Взрослый рассказывает стихотворение, а малыш выполняет движения в его ритме:

Самолетик-самолет (разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полет (задерживает дыхание)

Жу-жу-жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу-жу-жу (делает поворот влево)

Жу-жу-жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо и опускает руки).

Кроме этих упражнений полезны: ежедневное надувание мыльных пузырей, воздушных шариков,

задувание зажженных свечей, «сдувание бумажки» со своей ладони или стола сомкнутыми губами и

даже бурление воды в стакане через соломинку.

Все процедуры, включающие в себя процесс закаливания, формируют полноценный день ребенка и

создают здоровый образ его жизни. Но поскольку процесс закаливания тесно связан с обменом

веществ и энерготратами детского организма, нельзя забывать о важности правильного питания и

включения витаминов в рацион ребенка.

Правильное питание

Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием

ребенка в семье. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне детского сада дополняло рацион,

получаемый

в

организованном

коллективе.

Именно

с

этой

целью

в

детских

садах

ежедневно

вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и

пищевой

ценности

лучше

максимально

приближать

к

рациону,

получаемому

им

в

дошкольном

учреждении.

Утром, до отправления в детский сад, лучше ребенка не кормить, так как это нарушает режим питания,

приводит к снижению аппетита, в таком случае малыш плохо завтракает в группе. Однако если Вы

вынуждены приходить в детский сад очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то можно дома давать ребенку

сок и/или какие-либо фрукты.

Фитотерапия

Для профилактики простудных заболеваний очень полезны отвары целебных трав, ведь витамины

растительного происхождения усваиваются лучше, чем выделенные синтетическим путем.

Фитотерапия проводится в виде курсов: 2-3 курса в год продолжительностью от 3-х недель до 2,5

месяцев и перерывом между ними не менее 2-х недель. Минимальное количество ежедневных

процедур в одном курсе – 15.

Для детей рекомендуют готовить настои и отвары в следующей суточной дозе сухого лекарственного

сырья на 1 стакан:

1-3 лет – 1 чайная ложка

3-6 лет – 1 десертная ложка

старше 6 лет – 1 столовая ложка

При правильном приготовлении безопасны для дошкольников чаи из следующих растений: душица

(цветки), калина, клюква, рябина, мята, мелисса. Особенно полезно ежедневное употребление настоя

шиповника за 10-15 минут до еды. Отличным добавлением к настою может стать сок лимона и/или

мед.

Желаем здоровья Вам и Вашим детям!



В раздел образования