Автор: Грибенщикова Алёна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10
Населённый пункт: г.о. Луховицы
Наименование материала: Статья
Тема: "Закаливание"
Раздел: дошкольное образование
«Закаливание»
Почему дети растут и развиваются по-разному? Почему один болеет редко, а другой не вылезает из
простуд? Такие вопросы, думается, не раз задавали себе многие родители. Наверное, причина в том,
что не все в должной мере понимают значение такого важного фактора для развития ребенка, как
закаливание Методы закаливания, которые мы рекомендует использовать, довольно просты, а потому
при желании могут быть включены в образ жизни любой семьи. Что такое закаливание?
Закаливание
–
система
мероприятий,
повышающих
выносливость
организма
к
многообразным
влияниям внешней среды (холоду и жаре, изменению влажности и др.) и воспитывающих способность
организма быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям
средствами
самозащиты.
Противопоказаний
для
закаливания
нет.
В
случае
появления
признаков
заболевания
закаливание
временно
прекращают.
После
выздоровления,
через
1-2
недели,
его
возобновляют с начального периода.
Методы закаливания делятся на неспециальные и специальные
Н е с п е ц и а л ь н ы е
м е т од ы –
с о з д а н и е
с о о т в е т с т в у ю щ и х
у с л о в и й :
– достаточный минимум одежды для прогулок, для игр в помещении и для сна (если ребенок
в о з в р а щ а е т с я
с
п р о г ул к и
в с п о т е в ш и м ,
з н ач и т,
е г о
о д е л и
с л и ш ко м
т е п л о ) ;
– максимально возможное пребывание на свежем воздухе в любую погоду, включающее прогулки и
занятия спортом (если постоянно отказываться от прогулок в дождь, снег или при сильном ветре,
р е б е н о к
н и к о г д а
к
н и м
н е
п р и в ы к н е т ) ;
– систематическое проветривание детской комнаты (до 5 раз в день) для создания «пульсирующего»
температурного режима в ней (с наступлением морозной погоды форточки приоткрывают лишь на
некоторое время, пока температура воздуха в помещении не снизится на 1-2 °С).
Специальные
методы –
это
группа
закаливающих
процедур
(воздушных,
водных
и
др.),
осуществляемых
с
учетом
всех
принципов
закаливания:
постепенности,
систематичности,
последовательности, комплексности, положительного настроя и учета индивидуальных особенностей
ребенка.
Воздушные ванны представляют собой контакт кожи ребенка с воздухом и являются самой первой
процедурой закаливания для новорожденных. Малыш принимает их во время смены пеленок и
одежды, когда на короткое время (2-3 минуты) остается частично или целиком раздетым. Температура
в
помещении
при
этом
должна
быть
20-22°С.
По
мере
роста
ребенка
время
воздушной
ванны
постепенно увеличивается и к концу 1-го года жизни достигает 10 минут. Для детей старше 1 года
температура воздуха при воздушных ваннах составляет 18-19°С, в возрасте от 3 до 6 лет она снижается
до 16°С. Во время воздушной ванны дети должны находиться в движении, поэтому очень удобно
сочетать воздушную ванну с хождением босиком по ковру или специальной дорожке с рифленой
поверхностью, начиная с 1-2 минут и прибавляя через каждые 5-7 дней еще по 1 минуте, доводя
общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно. Это не только способствует профилактике
простудных заболеваний, но и тренировке мышц стопы. Дополнительно можно делать массаж ног с
п о м о щ ь ю
к р у г л о й
п а л к и
и л и
м я ч а ,
к а т а я
и х
п о д
с т о п а м и .
Водные
процедуры
являются
самым
популярным
и
действенным
видом
закаливания.
Однако
специальную методику необходимо подбирать индивидуально для каждого ребенка в зависимости от
возраста и переносимости. Если Вы готовы заниматься систематическим регулированием времени
процедур
и
температуры
воды,
после
консультации
с
врачом
можно
начать
закаливать
ребенка
методами обливаний, обтираний или контрастного душа. Если же нет, вносить элементы закаливания
без опасения можно в обычные водные процедуры, такие как умывание лица, мытье рук и купание.
Для умывания лица и мытья рук включайте ребенку сначала теплую воду (30-32°С), постепенно
снижая ее температуру до комнатной. Детям в возрасте от 1,5 лет рекомендуется ежедневно умывать не
только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. После такого умывания тело
р е б е н к а
р а с т и р а ю т
м а х р о в ы м
п о л о т е н ц е м
д о
л е г к о г о
п о к р а с н е н и я .
Общие гигиенические ванны, которые малыши принимают ежедневно, также могут стать прекрасной
закаливающей процедурой, не отнимающей у родителей много времени. Для этого в конце купания
ребенка
в
ванне
с
температурой
воды
36-37°С
необходимо
облить
его
прохладной
водичкой
( т е м п е р а т у р а
3 4 - 3 5 ° С )
и
н а с у х о
в ы т е р е т ь
п о л о т е н ц е м .
Полоскание горла холодной водой тоже применяют в качестве закаливающей процедуры в любое
время года. Детям 2-4 лет следует перед сном кипяченой водой комнатной температуры полоскать рот,
а
после
4
лет
–
горло.
Осенью
и
зимой
полезно
вместо
воды
использовать
специальные
противовирусные средства. Например, чесночный раствор – из расчета 1 зубчик на стакан кипятка.
Готовится такой раствор за 2 часа до его употребления.
Гимнастика и самомассаж
Закаливающий самомассаж активизирует защитные силы организма, благоприятно воздействует на
нервную
систему,
поднимает
настроение,
а
утренняя
гимнастика
–
помогает
организму
скорее
просыпаться.
Гимнастика в постели
1.
Потягивания-поднимания
поочередно
правой
и
левой
ног
и
рук
одновременно
2. Поочередное сгибание и разгибание ног.
Самомассаж головы
Сидя на кровати, ребенок имитирует движения:
1. Включает воду, трогает ее, мочит волосы.
2. Наливает шампунь в ладошку и начинает изображать мытье головы.
3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
4. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает» по поверхности головы.
Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
5. Смывает шампунь с головы.
6. Берет полотенце и сушит им волосы.
7. С любовью и лаской расчесывает волосы пальцами, словно расческой.
Дыхательные упражнения
Весьма надежное средство, укрепляющее защитные силы организма и охраняющее от простуды, –
закаливающие дыхательные упражнения, которые выполняют утром до завтрака или вечером после
ужина:
Ветерок
Взрослый произносит текст и показывает движения, а малыш их запоминает и повторяет:
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос).
Хочу налево посвищу (поворачивает голову налево, делает губы трубочкой и дует),
Могу подуть направо (голова прямо – делает вдох через нос, голова направо – выдох через губы
трубочкой),
Могу и вверх (голова прямо – делает вдох через нос, затем выдох через губы трубочкой и снова вдох),
И в облака (опускает голову, подбородком касается груди и делает спокойный выдох через рот)
Ну а пока, я тучи разгоняю (выполняет круговые движения руками).
Самолет
Взрослый рассказывает стихотворение, а малыш выполняет движения в его ритме:
Самолетик-самолет (разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полет (задерживает дыхание)
Жу-жу-жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу-жу-жу (делает поворот влево)
Жу-жу-жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо и опускает руки).
Кроме этих упражнений полезны: ежедневное надувание мыльных пузырей, воздушных шариков,
задувание зажженных свечей, «сдувание бумажки» со своей ладони или стола сомкнутыми губами и
даже бурление воды в стакане через соломинку.
Все процедуры, включающие в себя процесс закаливания, формируют полноценный день ребенка и
создают здоровый образ его жизни. Но поскольку процесс закаливания тесно связан с обменом
веществ и энерготратами детского организма, нельзя забывать о важности правильного питания и
включения витаминов в рацион ребенка.
Правильное питание
Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием
ребенка в семье. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне детского сада дополняло рацион,
получаемый
в
организованном
коллективе.
Именно
с
этой
целью
в
детских
садах
ежедневно
вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и
пищевой
ценности
лучше
максимально
приближать
к
рациону,
получаемому
им
в
дошкольном
учреждении.
Утром, до отправления в детский сад, лучше ребенка не кормить, так как это нарушает режим питания,
приводит к снижению аппетита, в таком случае малыш плохо завтракает в группе. Однако если Вы
вынуждены приходить в детский сад очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то можно дома давать ребенку
сок и/или какие-либо фрукты.
Фитотерапия
Для профилактики простудных заболеваний очень полезны отвары целебных трав, ведь витамины
растительного происхождения усваиваются лучше, чем выделенные синтетическим путем.
Фитотерапия проводится в виде курсов: 2-3 курса в год продолжительностью от 3-х недель до 2,5
месяцев и перерывом между ними не менее 2-х недель. Минимальное количество ежедневных
процедур в одном курсе – 15.
Для детей рекомендуют готовить настои и отвары в следующей суточной дозе сухого лекарственного
сырья на 1 стакан:
1-3 лет – 1 чайная ложка
3-6 лет – 1 десертная ложка
старше 6 лет – 1 столовая ложка
При правильном приготовлении безопасны для дошкольников чаи из следующих растений: душица
(цветки), калина, клюква, рябина, мята, мелисса. Особенно полезно ежедневное употребление настоя
шиповника за 10-15 минут до еды. Отличным добавлением к настою может стать сок лимона и/или
мед.
Желаем здоровья Вам и Вашим детям!