Автор: Лобанова Евгения Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ "ДСКВ №10"
Населённый пункт: г. Всеволожск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие памяти у детей
Раздел: дошкольное образование
Развитие памяти у детей
Очень многие родители жалуются на плохую память, на отсутствие
внимательности и сконцентрированности у ребенка при выполнении каких-
либо заданий или упражнений. Некоторые родители списывают это на
ранний возраст, другие и вовсе не замечают проблему. Однако, стоит
заметить, что именно память является одним из базисных процессов в
усвоении новых знаний. Память просто необходимо развивать и увеличивать
в объеме.
Обратимся с вами к термину «память», чтобы понимать, что это за
процесс. Память – это сложная система, основанная на многочисленных
процессах в мозге. Это способность запоминать и сохранять информацию, а
также воспроизводить ее в случае необходимости.
Память ребенка в раннем возрасте очень избирательна: запоминается
лишь то, что заинтересовало, удивило. Данный вид памяти непроизвольный.
Основной этап развития памяти приходится на дошкольный возраст. Именно
в этот период интенсивно развивается образная, словесная, двигательная
память и эмоциональная. Напомню, что образная память помогает детям
обогащать словарь, соотносить название и образ предмета; словесная память
на слова, фразы, мысли; двигательная память проявляется в способности
запоминать и сохранять, а в последствии воспроизводить движения;
Эмоциональная основана на личных чувствах, переживаниях.
Примерно с 5 лет ребенок начинает использовать и применять приемы
для лучшего запоминания. Начинается развитие произвольной памяти. В этот
период будет очень актуальна помощь взрослого, который поможет научиться
самоконтролю и предложит мотивацию для запоминания. В данном случае
нам помогут игры на развитие памяти, коих сейчас очень много:
Игры для развития зрительной памяти.
«Вспомни и скажи». Ребенку предлагается изучить картинку, и после назвать
все предметы, которые там были изображены.
«Что изменилось?». Взрослый предлагает запомнить порядок выложенных
картинок, затем закрывает глаза, карточки меняются местами или вообще
заменяются другими, задача ребенка правильно воспроизвести картинки.
«Найди различия». Задача ребенка найти чем отличаются картинки.
«Отгадай что?». Ребенок должен назвать предмет только ориентируясь на
открытый фрагмент картинки.
«Чья тень?». Задача назвать предмет или животное только использую
картинку с тенью.
Также возможно использование пазлов, разрезных картинок, картинок по
номерам.
Игры на развитие словесной памяти.
Рекомендуется проговаривать скороговорки, чистоговорки, учить небольшие
стихи наизусть, разучивать песни, делать небольшие пересказы, подборы
рифм.
«Слова». Ребенку предлагается называть слова на определенную букву, или
на последнюю букву слова.
«Назови, что…». Задача ребенка назвать несколько слов на заданный
критерий. Например, что может плыть, идти, или назвать предметы
определенной группы «овощи», «мебель».
«10 слов». Взрослый называет 10 разных слов, ребенок должен
воспроизвести их.
«Ассоциации». Нужно назвать слова, которые ассоциируются с заданным
словом, объяснив принцип связи.
Игры на двигательную память.
Можно использовать графические диктанты и перерисовывание узоров,
зеркальные повторы движений.