Автор: Лукьянчук Ольга Федоровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 161 о.в."
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая подборка из опыта работы
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Старший воспитатель МДОУ «Д/с № 161о.в.»
г. Магнитогорска Челябинской области
Лукьянчук Ольга Федоровна
Патриотическое воспитание дошкольников.
Патриотическое
воспитание
детей
является
одной
из
основных
задач
дошкольного
образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным
местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим
миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей
задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей
семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе
и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и
промыслам;
формирование
элементарных
знаний
о
правах
человека;
расширение
представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами
государства
(герб,
флаг,
гимн);
развитие
чувства
ответственности
и
гордости
за
достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,
их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях,
в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический
процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям
— к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед
собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они
играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и
все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро,
дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Произведение устного народного творчества не
только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию
личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет
ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей,
городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Задача
педагога
—
отобрать
из
массы
впечатлений,
получаемых
ребенком,
наиболее
доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей,
традиции,
общественные
события
и
т.д.
Причем
эпизоды,
к
которым
привлекается
внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его
хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям,
особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя
природа,
свои
традиции
и
свой
быт.
Отбор
соответствующего
материала
позволяет
формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать
ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями,
памятниками, лучшими людьми.
По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И.
Даля, "патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его". В другом месте своего
фундаментального
труда
он
поясняет:
"ревнитель
-
усердный
защитник,
старатель,
поборник, сподвижник".
Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и любви деятельной,
отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения
потребительского сознания, но на наш взгляд, только она создает Человека с большой
буквы. В такой постановке патриотическое воспитание важно не только для успешного
развития общества и государства, но, прежде всего, для самого человека, как необходимая
составная часть развитой личности. Для формирования чувства патриотизма очень важно
давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе,
обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по
себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от
"сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою
очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. Очень важно осознать
именно духовно-нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста
духовно-нравственного
воспитания,
патриотизм
в
лучшем
случае
превратится
в
профанацию,
а
в
худшем
в
шовинизм,
национальное
чванство,
агрессивность
по
отношению
к
чужим.
От
всего
этого
нас
может
спасти
мощный,
многогранный
и
универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Ведь в
ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя все "разумное,
доброе, вечное", что создавалось лучшими людьми России и входило в народную жизнь
каждого из сословий.
Итак,
главной
задачей
детского
сада,
русской
культурной
традиции
мы
считаем
закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с
творческим
потенциалом,
способной
к
самосовершенствованию,
к
гармоничному
взаимодействию с другими людьми. Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке
полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не
просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством
вхождения
в
годичный
праздничный
круг.
Русская
культурная
традиция
естественно
вобрала
в
себя
нравственно-этические
и
эстетические
ценности
христианства.
Воспитательная
роль
этих
ценностей
у
нас
в
детском
саду
реализуется
путем
ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии,
музыки и пения. Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами
великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский,
который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей, и собирал Русь в единое,
могучее государство! Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые
слова которого: "Не в силе Бог, а в правде" до сих пор помнят потомки. Это святой
благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это
великие
полководцы
-
А.В.
Суворов,
М.И.
Кутузов.
Все
они
являются
высоким
нравственным примером для наших детей. Знакомство с материалом каждой темы не
требует дополнительных занятий, а включается в нашем д/с в разные виды деятельности,
предусмотренные
базисной
программой
(речевую,
музыкальную,
физкультурную,
изобразительную),
т.д.
Хотелось
бы
выделить
раздел
по
развитию
речи,
хотя
мы
предлагаем, что во всех видах деятельности уделяется большое внимание русскому языку.
Развитие речи - есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым
пронизан
русский
язык.
Поэтому
мы
отбираем
литературные
произведения
по
нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов,
а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту.
Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и
довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению
словарного
запаса
детей,
путем
смыслового
объяснения
незнакомых
слов,
их
происхождения
(этимологии)
и
исторического
значения.
Известно,
что
среди
видов
деятельности,
имеющих
большое
воспитательное
и
образовательное
значение
для
дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном
смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер
игры (обряды, праздники, и др.). Но нам кажется, что особенность русских народных игр,
а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают
развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому,
что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в
жизнь детского сообщества. Как уже говорилось ранее, народный праздник является
именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с
детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и
оставляем в их памяти глубокий след. Это помогает детям также лучше, ориентироваться
во Временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяете эти
праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с
раннего
возраста
до
школы,
постепенно
усложняя
и
углубляя
его.
Одним
из
самых
любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая
русская
традиция
проведения
этого
праздника.
Это
Рождественские
Святки.
Познакомившись
с
этой
традицией,
мы
для
себя
открыли
интересный
духовно-
нравственный смысл праздника, и мы в своей работе стараемся использовать этот опыт.
Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - еще в
декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему
особый радостный смысл. На занятиях по родному языку наши дети знакомятся с русской
духовной поэзией. На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А
на занятиях по изо - деятельности, конструированию, готовят рождественские подарки. В
Сочельник, накануне Рождества, мы с детьми собираемся в нашей любимой горенке, где
тепло, по-домашнему проходят посиделки с родителями и гостями. Повара на кухне
готовят сочиво - традиционное предрождественское блюдо. Конечно, каждому достается
сочива по чайной ложечке, но впечатление у детей остается. Мы рассматриваем с детьми
икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки - это радостное время, когда
можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и
любовь. Это было традицией на Руси. На рождественском празднике дети наряжаются в
народные костюмы, которые сшиты в саду по этнографическим образцам. И это не просто
слепое следование традиции. Мы убедились, что такие костюмы удобны для детей, очень
ими
любимы,
и
создают
настоящее
праздничное
настроение.
Воспитатели
с
детьми
изготавливают
рождественские
звезды
и
начинается,
интересное
действо
-
игра-
колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают
гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для
воспитания. Это очень ограничено для психики детей, и наши дети от яслей до самых
старших с удовольствием включаются в это действо, которое продолжается 12 дней. При
этом дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших
детей, а потом и сами включаются в общий праздник. Поэтому мы приглашаем малышей
для
общения
со
старшими
детьми,
и
на
общий
праздник
в
музыкальный
зал,
где
собираются и старшие, и младшие дети, и родители, и сотрудники. На наших праздниках,
что
характерно
для
народной
традиции,
нет
просто
зрителей.
Разнообразие
ролей
позволяет
каждому
стать
действующим
лицом
в
соответствии
со
склонностями
и
способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый
запевала,
а
у
кого-то
замечательные
актерские
способности,
и
он
главный
герой
в
театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и
актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни,
он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих
плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря
импровизационному
характеру
даже
рядовых
ролей
в
народном
празднике.
Ребенок
любого
возраста
и
уровня
развития
находит
необходимую
ему
возможность
самовыражения. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодежи
становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и
соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса
социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. За последнее
время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую
ценность,
интегрирующую
не
только
социальный,
но
и
духовно-нравственный,
идеологический, военно-исторический и другие компоненты. В связи с этим начиная с
дошкольного
возраста
необходимо
формировать
у
детей
высокие
нравственные
и
морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все
условия
жизни:
территорию,
климат,
природу,
организацию
общественной
жизни,
особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой
частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются
основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому
чувству,
патриотизм
обретается
самостоятельно
и
переживается
индивидуально.
Он
напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам,
педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не
навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
А
как
донести
до
понимания
детей-горожан
особенности
крестьянского
труда?
На
практике
такая
задача,
кстати,
предусмотренная
типовой
Программой,
решалась
формально,
содержательно
не
связываясь
с
природными
явлениями,
обрядами,
пословицами и поговорками. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов
сами плохо знали традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, не
были проникнуты чувством понимания её древности.
Исходя из вышеизложенного наметились следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём
чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с
самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы,
поговорки,
хороводы
и
т.д.).
В
устном
народном
творчестве
как
нигде
сохранились
особенности
черты
русского
характера,
присущие
ему
нравственные
ценности,
представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей
с
поговорками,
загадками,
пословицами,
сказками,
мы
тем
самым
приобщаем
их
к
общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным
образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки,
прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное
будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции,
высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в
произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду,
восхищение
мастерством
человеческих
рук.
Благодаря
этому,
фольклор
является
богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать геральдика и
традиции.
В
них
фокусируются
накопленные
веками
тончайшие
наблюдения
за
характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц,
насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и
различными
сторонами
общественной
жизни
человека
во
всей
их
целостности
и
многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу
гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Не всё, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень
важен
правильный
с
точки
зрения
педагогики
выбор
объектов,
о
которых
следует
рассказать
детям.
Начиная
работу
по
патриотическому
воспитанию,
педагог
должен,
прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические
особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки,
характерные только данной местности, доступно показать связь родного города (села) со
всей страной.
Любой
уголок
нашей
страны
неповторим.
В
одном
городе
много
заводов,
фабрик,
высотных
домов,
широких
проспектов.
Другой
город
славен
своим
революционным
прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое
затерялись в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой
местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие или
колхозники.
Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд сталеваров, в
другой – животноводов, овощеводов, в третьей – рыбаков, хлеборобов и т.д. Замечательно
и неповторимо народное творчество. В старших группах уже можно так строить работу,
чтобы
каждый
воспитанник
проникся
славой
родного
края,
почувствовал
свою
причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя
детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у
ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой
страны,
в
которой
они
живут,
и
задача
воспитания
патриотических
чувств
будет
невыполнима. Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём
непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на
фермах, на полях и т.д. (в зависимости от специфики области). Они всегда готовы помочь
друг другу, результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в
данной местности:
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции;
отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают
новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;
-
в
родном
краю
могут
жить
люди
разных
национальностей.
Они
вместе
трудятся,
отдыхают;
- здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;
-
каждый
человек,
любящий
Родину,
должен
проявить
уважение
к
труду,
интерес
к
культуре родного народа. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая
окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше
представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, необходимо
дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории нашей
страны - рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и
трудового,
умственного.
Эстетического,
а
также
физического
воспитания.
Можно
ли
говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний
о
нем?
Отбор
и
систематизация
таких
знаний
проводятся
с
учетом
умственных
возможностей
дошкольников:
принимается
во
внимание
характер
их
мышления,
способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит
своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических
чувств. Социальное развитие ребенка определяет, сможет ли человек полноценно жить –
развиваться
и
творить
в
обществе
или
его
личностные
качества,
его
возможности
останутся невостребованными тем же обществом. Общеизвестно, что в раннем детстве
закладываются все основные качества будущего человека. Формируется первая модель
мира – система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих
отношениях с окружающими. Научить ребенка жить в социуме – основная задача педагога
–
дошкольника.
Гражданская
позиция
дошкольников
начинает
формироваться
как
в
детском саду, так и в семье. Ученые доказывают, что предпосылки будущих нравственных
представлений
складываются
у
ребенка
в
возрасте
3-5
лет.
В
этот
период
малыши
особенно доверчивы кр всему, что происходит вокруг них. Они незаметно для себя и
родителей могут сделать неожиданные выводы о том, как взрослые относятся к другой
стране, нации или событию. Используя различные формы организации игр, занятий,
инсценировок и других видов деятельности воспитатель знакомит ребенка с великими
русскими
князьями,
полководцами,
правителями,
строительством
русских
городов,
подвигами
в
сражениях,
покорением
Космоса
и
Арктики.
Особое
место
в
разделе
формирования исторических представлений и знаний отводится организации занятий-
экскурсий. Прежде всего, это экскурсии в городской краеведческий музей и поездки по
городу. К 7 годам дети уже хорошо ориентируются в определении достопримечательных
мест города. Большой интерес дошкольники проявляют к экспонатам краеведческого
музея, посвященным быту древних поселений, а также военной эпохе. В работе с детьми
необходимо
использовать
такие
приемы
как
рисование
генеалогического
древа,
составление семейных альбомов с записью рассказов детей о родственниках, их участии в
жизни
страны.
Мы
считаем,
что
семейная
родословная
–
неисчерпаемый
источник
патриотического воспитания. Следующим важным этапом работы по данной проблеме
являются мероприятия, направленные на приобщение детей и их родителей к традициям
народа. Ко дню Победы приглашать не только ветеранов войны, которых осталось очень
мало.
Но
и
тружеников
тыла
–
родственников
воспитанников.
Народные
праздники
-Масленица,
Пасха,
Ивана
Купалы
–
средства
возрождения
народной
культуры
и
приобщения к ней через обычаи, традиции, обряды. Сам праздник неотделим от жизни
общества. Он вобрал в себя все представления и нравственные ориентиры народа, дающие
человеку силу и энергию в трудный период жизни. Поэтому, наряду с другими формами
самовыражения
народа,
фольклор
выступает
стабилизирующим
фактором
нашего
общества и оказывают большое влияние на рост самосознания и развитие патриотических
чувств у членов общества.
Муниципальное
дошкольное
образовательное
учреждение
«Детский
сад
№
161
общеразвивающего
вида»
города
Магнитогорска
Челябинской
области
выполняет
подготовительную
работу
по
накоплению
первоначальных
знаний
дошкольников
об
Отечестве и зарождению у них патриотических чувств. В этом процессе основной задачей
является: не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту
работу систематической, интересной и содержательной. По формированию интереса у
детей к русским народным сказкам и песням проводится ряд занятий по следующей
тематике:
коллективное
оформление
книги
«Русские
народные
потешки»,
«Там
на
неведомых
дорожках»,
«Сказочная
птица»,
«Сказочный
дворец»,
«Мой
любимый
сказочный
герой»,
«Придумай
и
нарисуй
свою
сказку»,
«Уральские
сказы».
В
заключительной
части
работы
по
этому
направлению
проводится
«литературная
викторина» по произведениям русских народных сказок, в которой участвуют родители,
дети, педагоги. Данная работа показывает, что обращенность образования к культуре – это
один
из
путей
выхода
из
духовного
кризиса
и
приобщение
ребенка
к
русской
национальной культуре в семье. Культура как сосредоточение человеческих ценностей,
передаваемых от старших поколений к младшим, остается понимаемой всеми людьми
независимо от принадлежности к той или иной нации или к социальной группе. Каждый
народ
не
просто
хранит
исторически
сложившиеся
воспитательные
традиции
и
особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического
национального
лица
и
самобытности.
Народное
искусство,
положенное
в
основу
различных
видов
художественно-творческой
деятельности
детей,
находит
все
более
широкое применение в образовательном процессе ДОУ, рассматривается как средство
патриотического воспитания. Основная задача педагога заключается в формировании у
ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него. С содержательной точки
зрения патриотическое воспитание в ДОУ осуществляется в процессе включения детей в
активный творческий труд, формирования бережного отношения к культурному наследию
Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим
родным местам.
Успешность
этой
деятельности
обусловливается
определенным
интересом
детей
дошкольного возраста к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям. В
данный
период
возможно
непосредственное
участие
детей
в
различных
видах
декоративно-прикладного творчества, знакомство с фактурными качествами материалов,
способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла, вызывающими
желание творить, фантазировать, создавать своими руками вещи, способные преображать
окружающую
среду.
Формированию
чувств
национальной
принадлежности
и
национального
достоинства
способствует
система
занятий
по
освоению
культурных
национальных
традиций.
Она
начинается
на
местном
материале,
с
ознакомления
прикладным искусством малой родины, поскольку это искусство в разных видах и жанрах
ребенку можно показать в подлинниках. В каждом доме сохранились вязанные, вышитые,
тканные, вырезанные, слепленные, сплетенные изделия разных эпох, доставшиеся по
наследству от предков. Педагог должен подбирать литературу о талантливых умельцах
края,
показывать
детям
мужскую
и
женскую
одежду,
украшенную
национальной
вышивкой,
различные
изделия
народного
прикладного
искусства,
в
которых
нашли
отражение местные природные, историко-культурные и этнографические особенности, в
доступной
форме
разъяснять
детям
технологии
художественной
ремесленной
деятельности,
организовывать
встречи
с
мастерами.
Знакомство
с
декоративно-
прикладным искусством разных народов России является важной стороной общей работы
по формированию патриотических чувств. Дошкольники узнают, что мастер сохраняет
наследие дошедшего до нашего времени ремесла: он вносит свое личное, индивидуальное,
с учетом созданного ранее; сознает, что его труд является продолжением традиции отцов;
он- творческая личность, связанная духовно со своим краем; он – образец уважения к
художественным традициям, а уважение это называется патриотизмом.
Сегодня, как никогда, актуальны слова академика Д.С. Лихачева: «Забота о народном
искусстве всех народов нашей страны – это долг, счастливая и радостная обязанность
каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины». В народном творчестве
отображаются и исторические сохраняются присущие народу черты характера, мышления.
Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями
ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.
Любовь
к
Родине
зарождается
в
детстве,
в
тот
период
развития
ребенка,
который
отличается особой восприимчивостью. На каждой ступени воспитания есть свой круг
образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им
и делаются ему близкими. В образах, звуках, красках, в чувствах представляет перед ним
Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем больше влияние они оказывают на него.
Богатство красок, звуков, образов несет в себе народное творчество. В последние годы в
российской
системе
дошкольного
образования
произошли
определенные
позитивные
перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Появились
программы: «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», в
которых темы нравственно-патриотического воспитания занимают центральное место.
Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и
состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной
живыми образами, яркими красками его страны. Механизмом, позволяющим включить
народную педагогику в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, является народная
традиция. Традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными
условиями.
В
настоящее
время
она
несут
те
же
воспитательные
и
образовательные
функции, что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмирает,
если теряет свою социально-значимую основу. Патриотическое чувство не возникает у
людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с
самого
раннего
возраста.
Дошкольные
образовательные
учреждения
призваны
формировать
у
детей
первые
представления
об
окружающем
мире,
отношение
к
действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином
своего
Отечества.
Народная
педагогика
располагает
разнообразными
средствами
воспитания
патриотических
чувств
у
детей.
Важное
место
среди
них
занимают
произведения устного народного творчества. Фольклор – одна из самых ярких форм
выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку,
культуре.
Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение
ребенка
к
миру
культуры
и
общечеловеческих
ценностей.
Формирование
у
детей
нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально
разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна
тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную
сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой
следующие задачи:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих
силах
с
помощью
подбора
физических
упражнений,
соответствующих
возрастным
и
индивидуальным особенностям детей.
2.
Создавать
условия
для
выполнения
физических
упражнений,
направленных
на
преодоление
трудностей
физического
характера.
Развивать
у
детей
терпение
и
выносливость.
3.
Создавать
условия
для
проявления
положительных
эмоций.
Для
развития
патриотических
чувств
у
детей
дошкольного
возраста
можно
использовать
игры
в
«военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют
симпатию
к
солдатам
и
вызывают
желание
подражать
им,
быть
твердыми
духом,
выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.
Уже в старшем дошкольном возрасте в процессе игр, физкультурных занятий, можно
учить детей «читать» карту и составлять свои небольшие карты «боевых действий». На
них наносить условные обозначения (полосу препятствий), которую нужно преодолеть
команде «разведчиков», чтобы выполнить «боевое задание». Командир каждой группы
должен внимательно следить за ходом «операции». Тому, кто неверно выполнил задание,
выдается
штрафное
очко
(желтую
карточку),
прошедшие
препятствие
«на
отлично»
получают красную карточку. Такая форма проведения занятий способствует воспитанию
ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно,
чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость,
ловкость, т.е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины. В игре
«Зарничка» (с обязательным участием пап) дети могут показать выправку на «параде
войск перед главнокомандующим армии», «отражать» танковую атаку, метко попадая
«гранатами» в неприятеля, ликвидировать «очаги заражения», уничтожать «вражеские
крепления». По окончании игры – салют в честь юноармейцев, горячий чай из самовара
прямо на заснеженном поле. Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным
участие родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать,
прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает
определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения,
развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в
формировании патриотических чувств.
В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического
воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство
так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими
словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к
защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания
о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают молодые
люди. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих
усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная
заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.
Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, но для того, чтобы с малых
лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие
патриотизма ребенка-дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в
ДОУ.
В
дошкольном
детстве
патриотическое
воспитание
связано
с
эстетическим,
в
частности, с музыкальным. Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием
песен революционных и военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей
патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям,
культуре своего народа. В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей
создания
нашего
государства.
Большое
значение
в
нашем
ДОУ
придается
героико-
патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы
Великой Отечественной войны. Конечно, для ребят - это легенда далекого прошлого. Как
сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о
событиях
тех
лет,
наполненных
героическими
свершениями
и
поступками?
В
этом
помогают
песни,
инструментальная
музыка,
сюжетные
игры,
выступления
взрослых.
Серьезную
помощь
в
деле
патриотического
воспитания
может
оказать
обращение
к
фольклору.
Особенно
необходимо
его
животворное,
очищающее
влияние
маленькому
человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал
бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.
Последовательное
ознакомление
дошкольников
с
произведениями
народного
музыкального
творчества
помогает
им
лучше
понять
мудрость
русского
народа.
В
результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение
его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать
активное организующее, моральное воздействие на сознание детей. Чувство любви к
Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к
родному
селу,
городу.
Развитие,
углубление
патриотических
чувств
тесно
связано
с
формированием
представлений
о
родном
крае.
Поэтому
необходимо
постепенно
расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на
музыкальных занятиях – о Родине. К сожалению, хороших песен для детей на эту тему
совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и современные песни и что-то из
классики, чтобы пробудить интерес у ребят к самой теме, создать определенный настрой.
Некоторые музыкальные произведения помогают воспитать у детей устойчивый интерес к
армии,
развивают
чувство
восхищения
героями,
желание
подражать
им,
знакомят
с
особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском
долге
(«Пограничники»
В.
Витлина,
«Моряки»
Б.
Кравченко,
«Вечный
огонь»
А.
Филиппенко, «Мы пока что дошколята» Ю. Чичкова, «Все мы моряки» Л. Лядовой,
«Подводная лодка» М. Славкина, «Стал солдатом» И. Арсеева, «Наша армия родная» З.
Левиной, «Любим Армию свою» В. Волкова, «Мы – солдаты» Слонова, «Кремлевские
звезды» Р. Бойко). Из композиторов, сочиняющих песни патриотического содержания,
можно назвать следующих: Ю. Чичков, А Филиппенко, Е Тиличеева, Р. Бойко. Предлагаем
ряд тем патриотической направленности для ознакомления с ними дошкольников:
1. «Город в котором мы живем».
2. «Любимая Россия».
3. «История нашей страны».
4. «Музыка и революция».
5. «Когда-то была война…».
6. «В семье единой».
7. Трудовой народный подвиг».
8. «Защитник Отечества».
9. «Борьба за мир в песнях».
10. «Родные просторы».
Таким
образом,
музыкальное
искусство
«шаг
за
шагом»
может
способствовать
формированию
высоконравственных
чувств,
мыслей,
идеалов,
убеждений,
т.
е.
формированию
всего
того,
что
со
временем
становится
мировоззрением
личности
молодого поколения страны. Народное, патриотическое воспитание имеет еще одно, на
наш взгляд, преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков -
мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей. И еще, народное воспитание создает
у
детей
осознание
своей
сопричастности
не
только
семье,
группе
или
саду,
но
и
общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа
будущего патриотизма.
.
:
.