Напоминание

Педагогический совет "НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ И В ДОУ"


Автор: Жданова Татьяна Петровна
Должность: заместитель заведующего по воспитательно - образовательной работе
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 8 "Зоряночка"
Населённый пункт: город Ессентуки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогический совет "НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ И В ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

физическому развитию детей № 8 «Зоряночка»

Утверждаю

Заведующая МБОУ № 8

«Зоряночка»

_________ С.Ю. Месикова

«28» апреля 2017 г.

Педагогический совет № 5

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАТИИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ И В ДОУ»

Подготовила зав. зам.

По ВОР

Жданова Т.П.

Цель: рассмотреть пути и способы совершенствования работы по

нравственному воспитанию дошкольников в семье и в ДОУ.

Задачи: 1. Изучить сложившуюся в ДОУ систему работы по данному

направлению.

2. Обобщить знания педагогов о теоретических основах нравственного

воспитания воспитания детей дошкольного возраста этапах, формах и

методах работы, способствовать творческому поиску.

Форма проведения: педсовет - дискуссия

Вопросы для обсуждения

1.

Анализ выполнения решения педагогического совета № 4.

2.

Анализ анкетирования родителей по вопросам нравственного

воспитания в семье.

3.

Вступительное слово Жданова Т.П.

4.

Дискуссия на тему «Нравственное воспитание дошкольников

дошкольников».

Вопросы дискуссии:

1. Актуальна ли в наше время проблема нравственного воспитания?

2. Правомерно ли говорить о нравственном воспитании применительно к

детям дошкольного возраста?

3.Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить

положительным примером в воспитании нравственности у детей?

Какими?

4. Позволяют ли вам ясность, образность и выразительность речи донести

до сознания детей и родителей информацию по проблеме нравственного

воспитания?

5. Можете ли вы проектировать и планировать работу по данному

направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете? С

родителями?

6. Владеете ли вы соответствующими методиками и технологиями?

7. Правильно ли организована в групповой комнате предметно-

развивающая среда: подобран иллюстрационный материал, дидактические

игры по патриотическому воспитанию? Какие?

Ход педагогического совета

1.

Анализ выполнения решения педагогического совета № 4.

2.

Анализ анкетирования родителей по вопросам нравственного

воспитания в семье.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-

дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в

семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их

выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и

ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим

членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В

семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые

мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием

посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д.

Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое

воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.

Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом

месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит

самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные

виды труда занимают незначительное место.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям

необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять

данный вид труда.

Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него

волевые усилия, направить их на цели, достижение которых взрослый

считает полезным для нравственного развития дошкольника.

3.

Вступительное слово Жданова Т.П.

В настоящее время, полное противоречий и тревог, когда происходят

глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной

жизни страны, особую роль приобретают проблемы формирования

духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения,

воспитания нового типа граждан, истинных патриотов, самостоятельно

мыслящих, активнодействующих, обладающих интеллектуальным

потенциалом и нравственными принципами.

Нравственное воспитание благотворно влияет на все стороны и формы

взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое

развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции,

патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал,

эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у

дошкольников нравственно качеств. Формирование нравственной сферы –

важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая

роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера

родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и

открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико

влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш

особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность

общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья.

Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша

ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным

установкам и требованиям матери и отца.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от

того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство

эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все

это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира,

его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства

собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и

себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного

достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки

других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или

несправедливость, он может представить, как больно это будет другому. .

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка,

формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые

оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша

является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с

доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не

только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие

последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится

ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на

окружающих.

Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется

тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он

начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое

отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в

реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем

протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении

нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.

Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании

дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень

быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве

общепринятой нормы.

Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь

дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно

ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после

совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения

совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как

раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему

ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования

ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки

недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное

нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом

нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных

произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков

наиболее понятным для малыша образом.

Просмотр фильма Р.Быкова «Я сюда больше никогда не вернусь»

Обсуждение.

Консультация

«Особенности нравственного воспитания дошкольников»

Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение

сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей.

Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы.

Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и

безнравственному.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает

нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к

окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его

деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая

деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными

навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей

заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой

мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых.

Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную

помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного

результата и способствует выработке настойчивости.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание

личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми,

опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют

очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и

формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается,

становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется

тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в

обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных

вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в

проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в

возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой

управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму.

Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с

его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на

примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое

отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям

нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным

помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами

своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания –

эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как

самостоятельность и настойчивость.

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их,

развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном

воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может

привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной

конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования

его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания

детей — развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание

ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди,

обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции,

чувства.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные

роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных

социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п.

Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта

и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости,

отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар

ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и

тем богаче будет его личность.

4.

Дискуссия на тему «Нравственное воспитание дошкольников ».

Вопросы дискуссии:

1. Актуальна ли в наше время проблема нравственного воспитания?

2. Правомерно ли говорить о нравственном воспитании применительно к

детям дошкольного возраста?

3.Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить

положительным примером в воспитании нравственности у детей?

Какими?

4. Позволяют ли вам ясность, образность и выразительность речи донести

до сознания детей и родителей информацию по проблеме нравственного

воспитания?

5. Можете ли вы проектировать и планировать работу по данному

направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете? С

родителями?

6. Владеете ли вы соответствующими методиками и технологиями?

7. Правильно ли организована в групповой комнате предметно-

развивающая среда: подобран иллюстрационный материал, дидактические

игры по патриотическому воспитанию? Какие?

Список используемой литературы

1.

Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ

Сфера, 2004.

2.

Субботский Е.В. Психологические основы нравственного развития личности

дошкольника. Дисс. доктора психол. наук. - М.: 1984.

3.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.



В раздел образования