Автор: Курдюмова Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 19
Населённый пункт: г. Бердск
Наименование материала: статья
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников посредством музейной педагогики»
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида № 19 «Шустрик»
«Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников посредством музейной
педагогики»
Подготовила:
Курдюмова Е. Н.
г. Бердск
«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников посредством
музейной педагогики»
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить
вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл…»
К. А. Тимирязев
В связи с переосмысливанием сущности дошкольного образования, требований, связанных с
введением федерального государственного стандарта дошкольного образования в нашей стране,
существенную
роль
играет
познавательное
развитие детей
дошкольного
возраста.
Большую
популярность
и
интерес
приобретает технология музейной
педагогики
в
работе
с
дошкольниками. Эта технология уже
известна в современной педагогике. Понятие «музейная
педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это
короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую
практику,
об
этом
свидетельствуют
музейно-образовательные
программы
для
воспитанников
образовательных учреждений, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это
работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Н. Рыжовой и Л. Логиновой).
Основной целью музейной педагогики является создание условий для развития личности путем
включения ее в многообразную деятельность с музейными экспонатами. Известно, что успешное
развитие
познавательных
и
творческих
способностей
ребёнка дошкольного
возраста
будет
возможным,
если
совместную
деятельность
детей
и
взрослых
организовать
правильно,
заинтересовать,
дать
положительную
установку
на
познание
чего-то
нового,
увлекательного,
неизвестного. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения
об
окружающем
мире
-
важнейшие
черты
детского
поведения.
Внутреннее
стремление
к
исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы
психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Доказано, что процесс
обучения,
сочетающий
усвоение
готовых
знаний
с
относительно
самостоятельным
их
добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста. На
сегодняшний день слова великого философа Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу– я
помню, что я делаю – я понимаю» как никогда становятся значимыми и востребованными. Когда
ребенок слышит, видит и делает что-то сам, то знания надолго остаются в его памяти.
Цель моей работы заключается в расширении образовательного пространства, развитии
интереса, познавательной, исследовательской активности детей и интеллектуально-творческого
потенциала личности ребенка посредством музейной педагогики.
Задачи:
1. Развитие познавательной и исследовательской деятельности детей. Формирование проектно-
исследовательских умений и навыков путём включения в многообразную деятельность мини-
музея.
2. О б о г а щ е н и е развивающей
предметно-пространственной с р е д ы
г р у п п ы ,
Д ОУ.
3 .
Использование
современных
приемов
и
методов
взаимодействия
педагога
с
родителями
(законными
представителями),
направленных
на
повышение
активности
родителей
как
полноправных участников образовательного процесса.
С целью выявления степени заинтересованности родителей и их готовности к взаимодействию
в работе по созданию мини-музеев было проведено анкетирование. В процессе анкетирования
выяснилось, что родители сами редко посещают музеи и выставки и очень редко берут с собой на
экскурсии детей, однако к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев готовы.
Опрос детей средних групп в ДОУ показал, что 55 % детей имеют представление о музее, как
месте сбора разных интересных вещей и предметов; 47 % детей считают, что музей нужен, чтобы
в него приходить и смотреть, 50 % - узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории,
о людях. Таким образом, можно сделать вывод о том, дети проявляют интерес к музеям, хотят
знать об истории того или иного предмета, но не имеют возможности взаимодействовать с
музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми. Исходя
из результатов анкетирования родителей и опроса детей, я решила создавать мини-музеи, выбрав
для этого проектную технологию.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие
требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова
«мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко
определенную тематику такого музея. И назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в
познавательно-исследовательскую и коммуникативную деятельность. Специфическая черта таких
музеев в группе: это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок
может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и
возможностей. Главное в таком музее не ценность самих экспонатов, а наличие условий для
творчества,
самостоятельной
и
исследовательской
деятельности
ребенка.
Ведь
ребёнок
–
исследователь
по
своей
природе.
Важнейшими
чертами
детского
поведения
являются
любознательность,
наблюдательность,
жажда
новых
открытий
и
впечатлений,
стремление
к
экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. В результате
реализации различных
проектов в группе за последние годы были созданы следующие мини-
музеи пуговицы, матрешки, тряпичная кукла, русская изба, у Лукоморья, музей берёзы, коллекция
кукол в национальных костюмах , коллекция кукол в русских народных костюмах, куклы народов
мира.
Данная
работа
способствует
всестороннему
развитию
детей.
На
базе
мини-музеев
проводятся различные виды познавательно-исследовательской деятельности. Экспонаты музея
постоянно
используются
воспитателем
и
детьми.
Для
каждого
конкретного
познавательно-
исследовательского
взаимодействия
в
рамках
разработки
и
реализации
мини-музея
нужен
привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и
позволяющее
поставить
вопрос
для
исследования.
В
качестве
отправного
момента
каждого
проекта мы использовали: внесение в группу предметов, вызывающих неподдельный интерес и
исследовательскую активность.
Мною разработан алгоритм по созданию мини-музеев в группе:
1. Выбор темы мини-музея,
2. Определение места размещения мини-музея,
3. Планирование экспозиций,
4. Выбор дизайна оформления мини-музея,
5. Подбор и изучение методической литературы.
6. Подбор экспонатов,
7. Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,
8. Разработка форм работы с экспозициями мини-музея (экскурсии, конспекты занятий,
дидактические игры)
9. Планирование организации и проведение совместной деятельности с детьми,
10. Презентация мини-музея.
Используются следующие педагогические средства:
- мини-экскурсии;
- познавательные беседы;
-коллекционирование,
-подбор экспозиции,
-организация тематических выставок,
-наблюдение;
− беседа;
-художественно-продуктивная деятельность,
-познавательно-исследовательская деятельность (наблюдение, экспериментирование).
Каждая
из
этих
форм
работы
имеет
определенную
логику
построения
и
развития,
различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное
усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом
воспитанников и индивидуальным темпом познавательного развития.
Познавательно-исследовательскую деятельность с детьми начинается с постановки
воспитателем и принятия детьми познавательной задачи. В старшем дошкольном возрасте
постановка
познавательной
задачи
осуществляется
детьми.
Затем
осуществляется
ее
первичный
анализ
и
выдвигаются
предположения,
отбираются
способы
проверки
предположений,
выдвинутых
детьми,
осуществляется
их
проверка.
Завершается
познавательно-исследовательская
деятельность
анализом
результатов,
полученных
экспериментальным путём.
Такая деятельность предполагает высокую активность и
самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.
Познавательно-исследовательская
деятельность
в
наших
музеях
включает
в
себя
исследование
объектов
окружающего
мира
(история
возникновения,
разновидности,
свойства и качества). В мини-музеях
можно получить интересную информацию об
определенном
предмете,
который
представлен
с
разных
сторон:
с
экспонатом
можно
поиграть, его можно попробовать смастерить, рассмотреть с помощью лупы, измерить,
зарисовать, примерить на себя, с ним еще можно и поэкспериментировать. В процессе
познавательно-исследовательской
деятельности
дошкольник
получает
возможность
удовлетворить
присущую
ему
любознательность
(почему,
зачем,
как
устроен
мир)
практикуется
в
установлении
причинно-следственных
родовых,
пространственных
и
временных
связей
между
предметами
и
явлениями,
что
позволяет
ему
не
только
расширять, но и упорядочивать свои представления о мире. Экспозиция мини-музея может
рассказать об истории возникновения предмета, о том, как он выглядел в старину, каковы
его
особенности
в
разных
странах.
Дети
могут
познакомиться
с
процессом
его
изготовления, материалами, которые для этого используются, с разнообразием вариантов
объекта (предмета), с интересными историями, которые так или иначе с ним связаны. При
этом, к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной
преобразующей активности ребенка и она в процессе деятельности полностью исходит от
самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий
свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом
случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности,
свои интересы, свою волю, либо исследовательская деятельность организуется взрослым,
который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному
алгоритму действий.
Работая
в
этом
направлении,
я
выделила
для
себя
условия,
необходимые
для
организации
элементарной
поисковой
деятельности
с
детьми, которые позволяют
осуществить
познавательно-
исследовательскую
деятельность
с
детьми
педагогически
целесообразным способом и с наибольшим эффектом для образования детей:
1.Первое условие связано с пространственной организацией опытов. Ребенок должен сам
видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь
возможность почувствовать его запах. В тех случаях, когда объект исследования можно
трогать, брать в руки, ребёнок должен иметь возможность тактильно-кинестетического
обследования,
чтобы
ощутить
характер
поверхности,
форму,
температуру
и
тяжесть
предмета. Педагогическое требование к пространственной организации опыта заключается
в том, чтобы любой объект исследования был максимально доступен для восприятия
каждому ребенку.
2.Второе условие связано с временным параметром: рассматривание, восприятие любых
объектов
и
явлений
природы
должны
быть
непродолжительными.
Это
требование
определяется тем, что наблюдение – это психическая интеллектуальная деятельность,
требующая
сосредоточенного
внимания,
умственного
напряжения.
Такая
деятельность
трудна
дошкольникам.
Следовательно,
продолжительность
наблюдения
должна
быть
примерно 3-10 минут -–это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности
детей,
для
сосредоточения
внимания
и
самостоятельного
получения
и
усвоения
ими
небольшого объема информации. Дети должны начать и завершить опыт в положительном
эмоциональном состоянии, без умственного утомления - в этом заключается успех и
воспитательно-образовательная эффективность этого мероприятия.
3.Третье условие связано со структурой опыта. Каждое из них имеет начало основную
часть
и
заключительная
часть.
Функции
их
различны.
Правильное
их
понимание
и
проведение
помогут
воспитателю
добиться
общего
положительного
педагогического
эффекта.
4.Четвертое условие. Это диагностирование воспитателем уровня знаний у детей об
окружающем мире, а также уровня развития логического мышления. Это нужно для того,
чтобы выбрать наиболее доступные знания не сложные для данного уровня, а также
правильную
методику
проведения
опыта
(дополнительные
вопросы,
более
долгое
рассматривание и т.д.).
Следуя
этим
условиям,
в
процессе
обучения
поисковая
деятельность
детей
совершенствуется.
Динамика
ее
развития
проявляется
в
переходе
от
принятия
познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого, к
самостоятельной постановке и решению познавательных задач
Решение,
поставленных
мною
задач
предполагает
тесный
контакт
с
семьёй
воспитанников, систематически ведется планомерная работа с родителями. В соответствии
с годовым планом работы проводятся общие и групповые родительские собрания. В
течение года в родительском уголке обновляется информация, помещаются различные
папки передвижки, консультации, рекомендации и т.д.
Использую
такие
формы работы,
как
анкетирование,
беседы,
совместные
праздники,
посиделки,
выставки,
конкурсы,
оформление
фотоальбомов,
оформление
и
благоустройство
групповых
комнат
и
участка,
пополнение
новыми
материалами
и
экспонатами мини-музеев.
Организация
тесных
и
доверительных
отношений
позволяет
использовать
максимум
возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать
многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и
уровень реализации образовательных стандартов дошкольного образования.
Итак, музей в дошкольном учреждении должен служить своим творцам, тем, кто
создают
этот
музей
(педагоги,
родители,
дети).
Они
являются
его
основными
«потребителями» или «пользователями. А познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников - это на сегодняшний день один из основных путей познания окружающего
мира,
наиболее
полно
соответствующий
природе
ребенка
и
современным
задачам
обучения. Поэтому девизом педагога сегодня должны стать слова Сухомлинского В.А.
«Оставляйте
всегда
что-то
недосказанное,
чтобы
ребенку
захотелось
еще
и
еще
раз
возвратится к тому, что он узнал»
Список литературы:
1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания
//Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. - 2009. - N11. - С. 24-29.
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс,
2008.
4. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание.
- 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. -
N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине
времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
7. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с.
8. Емельянова Е. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. -
№ 3.
9. Паршукова Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских
занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской
Федерации.
11. . Столяров Б.А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа,
2004