Напоминание

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников посредством музейной педагогики»


Автор: Курдюмова Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 19
Населённый пункт: г. Бердск
Наименование материала: статья
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников посредством музейной педагогики»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида № 19 «Шустрик»

«Познавательно-исследовательская деятельность

дошкольников посредством музейной

педагогики»

Подготовила:

Курдюмова Е. Н.

г. Бердск

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников посредством

музейной педагогики»

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл…»

К. А. Тимирязев

В связи с переосмысливанием сущности дошкольного образования, требований, связанных с

введением федерального государственного стандарта дошкольного образования в нашей стране,

существенную

роль

играет

познавательное

развитие детей

дошкольного

возраста.

Большую

популярность

и

интерес

приобретает технология музейной

педагогики

в

работе

с

дошкольниками. Эта технология уже

известна в современной педагогике. Понятие «музейная

педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это

короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую

практику,

об

этом

свидетельствуют

музейно-образовательные

программы

для

воспитанников

образовательных учреждений, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это

работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Н. Рыжовой и Л. Логиновой).

Основной целью музейной педагогики является создание условий для развития личности путем

включения ее в многообразную деятельность с музейными экспонатами. Известно, что успешное

развитие

познавательных

и

творческих

способностей

ребёнка дошкольного

возраста

будет

возможным,

если

совместную

деятельность

детей

и

взрослых

организовать

правильно,

заинтересовать,

дать

положительную

установку

на

познание

чего-то

нового,

увлекательного,

неизвестного. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения

об

окружающем

мире

-

важнейшие

черты

детского

поведения.

Внутреннее

стремление

к

исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы

психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Доказано, что процесс

обучения,

сочетающий

усвоение

готовых

знаний

с

относительно

самостоятельным

их

добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста. На

сегодняшний день слова великого философа Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу– я

помню, что я делаю – я понимаю» как никогда становятся значимыми и востребованными. Когда

ребенок слышит, видит и делает что-то сам, то знания надолго остаются в его памяти.

Цель моей работы заключается в расширении образовательного пространства, развитии

интереса, познавательной, исследовательской активности детей и интеллектуально-творческого

потенциала личности ребенка посредством музейной педагогики.

Задачи:

1. Развитие познавательной и исследовательской деятельности детей. Формирование проектно-

исследовательских умений и навыков путём включения в многообразную деятельность мини-

музея.

2. О б о г а щ е н и е развивающей

предметно-пространственной с р е д ы

г р у п п ы ,

Д ОУ.

3 .

Использование

современных

приемов

и

методов

взаимодействия

педагога

с

родителями

(законными

представителями),

направленных

на

повышение

активности

родителей

как

полноправных участников образовательного процесса.

С целью выявления степени заинтересованности родителей и их готовности к взаимодействию

в работе по созданию мини-музеев было проведено анкетирование. В процессе анкетирования

выяснилось, что родители сами редко посещают музеи и выставки и очень редко берут с собой на

экскурсии детей, однако к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев готовы.

Опрос детей средних групп в ДОУ показал, что 55 % детей имеют представление о музее, как

месте сбора разных интересных вещей и предметов; 47 % детей считают, что музей нужен, чтобы

в него приходить и смотреть, 50 % - узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории,

о людях. Таким образом, можно сделать вывод о том, дети проявляют интерес к музеям, хотят

знать об истории того или иного предмета, но не имеют возможности взаимодействовать с

музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми. Исходя

из результатов анкетирования родителей и опроса детей, я решила создавать мини-музеи, выбрав

для этого проектную технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие

требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова

«мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко

определенную тематику такого музея. И назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в

познавательно-исследовательскую и коммуникативную деятельность. Специфическая черта таких

музеев в группе: это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок

может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и

возможностей. Главное в таком музее не ценность самих экспонатов, а наличие условий для

творчества,

самостоятельной

и

исследовательской

деятельности

ребенка.

Ведь

ребёнок

исследователь

по

своей

природе.

Важнейшими

чертами

детского

поведения

являются

любознательность,

наблюдательность,

жажда

новых

открытий

и

впечатлений,

стремление

к

экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. В результате

реализации различных

проектов в группе за последние годы были созданы следующие мини-

музеи пуговицы, матрешки, тряпичная кукла, русская изба, у Лукоморья, музей берёзы, коллекция

кукол в национальных костюмах , коллекция кукол в русских народных костюмах, куклы народов

мира.

Данная

работа

способствует

всестороннему

развитию

детей.

На

базе

мини-музеев

проводятся различные виды познавательно-исследовательской деятельности. Экспонаты музея

постоянно

используются

воспитателем

и

детьми.

Для

каждого

конкретного

познавательно-

исследовательского

взаимодействия

в

рамках

разработки

и

реализации

мини-музея

нужен

привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и

позволяющее

поставить

вопрос

для

исследования.

В

качестве

отправного

момента

каждого

проекта мы использовали: внесение в группу предметов, вызывающих неподдельный интерес и

исследовательскую активность.

Мною разработан алгоритм по созданию мини-музеев в группе:

1. Выбор темы мини-музея,

2. Определение места размещения мини-музея,

3. Планирование экспозиций,

4. Выбор дизайна оформления мини-музея,

5. Подбор и изучение методической литературы.

6. Подбор экспонатов,

7. Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,

8. Разработка форм работы с экспозициями мини-музея (экскурсии, конспекты занятий,

дидактические игры)

9. Планирование организации и проведение совместной деятельности с детьми,

10. Презентация мини-музея.

Используются следующие педагогические средства:

- мини-экскурсии;

- познавательные беседы;

-коллекционирование,

-подбор экспозиции,

-организация тематических выставок,

-наблюдение;

− беседа;

-художественно-продуктивная деятельность,

-познавательно-исследовательская деятельность (наблюдение, экспериментирование).

Каждая

из

этих

форм

работы

имеет

определенную

логику

построения

и

развития,

различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное

усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом

воспитанников и индивидуальным темпом познавательного развития.

Познавательно-исследовательскую деятельность с детьми начинается с постановки

воспитателем и принятия детьми познавательной задачи. В старшем дошкольном возрасте

постановка

познавательной

задачи

осуществляется

детьми.

Затем

осуществляется

ее

первичный

анализ

и

выдвигаются

предположения,

отбираются

способы

проверки

предположений,

выдвинутых

детьми,

осуществляется

их

проверка.

Завершается

познавательно-исследовательская

деятельность

анализом

результатов,

полученных

экспериментальным путём.

Такая деятельность предполагает высокую активность и

самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

Познавательно-исследовательская

деятельность

в

наших

музеях

включает

в

себя

исследование

объектов

окружающего

мира

(история

возникновения,

разновидности,

свойства и качества). В мини-музеях

можно получить интересную информацию об

определенном

предмете,

который

представлен

с

разных

сторон:

с

экспонатом

можно

поиграть, его можно попробовать смастерить, рассмотреть с помощью лупы, измерить,

зарисовать, примерить на себя, с ним еще можно и поэкспериментировать. В процессе

познавательно-исследовательской

деятельности

дошкольник

получает

возможность

удовлетворить

присущую

ему

любознательность

(почему,

зачем,

как

устроен

мир)

практикуется

в

установлении

причинно-следственных

родовых,

пространственных

и

временных

связей

между

предметами

и

явлениями,

что

позволяет

ему

не

только

расширять, но и упорядочивать свои представления о мире. Экспозиция мини-музея может

рассказать об истории возникновения предмета, о том, как он выглядел в старину, каковы

его

особенности

в

разных

странах.

Дети

могут

познакомиться

с

процессом

его

изготовления, материалами, которые для этого используются, с разнообразием вариантов

объекта (предмета), с интересными историями, которые так или иначе с ним связаны. При

этом, к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной

преобразующей активности ребенка и она в процессе деятельности полностью исходит от

самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий

свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом

случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности,

свои интересы, свою волю, либо исследовательская деятельность организуется взрослым,

который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному

алгоритму действий.

Работая

в

этом

направлении,

я

выделила

для

себя

условия,

необходимые

для

организации

элементарной

поисковой

деятельности

с

детьми, которые позволяют

осуществить

познавательно-

исследовательскую

деятельность

с

детьми

педагогически

целесообразным способом и с наибольшим эффектом для образования детей:

1.Первое условие связано с пространственной организацией опытов. Ребенок должен сам

видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь

возможность почувствовать его запах. В тех случаях, когда объект исследования можно

трогать, брать в руки, ребёнок должен иметь возможность тактильно-кинестетического

обследования,

чтобы

ощутить

характер

поверхности,

форму,

температуру

и

тяжесть

предмета. Педагогическое требование к пространственной организации опыта заключается

в том, чтобы любой объект исследования был максимально доступен для восприятия

каждому ребенку.

2.Второе условие связано с временным параметром: рассматривание, восприятие любых

объектов

и

явлений

природы

должны

быть

непродолжительными.

Это

требование

определяется тем, что наблюдение – это психическая интеллектуальная деятельность,

требующая

сосредоточенного

внимания,

умственного

напряжения.

Такая

деятельность

трудна

дошкольникам.

Следовательно,

продолжительность

наблюдения

должна

быть

примерно 3-10 минут -–это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности

детей,

для

сосредоточения

внимания

и

самостоятельного

получения

и

усвоения

ими

небольшого объема информации. Дети должны начать и завершить опыт в положительном

эмоциональном состоянии, без умственного утомления - в этом заключается успех и

воспитательно-образовательная эффективность этого мероприятия.

3.Третье условие связано со структурой опыта. Каждое из них имеет начало основную

часть

и

заключительная

часть.

Функции

их

различны.

Правильное

их

понимание

и

проведение

помогут

воспитателю

добиться

общего

положительного

педагогического

эффекта.

4.Четвертое условие. Это диагностирование воспитателем уровня знаний у детей об

окружающем мире, а также уровня развития логического мышления. Это нужно для того,

чтобы выбрать наиболее доступные знания не сложные для данного уровня, а также

правильную

методику

проведения

опыта

(дополнительные

вопросы,

более

долгое

рассматривание и т.д.).

Следуя

этим

условиям,

в

процессе

обучения

поисковая

деятельность

детей

совершенствуется.

Динамика

ее

развития

проявляется

в

переходе

от

принятия

познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого, к

самостоятельной постановке и решению познавательных задач

Решение,

поставленных

мною

задач

предполагает

тесный

контакт

с

семьёй

воспитанников, систематически ведется планомерная работа с родителями. В соответствии

с годовым планом работы проводятся общие и групповые родительские собрания. В

течение года в родительском уголке обновляется информация, помещаются различные

папки передвижки, консультации, рекомендации и т.д.

Использую

такие

формы работы,

как

анкетирование,

беседы,

совместные

праздники,

посиделки,

выставки,

конкурсы,

оформление

фотоальбомов,

оформление

и

благоустройство

групповых

комнат

и

участка,

пополнение

новыми

материалами

и

экспонатами мини-музеев.

Организация

тесных

и

доверительных

отношений

позволяет

использовать

максимум

возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать

многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и

уровень реализации образовательных стандартов дошкольного образования.

Итак, музей в дошкольном учреждении должен служить своим творцам, тем, кто

создают

этот

музей

(педагоги,

родители,

дети).

Они

являются

его

основными

«потребителями» или «пользователями. А познавательно-исследовательская деятельность

дошкольников - это на сегодняшний день один из основных путей познания окружающего

мира,

наиболее

полно

соответствующий

природе

ребенка

и

современным

задачам

обучения. Поэтому девизом педагога сегодня должны стать слова Сухомлинского В.А.

«Оставляйте

всегда

что-то

недосказанное,

чтобы

ребенку

захотелось

еще

и

еще

раз

возвратится к тому, что он узнал»

Список литературы:

1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания

//Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. - 2009. - N11. - С. 24-29.

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс,

2008.

4. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание.

- 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. -

N 10. - С. 44-50.

6. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине

времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

7. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с.

8. Емельянова Е. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. -

№ 3.

9. Паршукова Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских

занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской

Федерации.

11. . Столяров Б.А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа,

2004



В раздел образования