Автор: Жукова Марина Валентиновна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ ГИМНАЗИЯ 118
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "ЖИВОТНЫЕ, КОТОРЫЕ НАС ЛЕЧАТ"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Ростова-на-Дону
«Гимназия №118 имени Валерия Николаевича Цыганова»
«Животные, которые нас лечат»
Секция «Психология, социология и здоровье человека»
Выполнила:
ученица 9 «А» класса
гимназии №118
Наумкина Анастасия
Учитель-консультант:
Жукова Марина Валентиновна
2019год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История анималотерапии………………………………………………………4
2. Виды и функции анималотерапии…………………………………………….5
3. Животные-терапевты ………………………………………………………….6
3.1. Кошкотерапия …………………………………………………………6
3.2. Канистерапия (лечение собаками)……………………………………9
3.3. Иппотерапия (лечение лошадьми)…………………………………..11
3.4. Дельфинотерапия…………………………………………………….13
4. Практическое исследование………………………………………………….15
Заключение………………………...……………………………………………..20
Введение
Жизнь современного человека, особенно жителя мегаполиса, отнюдь не
способствует укреплению его здоровья. Экология, стрессовая составляющая,
вредные привычки, неправильное питание, да, собственно, ещё много других
причин, приводят к тому, что многие заболевания, которые ещё, скажем,
двадцать лет назад считались уделом исключительно старшей возрастной
группы, всё чаще встречаются у совсем ещё нестарых людей.
Лечебные свойства различных животных известны человечеству уже
достаточно давно. Существует даже специальный термин «анималотерапия».
Он обозначает систему лечения людей при помощи общения с животными.
Анималотерапия
позволяет
не
только
лечить,
но
и
профилактировать
серьезные
заболевания.
Так
же
в
анималотерапии
широко
применяются
различные символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки,
используются также и звуки животных.
Цель моей работы заключается в популяризации анималотерапии, как
альтернативном способе эмоционального лечения различных заболеваний.
1. История анималотерапии
О
лечении
животными
знали
даже
пещерные
люди.
Еще
в
древности
целители
людям,
страдающим
неврозами,
прописывали
холодный
душ,
ходьбу босиком и езду на лошади.
Гиппократ в 5 веке до н.э. обратил внимание на то, как воздействует на
человека окружающая природа. Он был уверен в большой пользе лечебной
верховой езды.
Около 3 000 лет тому назад древние греки заметили способность собак
помогать людям справляться с различными недугами. Египтяне использовали
в
этих
целях
в
основном
кошек.
В
Древней
Индии
большое
значение
придавали прослушиванию птичьего пения.
В
1792
году
в
Йорке
(Англия)
в
больнице
для
душевнобольных,
животных начали использовать в качестве части терапевтического процесса.
В качестве самостоятельного метода анималотерапия стала популярной со
второй половины 20 века. Начало этому положил американский детский
психиатр Борис Левинсон. В 1962 году он стал использовать свою собаку в
терапевтических сессиях.
В
настоящее
время
анималотерапия
получила
признание
во
всех
развитых
странах.
Везде
существуют
специальные
институты,
которые
занимаются изучением влияния животных на людей. Активно проводятся
международные конференции и семинары, посвященные методикам лечения
с помощью животных.
2. Виды и функции анималотерапии
Виды анималотерапии
Ненаправленная анималотерапия представляет собой взаимодействие с
животными в домашних условиях. Оно осуществляется без осознания или
целенаправленного понимания их терапевтического значения.
Направленная
анималотерапия
представляет
собой
целенаправленное
использование животных и их символов. Это использование осуществляется
по специально разработанным терапевтическим программам.
Данный вид анималотерапии использует специально обученных животных, а
не
животных
пациента.
В
зависимости
от
того,
какие
животные
используются, анималотерапия подразделяется на отдельные виды.
Функции анималотерапии
Психофизиологическая функция заключается в том, что общение с
животными
способно
избавлять
человека
от
стресса,
улучшать
работу
нервной системы и психики в целом.
Психотерапевтическая функция - общение с животными во многом
способствует гармонизации межличностных отношений.
Реабилитационная
функция
заключается
в
том,
что
контакты
с
животными
служат
дополнительным
каналом
взаимодействия
человека
с
окружающим
миром.
Они
помогают
психической
и
социальной
реабилитации.
Функция удовлетворения потребности в компетентности. Одной из
самых
главных
потребностей
человека
можно
назвать
потребность
в
компетентности, которая выражается формулой "я могу", "я лучше знаю".
Функция самореализации.
Очень
важной
для
любого
человека
является потребность в реализации своего внутреннего потенциала. Человек
хочет
быть
нужным,
значимым
для
других.
При
содержании
домашнего
животного уходит мысль: "Я никому не нужен".
Функция общения.
Животные
могут
осуществлять
эту
важную
функцию: собаки и кошки, например, прекрасно понимают хозяев и могут
выражать эмоции в ответ на слова, обращенные к ним.
3. Животные-терапевты
Четвероногий
друг
любит
своего
хозяина
таким,
какой
он
есть,
невзирая на возраст, внешность или психическое состояние.
Домашние питомцы способны избавить человека от многих серьезных
заболеваний. При этом терапевтическое воздействие животные оказывают
даже одним своим присутствием, создавая благоприятный энергетический
фон.
Животные помогают врачам установить контакт с теми пациентами,
которые
из-за
психофизических
причин
отказываются
от
общения
с
психологом или другим специалистом.
С помощью фаунотерапии лечат депрессию, аутизм, синдром Дауна,
различные нарушения мозговой деятельности с проявлениями какой-либо
зависимости или агрессивности. Домашние животные помогают больным
справиться
с
постоянным
беспокойством
и
бессонницей.
С
помощью
фаунотерапии можно вылечить гипертонию, аритмию, последствия инфаркта
и инсульта.
Присутствие
в
доме
животных
является
хорошей
профилактикой
многих
серьезных
недугов.
Доказано,
что
в
семье,
где
есть
домашние
животные, дети отличаются крепким здоровьем и хорошим иммунитетом, у
них не бывает аллергии на шерсть и домашнюю пыль. Такие дети, как
правило, эмоционально уравновешенны.
Успех лечения с помощью животных прежде всего зависит от того,
какие
отношения
устанавливаются
между
домашним
питомцем
и
его
хозяином. Если человек не любит животных или боится их, то ни о какой
фаунотерапии не может быть и речи.
3.1. Кошкотерапия
Каким образом и какие болезни лечат кошки?
Для
кошкотерапии
нет
противопоказаний.
Ученые
утверждают,
что
лечебным эффектом обладает каждое любящее своего хозяина животное.
Кошка должна быть взрослой, здоровой и непременно доброжелательной к
людям.
Кошка
считается
прекрасным
диагностом.
Как
правило,
отыскав
болевую точку, животное начинает усиленно урчать, а затем, выпустив когти,
делает своеобразный массаж, перебирая лапками. У человека раздражаются
рефлексогенные
зоны:
кошачьи
когти
работают
так
же,
как
иглы
рефлексотерапевта во время сеанса иглотерапии.
Целительное воздействие кошки на человека осуществляется тогда,
когда он поглаживает ее. Дело в том, что на ладонях расположена проекция
точек всех жизненно важных органов, а поглаживание - это своеобразный
легкий массаж. Через ладони энергетика кошки побуждает органы человека
работать в правильном ритме.
Проекция всех внутренних органов имеется и на ступнях человека.
Именно поэтому кошки так любят спать в ногах у хозяина. Самое интересное,
что животное всегда безошибочно угадывает, насколько серьезно болен его
хозяин. С тяжело больным человеком кошка никогда не станет затевать игр,
она будет подолгу лежать возле него, мурлыкать, делать ему массаж своими
коготками.
Если
вас
донимает головная боль
и повышенное давление, кладите
кошку на шею 3 раза в день на 3-4 минуты. Кстати, очень часто кошка
самостоятельно выбирает такую диспозицию, и согнать ее, если она того не
хочет,
практически
невозможно.
Лечиться
от бессонницы
можно
так:
положите кошку рядом и, закрыв глаза, прижмитесь к ней.
Кошкотерапия
очень
действенна п р и депрессии,
неврозах
и
даже
шизофрении.
Если
человек
серьезно
болен,
например,
перенес инфаркт,
инсульт
или
тяжелую
операцию,
то
ему
просто
необходимо
общение
с
кошкой.
Как
правило, для полного восстановления организма такому больному нужно
прибегать к помощи домашнего питомца в течение нескольких месяцев. По
мнению геронтологов, кошки являются настоящим эликсиром молодости для
их владельцев.
Для
лечения аритмии следует в течение нескольких минут гладить
кошку
или
позволить
ей
лечь
на
область
своей
груди.
При
нарушении
сердечного ритма необходимо проводить сеансы кошкотерапии ежедневно в
течение
10-14
дней.
Как
правило,
уже
после
2-3
сеансов
у
больного
наблюдается заметное улучшение состояния здоровья.
При болях в суставах больному следует положить или посадить кошку
на болезненный участок тела на 7-10 минут. Такие сеансы следует проводить
через день в течение 30 дней.
Для профилактики атеросклероза следует ежедневно гладить кошку в
течение 5-7 минут. Если же человек уже страдает этим заболеванием, то ему
надо 2-3 раза в день прикладываться лбом к кошке, а также позволять ей
спать возле своей головы.
Для
нормализации
артериального
давления
достаточно
ежедневно
гладить своего питомца в течение 3-5 минут.
При
лечении
последствий инсульта,
помимо
приема
предписанных
врачом препаратов, нельзя отказываться и от помощи кошки. Как правило,
при параличе конечностей кошка регулярно массирует своими лапками руки
и
ноги
больного.
Кроме
того,
животное
помогает
хозяину
справиться
с
депрессией.
Специалисты по кошкотерапии утверждают, что для лечения каждого
заболевания существуют определенные часы. Промежуток времени с 3 до 5
часов считается самым благоприятным для лечения легочных болезней, а
также
заболеваний
бронхов.
Желудочно-кишечные
болезни
хорошо
поддаются терапии с 5 до 7 часов утра. Сердечно-сосудистые заболевания
лучше всего лечить с 11 до 13 часов, а усталость можно снять только в
вечернее время.
3.2. Канистерапия (лечение собаками)
Канистерапия (от лат. канис - собака) очень популярна во всем мире,
ведь лечение при помощи собак гораздо доступнее, чем терапия лошадьми
или дельфинами, но так же эффективно. Собака - легко обучаемое животное,
которое не только быстро запоминает различные команды, но и охотно их
выполняет. Кроме того, собаки способны активно выражать свои эмоции.
Уникальные возможности собак при лечении как детей, так и взрослых
при
различных
заболеваниях
и
расстройствах
все
чаще
рекомендуются
сегодня к применению специалистами-кинологами и медиками. Особенно
эффективно
лечение
с
помощью
собак неврастении, истерии и неврозов.
Канистерапия
дает
отличные
результаты
не
только
при
психических
отклонениях, но и заболеваниях соматического характера. Собак в качестве
докторов
приводят
в
детские
дома,
дома
инвалидов
и
престарелых,
в
лечебные,
реабилитационные,
оздоровительные
учреждения. Собаки
снимают
депрессивные
настроения,
улучшают
координацию
движений
больных ДЦП. У детей, страдающих аутизмом, собака может затормозить
моменты погружения в себя, которые сопровождаются полным выпадением
из действительности и отсутствием реакции на внешние сигналы.
Собака
-
прекрасное
лекарство
против
гиподинамии,
вызванной
малоподвижным
образом
жизни.
Канистерапия оказывает
исцеляющий
эффект
при
сердечнососудистых
болезнях,
проблемах
с
мочеполовой
системой, заболеваниях дыхательных путей. Собака своим феноменальным
чутьем находит больные места и согревает их, прислоняясь к ним своим
телом.
Обычные
поглаживания
собаки снижают
артериальное
давление,
нормализуют даже работу пищеварительной системы.
Собака
не
только
удовлетворяет
дефицит
человека
в
общении,
но
повышает самооценку хозяина, разрешает конфликты в семье. Собаке все
равно,
какой
внешности,
возраста,
социального
состояния
ее
друг.
Она
известна
своей
преданностью,
поэтому
у
ее
хозяина
возникает
чувство
нужности миру. Последствием такого контакта являются радостные эмоции,
синдром
счастья.
Многим
достаточно
просто
видеть
дружелюбные
глаза
собаки, ощущать радость от встречи с ней. Порой уже только эти ощущения
приносят позитивный лечебный эффект.
Собаки,
которые
используются
в
канистерапии
в
официальных
медицинских учреждениях, проходят специальный отбор и подготовку. Для
этой цели отбираются общительные, спокойные, уравновешенные животные
с высоким интеллектом, легко идущие на контакт с незнакомыми людьми и
наиболее эмоционально проявляющие свои чувства. В некоторых странах
подготовка таких собак ведется в государственных учреждениях, наряду с
собаками-поводырями для слепых.
Собаки,
прошедшие
специальную
подготовку,
п ол у ч а ют
соответствующий диплом, подтверждающий их "лечебную" квалификацию.
Хвостатый
доктор
может
быть
любой
породы,
даже
обыкновенной
дворнягой,
но
все-таки
лучшими
терапевтами
считаются
лабрадоры,
сенбернары, ньюфаундленды, колли, ризеншнауцеры, боксеры, терьеры и
спаниели.
До
сих
пор
не
все
результаты
канистерапии
находят
научное
объяснение.
Неясно,
как
собака
излечивает
неврозы,
множественные
склерозы, заболевания головного мозга, но она их действительно излечивает.
А может быть, все дело просто в искреннем собачьем сопереживании и
желании помочь?
Установлено,
что
в
собачьей,
а
также
кошачьей
слюне
содержится
фермент лизоцим, который убивает болезнетворные микроорганизмы.
3.3. Иппотерапия (лечение лошадьми)
В России иппотерапия (лечение лошадьми) рассматривается как одно
из нетрадиционных направлений медицины. Иппотерапия считается одним из
самых перспективных методов лечения инвалидов с детства. Через общение с
лошадью становятся более открытыми миру дети-аутисты, начинают лучше
развиваться больные олигофренией, двигаться - дети с ДЦП. Лошадь - не
просто
живой
тренажер.
Для
детей-инвалидов,
мир
которых
обычно
ограничен
собственной
квартирой
и
обществом
родителей,
общение
с
лошадью вызывает бурю исцеляющих душу эмоций.
Лошадь во время лечебного сеанса делает несколько медленных кругов.
В это время больного малыша могут поместить вдоль лошадиной спины,
положить животом поперек крупа, перекатывать через спину или усадить
верхом - все по показаниям. Кроме квалифицированного сотрудника центра,
во всех упражнениях, как правило, участвуют мама или папа ребенка.
Минимальный курс лечения при помощи иппотерапии длится год: 1-3
занятия в неделю по 20-30 минут. Он должен быть согласован с врачами-
специалистами.
Иппотерапией можно заниматься с детьми, начиная с полугодовалого
возраста, а можно начинать ездить верхом и тем, кому за 50.
Пока не существует четкого научно обоснованного объяснения, как на
больных воздействует общение с лошадьми. Однако очевидно, что всаднику -
здоровому или не очень - приходится активно развивать в себе чувство
равновесия, учиться владеть мышцами рук и ног (без этого на лошади не
усидеть и не справиться с управлением).
Целительное воздействие объясняется и тем, что всадник начинает
невольно дышать в унисон с лошадью, и легкие раскрываются (это особенно
важно для больных астмой).
Если
у
вас
повышенное
давление,
заболевания
сердца,
слишком
большой вес, начните заниматься верховой ездой. Она исправляет многие
проблемы с позвоночником, лечит параличи, дистрофию мышц, приводит в
порядок нервы. Верховая езда помогает избавиться от запоров, улучшает
работу
мочевыводящих
путей,
ведь
идет
своеобразный
массаж
тазовых
органов.
3.4. Дельфинотерапия
Интересно,
что
дельфины
сами
тянутся
к
людям
и
хотят
с
ними
взаимодействовать. Вот именно это их качество и применяют для терапии
таких
тяжелых
недугов
как
детский
церебральный
паралич,
нарушения
развития психики, аутизм. Причем в некоторых случаях дельфинотерапия
является
единственной
возможностью
улучшить
состояние
больного.
Конечно, полностью ребенок вряд ли излечится, но у него начинают лучше
работать
конечности,
улучшается
общее
эмоциональное
состояние,
мускулатура расславляется, моторика становится более четкой. У ребенка
просыпается
интерес
к
окружающему
миру.
Практически
на
100%
устраняются неврозы, облегчается состояние больных бронхиальной астмой
– у них продлеваются периоды ремиссии, излечивается заикание.
С
точки
же
зрения
врачей,
общение
с
дельфинами
увеличивает
производство эндорфинов (гормона радости), успокаивает, активизирует и
отвлекает от повседневных проблем. Интересно, что после каждого пациента
доктор-дельфин требует отдыха в 40-50 минут и категорически отказывается
работать без перерыва.
Лечение
с
помощью
дельфинов
–
это
неспецифический
способ
укрепления иммунитета и активизации организма людей любых возрастных
групп. При этом метод полезен и для людей, уже страдающих какими-либо
заболеваниями, и для тех, кто является практически здоровым.
Общение
с
дельфинами
позволит социально
адаптировать
лиц,
имеющих неврологические заболевания; пробудить интерес к окружающему
миру у лиц, страдающих неврологическими и психическими нарушениями;
нормализовать речевую функцию у малышей;
устранить хронические боли;
ослабить
проявление
вегето-сосудистой
дистонии,
а
также
неврозов;
уменьшить
проявление
психосоматических
заболеваний;
ослабить
тики,
расслабить мускулатуру.
Польза от контактов с дельфинами была обнаружена в конце 70-х годов
ХХ века. Уже почти два десятка лет в развитых странах мира практикуют
сеансы дельфинотерапии. Сеансы общения с морскими млекопитающими
регулируют
процессы
в
головном
мозге,
активизируют
метаболические,
защитные функции.
У
60%
больных
неврологическими
расстройствами
наблюдаются
значительные
улучшения,
снимаются
боли,
улучшается
координация,
активизируется кровоток и улучшается разговорная функция. Чаще всего
длительность
процедуры
составляет
20
минут.
Уже
три
процедуры
значительно облегчают состояние больного.
Для
получения
результата
важно
начать
дельфинотерапию
в
более
раннем возрасте. Так, лучше всего излечиваются пациенты в возрасте от 6
месяцев до 16 лет.
Дельфинотерапия позволяет не только вылечить болезни тела, но еще и
помочь
ребенку
адаптироваться
в
обществе.
Так,
малыши,
болеющие
аутизмом, после контактов с дельфинами начинают вступать в контакты и с
окружающими их людьми. Этот вид лечения повышает самооценку ребенка,
так
как
он
преодолевает
свой
естественный
страх
перед
неведомым
животным и вступает с ним во взаимодействие.
4. Практическое исследование
Цель данного исследования
заключается в том, чтобы узнать, как
животные влияют на здоровье человека.
Сегодня положительное влияние животных на человека подтверждено
экспериментами. Доказано, что люди, у которых есть домашние любимцы,
живут дольше и болеют меньше, при этом их нервная система находится в
куда лучшем состоянии, чем у тех людей, у кого питомцев нет.
Чтобы это выяснить я провела опрос в 5-ых классам, чтобы выявить
закономерность между наличием у учеников животных и их посещаемостью.
7 «А» класс. Всего 29 человек.
№№
п/п
Фамилия
Животные
Пропуски
дней с 1-
3
четверти
1.
Емильяненко
кот, 2 кошки, джунгарик
5
2.
Беседина
собака
5
3.
Ситников
кошка
-
4.
Масри
собака, кошка, хомяк
16
5.
Плешаков
кошка, рыбки, попугай, собака
2
6.
Харгелия
собака
7
7.
Игнатова
собака, 2 хомяка, мышка, 3 попугая
1
8.
Ткаченко
кошка, кот
5
9.
Склярова
собака, кошка
16
10.
Лазаренко
кошка, собака
2
11.
Казакова
кошка, рыбки
5
12.
Сухорукова
шиншилла, кот
10
13.
Кабичкин
2 собаки, кошка, рыбки
6
14.
Басария
хомяк, рыбки, 3 собаки, попугай, еж
4
15.
???
кот, рыбки, 2 улитки
-
84
Есть животные – 15 / пропуски 84
84/15
6 дней пропусков на 1 человека за три четверти
Нет животных – 14 / пропуски 166
166/14
12 дней пропусков на 1 человека за три четверти
Итого: 29 человек – пропусков 250
Кошка /кот/
14
Собака
12
Рыбки
5
Хомяк
3
Джунгарик
1
Шиншилла
1
Попугай
5
Мышка
1
Улитка
2
Всего:
44
7«Б» класс. Всего 29 человек.
№№
п/п
Фамилия
Животные
Пропуски
дней с 1-
3
четверти
1.
Воронина
кот
6
2.
Кочкина
собака, кот
1
3.
Романов
собака
4
4.
Чупраков
собака
6
5.
Шотт
джунгарик, морская свинка
1
6.
Арутюнова
кот
1
7.
Близнюк
морская свинка
11
8.
Декантэ
собака
2
9.
Барчуков
кошка
13
10.
Колесникова
кот
9
11.
Чиркова
собака, кошка, кот
3
12.
Николенко
2 черепашки
4
13.
Лабинцева
улитка, попугай
5
14.
Космененко
2 собаки
4
15.
Шатов
собака
2
16.
Богушевич
4 рыбки
4
17.
Шахкамян
кошка, попугай
10
18.
Коннова
кошка
8
19.
Тарасова
хомяк, улитка, песчанка
9
103
Есть животные – 19 / пропуски 103
103/19
5 дней пропусков на 1 человека за три четверти
Нет животных – 10 / пропуски 118
118/10
12 дней пропусков на 1 человека за три четверти
Итого: 29 человек – пропусков 221
Кошка /кот/
9
Собака
8
Джунгарик
1
Морская свинка
2
Черепашки
2
Улитка
2
Попугай
2
Рыбки
4
Хомяк
1
Всего:
31
7 «В» класс. Всего 27 человек.
Есть животные – 6 / пропуски 34
34/6
6 дней пропусков на 1 человека за три четверти
Нет животных – 21 / пропуски 211
№№
п/п
Фамилия
Животные
Пропуски
дней с 1-
3
четверти
1.
Федотова
кошка, крыса
-
2.
Тетеревятникова
попугай, черепаха
-
3.
Щербук
собака
6
4.
Носуля
кот, собака
2
5.
Гарпенникова
3 кота, крыса
10
6.
Мамедов
кот
16
34
211/21
10 дней пропусков на 1 человека за три четверти
Итого: 27 человек – пропусков 245
Кошка /кот/
6
Собака
2
Крыса
2
Черепаха
1
Всего:
11
Итого по 7-ым классам
Есть животных – 40 человек
Нет животных – 45 человек
Пропусков по трем классам, всего: 716
– из них:
у кого есть животные – 221
у кого нет животных – 495
495/221 = 2,2
В 2 раза меньше пропусков у детей, у которых есть животные.
Кол-во животных по 7-ым классам
Классы
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
50
5А
5Б
5В
Кол-во пропусков/дней/
5А
5Б
5В
0
50
100
150
200
250
Дети у которых есть животные
Дети у которых нет животных
Кол-во животных
Кол-во пропусков /дней/
29
22
9
4
2
1
7
1
4
2
3
2
Животные (кол-во)
Заключение
Проведя данное исследование, я пришла к выводу, что дети, у которых
есть животные, пропускают занятия реже, чем дети, у которых нет животных.
Доказано, что в семье, где есть домашние животные дети, как правило,
отличаются
хорошим иммунитетом, эмоционально уравновешены, более
собраны.
Безусловно, фаунотерапия заслуживает право на существование. Кто
знает, возможно, в будущем, этот вид лечения будет признан официальной
медициной,
и
в
клиниках
появятся
специальные
отделения,
где
будут
содержаться дрессированные животные.
В любом случае, общение с «братьями меньшими» способно принести
гигантское количество позитивных эмоций. Дети в семьях, где живёт кошка
или собака, почти никогда не вырастают жестокими людьми. Об этом стоит
помнить.