Автор: Броздниченко Жанна Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №88
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Деятельность учителя на уроках физики в соответствии с ФГОС
Тема: Формирование УУД на уроках физики основной школы
Раздел: среднее образование
Деятельность учителя на уроках физики в соответствии с ФГОС
В любой учительской на перемене можно услышать:
- Дети - не те. Задачу в 2-3 действия решить не могут!?
- Ой, что Вы, они ведь и Москву на карте не всегда найдут.
- Термины читают с ошибками, да и вообще читают мало.
- Параграф пересказать для них проблема. Только и слышишь ну.. вот.. ээ.. короче..
как это.. того…
- Нет четкости мысли…
Вам это ничего не напоминает? Я сразу вспоминаю слова учителя истории о
ситуации сложившейся в России 1917 года «Верхи не могут, а низы не хотят».
На традиционный вопрос «Кто виноват?» 70% учителей ответит – ученики. На
вопрос «Что делать?» ответить сможет не каждый учитель. А решение этой проблемы
лежит на поверхности. Ученики, перейдя в основную школу, не умеют работать с текстом
учебника, который, как правило, является одним их основных источников получения
информации. Учебник в соответствии с требованиями ФГОС является кратким сборником
научных сведений, доступных пониманию учащихся данного возраста. Он определяет
объем, уровень и структуру min знаний.
Учитель на уроке должен показать разнообразие форм работы с информацией
представленной в виде: текста, графика, чертежа, формулы, таблицы, схемы, рисунка,
карты и т.д. на страницах учебника. Вместо этого учитель на уроке читает лекцию,
упиваясь звуком своего голоса и глубиной своих знаний по данной теме. При этом учитель
не понимает, как же это ученики не слышат его, ведь он по 5-7 раз повторят одно и то же
разными словами. Мы забываем что только 12-15% информации человек воспринимает на
слух, а около 80% приходится на зрение, причем 20% мозговой активности наблюдается
при восприятии видео изображения и 60% при осмысленном чтении. Учебник в руках
грамотного учителя – один из универсальных дидактических инструментов.
Учебник на уроке может выполнять несколько функций:
- организационную;
- развивающую;
- мотивационную;
- метапредметную.
Учащимся необходимо показать что читать текст учебника можно по-разному. В
зависит от поставленной цели чтение может быть:
1. рациональное чтение
- организационная форма
цель: вычленение сведений уже известных и новой информации
2. сканирующее (мотивированное):
- быстрое чтение (на что обратили внимание?)
цель: поиск факта, даты, формулировки и т.д.
- тренировка зрительного аппарата и в особенности периферического зрения
3. просмотровое чтение
- быстрота просмотра
цель: содержательные вопросы, о чем нужно читать подробно
4. ознакомительное чтение
- выборочное чтение с использованием типографических приемов (шрифты)
цель: уяснение основных положений, определение точки зрения по данному вопросу
5. изучающее чтение
- медленное чтение
цель: умение полно и точно понять информацию
6. структурированное чтение:
- уточнение определений и понятий
цель: выделение ключевых слов, установка связей между ними
7. оценка учебного материала в системе знаний.
Учащимся необходимо показать разные методы преобразования информации.
Например, заполнить таблицу, используя текст параграфа
Физическое
явление
Физическая
величина
Единицы
измерения
Закон
Приборы
Структурировать содержание параграфа с помощью технологии критического мышления
(кластер)
Структурировать содержание параграфа с помощью технологии критического мышления
(граф)
Таким образом учитель может дать ученику инструмент для самообразования и научить
им пользоваться. Ученик учится самостоятельно приобретать знания используя различные
методы работы с информацией и преобразовывать ее.