Напоминание

Формирование УУД на уроках физики основной школы


Автор: Броздниченко Жанна Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №88
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Деятельность учителя на уроках физики в соответствии с ФГОС
Тема: Формирование УУД на уроках физики основной школы
Раздел: среднее образование





Назад




Деятельность учителя на уроках физики в соответствии с ФГОС

В любой учительской на перемене можно услышать:

- Дети - не те. Задачу в 2-3 действия решить не могут!?

- Ой, что Вы, они ведь и Москву на карте не всегда найдут.

- Термины читают с ошибками, да и вообще читают мало.

- Параграф пересказать для них проблема. Только и слышишь ну.. вот.. ээ.. короче..

как это.. того…

- Нет четкости мысли…

Вам это ничего не напоминает? Я сразу вспоминаю слова учителя истории о

ситуации сложившейся в России 1917 года «Верхи не могут, а низы не хотят».

На традиционный вопрос «Кто виноват?» 70% учителей ответит – ученики. На

вопрос «Что делать?» ответить сможет не каждый учитель. А решение этой проблемы

лежит на поверхности. Ученики, перейдя в основную школу, не умеют работать с текстом

учебника, который, как правило, является одним их основных источников получения

информации. Учебник в соответствии с требованиями ФГОС является кратким сборником

научных сведений, доступных пониманию учащихся данного возраста. Он определяет

объем, уровень и структуру min знаний.

Учитель на уроке должен показать разнообразие форм работы с информацией

представленной в виде: текста, графика, чертежа, формулы, таблицы, схемы, рисунка,

карты и т.д. на страницах учебника. Вместо этого учитель на уроке читает лекцию,

упиваясь звуком своего голоса и глубиной своих знаний по данной теме. При этом учитель

не понимает, как же это ученики не слышат его, ведь он по 5-7 раз повторят одно и то же

разными словами. Мы забываем что только 12-15% информации человек воспринимает на

слух, а около 80% приходится на зрение, причем 20% мозговой активности наблюдается

при восприятии видео изображения и 60% при осмысленном чтении. Учебник в руках

грамотного учителя – один из универсальных дидактических инструментов.

Учебник на уроке может выполнять несколько функций:

- организационную;

- развивающую;

- мотивационную;

- метапредметную.

Учащимся необходимо показать что читать текст учебника можно по-разному. В

зависит от поставленной цели чтение может быть:

1. рациональное чтение

- организационная форма

цель: вычленение сведений уже известных и новой информации

2. сканирующее (мотивированное):

- быстрое чтение (на что обратили внимание?)

цель: поиск факта, даты, формулировки и т.д.

- тренировка зрительного аппарата и в особенности периферического зрения

3. просмотровое чтение

- быстрота просмотра

цель: содержательные вопросы, о чем нужно читать подробно

4. ознакомительное чтение

- выборочное чтение с использованием типографических приемов (шрифты)

цель: уяснение основных положений, определение точки зрения по данному вопросу

5. изучающее чтение

- медленное чтение

цель: умение полно и точно понять информацию

6. структурированное чтение:

- уточнение определений и понятий

цель: выделение ключевых слов, установка связей между ними

7. оценка учебного материала в системе знаний.

Учащимся необходимо показать разные методы преобразования информации.

Например, заполнить таблицу, используя текст параграфа

Физическое

явление

Физическая

величина

Единицы

измерения

Закон

Приборы

Структурировать содержание параграфа с помощью технологии критического мышления

(кластер)

Структурировать содержание параграфа с помощью технологии критического мышления

(граф)

Таким образом учитель может дать ученику инструмент для самообразования и научить

им пользоваться. Ученик учится самостоятельно приобретать знания используя различные

методы работы с информацией и преобразовывать ее.



В раздел образования