Автор: Тлюняева Елена Валерьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СШ № 15
Населённый пункт: городской округ-город Камышин Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Самостоятельная работа учащихся на уроках математики как средство формирования личностных УУД
Раздел: среднее образование
«Самостоятельная работа учащихся на уроках математики как средство
формирования личностных УУД»
Прейдя работать в школу, я столкнулась с проблемой учащиеся отличающиеся друг от
друга уровнем математической подготовки, типом мотивации, темпераментами, личностными
характеристиками не могут работать самостоятельно, не хотят думать. Что делать? Решение
нашлось достаточно быстро. Нужно развивать учебную самостоятельность. То есть учить не
столько знаниям, сколько действиям и здесь я полностью согласна со словами философа и
социолога Гербера Спенсера, который говорил, что «Великая цель образования – это не знания,
а действия».
Но каким действиям нужно учить?
Ответ на этот вопрос дают нормативные документы: ФЗ об образовании, ФГОС 2
поколения, концепция математического образования, исследования ученых по проблеме
учебной самостоятельности обучающихся и практика работы.
Нужно формировать УУД, которые дают возможность ученику самостоятельно успешно
усваивать новые знания, умения, включая умение учиться. А для того, чтобы развивать
самостоятельность нужно формировать личностные УУД.
Но какие средства использовать? Я считаю, что одним из таких средств является
самостоятельная работа.
Определим, что такое самостоятельная работа – это такая учебная деятельность, которая
осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью
усвоения знания или овладения умениями.
Самостоятельная работа – это не самоцель. Но она необходима, так как формирует
личностные УУД, то есть помогает приобретать знания самостоятельно, позволяет осознать
трудности и найти пути их преодоления, учит оценивать свои действия.
Самостоятельная работа как приём обучения может входить почти во все методы
обучения, применятся на различных этапах процесса обучения.
И сегодня я хотела бы рассказать вам как я использую самостоятельную работу для
формирования личностных УУД.
Для того чтобы решить проблему и научить каждого ученика самостоятельно добывать
знания, формировать навыки я стала использовать
дифференцированный подход, так как он
помогает развивать познавательную самостоятельность и формировать у учащихся стремление
к самообразованию. Дифференцированный подход предлагает мысленную разбивку учащихся
на группы с учетом максимальных познавательных возможностей каждого. Я делю учащихся
с учетом их образовательной подготовленности на сильных, средних и слабых и использую
два подхода при проведении самостоятельных, контрольных работ, в зависимости от цели
работы.
Если
моя
цель
посмотреть
уровень
владения
материала,
то
будет
использована
самостоятельная работа, содержащая в себе обязательные и дополнительные задания .
Обязательные – это задания по образцу и реконтруктивно-вариативные они способствуют
умению правильно применять изученное правило, их число ограниченно. Дополнительные
задания рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательным заданием, и у них
осталось время для дополнительных заданий, эти задания частично-поисковые.
А если моя цель отработать навыки по решению заданий на их уровне, учащиеся
получат самостоятельную работу с заданиями этого уровня и заданиями следующего
уровня, чтобы можно было увидеть личностных рост при изучении данной темы. При этом
учащиеся
получают
право
и
возможность
выбирать
тот
уровень
усвоения,
который
соответствует их потребностям, интересам, способностям.
Такой подход формирует у учащихся чувство уважения к себе и к окружающим,
развивает
ответственность,
самостоятельность
и
способность
к
принятию
решений,
способствуя развитию его личности и полному раскрытию его способностей.
Особое внимание я уделяю самостоятельным работы творческого характера, которые
предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся. В процессе выполнения таких
работ учащиеся открывают для себя новые стороны, изучаемого материала, применяют
изученное в новых ситуациях.
В 5-6 классах эти задания чаще всего связаны с составлением задач и заданий,
использующих факты из жизни.
В старших классах с решением задач, использующих различные способы решения или
нестандартные подходы к их решению, но при работе с такими задачами обязательно нужно
учитывается уровень знаний ученика.
Для слабых учеников при этом используются простые, достаточно «прозрачные»
задачи на соображение, для сильных – задачи повышенного уровня.
Например, задания для сильных учащихся 7 класса:
Сравните с 0 числа а и в, если известно, что на графике функции у= ах+в нет ни одной
точки, у которой обе координаты положительны.
При каком значении “в” при умножении многочленов вх-8 и х+4 получается многочлен
стандартного вида, который имеет одинаковые коэффициенты при х.
В группу туристов из 26 человек надо расселить в двухместные и трехместные каюты
так, чтобы в каютах не оставалось свободных мест. Сколько двухместных и трехместных
кают надо заказать для группы. (Укажите все возможные варианты)
Задания для слабых учащихся 7 класса:
Не выполняя вычислений, определите, положительным или отрицательным числом
является значение выражения: а) 3.2 * 1.6 -36;
б) 10 – 26.01:3.
В числе «4_” вставьте цифру так, чтобы получилось четное число, кратное 3.
При изменении роста учеников в конце учебного года оказалось, что Коля на 5 см
выше, чем Петя. За лето Коля вырос на 2 см, а Петя на 3 см. Кто из мальчиков стал выше и на
сколько?
Но для развития учебной самостоятельности этого оказалось недостаточно, поэтому я
обратила внимание на формирование домашней работы, так как она позволяет ученику
заниматься
самообразованием.
Домашнее
задание
имеет
две
части
обязательную
и
дополнительную, это позволяет избежать перегрузок при выполнении домашних работ и
посмотреть уровень самостоятельности ученика в зависимости от количества выполненных
заданий. Особое внимание уделяется выполнению творческих и обобщающих заданий,
которые обязательны для всех, но предполагают свой уровень осмысления материала.
Но и этого оказалось недостаточно, так как ребята не всегда имели возможность
учащимся
самостоятельно
ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания и
творчески применять их в решении каких – то практических задач, так как не умели
работать с источниками информации.
Самостоятельную работу с источниками информации для изучения нового материала
я провожу в несколько этапов.
На первом этапе эта работа проводится на уроке во время изучения нового материала,
при наличии вопросов в учебнике указываются, те вопросы на которые должен ответить
учащийся, изучив данный материал, но к этим вопросам можно добавить вопросы, которых
нет в учебнике и они требуют размышления у учащихся. Например, изучая самостоятельно
тему «Трапеция» учащиеся могут выписать понятие трапеции, её элементов и её видов,
сделать чертежи. А для того, чтобы проверить уровень осознанности и развития творческого
мышления вопрос попросить у учащихся дополнить изучаемый пункт другими чертежами.
Каждая самостоятельная работа по изучению нового материала должна обязательно
завершается проверкой понимания изученного.
На втором этапе – можно предложить самостоятельное изучение теорем и задач,
доказательства которых аналогичны, рассмотренным ранее.
На третьем этапе предложить учащимся в качестве домашнего задания самостоятельное
изучение материала по учебнику, но отбирая параграфы учебника, нужно помнить, что
учащиеся должны понять содержание прочитанного, выделять главные моменты, уметь
привести примеры, изложить прочитанное. Полезно требовать от учеников делать записи
последовательных этапов изложения материала, выводов, выполнять чертежи, отличные от
приведенных в учебнике.
Самостоятельное изучение материла по учебнику сложнее, чем его восприятие со слов
учителя,
но
лишь
в
ходе
их
преодоления
ученик
может
развить
свои
творческие
способности.
Большую помощь в расширении математического кругозора учащихся оказывает
чтение научно-популярной литературы по математике.
Широкие способности для самостоятельной работы учащихся с книгой и развития их
познавательных способностей предоставляют задания по подготовке коротких сообщений к
урокам. Начинаю я эту работу в 5 классе, когда после изучения большой темы ребята изучают
исторические справки и пытаются записать их в сжатом виде, только главное, к концу 5 класса
они хорошо представляют, что от них требуется и уже готовы использовать и другие
источники информации. Тогда они начинают готовить сообщения связанные с изучаемой
темой, используя различные источники, но так как эти задания являются обязательной частью
домашней работы, имеют определенный объём - пол страницы рукописного текста. Готовя
короткие сообщения, учащиеся приобретают навык работы с различными источниками
информации,
учатся
выбирать
главное
из
прочитанного
текста
и
излагать
материал
лаконичным математическим языком.
Но и этого оказалось недостаточно, так как на этапе закрепления сильные учащиеся
пытаются пропускать промежуточные действия, спешат выполнить много, так как на этом
этапе у них всё получается легко, но это приводит к поверхностному пониманию изучаемого
материала и к сложностям в будущем к переходу на новый уровень усвоения материала.
Поэтому на этом этапе я использую учебный мозговой штурм и различные виды
парных работ, особенностью которых является форма её проведения.
Учебный мозговой штурм – это один из наиболее интересных приёмов решения
творческих,
эвристических
задач.
Эта
перспективная
форма
учебной
деятельности
применима к любым возрастам. Целью данного приёма является развитие творческого
мышления. Этот приём – хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам
работы. Учащиеся тренируют умения кратко и чётко выражать свои мысли, слышать и
слушать друг друга. Есть возможность поддержать трудного ученика, обратив внимание на
его идею. Учебный мозговой штурм вызывает большой интерес учеников.
Виды парной работы
1 вид: у каждого из них ручка своего цвета и они имеют право выполнить только одно
элементарное действие, каждому ученику приходится контролировать другого и по работе
хорошо видно, кто допустил ошибку, а кто её не заметил.
2 вид: когда ручка только в руках у того, кто плохо понял изучаемый материал и только
он имеет право писать, а тот у кого ручки нет обязан следить за его деятельностью и
объяснять, после этой работы каждый получает самостоятельную работу, тот кто писал
базового уровня, а тот кто объяснял повышенного уровня.
3 вид: после обсуждения ученики заполняют каждый свой листок, но собирается только
один из них, другой остаётся для последующего анализа и проверки на уроке.
Эти виды работ позволяют одним осознать трудности и найти пути их преодоления, а
другим выйти на более качественный уровень осознания учебного материала.
Но наша жизнь не стоит на месте, и нам необходимо менять и расширять формы
самообразования учащих предлагая им те, которые соответствуют их образу мысли, их
навыкам и желаниям. С этого года для решения этих задач я использую образовательную
платформу учи.ру, которая позволяет донести до учащегося знания в доступной для него
форме на его уровне развития, помогая приобретать новые знания самостоятельно, осознать
трудности, учит оценивать свои действия. А в выпускных классах сайт Дмитрия Гущина для
качественной подготовки к экзаменам.
Итог
Я считаю свой педагогический опыт результативным, поскольку проводимая работа
помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей, давая высокие
результаты, а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальность
учащихся. Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать
подлинным субъектом деятельности, желающим и умеющим познавать новое. Не менее
важным итогом проведенной работы является то, что дети научились самостоятельно
работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее
решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у
наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети не
боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная
учебная мотивация. Кроме этого, у ребят сформировались познавательные и учебные
интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность
учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения.