Автор: Ретюнских Олеся Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №18 города Липецка
Населённый пункт: город Липецк, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с отстающими учащимися"
Раздел: начальное образование
Неуспеваемость
-
ситуация
,
в
которой
поведение
и
результаты
обучения
не
соответствуют
воспитательным
и
дидактическим
требованиям
школы
.
Блонский
П
.
П
.
По
мнению
Ю
.
З
.
Гильбуха
,
неуспеваемость
можно
подразделить
на
общую
и
специфическую
.
Общая
неуспеваемость
-
это
стойкое
,
относительно
длительное
отставание
ученика
по
основным
предметам
:
математике
и
русскому
языку
.
Специфическое
отставание
затрагивает
лишь
один
из
предметов
.
Причем
,
учащийся
может
удовлетворительно
заниматься
по
остальным
предметам
.
Так
неуспевающими
были
Ньютон
,
Дарвин
,
Вальтер
Скотт
,
Линней
,
Энштейн
,
Шекспир
,
Байрон
,
Герцен
,
Гоголь
.
В
математическом
классе
последним
в
учёбе
был
Пушкин
.
Много
выдающихся
людей
имели
затруднения
в
школе
с
обучением
и
считались
отстающими
.
На
основе
этого
мы
можем
сделать
вывод
,
что
не
всё
с
этим
вопросом
так
однозначно
.
Кто
же
это
-
неуспевающий
учащийся
?
Это
ребёнок
,
который
имеет
слабые
навыки
счёта
,
чтения
,
слабо
владеет
коммуникативными
,
познавательными
или
регулятивными
умениями
.
Систематическая
неуспеваемость
ведет
к
педагогической
запущенности
,
комплексу
отрицательных
качеств
личности
,
противоречащих
требованиям
образования
.
Неуспеваемость
,
возникающая
в
начале
обучения
,
создает
трудности
для
правильного
развития
ребенка
,
так
как
,
не
овладев
основными
умственными
действиями
,
учащиеся
не
справляются
с
возрастающим
объемом
знаний
в
средних
классах
.
Когда
же
мечта
стать
успешным
учеником
рушится
,
ребенок
попадает
в
группу
риска
и
ищет
себе
друзей
равных
ему
,
пополняя
ряды
прогульщиков
и
хулиганов
.
В
каждом
классе
встречаются
учащиеся
,
которые
испытывают
затруднения
при
усвоении
учебного
материала
П
.
П
.
Блонский
выделял
4
типа
неуспевающих
учащихся
:
-
Неуспевающие
первого
типа
-50%
всех
неуспевающих
-
это
дети
с
тяжёлой
судьбой
,
физически
слабые
и
умственно
неразвитые
,
плохо
приспосабливаются
к
условиям
школьной
жизни
.
Нередко
такие
школьники
отличаются
повышенным
интересом
к
искусству
и
спорту
,
но
быстро
утомляются
.
-
Неуспевающие
второго
типа
-«
физически
слабые
,
но
умственно
развитые
»
(
около
25%
неуспевающих
)-
являются
физически
слабыми
,
пропускают
много
уроков
,
быстро
устают
.
-
Неуспевающие
третьего
типа
-
физически
нормальные
,
но
умственно
не
развитые
,
плохо
адаптирующиеся
к
требованиям
школы
(
примерно
10%)
-
Неуспевающие
четвёртого
типа
-(
примерно
15%)
дети
,
оторвавшиеся
от
школы
из
-
за
внешкольных
условий
А
Мурачковский
Н
.
И
.
выделял
3
типа
неуспевающих
:
Первый
тип
-
низкое
качество
мыслительной
деятельности
при
положительном
отношении
к
учению
и
сохранении
позиции
школьника
.
Второй
тип
-
высокий
уровень
развития
мыслительной
деятельности
при
отрицательном
отношении
к
учению
и
частичной
или
полной
утрате
позиции
школьника
.
Третий
тип
-
низкое
качество
мыслительной
деятельности
при
отрицательном
отношении
к
учению
и
полной
утрате
позиции
школьника
,
проявляющееся
в
стремлении
оставить
школу
.
Коррекция
знаний
неуспевающих
учащихся
—
это
хорошо
продуманный
план
действий
.
Чтобы
его
составить
,
учитель
должен
выяснить
причины
пробелов
в
знаниях
.
Академик
Бабанский
Ю
.
К
.
выявил
следующие
причины
неуспеваемости
:
-
Слабое
владение
навыками
учебного
труда
.
-
Большие
пробелы
в
знаниях
.
-
Сильная
утомляемость
.
-
Отрицательное
отношение
к
учебной
деятельности
.
-
Недисциплинированность
.
-
низкий
уровень
волевой
воспитанности
-
отрицательное
влияние
семьи
Педагоги
должны
знать
,
почему
учащийся
не
усваивает
тот
или
иной
материал
,
как
ему
можно
помочь
.
Установить
конкретно
причины
неуспеваемости
учителю
могут
помочь
психологи
,
логопеды
,
социальные
педагоги
.
Задачей
учителя
является
разработка
комплекса
мер
,
которые
помогут
отстающему
ребёнку
справиться
с
трудностями
.
Педагог
,
работающий
над
улучшением
качества
знаний
отстающих
детей
,
выбирает
для
этого
наиболее
подходящие
для
учащегося
формы
и
методы
.
Как
же
помочь
таким
детям
?
1.
Использовать
личностно
–
ориентированный
подход
(
дифференцированные
тренировочные
задания
,
инвариантные
лабораторные
работы
,
дифференцированные
контрольные
работы
,
работы
по
выбору
).
Задавать
индивидуальные
домашние
задания
и
проверять
их
в
присутствии
ребенка
.
2.
Систематезировать
проверку
знаний
и
умений
,
проводить
мониторинги
для
учёта
знаний
и
умений
.
Использовать
различные
виды
опроса
отстающих
детей
(
устный
,
письменный
,
фронтальный
,
индивидуальный
,
экспресс
-
диктант
и
другие
).
3.
Знакомить
с
материалом
плавно
,
поэтапно
,
в
игровой
форме
обучения
.
Подбирать
занимательный
материал
(
кроссворды
,
ребусы
,
головоломки
).
4.
Применять
дополнительно
карточки
с
алгоритмами
,
опорными
схемами
,
образцами
,
таблицами
.
Разработать
персональные
задания
к
темам
.
5.
Создавать
ситуацию
успеха
.
Учащиеся
любят
то
,
что
понимают
.
Задавать
ученику
творческое
задание
к
уроку
(
самостоятельно
изготовить
наглядный
материал
,
нарисовать
иллюстрацию
к
произведению
).
6.
Развивать
положительную
мотивацию
и
обучать
в
условиях
низкой
мотивации
.
7.
Разнообразить
виды
деятельности
.
Важно
не
упустить
ребёнка
на
каждом
этапе
урока
.
В
процессе
актуализации
знаний
необходимо
создать
атмосферу
доброжелательности
,
снизить
темп
опроса
,
разрешить
пользоваться
наглядными
пособиями
,
стимулировать
,
подбадривать
.
При
изложении
нового
материала
обращаться
к
слабоуспевающим
с
вопросами
,
выясняющими
степень
понимания
ими
учебного
материала
,
привлекать
их
в
качестве
помощников
,
подталкивать
к
высказыванию
предложений
,
к
выводам
и
обобщениям
или
объяснению
сути
проблемы
.
При
самостоятельной
работе
на
уроке
разбить
занятие
на
этапы
,
выделить
в
сложных
заданиях
ряд
простых
,
ссылаться
на
аналогичное
задание
,
контролировать
их
деятельностью
.
Чтобы
коррекционная
работа
была
эффективной
педагог
обязан
понять
и
принять
каждого
ребёнка
,
создать
благоприятный
психологический
климат
в
классе
,
проявлять
терпение
,
верить
в
возможности
ученика
.
Каждому
учителю
хочется
,
чтобы
все
учащиеся
были
успешными
.
Для
этого
необходимо
придерживаться
нескольких
правил
:
-
Заинтересованность
в
процессе
обучения
;
-
Психологический
комфорт
,
доброжелательная
атмосфера
в
классе
;
-
Включение
в
учебную
работу
всех
учеников
,
активизация
инициативы
детей
;
-
Творческий
подход
и
мастерство
.