Напоминание

"Работа с отстающими учащимися"


Автор: Ретюнских Олеся Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №18 города Липецка
Населённый пункт: город Липецк, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с отстающими учащимися"
Раздел: начальное образование





Назад




Неуспеваемость

-

ситуация

,

в

которой

поведение

и

результаты

обучения

не

соответствуют

воспитательным

и

дидактическим

требованиям

школы

.

Блонский

П

.

П

.

По

мнению

Ю

.

З

.

Гильбуха

,

неуспеваемость

можно

подразделить

на

общую

и

специфическую

.

Общая

неуспеваемость

-

это

стойкое

,

относительно

длительное

отставание

ученика

по

основным

предметам

:

математике

и

русскому

языку

.

Специфическое

отставание

затрагивает

лишь

один

из

предметов

.

Причем

,

учащийся

может

удовлетворительно

заниматься

по

остальным

предметам

.

Так

неуспевающими

были

Ньютон

,

Дарвин

,

Вальтер

Скотт

,

Линней

,

Энштейн

,

Шекспир

,

Байрон

,

Герцен

,

Гоголь

.

В

математическом

классе

последним

в

учёбе

был

Пушкин

.

Много

выдающихся

людей

имели

затруднения

в

школе

с

обучением

и

считались

отстающими

.

На

основе

этого

мы

можем

сделать

вывод

,

что

не

всё

с

этим

вопросом

так

однозначно

.

Кто

же

это

-

неуспевающий

учащийся

?

Это

ребёнок

,

который

имеет

слабые

навыки

счёта

,

чтения

,

слабо

владеет

коммуникативными

,

познавательными

или

регулятивными

умениями

.

Систематическая

неуспеваемость

ведет

к

педагогической

запущенности

,

комплексу

отрицательных

качеств

личности

,

противоречащих

требованиям

образования

.

Неуспеваемость

,

возникающая

в

начале

обучения

,

создает

трудности

для

правильного

развития

ребенка

,

так

как

,

не

овладев

основными

умственными

действиями

,

учащиеся

не

справляются

с

возрастающим

объемом

знаний

в

средних

классах

.

Когда

же

мечта

стать

успешным

учеником

рушится

,

ребенок

попадает

в

группу

риска

и

ищет

себе

друзей

равных

ему

,

пополняя

ряды

прогульщиков

и

хулиганов

.

В

каждом

классе

встречаются

учащиеся

,

которые

испытывают

затруднения

при

усвоении

учебного

материала

П

.

П

.

Блонский

выделял

4

типа

неуспевающих

учащихся

:

-

Неуспевающие

первого

типа

-50%

всех

неуспевающих

-

это

дети

с

тяжёлой

судьбой

,

физически

слабые

и

умственно

неразвитые

,

плохо

приспосабливаются

к

условиям

школьной

жизни

.

Нередко

такие

школьники

отличаются

повышенным

интересом

к

искусству

и

спорту

,

но

быстро

утомляются

.

-

Неуспевающие

второго

типа

физически

слабые

,

но

умственно

развитые

»

(

около

25%

неуспевающих

)-

являются

физически

слабыми

,

пропускают

много

уроков

,

быстро

устают

.

-

Неуспевающие

третьего

типа

-

физически

нормальные

,

но

умственно

не

развитые

,

плохо

адаптирующиеся

к

требованиям

школы

(

примерно

10%)

-

Неуспевающие

четвёртого

типа

-(

примерно

15%)

дети

,

оторвавшиеся

от

школы

из

-

за

внешкольных

условий

А

Мурачковский

Н

.

И

.

выделял

3

типа

неуспевающих

:

Первый

тип

-

низкое

качество

мыслительной

деятельности

при

положительном

отношении

к

учению

и

сохранении

позиции

школьника

.

Второй

тип

-

высокий

уровень

развития

мыслительной

деятельности

при

отрицательном

отношении

к

учению

и

частичной

или

полной

утрате

позиции

школьника

.

Третий

тип

-

низкое

качество

мыслительной

деятельности

при

отрицательном

отношении

к

учению

и

полной

утрате

позиции

школьника

,

проявляющееся

в

стремлении

оставить

школу

.

Коррекция

знаний

неуспевающих

учащихся

это

хорошо

продуманный

план

действий

.

Чтобы

его

составить

,

учитель

должен

выяснить

причины

пробелов

в

знаниях

.

Академик

Бабанский

Ю

.

К

.

выявил

следующие

причины

неуспеваемости

:

-

Слабое

владение

навыками

учебного

труда

.

-

Большие

пробелы

в

знаниях

.

-

Сильная

утомляемость

.

-

Отрицательное

отношение

к

учебной

деятельности

.

-

Недисциплинированность

.

-

низкий

уровень

волевой

воспитанности

-

отрицательное

влияние

семьи

Педагоги

должны

знать

,

почему

учащийся

не

усваивает

тот

или

иной

материал

,

как

ему

можно

помочь

.

Установить

конкретно

причины

неуспеваемости

учителю

могут

помочь

психологи

,

логопеды

,

социальные

педагоги

.

Задачей

учителя

является

разработка

комплекса

мер

,

которые

помогут

отстающему

ребёнку

справиться

с

трудностями

.

Педагог

,

работающий

над

улучшением

качества

знаний

отстающих

детей

,

выбирает

для

этого

наиболее

подходящие

для

учащегося

формы

и

методы

.

Как

же

помочь

таким

детям

?

1.

Использовать

личностно

ориентированный

подход

(

дифференцированные

тренировочные

задания

,

инвариантные

лабораторные

работы

,

дифференцированные

контрольные

работы

,

работы

по

выбору

).

Задавать

индивидуальные

домашние

задания

и

проверять

их

в

присутствии

ребенка

.

2.

Систематезировать

проверку

знаний

и

умений

,

проводить

мониторинги

для

учёта

знаний

и

умений

.

Использовать

различные

виды

опроса

отстающих

детей

(

устный

,

письменный

,

фронтальный

,

индивидуальный

,

экспресс

-

диктант

и

другие

).

3.

Знакомить

с

материалом

плавно

,

поэтапно

,

в

игровой

форме

обучения

.

Подбирать

занимательный

материал

(

кроссворды

,

ребусы

,

головоломки

).

4.

Применять

дополнительно

карточки

с

алгоритмами

,

опорными

схемами

,

образцами

,

таблицами

.

Разработать

персональные

задания

к

темам

.

5.

Создавать

ситуацию

успеха

.

Учащиеся

любят

то

,

что

понимают

.

Задавать

ученику

творческое

задание

к

уроку

(

самостоятельно

изготовить

наглядный

материал

,

нарисовать

иллюстрацию

к

произведению

).

6.

Развивать

положительную

мотивацию

и

обучать

в

условиях

низкой

мотивации

.

7.

Разнообразить

виды

деятельности

.

Важно

не

упустить

ребёнка

на

каждом

этапе

урока

.

В

процессе

актуализации

знаний

необходимо

создать

атмосферу

доброжелательности

,

снизить

темп

опроса

,

разрешить

пользоваться

наглядными

пособиями

,

стимулировать

,

подбадривать

.

При

изложении

нового

материала

обращаться

к

слабоуспевающим

с

вопросами

,

выясняющими

степень

понимания

ими

учебного

материала

,

привлекать

их

в

качестве

помощников

,

подталкивать

к

высказыванию

предложений

,

к

выводам

и

обобщениям

или

объяснению

сути

проблемы

.

При

самостоятельной

работе

на

уроке

разбить

занятие

на

этапы

,

выделить

в

сложных

заданиях

ряд

простых

,

ссылаться

на

аналогичное

задание

,

контролировать

их

деятельностью

.

Чтобы

коррекционная

работа

была

эффективной

педагог

обязан

понять

и

принять

каждого

ребёнка

,

создать

благоприятный

психологический

климат

в

классе

,

проявлять

терпение

,

верить

в

возможности

ученика

.

Каждому

учителю

хочется

,

чтобы

все

учащиеся

были

успешными

.

Для

этого

необходимо

придерживаться

нескольких

правил

:

-

Заинтересованность

в

процессе

обучения

;

-

Психологический

комфорт

,

доброжелательная

атмосфера

в

классе

;

-

Включение

в

учебную

работу

всех

учеников

,

активизация

инициативы

детей

;

-

Творческий

подход

и

мастерство

.



В раздел образования