Напоминание

Воспитание культуры общения дошкольников средствами национальной культуры


Авторы: Тарасенко Рима Мухарамовна, Красильникова Надежда Кузьминична
Должность: воспитатель,учитель
Учебное заведение: МАОУ ООШ села санатория Глуховского
Населённый пункт: Республика Башкортостан,село санатория Глуховского
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание культуры общения дошкольников средствами национальной культуры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Воспитание детей дошкольного возраста средствами

национальной культуры.

Цель:

воспитание

культуры

общения

дошкольников

средствами национальной культуры.

* *

План:

1. Введение.

2. Сказка как средство нравственного воспитания

детей.

3. По словицы

и

поговорки

как

с р е д с т в о

нравственного воспитания детей

4. Народные игры.

1

Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и

интересы каждого субъекта российской федерации и индивидуальный характер

развития детей. При этом включение регионального компонента в содержание

образования обусловлено рядом объективных причин, среди которых выделить

новый подход к процессу воспитания, ориентацию на личность воспитуемого,

формирование

человека,

гармонично

включенного

в

местные культурные

традиции.

Реализация регионального компонента двумя способами:

-

через

включение

регионального

материала

в

отдельные

темы

образовательной деятельности, имеющих краеведческую направленность;

-

через

введение

ООД

«Речевое

развитие», «Художественно-эстетическое

развитие»(рисование, аппликация, лепка);

Произведения литературы - исключительно богатый материал не только для

развития

речи

ребенка,

но

и

для

формирования

культуры

общения

с

окружающими

людьми,

с

природой.

Живая

культура

языка

при

всем

его

формирующем начале и организации некой типологии дознания через единую

систему значений и смыслов, стоящих за языковыми понятиями, приводит к

выраженной

индивидуализации

человека

как

личности,

если

он

обращен

на

индивидуальное использование языковых традиций, в том числе и культурных.

С целью этих занятий реализуем следующие задачи:

1.

Формирование

уважительного

отношения

к

традициям,

духовным

устоям родного края.

2.

Знакомство

с

жизнью

и

творчеством

знаменитых

земляков

от

писателей и поэтов.

3.

Развитие положительной мотивации, активного интереса к слушанию

произведений уральских писателей.

4.

Повышение уровня культуры общения дошкольников.

5.

Пополнение

активного

словаря

детей

словами,

связанными

с

этическими стереотипами.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта,

иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение

этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в

свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-

культурного

развития

данного

общества.

Духовно-нравственное становление

нового

поколения,

подготовка

детей

и

молодежи

к самостоятельной

жизни

-

важнейшее условие развития России.

Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее

эффективных

путей

или

переосмысления

уже

известных.

Современное

образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Одно

из

самых

мощных

ветвей

дерева

национальной

культуры

является

устное

народное

творчество.

Оно

занимает

главенствующую

роль

в

эстетическом,

нравственном,

творческом

воспитании

молодого

поколения.

Устное

народное

творчество является отражением жизни общества, бытия, окружающего мира и

выделяется как форма общественного сознания. Произведения устного народного

творчества

содержат

в

себе

идею

и

определенные

нравственные

ценности,

которые

воздействуют

на

духовный

мир

человека.

А

также

способствует

2

пробуждению эстетического чувства и его воспитанию, развитию мышления,

творческой активности.

В

произведениях

устного

народного

творчества

удовлетворяются

интеллектуальные,

эмоциональные,

эстетические,

нравственные

потребности

человека. В старшем дошкольном возрасте дети в своем поведении стремятся

подражать взрослым, сверстникам; это стремление относится к тем, кого они

любят, в ком они видят идеал. А идеалами, могут стать персонажи из сказок,

кулямас. Поэтому так важно знакомить детей с литературными произведениями,

способствующими

развитию

у

ребенка

стремления

к

красоте,

к

идеалу,

формированию положительных эмоций, проникая в душу ребенка.

Актуальность. Действенным средством в воспитании моральных качеств

личности

дошкольников

являются

сказки,

пословицы,

поговорки, подвижные

народные игры, кулямасы.

В дошкольном возрасте дети очень легко воспринимают красоту человека,

предмета,

порой

в

оценке

красивого

ориентируются

на

взрослых

или

на

сверстников,

и

героев

сказок,

при

чтении

которых

они

или

активно

сопереживают.

Чем

раньше

осуществиться

знакомство

ребенка

с

героями

произведений,

тем

благодатнее

это

скажется

на

развитии

личности

ребенка.

Взрослым

необходимо

знать,

что

национальная

культура

и

жизнь

человека

неразделимы;

что,

зная

прекрасное,

надо

и

в

жизни

сеять,

зерна

этого

прекрасного;

зная

истину,

нужно

ориентироваться

на

эту

истину

каждое

мгновение своей жизни и ребенка учить тому же. «До тех пор, пока ребенок не

пережил красоты слова, музыки, картины, природы, нельзя начинать обучение», -

такой вывод сделал В.А. Сухомлинский.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только

как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом

средстве,

методе.

Так,

безымянный

автор

статьи

«Воспитательное значение

сказки» (1894) признает, что «если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же

нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если

рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребенок будет взволнован и

потрясен ею».

Сказки представляют, на наш взгляд, богатый материал для нравственного

воспитания

детей.

Недаром

они

составляют

часть

текстов,

на

которых дети

постигают

многообразие

мира.

В.Г.

Белинский

видел

в

сказке

глубочайшее

воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и

сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его

находящимся миром действительности».

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого

мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и

непосредственность

народного

творчества

соответствуют

таким

же свойствам

детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом

значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

После Октябрьской революции 1917 года некоторые педагоги восстали против

сказки, утверждая, что она уводит детей в мир фантазии, путает их опыт и

представление

о

реальности,

вызывает

у

детей

сочувствие

к

царевичам

и

королевичам. В защиту сказки выступил А. М. Горький, давший исчерпывающие

объяснения воспитательной роли сказки и ее значения не только в детской, но и

3

во всей художественной литературе.

В.А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что

«сказка неотделима от красоты, способствует развитию "эстетических чувств, без

которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому

несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только

умом,

но

и

сердцем».

По

его

мнению,

сказка

-

благодатный

и

ничем

не

заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт

этого

педагога

по

созданию

в

школе

комнаты

сказок,

где

дети не

только

знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней. ,свои детские мечты.

Основоположник российской этнопедагогики Г.Н. Волков, анализируя роль

сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд,

накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень

долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом

-

бессмертие

человечества.

В

этом

-

вечность

воспитания, символизирующая

вечность движения человечества к своему - духовному и нравственному прогрессу.

Таким

образом,

сказка

жила

несмотря

на

гонения

и

играла

огромную

воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о

Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить

из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с

отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Сказка вызывает протест против существующей

действительности,

учит

мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная

картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы

борющихся

принципов,

руководствуясь

которой

легче

разобраться

в

самой

действительности.

В

сатирических

сказках

народ

высмеивает

желание

легко

улучить

жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и другие

человеческие

недостатки.

Во

многих

сказках

воспеваются

находчивость,

взаимопомощь и дружба.

Идеал

человека,

данный

в

сказках,

можно

рассматривать

как

основную

воспитательную

цель,

причем

идеал

этот

дифференцирован:

идеал

девушки,

юноши, ребенка (мальчика или девочки).

Итак,

в

народной

сказке

определились

герой,

столь

привлекательный

и

поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный,

точный

язык.

Эти

принципы

легли

в

основу

сказок,

созданных

классиками

литературы - В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным, П.П. Ершовым, К.И. Чуковским,

а также современными писателями, как отечественными, так и зарубежными.

Для

того

чтобы

максимально

эффективно

использовать

сказку

с

целью

воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как

жанра. Остановимся на наиболее характерных.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра

над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное

значение

этого

средства. Увлекательность

сюжета, образность

и забавность

делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема

событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство

делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому

правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности

4

детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие

детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма

выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с

национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти

черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным

средствам, например гиперболизации.

Образность

дополняется забавностью сказок.

Мудрый

педагог

-

народ

проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как

правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть

сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателей. Например,

сказки-«перевертыши».

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в

сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам

урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и

убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь

складывается в сознании слушателя.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ,

обсуждение

поведения

сказочных

героев

и

причин

их

успехов

или

неудач,

театрализованное

исполнение

сказок,

проведение

конкурса

знатоков

сказок,

выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. По мнению Г.Н.

Волкова, хорошо, если при подготовке к инсценировке сказки дети сами подберут

ее

музыкальное

сопровождение,

распределят

роли.

При

таком подходе даже

небольшие

по

объему

сказки

дают

огромный

воспитательный резонанс.

«Примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им делают еще

более

близкими

и

понятными

проблемы

персонажей

даже

давно

и

хорошо

известных сказок.

Работы

современных

педагогов

Н.С.

Вибко,

Н.

Е.

Львовой,

Г.К.

Щербининой, М.А. Никитиной - раскрывают, как через сказочные элементы

воспитателя

может

найти

путь

в

сферу

эмоций

ребенка

и

на

этой

основе

формировать нравственные категории.

Для определения роли сказок в воспитании детей нами был составлен устный

опрос. Дошкольникам было предложено ответить на вопросы:

1.

На кого из героев народных сказок ты хотел бы быть похожим? Почему?

2.

Кого из перечисленных сказочных персонажей ты считаешь хорошим: Волк,

Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Марья-Краса, Айхылу, Камыр-батыр. Почему

именно его?

3.

Если бы ты поймал щуку-волшебницу, о чем бы ты ее попросил?

4.

Зачем сказка нужна человеку?

Анализ опроса показал, что у детей в качестве героев для подражания

преобладают Иван-Царевич, Камыр-батыр (у мальчиков), Марья-Краса, Айхылу (у

девочек). Мотивом выбора этих героев являются такие качества, как доброта,

смелость, ум, красота, мудрость.

Из всех перечисленных сказочных героев положительным считают Ивана-

Царевича: «потому, что он всем помогает»; «потому, что спас царевну, защитил ее

от Кощея Бессмертного».

Нравственное

воспитание

дошкольников

происходит

гораздо

успешнее

5

благодаря

умелому

и

систематическому

использованию

в

качестве

средств

воспитания таких жанров народной педагогики, как пословицы и поговорки.

Современная ситуация привела к переоценке человеческой жизни и к утрате

многих традиционных ценностей. В связи с этим возникает проблема поиска

культурологических

оснований

воспитания

личности.

Наряду

с

поиском

современных моделей воспитания необходимо возрождение лучших образцов

народной педагогики. Еще К.Д. Ушинский считал, что на воспитание большое

влияние

оказывают

национальные

особенности,

культура

народа,

его

быт

и

история. В педагогической науке и практике наиболее широко изучены вопросы

нравственного воспитания в традиционной системе работы детского сада,

но

использование

средств

народной

педагогики

остается

мало

исследованной

областью.

Специфика процесса нравственного воспитания во многом обусловлена его

содержанием

-

общественной

моралью,

необходимостью

внедрения

норм

общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение

каждого

дошкольника.

Народная

педагогика

рассматривается,

как духовный

феномен,

присущий

сознанию

народных

масс,

которое

выражает

себя,

в

частности, в таких жанрах устного творчества, как пословицы и поговорки.

Большинство

из

них

возникло

на

основе

наблюдений

человека

за

общественными

и

природными

явлениями,

некоторые

появились

в

связи

с

историческими событиями, вошли в речевой обиход из произведений классиков

русской литературы. В пословицах закрепилась житейская мудрость народа. За

истекшие века многие изречения устарели, забылись, стали непонятными.

Тем не менее, умело выбранные и кстати примененные пословицы и поговорки

делают наглядной излагаемую мысль, а речь - более убедительной, доходчивой,

живой.

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что

усиливает их значение как этнопедагогических средств. Ценность пословиц и

поговорок постигается расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их

глубину.

Тематика пословиц и поговорок поистине всеобъемлюща. Есть пословицы

сельскохозяйственные,

бытовые,

много

пословиц

создано

о

труде,

семье,

воспитании.

Многочисленные характерологические пословицы и поговорки оценивают

свойства личности с нравственной точки зрения по поступкам и действиям.

Воспитание и перевоспитание дурных людей - дело не из легких: «Змея своей

кривизны не сознает: выпрямлять станешь - укусит».

Меткое применение пословиц и поговорок помогает исправлению недостатков.

Пословица колет не в бровь, а в глаз, она обличает зло и возвышает добродетель.

Образность

пословиц

и

поговорок

делает

их

хорошим

средством убеждения.

Запоминание

пословиц

и

поговорок

облегчается

игрой

слов,

разными

созвучиями, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает

как

форма

сохранения

и

распространения

мудрости,

опыта,

познавательной

деятельности, моделирующей воспитание и его результат – поведение.

По определению Я.А. Коменского, «Пословица или поговорка есть краткое и

ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова

говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на

6

нечто внутреннее, духовное, незнакомое».

Наиболее распространенная форма пословиц и поговорок наставление. С

нравственной точки зрения наиболее интересны наставления трех категорий:

поучения, наставляющие детей в добрых нравах, в том числе внушающие им

правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному

поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические

советы или констатирующие результаты воспитания – как успешные, так и не

слишком.

Пословица

выкристаллизовавшееся

общественное

мнение

народа,

нравственная оценка им всех случаев жизни. Положительные и отрицательные

черты личности по пословицам и поговоркам представляются как цели воспитания

и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера

людей.

Многие

пословицы

и

поговорки

являются

мотивированными

и

аргументированными призывами к самосовершенствованию.

При

сходстве

с

пословицей

в

эмоциональной

насыщенности

поговорка

отличается от нее своей функцией, со всей очевидностью обнаруживаемой в речи.

Поговорка вставляется в какое-либо суждение на правах его: части. Обычно

поговорка отличается от пословицы и своей конкретной темой, и образом, она

служит

для

сопоставления

сходных

явлений.

Путем

сравнения, уподобления

поговорки подчеркивают нравственный образ, который лежит в их основе.

Пословицы и поговорки украшают нашу речь, делают ее более образной и

живой, поэтому приобщение к ним ребенка является эффективном средством

обогащения

его

речи,

интонации,

словарного

запаса,

средством

развития

воображения. Ведь чтобы использовать в речи пословицы или поговорки, ребенок

должен достаточно быстро оцепить ситуацию, как бы приложить ее к поговорке,

сравнить их соответствие и только тогда высказать свое суждение.

Подробнее остановимся на возможностях использования пословиц и поговорок

с целью нравственного воспитания дошкольников.

Для

выявления

степени

понимания

дошкольниками

смысла

пословиц

и

поговорок

как

модели

нравственного

поведения

мы

предложили

детям

определить

смысл

следующих

пословиц,

отражающих

различные:

стороны

жизни людей:

1. Не одежда красит человека, а труд.

2.Трус своей тени боится.

3.Краса земли в траве, краса людей в труде.

4.

Труд человека кормит, а лень портит.

5.

Ласковое слово, что весенний день.

6.

Тот, кто друга не защищает, сам погибает.

7.

По хищнику и капкан.

8.

К человеку будь милосердным, к старцу - почтительным.

9.

Кто не дорожит родным братом, тот и у чужого уважения не познает.

10.

Поспешишь - людей насмешишь.

11.

Кто много читает, тот много знает.

На ранних этапах работы с пословицами и поговорками используем такие

виды

заданий,

которые

требуют

от

детей

значительной

самостоятельности и

собственного творчества, например: изображение пословицы в виде рисунка,

подбор к пословицам и поговоркам картинок и т.д. Для этих этапов работы нужно

7

отбирать

наиболее

простые,

доступные

пониманию

детей:

и

ценные

в

воспитательном

отношении

высказывания.

Чтобы

добиться

действенности

в

употреблении той или иной пословицы, необходимо не раз при удобном случае

напоминать ее детям, подтверждать ее разными приемами.

При

изучении

на

занятиях

по

подготовке

к

обучению

грамоте

звуков

дошкольникам можно предложить задание: выслушайте пословицы, объясните их

смысл,

найдите

изучаемый

звук.

Подобная

работа

позволяет

не

только

активизировать

мыслительную

активность

детей,

но

и

воспитывать

в них

уважительное

отношение

к

людям

и

результатам

их

труда,

дружелюбное

отношение к сверстникам, патриотизм.

Работа

с

детьми

на

занятиях

показала,

что

если

ограничиваться

только

выяснением общего смысла пословицы, то она не затронет по-настоящему чувств

ребят, не пробудит их «воображение, не заставит задуматься». Необходимо дать

детям почувствовать силу и красоту каждой народной пословицы, ее правдивость,

выразительность. Такой подход к работе достигает главной цели: дети не остаются

равнодушными к метким – народным изречениям, начинают вдумываться в их

смысл, использовать в речи.

Можно

не

ограничиваться

темой

пословицами

и

поговорками, которые

помещены в хрестоматиях для чтения, а отбирать из бесконечного их разнообразия

те изречения, которые особенно четко определяют, что хорошо и что дурно,

внушают

детям

нравственные

правила,

дают

яркую

эмоциональную оценку

различным человеческим качествам и поступкам.

Чтобы научить детей правильно применять пословицы, полезно предлагать

им такие, например, вопросы: «О ком можно сказать: не спеши языком, торопись

делом?», «Кому мы напомним: слово — не воробей, вылетит — не поймаешь!» и

т.д.

Большое значение имеет работа над образностью пословиц. Постепенно дети

осваивают более сложный для них материал. Мы знакомим их с пословицами,

которые

отражают

важные

закономерности

в

жизни

человеческого общества,

обобщают

богатый

социально-исторический

опыт

народа

и

требуют умения

мыслить отвлеченно. Изречения такого характера прекрасно раскрывают детям

народное отношение к прошлому, убеждают в том, что необходимо быть смелым и

решительным в любом деле, укрепляют патриотические чувства ребят.

Использование пословиц и поговорок с целью нравственного воспитания

возможно и при проведении других занятий, таких как рисование, лепка, музыка

и т.д. Отбор высказываний определяется темой конкретного занятия и его целями:

образовательными, развивающими и воспитательными.

Пословицы

и

поговорки

использовались

для

выполнения

трудовых

поручений. В этом случае пословица «Глаза боятся, а руки делают» помогала

эмоционально

настроить

детей

на

непростую,

требующую

терпения

и

аккуратности работу, воспитывала в них трудолюбие, целеустремленность.

Работа

с

пословицами

на

занятиях

по

математике

позволила

нам

так

организовать изучение темы, чтобы одновременно с решением дидактических

задач дошкольники уяснили смысл пословицы «Добро помни, а зло забывай».

Дети отвечали на вопросы:

-

К какой жизненной ситуации можно применять эту пословицу?

-

Давайте подумаем, почему зло надо забывать, а добро – помнить.

8

Чему научила вас эта пословица?

На занятиях по познавательному развитию при изучении темы «Где зимуют

птицы» наряду с усвоением научных знаний дети одновременно в виде игры

работали с пословицами «На чужой сторонушке рад своей воронушке» и «Всяк

кулик свое болото хвалит».

На

занятиях

с

целью

нравственного

воспитания

дошкольников

мы

использовали разнообразные виды упражнений.

1. «Собери пословицу».

Цель: развитие

умения

понимать

смысл

пословиц,

формирование

таких

нравственных качеств, как трудолюбие и добросовестности.

Берется легко узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами.

Задача детей - восстановить исходный текст. Записываем версии детей, находим

правильную, и предлагаем подумать, почему же именно этот вариант остался в

памяти народа. Всего лишь одно предложение поможет научить детей видеть

смысл простых слов, чувствовать, как изменяется суть целого от перемены мест

отдельных частей.

2. «Найди лишнюю пословицу».

Цель: понимание смысла пословицы, нахождение общего и различного.

1.

Хвастать - не косить, спина не болит.

2.

Не спеши языком - торопись делом.

3.

Язык до Киева доведет.

4.

От слова до дела сто перегонов.

При поверхностном просмотре лишней можно посчитать первую пословицу,

так как в последующих двух речь идет .о языке, слове, а в первой об этом сказано

неявно. При более подробном рассмотрении оказывается, что суть первой, второй

и четвертой пословиц сводится к тому, что слова не всегда совпадают с делами.

Следовательно, лишней является третья пословица.

3. «Изобрази пословицу пантомимой».

Цель: обратить внимание детей на возможность передачи мысли с помощью

мимики и жестов, развивать умение «читать» их.

Пословицу показывают желающие ребята, а остальные ее отгадывают. Это

упражнение

позволяет

запомнить

пословицу

и

способствует

раскрепощению

детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.

Мы включили пословицы и поговорки в содержание воспитательной работы

как на уровне проведения мероприятий, так и в конкретных педагогических

ситуациях, подтверждая их многочисленными примерами из жизни и опираясь на

механизм нравственного воспитания. Работе с пословицами и поговорками мы

провели занятие в форме устного журнала на тему «Пословица - всем углам

помощница». Через конкретные художественные образы пословиц и поговорок мы

вели детей к осмыслению жизни, к осознанию огромной нравственной ценности

труда.

Мы старались дать дошкольникам определенные знания о том, что:

-

пословицы

-

это

краткое

народное

изречение

с

назидательным

поучительным смыслом;

-

выдающимся собранием пословиц является сборник В.И. Даля;

-

пословицы и поговорки можно употреблять для усиления той или иной

мысли, использовать как вывод;

9

-

пословицы и поговорки есть у каждого народа;

-

в

пословице

говорится

одно,

но

подразумевается

другое,

нечто

нравственное, духовное;

-

пословицы могут быть хорошими советчицами в выборе тех или иных

форм поведения;

- пословицы помогают не только одобрить чье-то поведение, но и осудить

его.

Работа по использованию пословиц и поговорок с целью нравственного

воспитания

была

построена

с

учетом

особенностей

процесса

нравственного

воспитания и его механизма: знания и представления + мотивы + чувства и

отношение

+

навыки

и

привычки

+

поступки

и

поведение

=

нравственные

качества.

Нами выделены следующие психолого-педагогические основы использования

пословиц и поговорок как средств нравственного воспитания дошкольников:

1)

необходимо проводить работу систематически, что позволит научить

детей собирать народные изречения, систематизировать их, анализировать их

смысл, понимать обобщенный характер высказываний;

2)

работа с пословицами и поговорками должна быть разнообразной,

чтобы интерес к ним детей не только не угасал, но и стимулировал желание шире

знакомиться с народным творчеством;

3)

не следует ограничиваться теми пословицами и поговорками, которые

помещены в детских книгах для чтения, а самим отбирать подходящие изречения;

4)

необходимо при каждом удобном случае наглядно демонстрировать

выразительность пословицы или поговорки, привлекая к этому и родителей.

Также

в

воспитании

моральных

качеств

личности

дошкольников

не

последнюю роль играют народные подвижные игры.

Большим подспорьем в решении проблемы организации отдыха дошкольников

и проведения динамической паузы между занятиями, по нашему мнению, могут

стать подвижные народные игры.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных

эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры

являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался

образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести,

смелости,

мужестве,

желание

обладать

силой, ловкостью, выносливостью,

быстротой

и

красотой

движений,

умение

проявлять смекалку,

выдержку,

творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. На развивающий

и

воспитывающий

потенциал

народной

игры

указывали

такие

передовые

представители педагогической науки, как В.Ф. Афанасьев, К.Ш. Ахияров, Н.И.

Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и

доступны

ребенку.

Они

вызывают

активную

работу

мысли,

способствуют

расширению

кругозора,

уточнению

представлений

об

окружающем

мире,

совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского

организма к более высокой ступени развития, т.е. все то, что так необходимо детям

дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, в играх заключено

много

познавательного

материала,

содействующего расширению

сенсорной

сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

10

Организовать народные игры с детьми не так сложно как может показаться на

первый

взгляд.

Народные

игры

универсальны,

поскольку

их проведение в

зависимости от погодных условий возможно как внутри школы, так и на спортивной

площадке. Основным условием успешного внедрения народных игр

в

жизнь

дошкольников и

младших школьников является глубокое знание и свободное

владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического

руководства.

Творчески

используя

игру

как

эмоционально-образное

средство

влияния на детей, воспитатель и учитель пробуждает у них интерес, воображение,

добиваясь активного выполнения игровых действий.

В

ходе

игры

воспитатель

и

учитель

привлекает

внимание

ребят

к

ее

содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать

правилам,

за дозировкой

физической

нагрузки,

дает

краткие

указания,

поддерживает

и

регулирует

эмоционально-положительное

настроение

и

взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в:

создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться

достижения общей цели.

Воспитателю следует помнить, что главная его задача заключается в том,

чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в

этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень

внимания

и

мышечного

напряжения,

приспосабливаться

к изменяющимся

условиям

окружающей

среды,

находить

выход

из

критического

положения,

быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу,

т.е. дошкольники и школьники приобретают важные качества, необходимые им в

будущей жизни.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами

представляют

собой

основу

начального

этапа

формирования гармонически

развитой, активной личности.

В качестве примера приведем несколько подвижных башкирских народных

игр, проведение которых воспитатель детского сада может без особого труда

организовать как в закрытом помещении, так и на свежем воздухе.

1.

«Юрта».

В игре участвуют 4 группы детей, каждая из которых образует круг по углам

площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором' повешен платок с

национальным узором. Взявшись за руки, все идут в четырех кругах переменным

шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под народную мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в

общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут

платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши) - получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и

«построить» юрту. Выигрывает группа детей, сделавшая это первой.

2. «Липкие пеньки».

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга.

Они

изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не

11

подходить

к

пенькам

близко.

Пенечки

должны

постараться коснуться

пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками?

Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

На расстоянии 10-15 м друг от друга проводятся две параллельные линии. В

середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок - стрелок. Он с

мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной

линии к другой. Стрелок старается попасть в них

мячом. Тот, в кого он попал,

становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной

команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим

стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок

поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

4. «Палка-кидалка».

На земле чертится круг диаметром 1,5 м, в который кладут палку-кидалку

длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль.

Пастух

бежит

за

брошенной

палкой.

В

это

время

игроки

прячутся. Пастух

возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося,

он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке.

Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам

снова прячется. Если же игрок прибежал позже то становится пленником. Его

может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку

раньше пастуха. Когда все игроки будут найдены, пастухом становится тот, кто

первым был обнаружен.

Правила

игры. Начинать искать игроков можно только тогда, когда палка

найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из

укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.

5. «Медный пень».

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные

пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. Под башкирскую

народную мелодию водящий-покупатель идет по кругу и внимательно смотрит на

детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе лень.

С окончанием музыки он

останавливается около пары игроков и спраршвает у хозяина:

Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить?

Хозяин отвечает:

Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой.

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным

пнем друг к другу спиной и со словами: «Раз, два, три - беги!» разбегаются в разные

стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.

Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

12

* * *

Россия - многонациональная страна. В исторической памяти ее народов

хранится колоссальный опыт, который незаслуженно забывается. Чем чаще мы

будем к нему обращаться, тем богаче будет жизнь наша и наших детей.

Я

взяла

эту

тему,

так

как

она

способствует

максимальному

раскрытию

индивидуально-возрастного

потенциала,

при

этом

процессы

обучения

и

воспитания не противостоят друг другу, а взаимодействуют друг с другом, что

способствует развитию ребенка. Так как детский сад находится в здании школы,

процесс преемственности детского сада и школы - эта тема продолжается в

начальных, старших классах совместно с учителем Красильниковой Надеждой.

Работаю по этой теме 2 года и стараюсь ей систематизировать.

Работа ученых Республики Башкортостан Рахимова,; Исламовой, Ахиярова,

Сафина,

Аминева,

Кудашева,

Галиутдиновой

ориентируют образование

на

духовность, нравственность, сохранение народных традиций.

Использованная литература:

А.П.Бабушкина «История детской русской литературы».

Г.И.Гатауллина,

Т.Ф.Кузина

«Народная

педагогика

в

воспитании

дошкольников».

В.Г.Белинский. Полное собрание сочинений. Т.4.

Г.Н.Волков. Этнопедагогика.

Г.И.Батурина, Т.Ф.Кузина. «Народная педагогика в современном» учебно-

воспитательном процессе».

М.А.Никитина.

Фольклор

в

эстетическом

и

нравственном

воспитании

школьников.

13

Предложить

родителям

поиграть

в

игру

«Найди

пару».

Подобрать

к

башкирской пословице русскую.

О трудолюбии и умении:

Башкирская

Русская

Без труда не появится еда.

Без труда не вытащишь и рыбку из

пруда

Играй, играй, да работу не забывай.

Делу время – потехе час.

Дважды подумай - один раз делай.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

О лени и нерадивости:

Башкирская

Русская

Если на работу - «Болит голова», если

покушать - «Где моя ложка».

Кто не работает, тот не ест.

Лежа на печке калач не испечешь.

Под

лежачий

камень

вода

не

течет.

О дружбе и доброте:

Башкирская

Русская

Хороша шуба новая, а друг старый.

Не имей сто рублей, а имей сто

друзей.

Друг не в веселье, а в беде познается.

Друзья познаются в беде

Доброе слово слаще меда.

Где мир и лад, не нужен клад.

Лад и согласие - первое счастье.

Верному другу цены нет.

О Родине

Башкирская

Русская

На Родине и пыль дорога.

Н а

ч ужо й

с т о р о н у ш ке

р а д

и

воронушке.

Инсценирование кулямас. «Хорошие манеры»

Воспитатель и ребенок.

Ерэнсэ-сэсэн был человеком воспитанным, вежливым

- Кто тебя научил таким хорошим манерам? - спросили его однажды

- Глупые и невоспитанные люди. - отвечал Ерэнсэ-сэсэн.

- Я смотрю на них и поступаю наоборот

14

Практические занятия.

Пословицы и поговорки.

В башкирской пословице говорится: «Без работы ума не наберешься». А что же

такое пословица? Пословица — это краткое поучительное народное изречение.

Пословицы возникают из глубоких раздумий и жизненного опыта целых поколений

и выражают народную мудрость. Какие пословицы вы знаете?

Как вы думаете, для чего нужны пословицы? Пословицы; ребята, учат нас

жизни, предостерегают от беды и неверных поступков, советуют, как поступить. Они

хвалят

ум,

трудолюбие,

скромность

человека;

высмеивают глупость

и

лень;

осуждают злобу и жадность. В пословицах народ говорит о любви к своей родине,

об уважении к старшим, к своей семье, о дружбе и труде, о стремлении человека к

знаниям. Пословицы помогают яснее выразить мысль. Они украшают нашу речь.

Богатой

и

красочной

делают

нашу

речь

и

поговорки.

Это

такие меткие

выражения, которые рождаются из народных наблюдений. Например, о человеке,

который делает бесполезное дело, русская поговорка говорит: «Он воду в ступе

толчет». О ненужной вещи говорят: «Она мне нужна, как собаке пятая нога». Об

ученике, пришедшем в школу без портфеля, в башкирской пословице говорится:

«Он приехал в лес без топора». О рассеянном, невнимательном человеке говорят:

«Он ртом птиц ловит», а о неумехе - «Он все на топор валит».

Теперь, ребята, произведения народного творчества, такие, как пословицы,

поговорки, загадки, мы чаще всего читаем по книжку. Но каждый из вас может где-

нибудь

услышать

новую

поговорку,

загадку,

частушку, считалку или анекдот.

Старайтесь запомнить их и рассказать друзьям. Пусть они живут в памяти людей

еще много лет.

Кулямасы.

Любите ли вы шутить и смеяться? А знаете ли вы, что существует даже

специальный день для розыгрышей и веселых шуток. Он так и называется —

День смеха. Проводится он 1-го апреля. В этот день все стараются разыграть друг

друга, придумывая разные смешные небылицы. Поэтому в народе говорят: «1-го

апреля никому не верь!» Каждый год в этот самый веселый день по всей стране

проводится праздник. Называется он «Юморина». Несколько команд соревнуются в

шутках, поют, танцуют, показывают смешные сценки, в которых изображают людей

и разные события в комическом виде. Вот такое умение видеть и изображать все,

что

с

нами происходит, в смешном и комическом виде; умение добродушно

посмеяться над чужими и своими недостатками называют юмором. Про человека,

который умеет беззлобно пошутить, говорят: «У него хорошее чувство юмора»;

Как вы думаете, всегда ли существовал юмор? С давних времен народ любил

и ценил хорошую шутку. Ведь шутка рождает смех, а смех помогает нам и в беде, и

в болезни. Не зря в башкирской пословице говорится: «Смех жизнь продлевает».

Еще в древние времена люди придумывали и передавали из уст в уста разные

поговорки,

частушки,

шуточные

сказки,

небылицы

и анекдоты,

в

которых

высмеивали глупцов и невеж, жадин, болтунов я трусов.

Вспомните башкирские

поговорки, которые читали на прошлом уроке («Разиня ртом птиц ловит» и

15

«Недотепа все на топор валит»). Какие недостатки человека они высмеивают?

Особенной любовью с давних времен пользовались анекдоты. Башкиры их

называли кулямасы. Кулямас — это краткий устный шуточный рассказ о забавном

происшествии.

Прочитайте

кулямас

«Хорошие

манеры»

и

спросите,

каких

людей

он

высмеивает.

Кулямас

«Хорошие

манеры»

очень

старый.

В

разное

время

народ

придумывает

свои

кулямасы

или

анекдоты.

Они,

как

в

старые

времена,

передаются из уст в уста. Но теперь их также можно прочитать в книгах, газетах

и

журналах.

Давайте

прочтем

несколько

современных

кулямасов

из жизни

первоклассников.

А если бы про вас кто-то из ваших товарищей сочинил анекдот, вы бы

обиделись или рассмеялись? Почему?

У башкир, ребята, есть такая пословица: «На шутку не обижайся». Но всегда

нужно помнить, что шутка должна быть обязательно доброй. Слова, сказанные в

шутку, не должны обидеть человека. Недаром в старину говорили: «Слово

и

утешает,

и

убивает».

Если

человек

умеет

по-доброму

пошутить,

и

сам

не

обижается на добрую шутку, значит, у него есть чувство юмора. Но когда один

человек дразнит другого, обзывает обидными словами и при этом смеется, то такой

человек — просто глупый и невоспитанный. Были ли такие случаи в вашей жизни?

Расскажите.

Как

поступать

с

таким

человеком? Отвечать

ему

тем

же

или

обижаться?

Лучше

всего,

ребята,

делать

так,

как Ерэнсэ-сэсэн из кулямаса

«Хорошие манеры», — поступать наоборот. Тогда и дразнить вас будет совсем

неинтересно.

Докучные сказки и небылицы.

Слышали ли вы сказку про белого бычка?

Рассказать тебе сказку про белого бычка?

Рассказать.

Тебе рассказать, мне рассказать.

Рассказать тебе сказку про белого бычка?

Нет.

Тебе нет, мне нет.

Рассказать тебе сказку про белого бычка?

(Русский фольклор)

Есть

ли

у

этой

сказки

конец?

Правильно,

у

этой

сказки

нет

конца.

Рассказчику все время приходится начинать сначала. Выражение «сказка про

белого

бычка»

даже

стало

народной

поговоркой.

Так

обычно

говорят,

когда

человек по несколько раз рассказывает одно и то же. Сказки, у которых нет конца,

называют докучными, то есть наводящими скуку, надоедливыми. Это — сказки-

игры, и возникли они очень-очень давно. В давние времена по вечерам дети

собирались в кружок и слушали сказки. Когда сказочник уставал, наступал черед

докучной сказки. Но бывало и наоборот. Сказочник начинал с докучной сказки.

Он

специально

подзадоривал

детей,

чтобы

они

просили

его

рассказать

еще

какую-нибудь сказку. Иногда докучные сказки рассказывали, чтобы рассмешить

задремавшего слушателя.

Послушайте башкирские докучные сказки.

В давние времена возникли и небылицы. Назвали их так потому, что все в

16

них шиворот навыворот. От этого и смешно. Вот, например, русская небылица:

Уж и где же это видано,

Уж и где лее это слыхано,

Чтобы курочка бычка принесла,

Поросеночек яичко снес,

Чтоб по поднебесью медведь летал,

Черным хвостиком помахивал?

Сказки о животных.

У прохожих на виду

Зайцы плещутся в пруду.

Рыбки кушают морковку,

Кот забрался в мышеловку.

Яйца белочка несет,

А медведь коров пасет.

В небесах летают волки,

Ежик сбрил свои иголки,

А ушастая свинья

Оседлала муравья.

Тут лиса закуковала,

Даже солнце испугала.

И теперь оно со страху

Мне залезло под рубаху.

Н. Семенова

Сравните небылицы детей с оригиналом Мир сказок окружает нас с самого

рождения. Вспомните, какие сказки вам читали и рассказывали, когда вы были

совсем маленькими? Сказки возникли в очень давние времена и передавались

народом из уст в уста. Есть сказки, герои которых — животные. Они могут быть

сильными и слабыми, добрыми и злыми, трудолюбивыми и ленивыми, храбрыми

и трусливыми, умными и глупыми. Скажите, лиса в сказках какая? (Хитрая.) А

заяц? (Трусливый.) А волк какой? (Глупый.) А медведь? (Неуклюжий.) Именно

благодаря сказкам появились выражения «хитрая, как лиса», «трусливый, как

заяц», «неуклюжий, как медведь». Животные в сказках поступают, как люди —

дружат и ссорятся, терпят неудачи и хотят быть счастливыми. Они даже говорят

человечьим языком. А знаете, почему? Потому что в сказках о животных под

животными обычно подразумеваются люди со всеми своими недостатками и

достоинствами. Какие сказки о животных вы знаете?

Сегодня я прочитаю вам башкирскую сказку. Называется она «Харыбай».

После чтения задайте вопросы:

1.

Почему старики стали плохо относиться к своему любимому псу? В чем

заключалось их плохое отношение?

2.

Кто

помог

Харыбаю

в

беде?

Как

он

это

сделал?

Вспомните

башкирские

пословицы о дружбе. «Хороша шуба новая, а друг старый», «Друг не в веселье, а в

беде познается».

3.

Как повели себя старики после того, как Харыбай вернул им ребенка?

Харыбай по-башкирски означает «счастливчик». Как вы думаете, подходит ли

псу эта кличка? Объясните свой ответ.!

17

Тема: Устное народное творчество башкирского народа

Программное содержание.

1 .Расширение знаний детей об устном народном творчестве башкир.

2.Введение, отработка произношения и активизация в речи новых слов.

3.Упражнения по интонированию предложений с использованием жестов,

мимики.

4.Развитие связной речи.

5.Развитие памяти, мышления, воображения.

6.Воспитание

интереса

к

устному

народному

творчеству

башкирского

народа.

Типовые фразы.

Сказки,

загадки,

пословицы

созданы

народом.

Маленьким

детям

пели

колыбельные песни.

Наглядность. Элементы цветка курая, 7 кукол в национальных костюмах,

оформленные уголки стран «Загадок», «Сказок», «Считалок», «Скороговорок»,

«Потешек», «Песен», «Пословиц».

Ход занятия

Занятие проводится в форме путешествия в поисках разлетевшихся лепестков

курая.

Дети

на

предварительных

занятиях

ознакомлены

с

жанрами

устного

народного

творчества,

знают

наизусть

загадки,

пословицы,

считалки,

песни,

потешки, сказки, скороговорки.

Воспитатель обращается к детям.

— Дети, я слышу жалобную мелодию курая. У него беда. Сильный ветер

сорвал с него лепестки и разнес их по земле. Курай просит помощи у нас.

Поможем ему, ребята?

Да, поможем.

Тогда в путь.

1. Встают на волшебный ковер-самолет, имитируют полет, спускаются в

страну Загадок.

Дети

спрашивают

у

джигита

Ирандыка,

одетого

в

башкирский

национальный костюм:

К вам ветер не занес лепесток курая?

Да, здесь один лепесток

Мы пришли за ним.

Отгадайте мои загадки, тогда отдам. Вот первая:

Мы день не спим,

Мы ночь не спим.

И день, и ночь

18

Стучим, стучим.

(Часы).

- Молодцы. Вот вторая:

Ныряла, ныряла и хвост потеряла.

(Иголка).

- Молодцы. Вот третья:

На крыше нашей гном сидит

И небо каждый день коптит.

(Труба).

- Ай да молодцы. С загадками вы справились. Вот вам лепесток курая.

2.

Дети встают на ковер-самолет и летят в страну Пословиц. Здесь их

встречает другой джигит — Акъял-батыр. Он просит детей сказать три

пословицы, тогда отдаст лепестки.

Дети называют три пословицы. Например:

Ум силу победит.

Хорош заяц белый, а охотник смелый.

Много снега — много хлеба.

Дети получают второй лепесток и летят дальше.

3.

Страна Песен. Сидит кукла Зухра в башкирском национальном костюме.

Она просит детей спеть колыбельную песню. Дети поют колыбельную песню,

например:

Спи моя хорошая,

Баю-баю-бай!

Куколка любимая,

Глазки закрывай.

Я тебя раздену,

Расстелю кровать.

Завтра встанем вместе,

Будем вновь играть.

Разделите слово «кукла» на слоги с помощью притопов.

Молодцы, вот вам третий лепесток. Счастливого вам пути!

4.

Дети прилетели в страну Считалок к джигиту Камыр-батыру. Здесь

они также рассказывают наизусть считалку. Например:

Дядя Азат, куда едешь?

Еду на лодке за солью.

Когда вернешься?

Если не осенью, вернусь весною.

А в гнезде скворец.

Быстрый скок, не стой здесь.

Получив четвертый лепесток, дети летят дальше.

5.

Прилетели к джигиту Югерек-батыру в страну Скороговорок.

— Дети, Югерек-батыр быстро бегает, а теперь он хочет на учиться быстро

говорить. Давайте мы научим его этому. Дети: «Повтори за нами скороговорки ».

19

1)

Шишки на сосне, шашки на столе.

2)

У Симы шишки, у Сани шашки.

3)

Серая кошка сидит на окошке.

Югерек-батыр: «Спасибо, дети, вот вам пятый лепесток. До свидания».

6.Дети прилетели в страну Сказок. Сидит седой старик Сказочник и перед

ним

иллюстрации

из

сказок.

Дети

должны

отгадать,

из

каких

сказок

эти

иллюстрации. Получив шестой лепесток, летят дальше.

7. Страна Потешек. Сидит бабушка в национальной одежде.

— Дети, выучите потешку мою, тогда отдам вам седьмой лепесток.

Ручеек, ручеек! Дай водички на чаек.

Мы чаек горячий будем пить на даче.

Пить с печеньем, с калачом и пирог испечем.

И сверкая под лучами, засмеялся ручеек,

Быстро прыгнул с камня в чайник, —

Дал водицы на чаек.

Дети повторяют хором за ведущим, а на следующих занятиях закрепляют.

Бабушка отдает последний лепесток. С веселой музыкой дети летят к кураю

(в центр зала).

Дети

прикалывают

все

лепестки

курая,

и

в

знак

благодарности

курай

исполняет плясовую музыку. Дети пляшут, затем прощаются с кураем.

8. Обобщение по занятию.

20



В раздел образования