Автор: Ештокина Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №365"
Населённый пункт: г. Самара Самарская область
Наименование материала: Логика образовательной деятельности (прогулка)
Тема: Наблюдение за таянием снега и льда Тема недели: Весна идет! Весне дорогу!
Раздел: дошкольное образование
Логика образовательной деятельности (прогулка)
Наблюдение за таянием снега и льда
Тема недели: Весна идет! Весне дорогу!
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
ФИО педагога ОО: Ештокина Татьяна Михайловна
Этапы
прогулки
Задачи
Деятельность воспитателя
Деятельность
воспитанников
Ожидаемые
результаты
Организа-
ционный
мотива-
ционный
- Организовать и
мотивировать
деятельность детей;
-Повторить весенние
изменения в природе;
-
Установить связи
между повышением
температуры воздуха и
появлением первых
проталин,
образованием сосулек и
луж.
- Рассмотреть снег в
сугробах, талый снег и
воду из лужи.
-Проследить изменение
в одежде людей.
Чтение стихотворения
Снег теперь уже не тот -
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Стало небо выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Наблюдение за таянием снега и льда
Педагог наблюдает с детьми за весенними
изменениями в природе.
Педагог обращает внимание детей на погоду:
небо без туч и облаков, стало теплее, солнце
пригревает всё больше, ветра нет.
- Где снег и лёд тают быстрее: на солнце или в
тени?
- Почему утром на лужах лёд, а днём он
превращается в воду?
- Почему сосульки на солнечной стороне тают, а
в тени – нет?
Педагог просит детей рассмотреть снег в
сугробах, талый снег и воду из лужи и сравнить
их.
Педагог беседует с детьми об изменении в
одежде весной.
Педагог обращает внимание детей на одежду
прохожих, детей. Уточняет, какая это одежда по
сезону, теплая или нет. Почему? Холодно или
тепло.
Дети слушают стихотворение
Дети наблюдают за весенними
изменениями в природе.
Дети рассматривают лед, снег в
сугробах, талый снег и воду из лужи,
определяют, где снег и лед тают
быстрее (на солнце или в тени).
Дети мотивированы к
деятельности
Дети приходят к
выводам:
- Солнышко ярко светит
и греет, снег тает.
- Снег быстрее тает на
солнце
- Так как стало теплее,
появились сосульки,
первые проталины,
образовались лужи.
- Снега становится все
меньше и меньше, а луж
все больше.
-
Люди сменили теплую
одежду на более
легкую.
Основной
- Обобщить
представления о
типичных весенних
явлениях в природе;
-Показать свойства
снега весной;
- Сравнить наст,
Педагог обращает внимание детей на то, что на
крышах появляются сосульки, что весной по
утрам на снегу часто образуется ледяная
корочка — наст. Происходит это потому, что
солнце светит ярко, снег сверху подтаивает, а
ночью еще морозно. Подтаявший снег
замерзает, превращаясь в ледяную корочку.
Педагог просит детей сравнить наст,
образованный в тени, с настом, образованным
на солнце.
Дети наблюдают за
образовавшимися на крышах
сосульками и ледяной корочкой -
настом (в тени и на солнце).
Исследовательская
деятельность
Дети приходят к
выводам:
- Снег уже не пушис-
тый, как зимой, тяже
лый.
Сугробы оседают,
из-под сугробов текут
струйки воды и с каж
дым днем их становится
больше; образуются лу
образованный в тени, с
настом, образованным
на солнце;
-
Сравнить, как тает
рыхлый, как
утрамбованный снег, а
как лед;
- Учить делать выводы
и умозаключения;
- Способствовать
расширению и
обогащению
словарного запаса,
совершенствовать
грамматический
строй речи ребенка.
-Закрепить названия
весенних месяцев.
- Уточнить представле-
ния детей о приметах
весны, активизировать
словарь по теме, озна-
комить с поговорками о
весне.
Опыт «Вода, снег и лед».
Педагог набирает рыхлый снег на лопату и
бросает его на солнечную сторону на асфальт.
Затем набирает утрамбованный снег и бросает
его на асфальт, в третий раз - лед.
Педагог обращает внимание детей, что на
солнце снег тает, превращаясь в воду, которая
собирается в ложбинках и образует лужи,
ручейки.
Дидактическая игра «Умный словесник»:
- Незамерзшее или уже растаявшее место на
ледяной поверхности реки, озера, моря
(полынья).
-Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото
льда весной (половодье).
-Время, когда дороги становятся
малопроезжими от грязи (распутица).
-Небольшой водный поток (ручей).
- А как назвать его ласково? (ручеек).
Педагог просит нескольких ребят назвать
весенние месяцы.
Приметы: Если в марте вода не течет, то в
апреле трава не растет.
Длинные сосульки - к долгой весне.
Если снег тает от солнца, то будет урожайный
год, а от дождя – жди засухи.
Поговорка: увидел грача — весну встречай
;
грач на горе – весна на дворе.
Опыт «Вода, снег и лед».
Дети наблюдают за тем, как тает
снег (рыхлый, утрамбованный) и
лед, брошенный на солнечную
сторону на асфальт, как быстро он
тает, образуя лужу.
Рыхлый снег растаял первым, затем
- утрамбованный, лед растаял
последним.
Дети играют в дидактическую игру
«Умный словесник», отвечая на
вопросы воспитателя
Индивидуальная работа
Несколько детей по просьбе
воспитателя вспоминают названия
весенних месяцев.
Дети вспоминают весенние
приметы, запоминают поговорки о
весне.
жи, которые утром стя-
гивает тонкий ледок.
- Там, где солнышко,
наст тонкий, прозрач-
ный, блестит на солнце,
в тени – наст толще,
темнее, тает медленно.
- Рыхлый снег тает
быстрее, чем
утрамбованный, а лед
тает намного медленнее.
- Когда тает снег, он
превращается в воду,
образуя лужи, ручейки.
Дети дают правильные
ответы, отвечая на
вопросы воспитателя,
пополняют словарный
запас
Дети правильно
называют названия
весенних месяцев.
Дети могут назвать
весенние приметы и
поговорки о весне.
Заключи
тельный
- Создать условия,
способствующие
формированию навыка
ходить хороводным
Подвижная игра «Ручеек»
Педагог объясняет правила игры: играющие
встают друг за другом парами, обычно мальчик
и девочка берутся за руки и держат их высоко
над головой. Из сцепленных рук получается
Дети становятся парами, взявшись
за руки. Руки поднимают кверху
таким образом, чтобы получился
«домик». Пары детей становятся
Дети с удовольствием
ходят хороводным
шагом, взявшись за
руки, не наталкиваясь
шагом, взявшись за
руки, не наталкиваясь
друг на друга; вызвать
радостное настроение и
эмоциональный подъем
у детей; приобщать
детей к русской
национальной культуре.
- Воспитывать навыки
трудолюбия.
- Подвести итог
деятельности
длинный коридор -- "ручеек". Игрок, которо
му не досталась пара, идет к истоку "ручейка"
и произносит такие слова:
Ручей, ручей, ручеек!
Здравствуй, миленький дружок.
Можно с вами поиграть?
Дети стоящие в колонне отвечают:
Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!
По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши или
свисток), первая пара, пригнувшись, входит в
«коридор» из рук.
Педагог показывает, как правильно, аккуратно,
не поднимая высоко лопатку, разгребать снег.
- Понравилась ли вам прогулка сегодня?
- Что понравилось больше всего?
- Что нового вы узнали?
- Что было трудным для вас?
друг за другом, постепенно пере
двигаясь вперед.
Формируется что-то вроде
«ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого
ручейка, проходит под поднятыми
руками игроков и выхватывает из
основной массы одного из игроков
за руку, уводя его с собой в конец
ручейка, вставая последним его
звеном. На освобо дившееся место
встает следующая пара игроков, а
освободившийся игрок идет в
начало ручейка и про делывает то
же самое – идет под руками игроков,
выхватывая из ручейка
понравившегося человека за руку и
уводя его в самый конец ручейка.
В зависимости от размеров игровой
площадки играющие пары идут
ровным уверенным шагом прямо
или по кругу.
Труд на участке: уборка детьми
территории от оставшегося снега,
разбрасывание его на сухой асфальт
для того, чтобы ускорить таяние
снега на участке.
Самостоятельная деятельность
детей.
друг на друга.
Участок для прогулки
приведен в порядок.
Упражнять детей в ходьбе приставным шагом по дорожкам.
Цель: развивать ловкость, равновесие.
Подвижная игра: «Жмурки», «Гуси-лебеди».
Труд на участке: уборка территории от оставшегося снега.
Цель: воспитывать навыки трудолюбия.
В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие
белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным - из него
можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.
Цели: показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом, расширять представления детей о сезонных
изменениях в природе, развивать наблюдательность.
Днем становится теплее, по двору текут ручьи. Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз. Пройти по течению
ручейков. Обратить внимание, что вода стекает в особые места (приемники) через решетки на улице. Затем течет по трубам
и попадает в реку. Прислушаться к журчанию воды. Обратить внимание детей старших групп на то, как сугробы оседают, из-
под сугробов текут струйки воды и с каждым днем их становится больше; образуются лужи, которые утром стягивает тонкий
ледок. Предложить подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают. Какая вода в лужах? почему по лужам
нельзя ходить? Обратить внимание на то, что
«Наблюдение за работой дворника 2»
Цели: активизировать познавательную деятельность, развивать умение видеть целесообразность трудовых действий,
закрепить умение оценивать результаты труда, воспитывать в детях уважение к труду.
^
Ход наблюдения:
Обратить внимание на то, что дворник очищает газоны. Почему он это делает?
Подвижная игра
Волк и коза.
Цель: закреплять умение двигаться по кругу по сигналу воспитателя, догонять убегающего.