Автор: Куликова Ольга Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху"
Населённый пункт: Вологодская область, г. Грязовец
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационных технологий на уроках математики
Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Куликова Ольга Александровна
БОУ ВО «Грязовецкая школа – интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху»,
учитель математики высшей категории
В
школе
для
детей
с
отклонениями
в
развитии
компьютерные
технологии
приобретают наибольшую ценность не только и не столько как предмет изучения, а как
новое
средство
обучения
для
удовлетворения
особых
образовательных
потребностей
учащихся, более эффективного решения собственно коррекционных задач.
Применение
компьютерных
технологий
в
обучении
математике
объясняется
необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного
интереса
учащихся,
развития
их
творческих
способностей,
стимуляции
умственной
деятельности.
Компьютер на уроке математики – это средство обучения, развития и контроля,
источник получения информации, средство презентации аудиовизуальной информации,
вычислительная
машина,
это
и
инструмент,
эффективно
совершенствующий
и
организующий
коммуникации
учащихся,
что
особенно
важно
для
слабослышащих
школьников. В ходе работы с программой у учащихся возникают вопросы, которые они
могут задавать друг другу, программа может вызвать определенные эмоции (музыка,
поощрения в случае правильно выполненного задания), которыми необходимо поделиться
с соседом. Часто возникают вопросы, решение которых требует объединить знания всех
присутствующих. Иногда такие вопросы остаются неразрешенными на данном занятии, и
учащиеся вынуждены вступать в другие коммуникации (обратиться к другим ученикам,
учителям, сходить в библиотеку), чтобы найти ответ на поставленный вопрос.
Использование информационных технологий в образовательном процессе делает
обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности
и творческих способностей обучаемого, активизирует познавательный интерес учащихся,
существенно повышает уровень индивидуализации обучения детей в условиях класса.
Данные технологии позволяют ребенку работать в своем собственном режиме, не создавая
дискомфорта: не успел, не услышал и т. д. Ученикам, обладающим высокими учебными
возможностями, они создадут условия за то же самое время получить углубленные или
расширенные знания, что значительно экономит время ребенка и учителя.
Благодаря оптимальному
сочетанию
компьютерных
и
традиционных
подходов,
достигается индивидуальность и максимальная эффективность коррекционного обучения.
Однако
эффект
применения
новых
технологий
зависит
в
значительной
мере
от
профессиональной компетенции педагога, его умения включать эти технологии в систему
обучения
каждого
ребенка.
Кроме
этого,
условием
эффективного
их
использования
является наличие специализированных компьютерных программ для решения учебных и
коррекционных
задач
в
разных
содержательных
областях
обучения
слабослышащих
детей. Для уроков математики в начальных классах существуют специализированные
компьютерные
программы.
Программа
«Состав
числа»
позволяет
качественно
осуществлять
индивидуализацию
процесса
формирования
базовых
математических
представлений
у
младших
школьников.
Она
помогает
ребенку
освоить
умение
представлять любое число в виде суммы двух слагаемых всеми возможными способами,
которое определяет успешность дальнейшего изучения вычислений с переходом через
десяток.
Использование
в
специальном
образовании
средств,
основанных
на
информационных технологиях, открывает возможность постановки новых дидактических
задач,
которые
невозможно
эффективно
решить
при
помощи
традиционных
средств
обучения. Специализированная компьютерная программа «Решение задач на движение» -
пример средства, обеспечивающего более эффективное решение традиционной задачи
обучения
математике
детей
с
особыми
образовательными
потребностями
за
счет
динамического моделирования процессов движения объектов, градуированной системы
помощи ребенку в процессе анализа условия задачи и ее решения.
В преподавании математики компьютер может быть использован на всех этапах
урока:
при
объяснении
нового
материала,
закреплении,
повторении,
контроле.
При
объяснении
нового
материала
наиболее
эффективным
является
учебный
тип
деятельности. Воздействие учебного материала на слабослышащих учащихся во многом
зависит от степени и уровня его иллюстративности. Визуальная насыщенность делает его
ярким,
убедительным,
способствует
лучшему
усвоению
и
запоминанию,
позволяет
акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах излагаемой информации.
При
проведении
уроков
математики
используются
обучающие
компьютерные
программы,
разработанные
на
основе
мультимедийных
технологий:
«Планиметрия»,
«Стереометрия», «Функции и графики», «Алгебра 7-9 классы», «Алгебра 10-11 классы». В
обучающих
программах
включена
информация
по
всем
основным
разделам,
в
соответствии с которыми изучается тема в школьном курсе математики. Материал в
программах
изложен
несколько
шире,
чем
в
школьном
курсе,
используются
многочисленные примеры, задания, видеофрагменты. Основные разделы представлены в
виде меню программы, что дает учителю возможность планировать последовательность
изучения материала.
Новые
средства
специального
обучения,
основанные
на
использовании
информационных технологий, могут и должны применяться во всех содержательных
областях и на всех этапах школьного обучения детей с отклонениями в развитии, но их
включение должно быть обоснованным. Они дополняют, но не вытесняют традиционные
средства обучения.
Компьютер
помогает
учителю и
управлять учебным
процессом. Для проверки
усвоения знаний используются компьютерные тесты. Тестирование – это диалог ученика с
компьютером.
Тесты
можно
применять
не
только
для
контроля
знаний,
но
и
для
самоконтроля, как при подготовке к контрольным работам, так и для повторения ранее
изученного материала. Технология тестирования, в отличие от традиционных способов
оценки
качества
образования,
позволяет
значительно
сократить
временные
рамки,
необходимые на обработку результатов контрольной проверки знаний, автоматизировать
процесс
проверки
ответов.
Применение
тестирования
на
уроках
математики
дает
возможность
ученику
показать
наилучшим
образом
свои
знания,
ликвидировать
обнаруженные пробелы в освоении программы.
Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках математики
позволяет
реализовывать
следующие
цели
процесса
обучения:
повышение
качества
знаний, формирование информационной культуры, наиболее полная реализация учебных
возможностей
каждого
ученика,
повышение
мотивации
обучения,
углубление
межпредметных связей, развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти,
воображения, восприятия. Опыт работы с компьютером показывает, что использование
информационных
технологий
повышает
эффективность
процесса обучения,
экономит
учебное время, позволяет работать ученику в темпе, при котором он лучше усваивает
программный материал, то есть позволяет осуществлять личностно ориентированный
подход
в обучении,
создает
условия для
самостоятельного
приобретения
учащимися
знаний, обеспечивает реализацию принципа развивающего обучения, создает комфортную
среду обучения. Использование компьютера на уроках математики позволяет развивать
интерес к предмету, внести новые элементы в процесс обучения, формировать навыки
самооценки
и
самоконтроля,
удачно
варьировать
на
уроке
коллективную
работу
с
индивидуальной.