Напоминание

"Система работы по повышению интереса к литературе и привитию любви к чтению".


Автор: Камавосян Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Калачеевская СОШ №6
Населённый пункт: город Калач Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы по повышению интереса к литературе и привитию любви к чтению".
Раздел: среднее образование





Назад




Система работы по повышению интереса к литературе и привитию любви к чтению.

Камавосян С.Н.

Влияние книги на человека огромно. Она помогает учиться, расширяет кругозор,

лечит душу, формирует взгляды, характер. В этом ее чудесная сила. С самых древних

времен

до

сегодняшнего

дня

книги

были

и

остаются

предметом

мировой

культуры,

искусства

и

надежным

источником

информации.

Именно

с

книги

начинается

самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь.

В компьютерный век, в век высоких технологий человек не может обойтись без

чтения. Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас в стране была неоспорима.

Наша страна считалась самой читаемой страной. Высокий престиж чтения в обществе, и

особенно чтения «серьёзной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах»,

книгособирательство и создание своих домашних библиотек – всё это способствовало

чтению и реально подкрепляло наши представления о России как читающей стране.

Но на данный момент ситуация значительно изменилась. Основная тенденция

последних лет – утрата чтением его исключительной роли в жизни общества, потеря

статуса престижного занятия. В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться

внимания чтению литературы. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены

компьютерными

играми,

просмотром

телевизионных

программ.

Порой

эти

приспособления

отнимают

всё

свободное

время

ребят.

Наукой

доказано,

что

такие

увлечения отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни ребят, так как иногда

не разграничивается реальное и виртуальное. Среди причин снижения интереса к чтению

можно назвать следующие: изменение системы ценностей, снижение престижа чтения в

обществе ( читать не модно),

Изменение статуса книги в обществе (уже нет культа книги, нет всеобщей

заразительности,

когда

одна

потрёпанная

книжка

переходила

из

рук

в

руки

и

не

прочитавший её был бы не понят окружающими, нет дефицита книг, а что доступно и не

запретно, то неинтересно). Сложившиеся в последние годы стереотипы успеха (успешного

человека) совершенно не связаны с начитанностью, любовью к книгам, более того, даже

противопоставлены им.

Как же вернуть интерес к чтению?

Работа школ, и учителя в частности, по продвижению чтения должна носить системный

характер и быть направленной на решение следующих задач:

содействие формированию благоприятной для чтения информационной среды;

продвижение

лучших

образцов

литературы

(текстов,

книг,

жанров,

изданий)

в

школах;

формирование

в

обществе

представлений

о

ценности

и

значимости

чтения

и

книжной культуры;

создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги,

литературы,

библиотек,

книжных

магазинов

и

других

социальных

институтов,

связанных с чтением;

привлечение к чтению не читающих и мало читающих людей;

сохранение и распространение традиционных методик популяризации чтения и

книг (проведение фестивалей, книжных ярмарок, организация и работа литературных

музеев, обществ книголюбов, любителей чтения).

Необходимо решить целый комплекс задач.

Важная роль в этом процессе отводится учителю и урокам литературы: они должны

быть

направлены

на

продвижение

и

популяризацию

чтения

среди

школьников,

на

привлечение интереса к литературе, на формирование понимания у детей того, что чтение

– это увлекательно, познавательно, любопытно.

В момент чтения ребята многое открывают для себя: учатся распознавать добро и зло,

узнают

нормы

и

правила

поведения

в

той

или

иной

ситуации,

формируют

свой

читательский вкус, учатся нравственному и эстетическому восприятию, т.е. распознают

красоту

и

уроки

художественного

слова.

Чтение

литературы

это

главнейший

незаменимый и неизменный источник информации, источник знаний, мудрости, и опыта

предшествующих поколений.

А сколько таинств хранит в себе книга? Она пробуждает к жизни наше воображение,

переносит в пространстве и времени, в ней мы находим мудрого собеседника, есть

возможность

окунуться

в

мир

мечты.

Именно

чтение

позволяет

становиться

нам

грамотными,

приобрести

облик

образованного

человека,

развить

интеллект,

развить

память, мышление, речь, воображение.

Чтение, комментарий, анализ и интерпретация — неотъемлемые части всякой знаковой

деятельности.

Развитие

указанных

умений,

овладение

возможными

алгоритмами

постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом

высказывании),

а

затем

и

создание

собственного

текста,

представление

собственных

оценок и суждений по поводу прочитанного необходимы школьникам для последующей

успешной самореализации в любой сфере деятельности.

Необходимо разработать систему мероприятий

для

повышения

интереса

у

школьников к чтению литературы. Например, организовать школьный форум «Книга в

нашей

жизни»,

на

котором

обсудить

вопросы,

связанные

с

литературными

произведениями,

с

тем,

какие

книги

сейчас

читают

ребята,

какая

литература

их

интересует. Варианты вопросов для форума:

1. Какие прочитанные книги за последнее время Вам наиболее понравились? Почему.

2. Произведения каких авторов Вы посоветуете прочитать своим сверстникам?

3. Сколько времени в день у Вас занимает чтение литературы?

4. Что можете рассказать о современной литературе в регионе, где проживаете?

5. Когда и какие открытия Вы совершили относительно чтения литературы?

Последующие шаги строятся на основе анализа проведенного исследования.

Современный

урок

литературы

невозможен

без

сопоставления

литературных

произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю

управлять

потоком

ассоциаций,

будить

воображение

учеников,

стимулировать

их

творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным

и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с

иллюстрациями,

репродукциями,

портретами

и

фотоматериалами,

но

перед

учителем

всегда стоит проблема раздаточного материала.

Эту

проблему

помогают

решить

компьютерные

информационные

технологии

и

электронные

образовательные

ресурсы,

которые

дают

возможность

подготовить

презентацию

иллюстративного

и

информационного

материала,

(набор

слайдов-

иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке). В рамках

этой

программы

можно

организовать

на

уроках

литературы,

МХК,

развития

речи

сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же

произведению.

Ученики

за урок

не только

познакомятся

с портретами,

фотографиями,

иллюстрациями,

но и просмотрят

отрывки

из фильмов,

прослушают

аудиозаписи,

музыкальные отрывки и даже побывают на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом, а зрелищность, яркость,

новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами

делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что это не

только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога

подросток научится среди обилия информации в Интернете находить нужную, научится

обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Учитель русского

языка

и

литературы

уже

сталкивается

с

тем,

что

ученики

приносят

аккуратно

переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные

доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что

искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная

работа

все

же

приносила

пользу? Создать

необходимость

обработать

найденную

информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых

заданий, вопросов по теме и т.п. Самое элементарное применение компьютера ребятами –

редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление

сборников,

создание

компьютерных

рисунков.

Старшеклассники

оформляют

свои

доклады,

рефераты

с помощью

компьютера,

делают

сами

рисунки,

схемы,

помогают

делать

тесты,

пособия

по литературе,

дидактический

материал.

Надо

отметить,

что

ребятам

нравится

выполнять

задания

на

компьютере.

Это

тот

самый

случай,

когда

приятное соединяется с полезным.

Современный учитель русского языка и литературы должен уметь работать с новыми

средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав

ученика – право на качественное образование. И, конечно, учить ребят видеть красоту

слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.



В раздел образования