Автор: Камавосян Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Калачеевская СОШ №6
Населённый пункт: город Калач Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы по повышению интереса к литературе и привитию любви к чтению".
Раздел: среднее образование
Система работы по повышению интереса к литературе и привитию любви к чтению.
Камавосян С.Н.
Влияние книги на человека огромно. Она помогает учиться, расширяет кругозор,
лечит душу, формирует взгляды, характер. В этом ее чудесная сила. С самых древних
времен
до
сегодняшнего
дня
книги
были
и
остаются
предметом
мировой
культуры,
искусства
и
надежным
источником
информации.
Именно
с
книги
начинается
самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь.
В компьютерный век, в век высоких технологий человек не может обойтись без
чтения. Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас в стране была неоспорима.
Наша страна считалась самой читаемой страной. Высокий престиж чтения в обществе, и
особенно чтения «серьёзной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах»,
книгособирательство и создание своих домашних библиотек – всё это способствовало
чтению и реально подкрепляло наши представления о России как читающей стране.
Но на данный момент ситуация значительно изменилась. Основная тенденция
последних лет – утрата чтением его исключительной роли в жизни общества, потеря
статуса престижного занятия. В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться
внимания чтению литературы. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены
компьютерными
играми,
просмотром
телевизионных
программ.
Порой
эти
приспособления
отнимают
всё
свободное
время
ребят.
Наукой
доказано,
что
такие
увлечения отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни ребят, так как иногда
не разграничивается реальное и виртуальное. Среди причин снижения интереса к чтению
можно назвать следующие: изменение системы ценностей, снижение престижа чтения в
обществе ( читать не модно),
Изменение статуса книги в обществе (уже нет культа книги, нет всеобщей
заразительности,
когда
одна
потрёпанная
книжка
переходила
из
рук
в
руки
и
не
прочитавший её был бы не понят окружающими, нет дефицита книг, а что доступно и не
запретно, то неинтересно). Сложившиеся в последние годы стереотипы успеха (успешного
человека) совершенно не связаны с начитанностью, любовью к книгам, более того, даже
противопоставлены им.
Как же вернуть интерес к чтению?
Работа школ, и учителя в частности, по продвижению чтения должна носить системный
характер и быть направленной на решение следующих задач:
содействие формированию благоприятной для чтения информационной среды;
продвижение
лучших
образцов
литературы
(текстов,
книг,
жанров,
изданий)
в
школах;
формирование
в
обществе
представлений
о
ценности
и
значимости
чтения
и
книжной культуры;
создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги,
литературы,
библиотек,
книжных
магазинов
и
других
социальных
институтов,
связанных с чтением;
привлечение к чтению не читающих и мало читающих людей;
сохранение и распространение традиционных методик популяризации чтения и
книг (проведение фестивалей, книжных ярмарок, организация и работа литературных
музеев, обществ книголюбов, любителей чтения).
Необходимо решить целый комплекс задач.
Важная роль в этом процессе отводится учителю и урокам литературы: они должны
быть
направлены
на
продвижение
и
популяризацию
чтения
среди
школьников,
на
привлечение интереса к литературе, на формирование понимания у детей того, что чтение
– это увлекательно, познавательно, любопытно.
В момент чтения ребята многое открывают для себя: учатся распознавать добро и зло,
узнают
нормы
и
правила
поведения
в
той
или
иной
ситуации,
формируют
свой
читательский вкус, учатся нравственному и эстетическому восприятию, т.е. распознают
красоту
и
уроки
художественного
слова.
Чтение
литературы
–
это
главнейший
незаменимый и неизменный источник информации, источник знаний, мудрости, и опыта
предшествующих поколений.
А сколько таинств хранит в себе книга? Она пробуждает к жизни наше воображение,
переносит в пространстве и времени, в ней мы находим мудрого собеседника, есть
возможность
окунуться
в
мир
мечты.
Именно
чтение
позволяет
становиться
нам
грамотными,
приобрести
облик
образованного
человека,
развить
интеллект,
развить
память, мышление, речь, воображение.
Чтение, комментарий, анализ и интерпретация — неотъемлемые части всякой знаковой
деятельности.
Развитие
указанных
умений,
овладение
возможными
алгоритмами
постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании),
а
затем
и
создание
собственного
текста,
представление
собственных
оценок и суждений по поводу прочитанного необходимы школьникам для последующей
успешной самореализации в любой сфере деятельности.
Необходимо разработать систему мероприятий
для
повышения
интереса
у
школьников к чтению литературы. Например, организовать школьный форум «Книга в
нашей
жизни»,
на
котором
обсудить
вопросы,
связанные
с
литературными
произведениями,
с
тем,
какие
книги
сейчас
читают
ребята,
какая
литература
их
интересует. Варианты вопросов для форума:
1. Какие прочитанные книги за последнее время Вам наиболее понравились? Почему.
2. Произведения каких авторов Вы посоветуете прочитать своим сверстникам?
3. Сколько времени в день у Вас занимает чтение литературы?
4. Что можете рассказать о современной литературе в регионе, где проживаете?
5. Когда и какие открытия Вы совершили относительно чтения литературы?
Последующие шаги строятся на основе анализа проведенного исследования.
Современный
урок
литературы
невозможен
без
сопоставления
литературных
произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю
управлять
потоком
ассоциаций,
будить
воображение
учеников,
стимулировать
их
творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным
и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с
иллюстрациями,
репродукциями,
портретами
и
фотоматериалами,
но
перед
учителем
всегда стоит проблема раздаточного материала.
Эту
проблему
помогают
решить
компьютерные
информационные
технологии
и
электронные
образовательные
ресурсы,
которые
дают
возможность
подготовить
презентацию
иллюстративного
и
информационного
материала,
(набор
слайдов-
иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке). В рамках
этой
программы
можно
организовать
на
уроках
литературы,
МХК,
развития
речи
сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же
произведению.
Ученики
за урок
не только
познакомятся
с портретами,
фотографиями,
иллюстрациями,
но и просмотрят
отрывки
из фильмов,
прослушают
аудиозаписи,
музыкальные отрывки и даже побывают на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом, а зрелищность, яркость,
новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами
делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что это не
только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога
подросток научится среди обилия информации в Интернете находить нужную, научится
обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Учитель русского
языка
и
литературы
уже
сталкивается
с
тем,
что
ученики
приносят
аккуратно
переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные
доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что
искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная
работа
все
же
приносила
пользу? Создать
необходимость
обработать
найденную
информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых
заданий, вопросов по теме и т.п. Самое элементарное применение компьютера ребятами –
редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление
сборников,
создание
компьютерных
рисунков.
Старшеклассники
оформляют
свои
доклады,
рефераты
с помощью
компьютера,
делают
сами
рисунки,
схемы,
помогают
делать
тесты,
пособия
по литературе,
дидактический
материал.
Надо
отметить,
что
ребятам
нравится
выполнять
задания
на
компьютере.
Это
тот
самый
случай,
когда
приятное соединяется с полезным.
Современный учитель русского языка и литературы должен уметь работать с новыми
средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав
ученика – право на качественное образование. И, конечно, учить ребят видеть красоту
слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.