Авторы: Головкина Оксана Васильевна, Плюснина Ольга Михайловна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "ЛЕГОПОЛИС"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Учебное пособие
Тема: "Окно в мир сказок и былин"
Раздел: дошкольное образование
" Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,
когда он живёт в мире сказок,
творчества, воображения, фантазии,
а без этого он засушенный цветок"
В.Сухомлинский
Учебное пособие.
Творческо - игровые виды деятельности на занятиях со старшими
дошкольниками по теме
"Окно в мир сказок и былин"
Авторы: Головкина О.В.
Плюснина О.М.
Введение.
Образы русских сказок, былин, песен, загадок оживают в игровой
деятельности, когда ребёнок погружается в мир волшебства и фантазии.
Данное пособие позволяет распахнуть окно в мир песен - сказаний о
богатырях Древней Руси. В былинах реальные герои и исторические события
тесно переплетаются с фантастическими образами.
Пособие раскрывает окно и в мир сказки, в это повествование с вымыслом,
основанном на мифах и легендах.
Учитывая возрастные особенности детей, методика пособия строится, как
игровое взаимодействие ребёнка с героями былин, персонажами сказок, со
своими сверстниками и взрослыми. Разыгрываются эпизоды, игровые
диалоги.
При ознакомлении с былинами и сказками пособие предлагает не
только различные виды, формы, игровые приёмы деятельности, но и
определяет её конкретные цели.
На основе сказок и былин разработаны новые развивающие игры, речевые
логические задачи, музыкально - дидактические игры, театрализованные
досуги, игры - развлечения, игры - путешествия, игры - превращения.
Интересной формой работы является организация " Городка мастеров",
где трудятся маленькие гончары, художники - пейзажисты, художники -
модельеры, архитекторы - сказочники, художники - иллюстраторы.
Уделено большое внимание таким видам деятельности, как приобщение к
словесному творчеству, ознакомлению с репродукциями картин В.Васнецова,
иллюстрациями сказок, конструированию сказочных городков, продуктивной
деятельности. Предлагается интересный сценарий представления
интерактивной сказки " Баба - Яга ищет профессию", совместный досуг,
посвящённый русским богатырям для детей и родителей "Богатырская наша
сила", который формирует уважение и гордость к наследию русского народа,
нравственно - патриотического чувства к Родине и её истории. Мероприятие
способствует эмоциональному общению детей с родителями, участие
родителей в совместной с детьми двигательной деятельности.
В пособии предлагается необычное проведение сказочной ярмарки с
необычными творческими изделиями, необычными продавцами и
необычными покупателями.
Особый интерес для детей вызывает иллюстрированная " Карта
путешествий по сказкам и былинам". Во время путешествия дети играют в
различные игры и с удовольствием участвуют в конкурсах. Путешествуя, они
помогают Золушке отправится на бал, украшая её платье, из разрезанных
частей составляют щит богатыря и соревнуются в смекалке.
Дети очень любят былины и сказки. В них движутся и просыпаются,
как стёклышки в калейдоскопе, забавные сценки и опасные приключения.
внезапные несчастья сменяются радостью. Добро борется со злом. сказки и
былины как бы советуют малышу: " Борись - и ты будешь победителем!"
К данному учебному пособию прилагаются:
1. Перечень сказок и былин для организации совместной деятельности
взрослых и детей.
2. Викторины по страницам сказок и былин.
3. Сценарий представления интерактивной сказки " Баба - Яга ищет
профессию"
Сценарий досуга, посвящённого русским богатырям для детей и родителей "
Богатырская наша сила".
4. Комплект иллюстраций к сказкам и репродукций картин к былинам.
5. Материал к беседам по репродукциям картин В.Васнецова.
6. Игры со сказками.
7. Иллюстрированная " Карта путешествий по сказкам и былинам"
Виды образовательной
деятельности
Цели
Формы
деятельности.
Игровые приёмы
1." Книжная полка" - Былина "
Илья Муромец и Соловей -
разбойник".
Репродукция картины
В.Васнецова "Богатыри"
* Дать детям представление
о былинах с образами
русских богатырей.
* Познакомить с одеждой и
вооружением русских
воинов.
* Приобщать к словесному
творчеству.
* Способствовать
осознанию роли воинов -
защитников Родины.
* Рассказ воспитателя в
сочетании с чтением
отдельных отрывков из
былины " О богатыре
Илье Муромце"
* Дид.игра "Три
могучих витязя"
* Сюжетно - ролевые
игры " Мы - защитники
Родины"
2." Городок мастеров" -
рисование "Русский богатырь
Илья Муромец"
Закреплять умение
передавать впечатления от
прочитанного.
услышанного, увиденного,
отражать характерные
особенности внешнего вида
героя.
* Рассказ - беседа
"Одежда и вооружение
русских богатырей "
* Творческая игра -
фантазия " Новые
подвиги Ильи Муромца"
3." Городок мастеров" -
* Учить создавать
* Рассказ - беседа " о
художественно - ручной труд
"Богатыри Земли русской"
объёмные изображения по
чертежам.
* Продолжать знакомство с
образом былинного
богатыря.
дне былинного богатыря
Ильи Муромца" - 1
января
* Игра " Увидим
различия между
богатырями"
4." Книжная полка" - Былина
"Добрыня и змей"
*Продолжить знакомить
детей с былинными
богатырями.
* Сопоставить героические
подвиги русских богатырей
и современных воинов -
защитников Родины.
Рассказы детей о
подвигах наших воинов.
( информация из СМИ)
5. " Городок мастеров" -
художественно - ручной труд "
Былинный змей"
* Научить детей создавать
образы из поролона.
* Дид.игра " Мои
представления о
былинном змее"
* Игра " Эпизод былины
изображаем мы без
слов" ( подгруппы)
6. " Книжная полка" - Былина
"Святогор и тяга земная"
*Приобщать детей к
былинному эпосу, складу
речи.
* Совершенствовать
диалогическую речь
* Продолжать воспитывать
гражданские чувства
* Театрализованная игра
( эпизод встречи
Святогора с Микулой
селяниновичем)
* Рассказ - беседа о
государственной
символике России.
*" Российский флаг" -
аппликация из ткани.
7. " Книжная полка" - Былина
"Садко" чтение в сокращении в
сочетании с работой по
содержанию.
* Продолжать знакомство с
образом былинного
богатыря.
* Приобщать детей к
словесному творчеству.
*Развивающая игра
"Вопрос - ответ" ( по
содержанию былины)
* Составление
короткого рассказа о
том, как гусляр Садко
очаровал своей игрой
морского царя
8. " Книжная полка" - русская
* Помочь пересказывать
* разыгрывание диалога
народная сказка " Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка" -
коллективное рассказывание
сказку без существенных
пропусков и повторов.
* Закрепить представление
об опасности
непослушания.
Алёнушки и Иванушки.
* Речевые логические
задачи" Злую ведьму мы
поймаем".
9. Рассматривание картины В.
Васнецова " Алёнушка" -
коллективное обсуждение
* Помочь детям "
одушевить" природу
картины.
* Дать детям представление
о том, что это полотно не
иллюстрация к сказке.
* Придумывание детьми
живописной сказки.
( вопросы)
* Дидактическое
упражнение " Что хотел
художник передать через
образ девочки?"
10. Пересказ русской народной
сказки " Снегурочка".
Рассматривание репродукции
картины В.Васнецова
" Снегурочка"
* Учить выразительно
передавать содержание
сказки, используя слова и
выражения из текста.
* Продолжать учить
воспринимать произведения
изобразительного
искусства.
*Разыгрывание
отдельных эпизодов
сказки
*Творческая игра
" Сказка по кругу"
11.
. " Городок мастеров" - лепка.
Создание композиций по сказке
"Снегурочка"
* Закреплять умение
отображать эпизоды
знакомой сказки, лепить
фигуры людей, соблюдая
формы и пропорции
* Пересказ основных
эпизодов сказки.
* Развлечение
"Снегурушка и лиса"
* Музыкально -
дидактическая игра "
Что делают герои
сказок".
12. Картина - сказка " Иван
Царевич на сером волке" -
коллективное обсуждение.
* Продолжать учить
рассматривать
репродукции; формировать
умение воспринимать её
настроение, выражать своё
отношение.
* Дидактическая игра "
В кого должны
превратиться герои?"
* разгадывание
картинного кроссворда
" Недобрые силы в
дремучем лесу"
13. . " Книжная полка" русская
народная сказка "Василиса
Премудрая" ( рассказывание)
* Закреплять знания об
особенностях композиции и
языка сказки.
* Приобщать детей к
словесному творчеству.
* Игра - путаница " Что
сначала - что потом"
* Игра на ориентировку
в пространстве " Мы
ищем клад" ( по карте)
14. Познавательно -
исследовательская
( конструктивная) деятельность
" Сказочный городок"
* Закреплять навыки
строительства домов разной
конструкции по мотивам
сказок.
* Формировать умения
работать в группах.
*Картограф " Детали к
постройкам "Сказочного
городка"
* Режиссёрская игра
"Приключение в
Сказочном городке"
15. " Городок мастеров" : "
Русские узоры в сказке
народной" - создание сказочных
узоров. (рисование, лепка,
аппликация)
* Уточнить представление
об особенностях росписи
русских мастеров,
воспитывать гордость за их
творчество.
* Закреплять умение
располагать узор на круге,
квадрате, полосе.
* Дид.игра " Русский
сарафан"
* Музыкальная минутка.
"Играем на русских
народных
инструментах"
16. " Городок мастеров" - "
Сказочное царство Гжели" -
роспись кокошника.
* Учить отражать в росписи
впечатление от сказок,
используя элементы и
колорит гжельской росписи.
* Помочь почувствовать
удивительную
неповторимость Гжельской
росписи.
Творческое
рассказывание "
Сказочное волшебство"
17. " Книжная полка" - Сказки
народов Прикамья ( по выбору
педагога)
Познакомить детей с
устным народным
творчеством народов
Прикамья.
Творческие игры:
придумывание
маленьких сказок с
традиционной
присказкой "Скоро
сказка сказывается, да
не скоро дело делается".
18. " Книжная полка" - нанайская
народная сказка "Айога"
* Воспитывать
отрицательное отношение к
грубости и лени.
* Помочь понять сказку,
оценить характер героини.
* Конкурс пословиц о
трудолюбии и лени.
* Развивающая игра "
Так бывает или нет"
19. " Книжная полка" А.С.
Пушкин "Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях"
( чтение в сочетании с работой
по содержанию)
* Познакомить с авторской
сказкой и творчеством
художника - иллюстратора
И.Билибина
* Дать понятие о
возможности
несоответствия внешности
людей и их поступков;
закрепить правила общения
с незнакомыми людьми.
* Дид.игра " Моя оценка
поступкам и действиям
героев сказки"
* Инсценирование
отдельных эпизодов
сказки.
20. " Городок мастеров" - "
Сказочная птица" - ( рисунок -
аппликация)
* Закреплять умение
создавать сказочные образы
на основе имеющихся
навыков.
* Закреплять навыки
рисования цветными
карандашами.
* Развивающая игра
"Птица в сказку
прилетела"
( придумывание
маленьких волшебных
сказок).
21.
" Городок мастеров" -
подарки малышам ( поделки из
природного материала) "
Сказочные герои"
* Учить создавать
изображения из природного
и бросового материала.
* Формировать навыки
сотрудничества.
* Развлечение
"Золочёная стрела
Иванушки" ( К кому
стрела упадёт, тот
разгадку найдёт)
* Прослушивание
музыкальных
произведений к сказкам.
22. Конструктивная деятельность
- "Волшебный замок", " Домик
старика и старухи", " Теремок", "
Избушка Бабы - Яги"
* Активизировать знание
содержания сказки.
* Закреплять умение
отбирать необходимые
детали и украшения для
конструкции
* Разыгрывание эпизода
" Сердитая старуха из
сказки А.С.Пушкина"
* Развлечение " Фокусы
Бабы - Яги"
23
.
" Городок мастеров" -
иллюстрации к сказкам
А.С.Пушкина
( запомнившийся сюжет,
понравившийся герой)
* Учить передавать в
рисунке характерные
особенности персонажей
известных сказок
А.С.Пушкина
* Развивать образные
представления,
воображение.
* Игра - викторина по
сказкам А.С.Пушкина.
* Пластическая игра
" Ветер по морю гуляет"
24.
" Городок мастеров" -
гончарное искусство: работа с
солёным тестом, глиной "
Сказочные игрушки, посуда"
( декоративная роспись)
Учить создавать из
солёного теста и глины
атрибуты для сказки.
" Развивающая игра
"Узнай по описанию"
* " Музыкальная сказка"
( групповой оркестр)
25. " Книжная полка" - П.Ершов
"Конёк - Горбунок" ( чтение в
сочетании с работой по
содержанию)
* Упражнять в подборе
слов, характеризующих
героев сказки.
* Учить эмоционально
воспринимать образное
содержание сказки,
подвести к пониманию идеи
произведения.
* Речевые логические
*Речевые логические
задачи ( проблемные
ситуации)
* Минутки сказочных
загадок и небылиц.
26.
" Городок мастеров" -
коллективная работа с
использованием природного
материала и различных
изобразительных средств "
Встреча Ивана - Царевича с
лягушкой"
* Учить изображать эпизод
сказки с помощью
различных материалов и
изобразительных средств.
* Учить правильному
общению друг с другом в
совместной деятельности.
* " Театральные
встречи"
(рассказывание сказок с
использованием
мнемотаблиц)
* Дид.игра "Фрагменты,
выпавшие из рисунка".
27. Игра - путешествие "
Сказочный чудо - остров"
- Загадочные приключения
- Встречи с героями сказок и
былин.
- Изготовление подарка для Бабы
- Яги
* Приобщать детей к
словесному творчеству.
* Развивать интерес к
чтению детских книг.
* Учить решать речевые
логические задачи.
* Формировать навыки
работы с бросовым и
природным материалом.
* Досуг " В гостях у
сказки"
* Развивающая игра
"Опиши - я угадаю"
28.
" Городок мастеров" -
подарки малышам. Изготовление
книжек - малышек ( сказки)
* Воспитывать заботливое
отношение к младшим
детям, закреплять умение
объединяться в подгруппы
для выполнения задания и
распределение ролей.
* Работа с
иллюстрированными
изданиями сказок.
* Рассматривание
тематического альбома "
Создание книги".
29. Сказочная ярмарка
творческих работ совместной
деятельности взрослых и
детей.
- Коллективная работа детей и
родителей : " Карта путешествий
по страницам сказок и былин"
* Организовать сказочную
ярмарку - распродажу с
необычными продавцами.
покупателями, магазинами.
* Развивать интерес к
путешествиям по
иллюстрированным
картинам сказок и былин.
* Формировать интерес к
совместной деятельности
взрослых и детей.
* Игра " Продам по
описанию"
* Театрализованное
представление
интерактивной сказки "
Баба - Яга меняет
профессию".
* Награждение
победителей конкурсов,
умельцев - гончаров,
художников,
сказочников, юных
архитекторов.