Напоминание

"Окно в мир сказок и былин"


Авторы: Головкина Оксана Васильевна, Плюснина Ольга Михайловна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "ЛЕГОПОЛИС"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Учебное пособие
Тема: "Окно в мир сказок и былин"
Раздел: дошкольное образование





Назад




" Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,

когда он живёт в мире сказок,

творчества, воображения, фантазии,

а без этого он засушенный цветок"

В.Сухомлинский

Учебное пособие.

Творческо - игровые виды деятельности на занятиях со старшими

дошкольниками по теме

"Окно в мир сказок и былин"

Авторы: Головкина О.В.

Плюснина О.М.

Введение.

Образы русских сказок, былин, песен, загадок оживают в игровой

деятельности, когда ребёнок погружается в мир волшебства и фантазии.

Данное пособие позволяет распахнуть окно в мир песен - сказаний о

богатырях Древней Руси. В былинах реальные герои и исторические события

тесно переплетаются с фантастическими образами.

Пособие раскрывает окно и в мир сказки, в это повествование с вымыслом,

основанном на мифах и легендах.

Учитывая возрастные особенности детей, методика пособия строится, как

игровое взаимодействие ребёнка с героями былин, персонажами сказок, со

своими сверстниками и взрослыми. Разыгрываются эпизоды, игровые

диалоги.

При ознакомлении с былинами и сказками пособие предлагает не

только различные виды, формы, игровые приёмы деятельности, но и

определяет её конкретные цели.

На основе сказок и былин разработаны новые развивающие игры, речевые

логические задачи, музыкально - дидактические игры, театрализованные

досуги, игры - развлечения, игры - путешествия, игры - превращения.

Интересной формой работы является организация " Городка мастеров",

где трудятся маленькие гончары, художники - пейзажисты, художники -

модельеры, архитекторы - сказочники, художники - иллюстраторы.

Уделено большое внимание таким видам деятельности, как приобщение к

словесному творчеству, ознакомлению с репродукциями картин В.Васнецова,

иллюстрациями сказок, конструированию сказочных городков, продуктивной

деятельности. Предлагается интересный сценарий представления

интерактивной сказки " Баба - Яга ищет профессию", совместный досуг,

посвящённый русским богатырям для детей и родителей "Богатырская наша

сила", который формирует уважение и гордость к наследию русского народа,

нравственно - патриотического чувства к Родине и её истории. Мероприятие

способствует эмоциональному общению детей с родителями, участие

родителей в совместной с детьми двигательной деятельности.

В пособии предлагается необычное проведение сказочной ярмарки с

необычными творческими изделиями, необычными продавцами и

необычными покупателями.

Особый интерес для детей вызывает иллюстрированная " Карта

путешествий по сказкам и былинам". Во время путешествия дети играют в

различные игры и с удовольствием участвуют в конкурсах. Путешествуя, они

помогают Золушке отправится на бал, украшая её платье, из разрезанных

частей составляют щит богатыря и соревнуются в смекалке.

Дети очень любят былины и сказки. В них движутся и просыпаются,

как стёклышки в калейдоскопе, забавные сценки и опасные приключения.

внезапные несчастья сменяются радостью. Добро борется со злом. сказки и

былины как бы советуют малышу: " Борись - и ты будешь победителем!"

К данному учебному пособию прилагаются:

1. Перечень сказок и былин для организации совместной деятельности

взрослых и детей.

2. Викторины по страницам сказок и былин.

3. Сценарий представления интерактивной сказки " Баба - Яга ищет

профессию"

Сценарий досуга, посвящённого русским богатырям для детей и родителей "

Богатырская наша сила".

4. Комплект иллюстраций к сказкам и репродукций картин к былинам.

5. Материал к беседам по репродукциям картин В.Васнецова.

6. Игры со сказками.

7. Иллюстрированная " Карта путешествий по сказкам и былинам"

Виды образовательной

деятельности

Цели

Формы

деятельности.

Игровые приёмы

1." Книжная полка" - Былина "

Илья Муромец и Соловей -

разбойник".

Репродукция картины

В.Васнецова "Богатыри"

* Дать детям представление

о былинах с образами

русских богатырей.

* Познакомить с одеждой и

вооружением русских

воинов.

* Приобщать к словесному

творчеству.

* Способствовать

осознанию роли воинов -

защитников Родины.

* Рассказ воспитателя в

сочетании с чтением

отдельных отрывков из

былины " О богатыре

Илье Муромце"

* Дид.игра "Три

могучих витязя"

* Сюжетно - ролевые

игры " Мы - защитники

Родины"

2." Городок мастеров" -

рисование "Русский богатырь

Илья Муромец"

Закреплять умение

передавать впечатления от

прочитанного.

услышанного, увиденного,

отражать характерные

особенности внешнего вида

героя.

* Рассказ - беседа

"Одежда и вооружение

русских богатырей "

* Творческая игра -

фантазия " Новые

подвиги Ильи Муромца"

3." Городок мастеров" -

* Учить создавать

* Рассказ - беседа " о

художественно - ручной труд

"Богатыри Земли русской"

объёмные изображения по

чертежам.

* Продолжать знакомство с

образом былинного

богатыря.

дне былинного богатыря

Ильи Муромца" - 1

января

* Игра " Увидим

различия между

богатырями"

4." Книжная полка" - Былина

"Добрыня и змей"

*Продолжить знакомить

детей с былинными

богатырями.

* Сопоставить героические

подвиги русских богатырей

и современных воинов -

защитников Родины.

Рассказы детей о

подвигах наших воинов.

( информация из СМИ)

5. " Городок мастеров" -

художественно - ручной труд "

Былинный змей"

* Научить детей создавать

образы из поролона.

* Дид.игра " Мои

представления о

былинном змее"

* Игра " Эпизод былины

изображаем мы без

слов" ( подгруппы)

6. " Книжная полка" - Былина

"Святогор и тяга земная"

*Приобщать детей к

былинному эпосу, складу

речи.

* Совершенствовать

диалогическую речь

* Продолжать воспитывать

гражданские чувства

* Театрализованная игра

( эпизод встречи

Святогора с Микулой

селяниновичем)

* Рассказ - беседа о

государственной

символике России.

*" Российский флаг" -

аппликация из ткани.

7. " Книжная полка" - Былина

"Садко" чтение в сокращении в

сочетании с работой по

содержанию.

* Продолжать знакомство с

образом былинного

богатыря.

* Приобщать детей к

словесному творчеству.

*Развивающая игра

"Вопрос - ответ" ( по

содержанию былины)

* Составление

короткого рассказа о

том, как гусляр Садко

очаровал своей игрой

морского царя

8. " Книжная полка" - русская

* Помочь пересказывать

* разыгрывание диалога

народная сказка " Сестрица

Алёнушка и братец Иванушка" -

коллективное рассказывание

сказку без существенных

пропусков и повторов.

* Закрепить представление

об опасности

непослушания.

Алёнушки и Иванушки.

* Речевые логические

задачи" Злую ведьму мы

поймаем".

9. Рассматривание картины В.

Васнецова " Алёнушка" -

коллективное обсуждение

* Помочь детям "

одушевить" природу

картины.

* Дать детям представление

о том, что это полотно не

иллюстрация к сказке.

* Придумывание детьми

живописной сказки.

( вопросы)

* Дидактическое

упражнение " Что хотел

художник передать через

образ девочки?"

10. Пересказ русской народной

сказки " Снегурочка".

Рассматривание репродукции

картины В.Васнецова

" Снегурочка"

* Учить выразительно

передавать содержание

сказки, используя слова и

выражения из текста.

* Продолжать учить

воспринимать произведения

изобразительного

искусства.

*Разыгрывание

отдельных эпизодов

сказки

*Творческая игра

" Сказка по кругу"

11.

. " Городок мастеров" - лепка.

Создание композиций по сказке

"Снегурочка"

* Закреплять умение

отображать эпизоды

знакомой сказки, лепить

фигуры людей, соблюдая

формы и пропорции

* Пересказ основных

эпизодов сказки.

* Развлечение

"Снегурушка и лиса"

* Музыкально -

дидактическая игра "

Что делают герои

сказок".

12. Картина - сказка " Иван

Царевич на сером волке" -

коллективное обсуждение.

* Продолжать учить

рассматривать

репродукции; формировать

умение воспринимать её

настроение, выражать своё

отношение.

* Дидактическая игра "

В кого должны

превратиться герои?"

* разгадывание

картинного кроссворда

" Недобрые силы в

дремучем лесу"

13. . " Книжная полка" русская

народная сказка "Василиса

Премудрая" ( рассказывание)

* Закреплять знания об

особенностях композиции и

языка сказки.

* Приобщать детей к

словесному творчеству.

* Игра - путаница " Что

сначала - что потом"

* Игра на ориентировку

в пространстве " Мы

ищем клад" ( по карте)

14. Познавательно -

исследовательская

( конструктивная) деятельность

" Сказочный городок"

* Закреплять навыки

строительства домов разной

конструкции по мотивам

сказок.

* Формировать умения

работать в группах.

*Картограф " Детали к

постройкам "Сказочного

городка"

* Режиссёрская игра

"Приключение в

Сказочном городке"

15. " Городок мастеров" : "

Русские узоры в сказке

народной" - создание сказочных

узоров. (рисование, лепка,

аппликация)

* Уточнить представление

об особенностях росписи

русских мастеров,

воспитывать гордость за их

творчество.

* Закреплять умение

располагать узор на круге,

квадрате, полосе.

* Дид.игра " Русский

сарафан"

* Музыкальная минутка.

"Играем на русских

народных

инструментах"

16. " Городок мастеров" - "

Сказочное царство Гжели" -

роспись кокошника.

* Учить отражать в росписи

впечатление от сказок,

используя элементы и

колорит гжельской росписи.

* Помочь почувствовать

удивительную

неповторимость Гжельской

росписи.

Творческое

рассказывание "

Сказочное волшебство"

17. " Книжная полка" - Сказки

народов Прикамья ( по выбору

педагога)

Познакомить детей с

устным народным

творчеством народов

Прикамья.

Творческие игры:

придумывание

маленьких сказок с

традиционной

присказкой "Скоро

сказка сказывается, да

не скоро дело делается".

18. " Книжная полка" - нанайская

народная сказка "Айога"

* Воспитывать

отрицательное отношение к

грубости и лени.

* Помочь понять сказку,

оценить характер героини.

* Конкурс пословиц о

трудолюбии и лени.

* Развивающая игра "

Так бывает или нет"

19. " Книжная полка" А.С.

Пушкин "Сказка о мёртвой

царевне и семи богатырях"

( чтение в сочетании с работой

по содержанию)

* Познакомить с авторской

сказкой и творчеством

художника - иллюстратора

И.Билибина

* Дать понятие о

возможности

несоответствия внешности

людей и их поступков;

закрепить правила общения

с незнакомыми людьми.

* Дид.игра " Моя оценка

поступкам и действиям

героев сказки"

* Инсценирование

отдельных эпизодов

сказки.

20. " Городок мастеров" - "

Сказочная птица" - ( рисунок -

аппликация)

* Закреплять умение

создавать сказочные образы

на основе имеющихся

навыков.

* Закреплять навыки

рисования цветными

карандашами.

* Развивающая игра

"Птица в сказку

прилетела"

( придумывание

маленьких волшебных

сказок).

21.

" Городок мастеров" -

подарки малышам ( поделки из

природного материала) "

Сказочные герои"

* Учить создавать

изображения из природного

и бросового материала.

* Формировать навыки

сотрудничества.

* Развлечение

"Золочёная стрела

Иванушки" ( К кому

стрела упадёт, тот

разгадку найдёт)

* Прослушивание

музыкальных

произведений к сказкам.

22. Конструктивная деятельность

- "Волшебный замок", " Домик

старика и старухи", " Теремок", "

Избушка Бабы - Яги"

* Активизировать знание

содержания сказки.

* Закреплять умение

отбирать необходимые

детали и украшения для

конструкции

* Разыгрывание эпизода

" Сердитая старуха из

сказки А.С.Пушкина"

* Развлечение " Фокусы

Бабы - Яги"

23

.

" Городок мастеров" -

иллюстрации к сказкам

А.С.Пушкина

( запомнившийся сюжет,

понравившийся герой)

* Учить передавать в

рисунке характерные

особенности персонажей

известных сказок

А.С.Пушкина

* Развивать образные

представления,

воображение.

* Игра - викторина по

сказкам А.С.Пушкина.

* Пластическая игра

" Ветер по морю гуляет"

24.

" Городок мастеров" -

гончарное искусство: работа с

солёным тестом, глиной "

Сказочные игрушки, посуда"

( декоративная роспись)

Учить создавать из

солёного теста и глины

атрибуты для сказки.

" Развивающая игра

"Узнай по описанию"

* " Музыкальная сказка"

( групповой оркестр)

25. " Книжная полка" - П.Ершов

"Конёк - Горбунок" ( чтение в

сочетании с работой по

содержанию)

* Упражнять в подборе

слов, характеризующих

героев сказки.

* Учить эмоционально

воспринимать образное

содержание сказки,

подвести к пониманию идеи

произведения.

* Речевые логические

*Речевые логические

задачи ( проблемные

ситуации)

* Минутки сказочных

загадок и небылиц.

26.

" Городок мастеров" -

коллективная работа с

использованием природного

материала и различных

изобразительных средств "

Встреча Ивана - Царевича с

лягушкой"

* Учить изображать эпизод

сказки с помощью

различных материалов и

изобразительных средств.

* Учить правильному

общению друг с другом в

совместной деятельности.

* " Театральные

встречи"

(рассказывание сказок с

использованием

мнемотаблиц)

* Дид.игра "Фрагменты,

выпавшие из рисунка".

27. Игра - путешествие "

Сказочный чудо - остров"

- Загадочные приключения

- Встречи с героями сказок и

былин.

- Изготовление подарка для Бабы

- Яги

* Приобщать детей к

словесному творчеству.

* Развивать интерес к

чтению детских книг.

* Учить решать речевые

логические задачи.

* Формировать навыки

работы с бросовым и

природным материалом.

* Досуг " В гостях у

сказки"

* Развивающая игра

"Опиши - я угадаю"

28.

" Городок мастеров" -

подарки малышам. Изготовление

книжек - малышек ( сказки)

* Воспитывать заботливое

отношение к младшим

детям, закреплять умение

объединяться в подгруппы

для выполнения задания и

распределение ролей.

* Работа с

иллюстрированными

изданиями сказок.

* Рассматривание

тематического альбома "

Создание книги".

29. Сказочная ярмарка

творческих работ совместной

деятельности взрослых и

детей.

- Коллективная работа детей и

родителей : " Карта путешествий

по страницам сказок и былин"

* Организовать сказочную

ярмарку - распродажу с

необычными продавцами.

покупателями, магазинами.

* Развивать интерес к

путешествиям по

иллюстрированным

картинам сказок и былин.

* Формировать интерес к

совместной деятельности

взрослых и детей.

* Игра " Продам по

описанию"

* Театрализованное

представление

интерактивной сказки "

Баба - Яга меняет

профессию".

* Награждение

победителей конкурсов,

умельцев - гончаров,

художников,

сказочников, юных

архитекторов.



В раздел образования