Автор: Габнасырова Руфина Бикмухаметовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: КОУ "Нефтеюганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск, Тюменская область
Наименование материала: ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКО - СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.
Тема: Приемы и методы коррекции обучающихся с умственной отсталостью
Раздел: начальное образование
Дата: 19.03.2019г.
Учитель – логопед:
Тема: Называние действий, предметов по вопросам что делает? что делают?
Форма занятия: индивидуальная
Познавательные
1.
отвечать на простые вопросы учителя;
2.
формировать умение осознанного и произвольного построения речевого
высказывания в устной форме;
Коммуникативные
1.
формировать умение слушать и понимать других;
2.
формировать умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
3.
формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные
1.
формировать интерес (мотивацию) к обучению;
2.
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности;
Регулятивные
1.
формировать умение организовывать своё рабочее место;
2.
формировать умение определять цель выполнения заданий на уроке.
Ход занятия
Этапы урока
Деятельность
Учителя - логопеда
Деятельность
обучающихся
Формир
уемые
БУД
Организационны
й момент.
Запись на доске слов,
обозначающих действия
предмета.
Прочитайте загадки и назовите
действия, выполняемые
предметом. Отгадайте загадки.
Подберите и запишите как
можно больше действий к
каждому отгаданному
предмету.
В поле мчится, Он живет в лесу
дремучем.
В дверь стучится, Сам он серый
и колючий.
Ворота отворяет, Ночью ходит,
днем он спит,
Пыль поднимает. Если сердится
- ворчит.
(Ветер) (Ежик)
Называние д е й с т в и й
п о
предъявляемым картинкам
Р.Л.
Дыхательная
гимнастика
Формирование умения
сочетать фиксированный и
форсированный выдохи.
Вдох носом, удлиненный
выдох с усилением в конце
(ф…ф! ф!).
Вдох носом,
толчкообразный выдох, в конце
переходящий в плавный выдох
(ф! ф! ф…).
Губы трубочкой вытянуты
вперед. Вдох носом,
удлиненный выдох через
«трубочку» с усилением в
Выполнение
упражнения
н а
р а з в и т и я
р е ч е в о г о
выдоха.
Р.
конце (у…у! у!).
Губы трубочкой вытянуты
вперед. Вдох носом,
толчкообразный выдох, в конце
переходящий в плавный выдох
(у! у! у…).
Вдох через слегка
сомкнутые губы, удлиненный
выдох через нос с усилением в
конце с голосом (м…м! м!).
Вдох через слегка
сомкнутые губы,
толчкообразный выдох, в конце
переходящий в плавный выдох
(м! м! м…).
Губы в улыбке. Вдох
носом, удлиненный выдох
через рот (с…с! с! ).
Губы в улыбке. Вдох
носом, толчкообразный выдох,
в конце переходящий в
плавный выдох (с! с! )
Основной Этап
Формирование
фонематических
процессов
Припомните слова,
обозначающие действия
предметов и запишите
их (запись на доске), устно
задайте вопрос к каждому слову.
Назовите профессии
людей, изображенных на
картинках, составьте
словосочетания. Например:
повар варит, парикмахер
стрижет...
Картинки: водитель, учитель,
портной, спасатель.
Развитие навыков звукового
анализа и синтеза.
Соберите слово из букв и
подберите к нему как можно
больше слов-действий.
Например: птица — клюет,
сидит, высиживает, поет,
прилетает, улетает, вьет...
Буквы: П, И, Т, А, Ц - ПТИЦА С,
Н а з в а н и я действий,
которые они выполняют
Подбирают слова действия.
П.Р.Л.
О, А, К, Б, А – СОБАКА
М, К, И, Ч, Я - МЯЧИК Д, Р, Е,
О, В, Е - ДЕРЕВО
Физминутка
ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Чтобы отдохнули глаза, можно
не вставая с места посмотреть
вверх, вниз, направо, налево,
нарисовать глазами круг или
первую букву своего имени.
Очень хорошо, когда
упражнения сопровождаются
стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Р.
Закрепление
пройденного
материала
Практическая
часть
Рефлексия
Прочитайте текст и вставьте
подходящие по смыслу слова,
обозначающие действия
предметов. Перепишите тексты.
Лето
Вот ... лето. Митя с отцом ... на
сенокос. Весь день ... мальчик.
Пока папа ... траву, Митя ...
ягоды в лесу, ... рыбу в бли-
жайшем пруду, ... в душистом
сене. Вечером они ... домой.
Счастливый Митя с жаром ...
обо всем маме.
Ярче светит солнце
Над полями и лесом ярче ...
солнце. В полях ... дороги. На
реке... лед. Вот ... грачи. На
деревьях ... липкие почки. Ребя-
та ... у скворечников скворцов.
Дети весело и радостно ... -
Скворцы! Скворцы!
П.Р.Л.