Напоминание

Одаренный ребенок


Автор: Пятикопова Мария Эдуардовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ№17
Населённый пункт: Ханты-Мансийского Автономного Округа- Югра, г. Сургута
Наименование материала: статья
Тема: Одаренный ребенок
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Одарённый ребёнок" - представление опыта работы по раннему

выявлению способностей детей в условиях ДОУ.

Педагог дополнительного образования:

Пятикопова Мария Эдуардовна

Г. Сургут, МБДОУ№17 «Белочка»

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе

вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно

мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на

основе критического анализа ситуации формулировать новые.

В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего

выявления и раскрытия детских дарований. Проблема одаренности стала

актуальной и значимой в дошкольной психологии и педагогике. А.М.

Матюшкин разработал «Концепцию творческой одаренности», Л.А. Венгер с

авторским коллективом разработал программу «Одаренный ребенок», Е.С.

Белова сравнила одаренность со звездой, «…свет которой пронизывает

каждого человека, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей,

талантов». Детская одаренность занимает одно из ведущих мест среди самых

интересных и загадочных явлений природы. Каждый ребенок от рождения

наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях

эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших

высот в своем развитии.

Раннее выявление и воспитание одаренных и талантливых детей составляет

одну из главных задач совершенствования системы образования. Выделяют

две категории одаренности детей в дошкольном возрасте:

- дети с высоким общим уровнем умственного развития;

- дети с признаками специальной творческой одаренностью (музыкальной,

изобразительной, физической, интеллектуальной и т.д.).

Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выраженные

творческие способности. Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен,

способен с головой уходить в интересующую его деятельность: танцы, пение,

сценическое искусство. Он имеет высокую продуктивность или интерес,

независим, активен, гибок и изобретателен в творческой деятельности, в

играх. Имеющий артистические способности, ребенок с удовольствием

изображает посредством мимики, жестов, голоса как окружающих реальных

людей и животных, так и воображаемые образы. Мимика такого ребенка

очень выразительна, жесты и пантомимика – активны и образны, он с

удовольствием выступает на публике, активно участвует в проводимых

спектаклях, выступлениях.

Одаренность и способности формируются при нужных условиях в процессе

деятельности. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных

дошкольников отличаются от их сверстников, возникает необходимость

создания для них оптимальных условий в плане развития. Необходимое

условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет

своеобразия природных особенностей каждого из них. Когда эти дети

вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками,

они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у

них может угаснуть познавательный интерес. Поэтому так важно сразу

выявить и оценить дар, способности у детей уже на ранних этапах развития в

системе художественно-эстетического воспитания.

Практика художественно-эстетического воспитания в дошкольном

учреждении показывает, что дети, имеющие театрализованные задатки не

просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом.

Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как

дополнительная нагрузка. Для выявления одаренных детей в педагогической

практике используется не только методика диагностики детей, но и

технология систематического педагогического наблюдения. Выявление

одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс,

связанный с динамикой их развития.

Для выявления артистических способностей можно использовать

театрализованные упражнения на способность выражать эмоциональное

состояние персонажа в движениях, умение передавать мимику – в

выразительных движениях мышц лица, в пантомимике – выразительных

движениях всего тела, импровизация героя сказки – выразительности речи.

Работа с одарёнными и талантливыми детьми выступает одним из вариантов

конкретной реализации права личности на индивидуальность.



В раздел образования