Автор: Пятикопова Мария Эдуардовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ№17
Населённый пункт: Ханты-Мансийского Автономного Округа- Югра, г. Сургута
Наименование материала: статья
Тема: Одаренный ребенок
Раздел: дошкольное образование
"Одарённый ребёнок" - представление опыта работы по раннему
выявлению способностей детей в условиях ДОУ.
Педагог дополнительного образования:
Пятикопова Мария Эдуардовна
Г. Сургут, МБДОУ№17 «Белочка»
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе
вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно
мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на
основе критического анализа ситуации формулировать новые.
В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего
выявления и раскрытия детских дарований. Проблема одаренности стала
актуальной и значимой в дошкольной психологии и педагогике. А.М.
Матюшкин разработал «Концепцию творческой одаренности», Л.А. Венгер с
авторским коллективом разработал программу «Одаренный ребенок», Е.С.
Белова сравнила одаренность со звездой, «…свет которой пронизывает
каждого человека, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей,
талантов». Детская одаренность занимает одно из ведущих мест среди самых
интересных и загадочных явлений природы. Каждый ребенок от рождения
наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях
эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших
высот в своем развитии.
Раннее выявление и воспитание одаренных и талантливых детей составляет
одну из главных задач совершенствования системы образования. Выделяют
две категории одаренности детей в дошкольном возрасте:
- дети с высоким общим уровнем умственного развития;
- дети с признаками специальной творческой одаренностью (музыкальной,
изобразительной, физической, интеллектуальной и т.д.).
Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выраженные
творческие способности. Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен,
способен с головой уходить в интересующую его деятельность: танцы, пение,
сценическое искусство. Он имеет высокую продуктивность или интерес,
независим, активен, гибок и изобретателен в творческой деятельности, в
играх. Имеющий артистические способности, ребенок с удовольствием
изображает посредством мимики, жестов, голоса как окружающих реальных
людей и животных, так и воображаемые образы. Мимика такого ребенка
очень выразительна, жесты и пантомимика – активны и образны, он с
удовольствием выступает на публике, активно участвует в проводимых
спектаклях, выступлениях.
Одаренность и способности формируются при нужных условиях в процессе
деятельности. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных
дошкольников отличаются от их сверстников, возникает необходимость
создания для них оптимальных условий в плане развития. Необходимое
условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет
своеобразия природных особенностей каждого из них. Когда эти дети
вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками,
они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у
них может угаснуть познавательный интерес. Поэтому так важно сразу
выявить и оценить дар, способности у детей уже на ранних этапах развития в
системе художественно-эстетического воспитания.
Практика художественно-эстетического воспитания в дошкольном
учреждении показывает, что дети, имеющие театрализованные задатки не
просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом.
Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как
дополнительная нагрузка. Для выявления одаренных детей в педагогической
практике используется не только методика диагностики детей, но и
технология систематического педагогического наблюдения. Выявление
одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс,
связанный с динамикой их развития.
Для выявления артистических способностей можно использовать
театрализованные упражнения на способность выражать эмоциональное
состояние персонажа в движениях, умение передавать мимику – в
выразительных движениях мышц лица, в пантомимике – выразительных
движениях всего тела, импровизация героя сказки – выразительности речи.
Работа с одарёнными и талантливыми детьми выступает одним из вариантов
конкретной реализации права личности на индивидуальность.