Автор: Банных Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №16 Г. Ейска МО Ейский район
Населённый пункт: Краснодарский край г.Ейск
Наименование материала: Методическая разработка педагога.
Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники рисования как средство
развития творческого воображения дошкольников
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства,
когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами
деятельности, в том числе и художественной.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная
деятельность и прежде всего нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционное
рисование – это толчок к развитию воображения, фантазии, проявлению
самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Воображение и
фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Вместе с уменьшением способности
фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого
мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы
развивать фантазию, воображение необходима особая организация изобразительной
деятельности – в частности, использование нетрадиционных техник, т. к. в них
присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок,
ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.
Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности
ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу
включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме
того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание,
мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать,
сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение
постепенное расширение запаса знаний.
Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные
эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и
работоспособность на протяжении всего времени рисования. На занятиях дети
знакомятся с новыми нетрадиционными техниками рисования: манкография,
кляксография, воскография, оттиск поролоном, оттиск смятой бумагой, рисование
ватными палочками, печатание листьями, рисование пальчиками, рисование
ладошками, граттаж и др.
Научившись выражать свои чувства на бумаге с помощью нетрадиционного рисования,
ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх
перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и
получится красиво. Каждый ребенок становится маленьким исследователем, с радостью
и удивлением открывающем для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их
выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в
рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Для того, чтобы во время
рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию
художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное
сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование
доступными, содержательными и познавательными.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования
Развивают творческие способности, воображение.
Развивают уверенность в своих силах, способствуют снятию детских страхов;
Развивают пространственное мышление;
Учат детей свободно выражать свой замысел;
Побуждают детей к творческим поискам и решениям;
Учат детей работать с разнообразным материалом;
Развивают чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство
фактурности и объёмности;
Развивают мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
Способствуют пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и
зрительного восприятия;
Развивают внимание и усидчивость.
«Оттиск поролоном»
Материал: пластиковая мисочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого
поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки
поролона.
Ход работы: Прижмите поролон к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на
бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
«Граттаж»
Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.
Ход работы: Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым
инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от
французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника
царапанья.
Возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью затрем
воском, парафином. Широкой кистью нанесём на поверхность слой туши, разбавленной
мылом. Когда тушь высохнет, возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать
рисунок, образуя на черном фоне тонкие штрихи.
«Фроттаж»
Материал: Лист бумаги, вырезанные из картона шаблоны, пастельные мелки.
Ход работы: Это слово происходит от французского, и переводится как «натирание».
Для работы в этой технике нужны вырезанные из картона шаблоны. Накрываем
карточку листом бумаги и закрашиваем лист пастельными мелками. В процессе
наблюдаем, как проступает рисунок.
«Кляксография»
Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.
Ход работы: Поставьте на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно
подуйте на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Поверните лист и
снова подуйте. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Можно еще раскатать
кляксу, можно свернуть лист бумаги вдвое и отпечатать на второй половине. А потом
оживляем изображение, дорисовываем его.
«Монотипия» (отпечатки).
Материал: краска, кисточка, бумага
Ход работы: Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру,
нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по
тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же
получилось?
Ниткография»
Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.
Ход работы: Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги
и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку,
затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Получилась фантастика,
космос, может, наше настроение?
«Пластилинография»
Материал: Бумага, простой карандаш, пластилин, влажная салфетка.
Ход работы: Нарисовать рисунок простым карандашом, наносить на него
пластилин соответствующего цвета, размазывать, не выходя за контур изображения.
«Клеевая живопись»
Материал: Бумага, простой карандаш, клей ПВА, кисточка, влажная салфетка, крупа
(соль, нитки, нарезанные на мелкие кусочки).
Ход работы: На заранее нанесённый клей по контуру рисунка, посыпать крупу (соль,
нитки), которая засыхает на клею, получается любой рисунок.
«Рисование сыпучими материалами»
Материал: Клей ПВА, картон, сыпучие материалы (манка, песок, соль, мелкая
стружка, гречка, пшено, сухая заварка и т.п.)
Ход работы: Рисуется контур предмета, покрывается клеем ПВА и засыпается. Чем?
Мелкими стружками или сахаром, гречкой, пшеном, солью, заваркой.
«Рисование мыльными пузырями»
Материал: Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая
баночка (крышка от баночки), бумага.
Ход работы: Возьмите мелкую баночку, приготовьте в ней раствор из гуаши, воды и
шампуня (5:1:1), по консистенции он должен быть, как сливки. Опустите в смесь
трубочку для коктейля, дуньте таким образом, чтобы получились мыльные пузыри.
Лист бумаги осторожно опустите на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу.