Напоминание

"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников"


Автор: Банных Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №16 Г. Ейска МО Ейский район
Населённый пункт: Краснодарский край г.Ейск
Наименование материала: Методическая разработка педагога.
Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные техники рисования как средство

развития творческого воображения дошкольников

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства,

когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами

деятельности, в том числе и художественной.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная

деятельность и прежде всего нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционное

рисование – это толчок к развитию воображения, фантазии, проявлению

самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Воображение и

фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Вместе с уменьшением способности

фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого

мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы

развивать фантазию, воображение необходима особая организация изобразительной

деятельности – в частности, использование нетрадиционных техник, т. к. в них

присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок,

ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.

Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности

ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу

включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме

того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание,

мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать,

сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение

постепенное расширение запаса знаний.

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные

эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и

работоспособность на протяжении всего времени рисования. На занятиях дети

знакомятся с новыми нетрадиционными техниками рисования: манкография,

кляксография, воскография, оттиск поролоном, оттиск смятой бумагой, рисование

ватными палочками, печатание листьями, рисование пальчиками, рисование

ладошками, граттаж и др.

Научившись выражать свои чувства на бумаге с помощью нетрадиционного рисования,

ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх

перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и

получится красиво. Каждый ребенок становится маленьким исследователем, с радостью

и удивлением открывающем для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их

выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в

рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Для того, чтобы во время

рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию

художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное

сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование

доступными, содержательными и познавательными.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

Развивают творческие способности, воображение.

Развивают уверенность в своих силах, способствуют снятию детских страхов;

Развивают пространственное мышление;

Учат детей свободно выражать свой замысел;

Побуждают детей к творческим поискам и решениям;

Учат детей работать с разнообразным материалом;

Развивают чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство

фактурности и объёмности;

Развивают мелкую моторику рук и тактильное восприятие;

Способствуют пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и

зрительного восприятия;

Развивают внимание и усидчивость.

«Оттиск поролоном»

Материал: пластиковая мисочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого

поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки

поролона.

Ход работы: Прижмите поролон к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на

бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

«Граттаж»

Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.

Ход работы: Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым

инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от

французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника

царапанья.

Возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью затрем

воском, парафином. Широкой кистью нанесём на поверхность слой туши, разбавленной

мылом. Когда тушь высохнет, возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать

рисунок, образуя на черном фоне тонкие штрихи.

«Фроттаж»

Материал: Лист бумаги, вырезанные из картона шаблоны, пастельные мелки.

Ход работы: Это слово происходит от французского, и переводится как «натирание».

Для работы в этой технике нужны вырезанные из картона шаблоны. Накрываем

карточку листом бумаги и закрашиваем лист пастельными мелками. В процессе

наблюдаем, как проступает рисунок.

«Кляксография»

Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

Ход работы: Поставьте на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно

подуйте на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Поверните лист и

снова подуйте. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Можно еще раскатать

кляксу, можно свернуть лист бумаги вдвое и отпечатать на второй половине. А потом

оживляем изображение, дорисовываем его.

«Монотипия» (отпечатки).

Материал: краска, кисточка, бумага

Ход работы: Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру,

нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по

тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же

получилось?

Ниткография»

Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.

Ход работы: Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги

и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку,

затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Получилась фантастика,

космос, может, наше настроение?

«Пластилинография»

Материал: Бумага, простой карандаш, пластилин, влажная салфетка.

Ход работы: Нарисовать рисунок простым карандашом, наносить на него

пластилин соответствующего цвета, размазывать, не выходя за контур изображения.

«Клеевая живопись»

Материал: Бумага, простой карандаш, клей ПВА, кисточка, влажная салфетка, крупа

(соль, нитки, нарезанные на мелкие кусочки).

Ход работы: На заранее нанесённый клей по контуру рисунка, посыпать крупу (соль,

нитки), которая засыхает на клею, получается любой рисунок.

«Рисование сыпучими материалами»

Материал: Клей ПВА, картон, сыпучие материалы (манка, песок, соль, мелкая

стружка, гречка, пшено, сухая заварка и т.п.)

Ход работы: Рисуется контур предмета, покрывается клеем ПВА и засыпается. Чем?

Мелкими стружками или сахаром, гречкой, пшеном, солью, заваркой.

«Рисование мыльными пузырями»

Материал: Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая

баночка (крышка от баночки), бумага.

Ход работы: Возьмите мелкую баночку, приготовьте в ней раствор из гуаши, воды и

шампуня (5:1:1), по консистенции он должен быть, как сливки. Опустите в смесь

трубочку для коктейля, дуньте таким образом, чтобы получились мыльные пузыри.

Лист бумаги осторожно опустите на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу.



В раздел образования