Автор: Алпатская Маргарита Ивановна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 62"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинской области
Наименование материала: Подгрупповое логопедическое занятие
Тема: "Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи мягкого знака. Буква Ь». ( 2 класс с ОВЗ, VII вид)
Раздел: начальное образование
Подгрупповое логопедическое занятие, «Обозначение мягкости
согласных в конце слова при помощи мягкого знака. Буква Ь». ( 1 класс
с ОВЗ, VII вид)
Учитель-логопед СОШ «МОУ №62» Алпатская Маргарита Ивановна
Тема: «Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи
мягкого знак. Буква Ь».
Цель:
Коррекционно-обучающие: учить обозначать мягкость согласных на письме
с помощью буквы ь формировать умение объяснять орфограмму
Коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие и
слух, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать умение взаимодействовать
друг с другом, воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Задачи:
1.
Развивать фонематические процессы.
2.
Закреплять знания детей о буквах Я, Е, Ё, Ю, И, обозначающих
мягкость предыдущего согласного звука.
3.
Познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения
мягкости согласных на письме.
4.
Закреплять навыки правописания слов с мягким знаком на конце
слова.
Оборудование: карточки с заданиями, тетради, мяч, игра «Тик-так бум»,
квадратики синего и зелёного цветов – для обозначения мягкости согласных
звуков.
Ход занятия:
1.
Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята !
-Назовите пары букв гласных звуков I и II рядов. Чем они
отличаются друг от друга?
-Сядет тот, кто назовёт слово с мягким согласным в начале
слова.
2. Основной этап. Сообщение темы занятия.
-Послушайте сказку «Хвастун». В стране Грамматика живёт
известный проказник. Зовут его Мягкий знак. Как только он подходит к
какому-нибудь слову, то оно делается совершенно неузнаваемым: слово
ЕЛ, превращается в ЕЛЬ, а ШЕСТЬ превращается в ШЕСТЬ.
Расхвастался Мягкий знак: я, дескать, самый волшебный! Но некоторые
буквы – жители из страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без
тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был МАЛ, стал МЯЛ, был ЛУК,
стал ЛЮК». Так буквы Е, Ё, Ю, Я поставили на место хвастунишку.
(По Сорокину Н.Г.)
-Кто был хвастунишка ?
-Кто поставил на место хвастунишку?
-Прочитайте слова, записанные на доске (КОНЬ, ДЕНЬ.)
-Скажите, какие согласные звуки на конце этих слов? (Мягкие.)
-Прочитайте пары слов, называя мягкий согласный звук. (Раздаётся
карточка).
ЕЛ-ЕЛЬ
КРОВ-КРОВЬ
ХОР-ХОРЬ
ГОЛУБИ-ГОЛУБЬ
МЕДВЕДИ-МЕДВЕДЬ
ЛОСИ-ЛОСЬ
ШЕСТ-ШЕСТЬ
Что показывает на то, что согласный звук на конце слова
мягкий? (Буква «Мягкий знак».)
-Давайте повторим правило и мягком знаке. Мягкий знак – это
буква, которая служит для обозначения мягкости согласного звука в
слове. Мягкий знак не обозначает звука!
Физкультминутка.
-Послушайте предложение. Дополните его одним словом и
повторите целиком. Передайте мяч другому. Поймавший мяч также
должен добавить одно слово к предыдущему и бросить мяч другому.
Выиграет тот, кто подберёт самое последнее слово в предложении и
повторит всю фразу правильно.
Соловей вернулся.
Соловей вернулся весной.
Соловей вернулся ранней весной.
Красивый соловей вернулся ранней весной. (И т.д.)
Закрепление пройденного материала.
-Допишите пропущенные буквы гласных II ряда.
КЛ_В В_ЕТКА ВЕРБЛ_Д
КЛ_Н КЛ_СТ ЗЕЛ_НКА
М_СО КР_К ПР_НИК
-Послушайте слова. Если в слове последний согласный звук
мягкий, поднимите зелёный квадратик, если твёрдый
согласный звук – синий квадратик.
ПЕНЬ, КИТ, КОНЬ, ХЕК, ГОРА, ЛАК, МЕЛ, МЕЛЬ, СИНЬ, ДАЛЬ.
-Прочитайте предложение. Вставьте, где надо, вместо
чёрточек букву Ь.
Вове шест_ лет. Вова взяла шест_.
В печке жар_. Скорее жар_ рыбу.
-Отгадайте загадки, напишите отгадки.
Сидит девица в темнице,
А коса на улице.
(Морковь.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось.)
В золотой клубочек,
Спрятался дубочек.
(Жёлудь.)
То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать!
Что такое я?
(Тетрадь)
Спит или купается,
Всё не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
(Гусь.)
Итог занятия.
Игра в «Тик-так бум».
Все встаём в круг и передаём друг другу «бомбочку», называя
слова с мягким знаком на конце слова.