Автор: Маслова Виктория Владиславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДОД
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Губкинский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Практическое освоение основных техник исполнения хореографических элементов и комбинаций джаз-модерн танца».
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Губкинская школа хореографического искусства».
Методическая разработка открытого урока по джаз-модерн танцу.
«Практическое освоение основных техник исполнения
хореографических элементов
и комбинаций джаз-модерн танца».
Составитель, преподаватель
Маслова Виктория Владиславовна.
г. Губкинский.
Оглавление
1.
Пояснительная записка.
2.
Технологическая карта урока.
3.
План-конспект урока.
4. Композиция урока в стиле джаз-модерн танца.
5. Материально-техническое обеспечение содержания урока.
6. Список использованной литературы.
Пояснительная записка.
Хореографическое искусство – это очень объемное понятие, которое
содержит
целую
систему
специфических
средств
и
приемов,
свой
художественно
выразительный
язык,
с
помощью
чего
создается
хореографический
образ,
который
возникает
из
музыкально
ритмичных
движений. Основу хореографического образа составляет движение, которое
непосредственно
связано
с
ритмом.
Искусство
хореографии
постоянно
развивается и видоизменяется, ведь язык пластики, язык танца, которым
владеют
ее
ведущие
художники,
будет
всегда
привлекать
внимание
и
вызывать
восхищение
у
зрителей
всего
мира.
Развитие
современного
танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения
жанрового
и
стилевого
разнообразия,
обогащения
выразительного
языка
будущего хореографа и руководителя танцевального коллектива. Появление
новых,
в
корне
отличающихся
от
традиционных,
академических
систем
хореографического искусства
заставляет
обратиться
к изучению новых
техник танца. В частности и направления в современном танце.
Дополнительная
общеобразовательная п р о г р а м м а «Современный
т а н е ц »
р е а л и зу е т с я
н а
хо р е о г р а ф и ч е с ко м
о т д е л е н и и школы
хореографического искусства г. Губкинский наряду с такими предметами,
как
«Народно-сценический
танец»,
«Гимнастика»,
«Историко-бытовой
танец»,
«Классический
танец»,
«Ритмика»,
«Постановка
концертных
номеров»,
Русский
танец». Программа
по
«Современному
танцу»
-
направлена
на
вооружение
учащихся
знаниями
основ
современного
искусства, развитие артистических, исполнительских способностей детей,
высокого общефизического, социального, интеллектуального, нравственного
уровня.
Одним из направлений современного танцевального искусства, предлагаемые
для изучения детьми
в школе дополнительного образования, это джаз-
модерн танец. В начале 20-го века возник новый язык движений, новая
хореография,
которая
получила
название
модерн,
в
переводе
современный.
Параллельно
шло
развитие
джазового
танца,
как
самобытная определенная танцевальная техника. В 70-х годах возникли
новые техники танцевального искусства, в которых органически
соединились
элементы
танца
модерн
и
джазового танца,
а так же
классического балета, других направлений хореографии и получила
название джаз-модерн, основные техники которого используются на
уроках
современного
танца
в
школе
хореографического
искусства
г.
Губкинский.
Цель методической разработки – раскрытие опыта проведения урока по джаз-
модерн
танцу
по
теме:
«Практическое
освоение
основных
техник
танцевальных элементов и комбинаций джаз-модерн танца».
Методическая разработка урока по джаз-модерн танцу представлена в
виде плана - конспекта рабочего урока для учащихся допрофессиональной
подготовки
хореографического
отделения
школы
хореографического
искусства г. Губкинский.
Предлагаемая методическая разработка основана на собственном
педагогическом опыте и может быть использована педагогами дополнительно
образования, руководителями хореографических коллективов для обучения
учащихся джаз-модерн танцу.
Учащиеся проходят все этапы обучения нашей школы, «от простого к
сложному». Это этап начальной подготовки, где проходит изучение
базовых элементов, стилей современного танца. Этап основной
подготовки, в которой уже выученные подготовительные движения
соединяются в не сложные комбинации. И заключающий этап обучения -
этап допрофессиональной подготовки, где учащиеся усовершенствуют свои
исполнительские навыки на более профессиональном уровне.
Здесь включены все виды разогрева в комплексной форме.
Занятия разработаны в форме сложных танцевальных комбинаций, по всем
основным правилам техники исполнения в стиле джаз-модерн танца.
На занятиях джаз-модерн танца нет такой определенной
последовательности упражнений как, например, в классическом танце. Но
все же было принято за основу как можно больше придерживаться к
такой форме разогрева:
Экзерсис у станка. Исполняется в форме комбинаций, в которых
заимствованы движения классического разогрева.
Экзерсис на середине зала, который включает в себя комплексный
разогрев в виде комбинаций.
Разогрев в партере. Комбинации для растяжения мышц торса, мышц
внутренней и внешней части бедер.
Адажио. Отработка устойчивости, и развитие высоты подъема ноги.
Отработка вращения в позах. Отработка пространственного
расположения.
Кросс (передвижение). Виды шагов, прыжков, по всему пространству
зала, вращения.
Технологическая карта урока.
Преподаватель: Маслова Виктория Владиславовна.
Тема: «Практическое освоение основных техник танцевальных элементов и
комбинаций джаз-модерн танца».
Цель: усовершенствование мастерства раннее приобретенных
исполнительских навыков в стиле джаз-модерн.
Задачи:
Образовательные
:
- вооружить учащихся теоретическими и практическими
знаниями развития современных направлений танцевального искусства:
-сформировать профессиональные навыки и умения в освоении лексического
материала и исполнительского мастерства на уроках джаз-модерн танца;
-развить творческое мышление и творческий потенциал через познание
лучших образцов, методик и техник ведущих современных направлений
танца:
Развивающие:
-освоить пластическую манеру, стиль и технику различных танцевальных
систем, методику их преподавания и создания современных
хореографических композиций;
-исполнение разогрева ритмично, с динамикой, колоритностью, совершенной
свободой и координацией вех частей тела;
-
развитие
выносливости
и
постановки
дыхания
;
-
психологическое
раскрепощение
и
расслабление
учащихся
.
Воспитательные
:
-
формирование
эстетического
воспитания
,
умения
вести
себя
в
коллективе
-
формирование
чувства
ответственности
;
-
активизация
творческих
способностей
,
умение
импровизировать
на
заданную
преподавателем
музыкальное
произведение
;
-
умение
творчески
взаимодействовать
на
уроках
с
педагогом
.
Методы обучения:
-
наглядная
демонстрация
формируемых
навыков
(практический
показ
педагога, а также наиболее успевающих учеников);
-
словесное
объяснение
(методическая
раскладка,
нюансы
исполнения,
характер);
- практический (выполнение упражнений и комбинаций).
Место проведения: хореографический класс.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Требования к знаниям учащихся по итогам урока:
.- учащиеся должны приобрести навыки исполнительской культуры джаз-
модерн танца;
-овладеть ритмическим рисунком движений;
-приобрести технику исполнения при изучении несложных комбинаций;
- владеть соответствующей координацией и силовой нагрузкой в исполнении
хореографического материала;
-
самостоятельно
исполнять
движения
или
танцевальные
композиции,
включённые в урок, обращая внимание на выразительность и техничность
исполнения.
-получить теоретические знания, изучить терминологию.
План-конспект урока.
- Вводная часть: организация урока (сообщение цели и задач урока, форма
приветствия) – 3 мин.
-
Основная
часть:
экзерсис
у
станка,
упражнения
на
середине
зала
(закрепление
хореографических
элементов
джаз-модерн
танца,
этюдная
работа, закрепление элементов джаз-модерн танца) - 45 мин.
- Заключительная часть: подведение итогов урока, поклон в стиле джаз-
модерн танца – 3 мин.
Ход урока.
Вводная часть урока - организация урока:
- приглашение детей в класс и расстановка их на середине класса;
- сообщение цели и задач урока;
- поклон в стиле джаз-модерн танца.
Разминка. Выполнение учащимися различных видов танцевального бега,
прыжков.
Композиция урока в стиле джаз-модерн танца.
(Профессиональный уровень)
Экзерсис
у
станка:
Форма
исполнения
движений
заимствованы
из
классического танца.
Упражнение 1. Комбинация для разогрева мышц спины, шейных позвонков,
мышц бедер, ног, рук (упражнение исполняется в медленном темпе).
Исполнение с параллельной позиции ног.
Наклон торса вперед до положения flat back,body roll, поворот в право, стать
лицом к станку,
Перевод стоп и коленей из параллельного положения, во время исполнения
demi и grand plie
Изолированные движения всех частей тела;
Смена уровней;
Упражнение stretch-характера (растяжка),
Упражнение
свингового
характера
для
расслабления
позвоночника
и
суставов.
Упражнение 2.Rond de jambe parterre (исполнение в медленном, умеренном
темпе)
Исполнение по параллельным и выворотным позициям,
Соединения: с demi plié.
Contraction, release -поочередное выполнение,
Сокращенная стопа (flex)
Releve lent , подъем на 45 и 90 градусов, tiere boushone
упражнение stretch-характера (растяжка),
использование вращений, поворотов на двух ногах и на одной.
Упражнение 3.Battement tendu,
battement jette.(упражнение исполняется в
подвижном темпе).
Начало лицом к станку,
Demi plié,одновременно отклонив торс диагонально назад, сохраняя прямое
положение (hinge –позиция),
Изоляция таза, голова опрокидывается назад,
Battement tendu в перед , в сторону по параллельным позициям,
Подготовительно движение preparation,выполнение pirouette
Лицом к станку, оттяжка от станка на вытянутых руках, flat beck
Выпрямится на высокие полупальцы, в параллельную позицию releve
Повернуться на 90 градусов, drop корпуса (падение), выпрямиться,
Упражнение исполняется с двух ног.
Упражнение 4. Адажио (исполняется в медленном темпе)
Упражнение с использованием наклона, спиралей торса contraction и release с
одновременным подъемом «рабочей» ноги на 90 градусов и выше,
Использование battement developе, battement fondu
Движения с использованием tour lent и партерных туров, fouette en tournant и
pirouette
Использование поз и положений (ala seconde,
attitude,
epaul ment,
arabesque,
Т-позиция, изменение уровня,
Перемещение вдоль станка.
Упражнение исполняется с двух ног.
Упражнение 5.Grand battement
и kick (исполняется в быстром, подвижном
темпе).
Броски ноги на 90 градусов и выше, исполняется вперед, в сторону и назад по
параллельным и выворотным позициям,
Соединение
со
вспомогательными
шагами square
(шаги
в demi
plie
по
квадрату),
Использование рas chasse, pas de bourree, а так же вращения,
Использование поз и положений (a la seconde, attitude, epaul ment, arabesque),
Упражнение исполняется с двух ног.
3.Экзерсис на середине зала (учитывает несколько этапов разогрева):
1. Комбинация.
Упражнение для подвижности позвоночника:
Наклоны корпуса, твист корпуса, спирали;
Изоляция всех центров;
Движения для растяжки внутренних и внешних мышц бедер;
2. Комбинация. Rond de jambe parterre ( использованы движения
заимствованы в классическом танце);
Использование contraction release;
Dtmi и grand round;
Demi и grand plie;
Battement developpe;
Battement fondu;
Battement releve lent
Использование различных ракурсов, перемещение по пространству зала.
3. Комбинация. Упражнения в партере (исполняется в очень медленном
темпе, задерживаясь в каждой позе 30-40 сек.)
упражнение для развития подвижности позвоночника,
Переход из одной позиции в другую, создание «цепочек» на смену уровня
(положения стоя, используя наклон корпуса , dеmi и grand plie);
Упражнение stretch –характера;
Сидя на полу исполнение спирали , twist корпуса, наклоны в сторону, вперед;
Поднятие ноги, взявшись за носок стопы ,завести ее за плечо, зафиксировать
положение;
Перевести ногу перед грудью, отпустить и удерживать ее на максимальной
высоте, опустить медленно на пол перед собой;
Сесть в джазовый шпагат (нога впереди вытянута, а сзади согнута);
Растяжка мышц тазобедренного сустава;
Используя тур (поворот) на полу, исполнить подъем (rollup) в положение
стоя.
4. Комбинация. Адажио со сменой уровней (исполнение в медленном
темпе)
Использование различных ракурсов; перемещение в пространстве зала;
Наклоны корпуса, спирали торса, с одновременным подъемом «рабочей»
ноги на 90 градусов и выше (отработка устойчивости и развитие высоты
подъема ноги);
Battement develope;
Смена уровней;
Отработка пространственного расположения;
Отработка вращения в позах (tour lent, pirouette).
5. Комбинация.Cross (шаги, вращения, передвижения в пространстве зала)
Grand battement в продвижении по линиям используя канканирующие шаги;
En de dans, en dehors, чередуя с канканирующими шагами;
Leap-прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед;
Лабильные вращения;
Отработка техники прыжка и высоту броска ноги с помощью
канканирующих шагов;
Кроссовые комбинации, в которых соединяются шаги, прыжки, вращения,
смена уровней.
6. Танцевальные композиции в миниатюре.
a)
В стиле модерн танца. (Исполняется на середине зала, в медленном темпе в
форме «адажио»).
Создание комбинации имеют три основные цели:
1.
Отработка устойчивости(апломба) и развитие высоты подъема ноги.
2.
Отработка вращения в позах.
3.
Отработка пространственного расположения.
Виды движений, которые использованы при изучении комбинации:
Соединение всех возможных движений торса (спиралей, твистов, contraction,
release,
high release, с одновременным подъемом «рабочей» ноги на 90
градусов и выше, наклоны торса во всех направлениях;
падения и подъемы, а так же повороты как на двух ногах, так и на одной
ноге;
Использование различных ракурсов, изменения уровней, перемещение по
пространству зала;
Battement developpe;
Позици и положения: a la secounde attitude, epaul ment, arabescue, Т-позиция
b)
В
стиле
джаз
танца.
(Исполняется
в
подвижном
ритме
джаза,
в
продвижении)
Создание комбинации имеет основную цель: развитие танцевальности,
ощущения заданного стиля в исполнении.
Виды движений, использованных при составлении комбинации:
Шаги в джаз манере, на самую сильную долю музыкального сопровождения,
соединенные с вращениями и стабильными позами (вращение на одной
ноге и на двух ногах);
Смена уровней;
Падение, партерные туры;
координированные движения рук, наклоны и изгибы торса.
c)
Кроссовая комбинация. (Исполняется по диагонали, в быстром темпе)
Использование упражнений, которые состоят из последовательно
перемещения из уровня в уровень;
Связующие шаги;
Прыжок с перемещением в пространстве зала и на месте;
Партерные туры;
Изоляция и координация центров.
Заключительная часть урока: преподаватель оценивает работоспособность
учащихся, результативность работы. Поклон в стиле джаз-модерн танца.
Выводы:
Предложенная программа по джаз-модерн танцу определяет тему и задачи,
связанные с уровнем обучения допрофессиональной подготовки. Ребята
приобретают навыки исполнительской культуры этого стиля, овладевают
ритмическим рисунком движений, технической сложности, получают
теоретические знания.
Обучающиеся должны освоить методику изучения техники современного
танца и ее взаимосвязь с исполнением классических движений;
-выработать индивидуальный стиль;
-уметь
импровизировать,
развивать
хореографическую
память,
необходимую для успешного усвоения нового материала и приобретения
лексического багажа.
- знать, что изучение танцевальных комбинаций, кроссовых передвижений
развивает
не
только
танцевальность,
но
и
умение
чувствовать
сценическое
пространство
и
координировать
свои
движения
с
коллективом.
Материально-техническое обеспечение содержания урока.
Учебная
аудитория
для
групповых
занятий
(хореографический
класс),
оснащенная зеркалами. Музыкальный центр, мини дисковая дека
Литература.
1. Барышникова Т. Азбука хореографии - М., 2000г.
2. Богаткова Л.Н. Танцы для детей. – М.: Детгиз, 195
3. Валькова Р.А. Методическая рекомендация по современному танцу. -
Курган, 1997г.
4. Вальков В.А. Поиски и решения. Методические рекомендации для
руководителей
хореографических коллективов. - Курган, 2000г.
5. Джазовые танцы./ Авт.-сост. Е.В. Диниц.-М.: АСТ, 2002.
6. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов на Дону: Феникс, 2003.
7. Ивлева Л.Д. Джазовый танец. - Челябинск, 1996г..
8. Никитин Н. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз
танца. – М.,
2006г.
9. Панферов В. Основы композиции танца.- Челябинск: ЧГАКИ, 2001.
10. Полетков С.С. Основы современного танца. - Ростов- на - Дону, 2005г.
11. Прутова Т.В., Беликова A.M., Кветная О.В. Учите детей танцевать. -
М.,2003г.