Напоминание

«Практическое освоение основных техник исполнения хореографических элементов и комбинаций джаз-модерн танца».


Автор: Маслова Виктория Владиславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДОД
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Губкинский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Практическое освоение основных техник исполнения хореографических элементов и комбинаций джаз-модерн танца».
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «Губкинская школа хореографического искусства».

Методическая разработка открытого урока по джаз-модерн танцу.

«Практическое освоение основных техник исполнения

хореографических элементов

и комбинаций джаз-модерн танца».

Составитель, преподаватель

Маслова Виктория Владиславовна.

г. Губкинский.

Оглавление

1.

Пояснительная записка.

2.

Технологическая карта урока.

3.

План-конспект урока.

4. Композиция урока в стиле джаз-модерн танца.

5. Материально-техническое обеспечение содержания урока.

6. Список использованной литературы.

Пояснительная записка.

Хореографическое искусство – это очень объемное понятие, которое

содержит

целую

систему

специфических

средств

и

приемов,

свой

художественно

выразительный

язык,

с

помощью

чего

создается

хореографический

образ,

который

возникает

из

музыкально

ритмичных

движений. Основу хореографического образа составляет движение, которое

непосредственно

связано

с

ритмом.

Искусство

хореографии

постоянно

развивается и видоизменяется, ведь язык пластики, язык танца, которым

владеют

ее

ведущие

художники,

будет

всегда

привлекать

внимание

и

вызывать

восхищение

у

зрителей

всего

мира.

Развитие

современного

танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения

жанрового

и

стилевого

разнообразия,

обогащения

выразительного

языка

будущего хореографа и руководителя танцевального коллектива. Появление

новых,

в

корне

отличающихся

от

традиционных,

академических

систем

хореографического искусства

заставляет

обратиться

к изучению новых

техник танца. В частности и направления в современном танце.

Дополнительная

общеобразовательная п р о г р а м м а «Современный

т а н е ц »

р е а л и зу е т с я

н а

хо р е о г р а ф и ч е с ко м

о т д е л е н и и школы

хореографического искусства г. Губкинский наряду с такими предметами,

как

«Народно-сценический

танец»,

«Гимнастика»,

«Историко-бытовой

танец»,

«Классический

танец»,

«Ритмика»,

«Постановка

концертных

номеров»,

Русский

танец». Программа

по

«Современному

танцу»

-

направлена

на

вооружение

учащихся

знаниями

основ

современного

искусства, развитие артистических, исполнительских способностей детей,

высокого общефизического, социального, интеллектуального, нравственного

уровня.

Одним из направлений современного танцевального искусства, предлагаемые

для изучения детьми

в школе дополнительного образования, это джаз-

модерн танец. В начале 20-го века возник новый язык движений, новая

хореография,

которая

получила

название

модерн,

в

переводе

современный.

Параллельно

шло

развитие

джазового

танца,

как

самобытная определенная танцевальная техника. В 70-х годах возникли

новые техники танцевального искусства, в которых органически

соединились

элементы

танца

модерн

и

джазового танца,

а так же

классического балета, других направлений хореографии и получила

название джаз-модерн, основные техники которого используются на

уроках

современного

танца

в

школе

хореографического

искусства

г.

Губкинский.

Цель методической разработки – раскрытие опыта проведения урока по джаз-

модерн

танцу

по

теме:

«Практическое

освоение

основных

техник

танцевальных элементов и комбинаций джаз-модерн танца».

Методическая разработка урока по джаз-модерн танцу представлена в

виде плана - конспекта рабочего урока для учащихся допрофессиональной

подготовки

хореографического

отделения

школы

хореографического

искусства г. Губкинский.

Предлагаемая методическая разработка основана на собственном

педагогическом опыте и может быть использована педагогами дополнительно

образования, руководителями хореографических коллективов для обучения

учащихся джаз-модерн танцу.

Учащиеся проходят все этапы обучения нашей школы, «от простого к

сложному». Это этап начальной подготовки, где проходит изучение

базовых элементов, стилей современного танца. Этап основной

подготовки, в которой уже выученные подготовительные движения

соединяются в не сложные комбинации. И заключающий этап обучения -

этап допрофессиональной подготовки, где учащиеся усовершенствуют свои

исполнительские навыки на более профессиональном уровне.

Здесь включены все виды разогрева в комплексной форме.

Занятия разработаны в форме сложных танцевальных комбинаций, по всем

основным правилам техники исполнения в стиле джаз-модерн танца.

На занятиях джаз-модерн танца нет такой определенной

последовательности упражнений как, например, в классическом танце. Но

все же было принято за основу как можно больше придерживаться к

такой форме разогрева:

Экзерсис у станка. Исполняется в форме комбинаций, в которых

заимствованы движения классического разогрева.

Экзерсис на середине зала, который включает в себя комплексный

разогрев в виде комбинаций.

Разогрев в партере. Комбинации для растяжения мышц торса, мышц

внутренней и внешней части бедер.

Адажио. Отработка устойчивости, и развитие высоты подъема ноги.

Отработка вращения в позах. Отработка пространственного

расположения.

Кросс (передвижение). Виды шагов, прыжков, по всему пространству

зала, вращения.

Технологическая карта урока.

Преподаватель: Маслова Виктория Владиславовна.

Тема: «Практическое освоение основных техник танцевальных элементов и

комбинаций джаз-модерн танца».

Цель: усовершенствование мастерства раннее приобретенных

исполнительских навыков в стиле джаз-модерн.

Задачи:

Образовательные

:

- вооружить учащихся теоретическими и практическими

знаниями развития современных направлений танцевального искусства:

-сформировать профессиональные навыки и умения в освоении лексического

материала и исполнительского мастерства на уроках джаз-модерн танца;

-развить творческое мышление и творческий потенциал через познание

лучших образцов, методик и техник ведущих современных направлений

танца:

Развивающие:

-освоить пластическую манеру, стиль и технику различных танцевальных

систем, методику их преподавания и создания современных

хореографических композиций;

-исполнение разогрева ритмично, с динамикой, колоритностью, совершенной

свободой и координацией вех частей тела;

-

развитие

выносливости

и

постановки

дыхания

;

-

психологическое

раскрепощение

и

расслабление

учащихся

.

Воспитательные

:

-

формирование

эстетического

воспитания

,

умения

вести

себя

в

коллективе

-

формирование

чувства

ответственности

;

-

активизация

творческих

способностей

,

умение

импровизировать

на

заданную

преподавателем

музыкальное

произведение

;

-

умение

творчески

взаимодействовать

на

уроках

с

педагогом

.

Методы обучения:

-

наглядная

демонстрация

формируемых

навыков

(практический

показ

педагога, а также наиболее успевающих учеников);

-

словесное

объяснение

(методическая

раскладка,

нюансы

исполнения,

характер);

- практический (выполнение упражнений и комбинаций).

Место проведения: хореографический класс.

Форма организации образовательного процесса: групповая.

Требования к знаниям учащихся по итогам урока:

.- учащиеся должны приобрести навыки исполнительской культуры джаз-

модерн танца;

-овладеть ритмическим рисунком движений;

-приобрести технику исполнения при изучении несложных комбинаций;

- владеть соответствующей координацией и силовой нагрузкой в исполнении

хореографического материала;

-

самостоятельно

исполнять

движения

или

танцевальные

композиции,

включённые в урок, обращая внимание на выразительность и техничность

исполнения.

-получить теоретические знания, изучить терминологию.

План-конспект урока.

- Вводная часть: организация урока (сообщение цели и задач урока, форма

приветствия) – 3 мин.

-

Основная

часть:

экзерсис

у

станка,

упражнения

на

середине

зала

(закрепление

хореографических

элементов

джаз-модерн

танца,

этюдная

работа, закрепление элементов джаз-модерн танца) - 45 мин.

- Заключительная часть: подведение итогов урока, поклон в стиле джаз-

модерн танца – 3 мин.

Ход урока.

Вводная часть урока - организация урока:

- приглашение детей в класс и расстановка их на середине класса;

- сообщение цели и задач урока;

- поклон в стиле джаз-модерн танца.

Разминка. Выполнение учащимися различных видов танцевального бега,

прыжков.

Композиция урока в стиле джаз-модерн танца.

(Профессиональный уровень)

Экзерсис

у

станка:

Форма

исполнения

движений

заимствованы

из

классического танца.

Упражнение 1. Комбинация для разогрева мышц спины, шейных позвонков,

мышц бедер, ног, рук (упражнение исполняется в медленном темпе).

Исполнение с параллельной позиции ног.

Наклон торса вперед до положения flat back,body roll, поворот в право, стать

лицом к станку,

Перевод стоп и коленей из параллельного положения, во время исполнения

demi и grand plie

Изолированные движения всех частей тела;

Смена уровней;

Упражнение stretch-характера (растяжка),

Упражнение

свингового

характера

для

расслабления

позвоночника

и

суставов.

Упражнение 2.Rond de jambe parterre (исполнение в медленном, умеренном

темпе)

Исполнение по параллельным и выворотным позициям,

Соединения: с demi plié.

Contraction, release -поочередное выполнение,

Сокращенная стопа (flex)

Releve lent , подъем на 45 и 90 градусов, tiere boushone

упражнение stretch-характера (растяжка),

использование вращений, поворотов на двух ногах и на одной.

Упражнение 3.Battement tendu,

battement jette.(упражнение исполняется в

подвижном темпе).

Начало лицом к станку,

Demi plié,одновременно отклонив торс диагонально назад, сохраняя прямое

положение (hinge –позиция),

Изоляция таза, голова опрокидывается назад,

Battement tendu в перед , в сторону по параллельным позициям,

Подготовительно движение preparation,выполнение pirouette

Лицом к станку, оттяжка от станка на вытянутых руках, flat beck

Выпрямится на высокие полупальцы, в параллельную позицию releve

Повернуться на 90 градусов, drop корпуса (падение), выпрямиться,

Упражнение исполняется с двух ног.

Упражнение 4. Адажио (исполняется в медленном темпе)

Упражнение с использованием наклона, спиралей торса contraction и release с

одновременным подъемом «рабочей» ноги на 90 градусов и выше,

Использование battement developе, battement fondu

Движения с использованием tour lent и партерных туров, fouette en tournant и

pirouette

Использование поз и положений (ala seconde,

attitude,

epaul ment,

arabesque,

Т-позиция, изменение уровня,

Перемещение вдоль станка.

Упражнение исполняется с двух ног.

Упражнение 5.Grand battement

и kick (исполняется в быстром, подвижном

темпе).

Броски ноги на 90 градусов и выше, исполняется вперед, в сторону и назад по

параллельным и выворотным позициям,

Соединение

со

вспомогательными

шагами square

(шаги

в demi

plie

по

квадрату),

Использование рas chasse, pas de bourree, а так же вращения,

Использование поз и положений (a la seconde, attitude, epaul ment, arabesque),

Упражнение исполняется с двух ног.

3.Экзерсис на середине зала (учитывает несколько этапов разогрева):

1. Комбинация.

Упражнение для подвижности позвоночника:

Наклоны корпуса, твист корпуса, спирали;

Изоляция всех центров;

Движения для растяжки внутренних и внешних мышц бедер;

2. Комбинация. Rond de jambe parterre ( использованы движения

заимствованы в классическом танце);

Использование contraction release;

Dtmi и grand round;

Demi и grand plie;

Battement developpe;

Battement fondu;

Battement releve lent

Использование различных ракурсов, перемещение по пространству зала.

3. Комбинация. Упражнения в партере (исполняется в очень медленном

темпе, задерживаясь в каждой позе 30-40 сек.)

упражнение для развития подвижности позвоночника,

Переход из одной позиции в другую, создание «цепочек» на смену уровня

(положения стоя, используя наклон корпуса , dеmi и grand plie);

Упражнение stretch –характера;

Сидя на полу исполнение спирали , twist корпуса, наклоны в сторону, вперед;

Поднятие ноги, взявшись за носок стопы ,завести ее за плечо, зафиксировать

положение;

Перевести ногу перед грудью, отпустить и удерживать ее на максимальной

высоте, опустить медленно на пол перед собой;

Сесть в джазовый шпагат (нога впереди вытянута, а сзади согнута);

Растяжка мышц тазобедренного сустава;

Используя тур (поворот) на полу, исполнить подъем (rollup) в положение

стоя.

4. Комбинация. Адажио со сменой уровней (исполнение в медленном

темпе)

Использование различных ракурсов; перемещение в пространстве зала;

Наклоны корпуса, спирали торса, с одновременным подъемом «рабочей»

ноги на 90 градусов и выше (отработка устойчивости и развитие высоты

подъема ноги);

Battement develope;

Смена уровней;

Отработка пространственного расположения;

Отработка вращения в позах (tour lent, pirouette).

5. Комбинация.Cross (шаги, вращения, передвижения в пространстве зала)

Grand battement в продвижении по линиям используя канканирующие шаги;

En de dans, en dehors, чередуя с канканирующими шагами;

Leap-прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед;

Лабильные вращения;

Отработка техники прыжка и высоту броска ноги с помощью

канканирующих шагов;

Кроссовые комбинации, в которых соединяются шаги, прыжки, вращения,

смена уровней.

6. Танцевальные композиции в миниатюре.

a)

В стиле модерн танца. (Исполняется на середине зала, в медленном темпе в

форме «адажио»).

Создание комбинации имеют три основные цели:

1.

Отработка устойчивости(апломба) и развитие высоты подъема ноги.

2.

Отработка вращения в позах.

3.

Отработка пространственного расположения.

Виды движений, которые использованы при изучении комбинации:

Соединение всех возможных движений торса (спиралей, твистов, contraction,

release,

high release, с одновременным подъемом «рабочей» ноги на 90

градусов и выше, наклоны торса во всех направлениях;

падения и подъемы, а так же повороты как на двух ногах, так и на одной

ноге;

Использование различных ракурсов, изменения уровней, перемещение по

пространству зала;

Battement developpe;

Позици и положения: a la secounde attitude, epaul ment, arabescue, Т-позиция

b)

В

стиле

джаз

танца.

(Исполняется

в

подвижном

ритме

джаза,

в

продвижении)

Создание комбинации имеет основную цель: развитие танцевальности,

ощущения заданного стиля в исполнении.

Виды движений, использованных при составлении комбинации:

Шаги в джаз манере, на самую сильную долю музыкального сопровождения,

соединенные с вращениями и стабильными позами (вращение на одной

ноге и на двух ногах);

Смена уровней;

Падение, партерные туры;

координированные движения рук, наклоны и изгибы торса.

c)

Кроссовая комбинация. (Исполняется по диагонали, в быстром темпе)

Использование упражнений, которые состоят из последовательно

перемещения из уровня в уровень;

Связующие шаги;

Прыжок с перемещением в пространстве зала и на месте;

Партерные туры;

Изоляция и координация центров.

Заключительная часть урока: преподаватель оценивает работоспособность

учащихся, результативность работы. Поклон в стиле джаз-модерн танца.

Выводы:

Предложенная программа по джаз-модерн танцу определяет тему и задачи,

связанные с уровнем обучения допрофессиональной подготовки. Ребята

приобретают навыки исполнительской культуры этого стиля, овладевают

ритмическим рисунком движений, технической сложности, получают

теоретические знания.

Обучающиеся должны освоить методику изучения техники современного

танца и ее взаимосвязь с исполнением классических движений;

-выработать индивидуальный стиль;

-уметь

импровизировать,

развивать

хореографическую

память,

необходимую для успешного усвоения нового материала и приобретения

лексического багажа.

- знать, что изучение танцевальных комбинаций, кроссовых передвижений

развивает

не

только

танцевальность,

но

и

умение

чувствовать

сценическое

пространство

и

координировать

свои

движения

с

коллективом.

Материально-техническое обеспечение содержания урока.

Учебная

аудитория

для

групповых

занятий

(хореографический

класс),

оснащенная зеркалами. Музыкальный центр, мини дисковая дека

Литература.

1. Барышникова Т. Азбука хореографии - М., 2000г.

2. Богаткова Л.Н. Танцы для детей. – М.: Детгиз, 195

3. Валькова Р.А. Методическая рекомендация по современному танцу. -

Курган, 1997г.

4. Вальков В.А. Поиски и решения. Методические рекомендации для

руководителей

хореографических коллективов. - Курган, 2000г.

5. Джазовые танцы./ Авт.-сост. Е.В. Диниц.-М.: АСТ, 2002.

6. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов на Дону: Феникс, 2003.

7. Ивлева Л.Д. Джазовый танец. - Челябинск, 1996г..

8. Никитин Н. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз

танца. – М.,

2006г.

9. Панферов В. Основы композиции танца.- Челябинск: ЧГАКИ, 2001.

10. Полетков С.С. Основы современного танца. - Ростов- на - Дону, 2005г.

11. Прутова Т.В., Беликова A.M., Кветная О.В. Учите детей танцевать. -

М.,2003г.



В раздел образования