Напоминание

Понятие «педагогическая культура родителей»


Автор: Смирнова Марина Васильевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Детский сад №22"
Населённый пункт: г. Усолье-Сибирское Иркутской области
Наименование материала: "Повышение уровня педагогической культуры молодых родителе ,как психолого - педагогическая проблема
Тема: Понятие «педагогическая культура родителей»
Раздел: начальное образование





Назад




ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

давно

включено

в

практику

педагогической

деятельности

и

достаточно распространено в современной научной литературе, однако пока

чаще

всего

оно

используется

как

некая

характеристика

педагогического

сознания и педагогической практики.

В педагогическом энциклопедическом словаре мы находим следующее

определение: «Педагогическая

культура

-

совокупность

специфических

«механизмов»

и

средств,

овладение

которыми

делает

семью

способной

организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с

определенными общественными требованиями» [36, 316].

А.В. Косова [49] определяет педагогическую культуру родителей как

личностное

образование,

которое

выражается

в

ценностно-гуманном

о т н о ш е н и и

к ребенку,

в

творческом

владении

педагогическими

технологиями,

в

отношениях

взаимодействия

семьи

и

школы,

в

гуманистическом стиле взаимодействия с детьми.

К таким «механизмам» и средствам относится, прежде всего, четкое

осознание воспитательных целей, а также способов их достижения. В свою

очередь, к последним относятся, во-первых, определенные знания из области

наук о воспитании, т. е. соответствующая сумма психолого-педагогических,

этико-педагогических, физиолого-гигиенических и других знаний, во-вторых,

необходимые педагогические навыки и умения.

Е.В.

Бондаревская

[9]

отмечает,

что

педагогическая

культура

представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса

в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей.

Культура

-

это

освоенный

и

овеществленный

опыт

человеческой

жизнедеятельности.

Опыт

же

представляет

собой

закрепленное

единство

знаний

и

умений,

переросшее

в

модель

действий

при

любой

ситуации;

программу,

принятую

в

качестве

образца

при

решении

всевозможных

возникающих

задач.

Образование

как

система

представляет

собой

социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта.

Исходя

из

сказанного,

можно

дать

следующее

определение

педагогической

культуры:

она

представляет

собой

интегративную

характеристику

педагогического

процесса,

включающую

единство

как

непосредственной

деятельности

людей

по

передаче

накопленного

социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде

знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от

одного поколения к другому.

По мнению Л.Н. Коган [26], поскольку культура представляет собой

концентрированный

опыт

предшествующих

поколений,

она

позволяет

каждому человеку не только усваивать этот опыт, но и участвовать в его

приумножении.

Уже

в

силу

первого

из

двух

упомянутых

компонентов

культура, с одной стороны, и воспитание и образование, с другой стороны, не

могут быть обособлены друг от друга. Педагогическая культура как явление

неразрывно связывает две общественные системы - педагогику и культуру и

требует определения ее положения, как в системе педагогики, так и в системе

культуры.

В.Л. Бенин [8] проводит сущностный и структурный анализ понятия

«педагогическая культура»

применительно к педагогам и отмечает, что в

структуре

педагогической

культуры

можно

выделить

ряд

блоков.

Когнитивный

(познавательный)

блок

включает

педагогические

знания,

взгляды и идеи. Их объем, глубина и характер в условиях профессиональной

и непрофессиональной педагогической деятельности претерпевают заметные

изменения.

Педагогическая

культура

предполагает

наличие

глубоких

и

систематизированных знаний по какому-то конкретному разделу (математике,

истории, физике, биологии и т.д.), дополненных специальными знаниями по

дидактике

и

теории

воспитания,

общей,

возрастной

и

педагогической

психологии, методике и т.п.

Вместе с тем, как считает И.Е. Видт [15], педагогическая культура не

может

ограничиваться

исключительно

специальными

знаниями

и

предполагает наличие у человека возможно более широкого круга общих

познаний. Без широкого круга общих знаний педагогу крайне трудно (или

даже вовсе невозможно) заинтересовать детей в процессе общения. Таким

образом, высокий уровень педагогической культуры предполагает высокий

уровень общей культуры личности.

С

другой

стороны,

без

определенного

минимума

педагогических

знаний невозможно формирование высокой общей культуры личности. Этот

минимум

включает

общие

принципы

воспитания,

определенные

правила

дидактики

и

те

знания

по

всем

предметам,

которые

родители

и

прочие

взрослые дают ребенку до школы. Такие знания, как правило, неглубоки,

фрагментарны и несистематизированы. Однако они обязательны для всех,

поскольку

каждый

человек

в

той

или

иной

мере

является

педагогом,

выступает в роли воспитателя. Поэтому высокая общая культура личности

предполагает

наличие

минимально

необходимых,

но

достаточных

педагогических знаний.

Необходимо

отметить,

что

в

научной

литературе

понятие

«педагогическая

культура»

трактуется

на

данный

момент

широко

и

неоднозначно. С одной стороны, оно отражает уровень освоения человеком

социально-педагогического опыта, с другой стороны – реализацию этого

опыта в повседневной жизни.

Как

отмечает

Е.В.

Бондаревская

[9],

среди

факторов,

серьезно

влияющих на изменение норм педагогической культуры, можно выделить:

1) переход к моногамной форме брака с передачей патриархальной семье

функций

субъекта

педагогического

воздействия

взамен

родоплеменного

воспитания;

2) выделение образования в обособленную сферу деятельности и появление

профессиональной педагогики;

3) формирование средневекового цехового производства и присущей ему

системы ремесленного ученичества;

4) появление книгопечатания;

5)

секуляризацию

духовной

жизни

общества

и

появление

светской

педагогики;

6) формирование классноурочной системы;

7) выделение психологии в самостоятельную область знания;

8) вскрытие психологических закономерностей формирования личности;

9)

выделение

образования

в

отрасль

общественного

производства,

обусловленную

потребностями

материального

производства

и

его

обслуживающую;

10)

влияние

на

образование

научно-технической

революции,

появление

качественно новых форм хранения, переработки и передачи информации,

порожденных ею.

Педагогическая культура как сложный феномен рассматривается на

разных

уровнях:

социально-педагогическом,

научно-педагогическом,

профессионально-педагогическом, личностном.

С точки зрения социально-педагогической, педагогическая культура

является

средством

педагогизации

окружающей

среды.

С

этой

позиции

учителя,

родители

и

педагогические

сообщества

рассматриваются

как

носители и творцы педагогической культуры.

На научно-педагогическом уровне педагогическая культура выступает

как часть общечеловеческой и национальной духовной культуры, сферой

педагогических

ценностей.

В

профессионально-педагогическом

плане

педагогическая

культура

рассматривается

как

сфера

профессиональной

деятельности, включающая общественные требования к ней, закономерности

культурной идентификации педагога. На личностном уровне она выступает

как личностное свойство учителя и воспитателя.

Согласно

мнению

Л.Е.

Васильевой

[12],

подготовка

родителей

к

осуществлению

воспитательной

деятельности,

несомненно,

должна

предусматривать

значительное

повышение

уровня

их

педагогической

культуры.

В

соответствии

с

этим,

педагогическую

культуру

можно

рассматривать

как

такой

уровень

педагогической

подготовленности

родителей, который позволит им сделать семейное воспитание процессом

целенаправленным и успешным, полноценно решающим задачи развития и

воспитания ребенка в единстве со школой.

И.Е. Видт [15] считает, что удельный вес и значимость педагогической

культуры в воспитательном потенциале семьи неуклонно возрастает. Это

обусловлено,

прежде

всего,

ростом

и

усложнением

задач

семейного

воспитания и самого воспитательного процесса. Педагогическая культура

дает возможность существенно сузить тот элемент стихийности, который

свойственен семейному воспитанию в большей мере, чем любому другому.

По

мнению

И.В.

Гребенникова,

Е.В.

Коротаевой

[19;28],

педагогическая

культура

определяется

как

конкретно-исторический

специфический

способ

сознательного

решения

стоящих

перед

семьей

воспитательных задач.

Составной частью педагогической культуры является педагогическое

мастерство

родителей,

формирующееся

в

процессе

овладения

педагогическими знаниями и их использования в практике.

Основные черты педагогического мастерства, по определению Е.В.

Коротаевой [28]: педагогический такт, умение быть чутким, справедливым и

разумно

требовательным

к

детям,

владение

педагогической

техникой,

наблюдательность и способность прогнозировать развитие ребёнка.

Анализ компонентов педагогической культуры имеет принципиальное

значение, поскольку выступает необходимым условием оценки состояния ее

развитости,

а

значит,

важнейшей

предпосылкой

ее

дальнейшего

совершенствования, в том числе дифференцированного подхода к решению

данной задачи.

В структуре педагогической культуры родителей А.К. Рубченко [37]

выделяет следующие компоненты:

- когнитивный

компонент - определенная сумма физиолого-гигиенических,

психолого-педагогических, правовых знаний, необходимых для полноценного

осуществления воспитания в семье. В первую очередь это знание основных

законов

анатомо-физиологического

и

психического

развития

ребенка;

понимание ценностей семейной жизни и семейного воспитания; овладение

знаниями

об

ошибках,

трудностях

семейного

воспитания

и

способах

их

устранения; знание прав и обязанностей родителей и ребенка;

- операционный

компонент - осознанное овладение родителями методами,

приемами, формами воспитательного взаимодействия с ребенком; умение

организовать

полноценную

жизнь

ребенка

в

семье,

диагностировать

способности ребенка;

- коммуникативный компонент - умение родителей создать положительный,

благоприятный семейный климат; взаимопонимание, как с детьми, так и с

другими членами семьи, терпимость к их мнению; умение предупреждать и

решать конфликты;

- рефлексивный компонент - умение анализировать собственные действия,

поступки

и

состояния;

оценивать

необходимость

и

эффективность

применявшихся методов и приемов воспитания, причины успехов и неудач,

возникающих

затруднениях

в

ходе

семейного

воспитания;

способность

посмотреть на себя со стороны глазами своего ребенка;

-

эмоциональный

компонент -

умение

владеть

собою

в

трудных,

непредвиденных ситуациях; понять состояние ребенка по малоприметным

особенностям его поведения, видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь

для

их

разрешения;

способность

родителей

к

эмпатии,

сочувствию

и

сопереживанию.

З.Г. Вахитова [14] говорит о том, что уровень педагогической культуры

родителей

представляет

собой

степень

их

готовности

к

эффективной

организации

воспитательного

процесса

в

семье,

основанной

на

знаниях,

умениях и навыках педагогического взаимодействия с ребенком, понимании

особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре

и традициям семьи и общества. Уровень педагогической культуры родителей

зависит от уровня их образования, от их общей культуры, от индивидуальных

особенностей, определяется уровнем собственной воспитанности, а также

накопленным жизненным опытом.

В

настоящее

время

уровень

сформированности

педагогической

культуры

большинства

родителей

низок,

что,

разумеется,

отрицательно

сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно,

проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Большая

доля родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей

в

разные

возрастные

периоды,

некомпетентна

в

вопросах

семейного

воспитания и плохо представляет себе его цели.

По мнению Л.И. Гайдаровой [16], педагогическая неграмотность отцов

и матерей, непонимание ими, насколько сложен процесс развития ребенка,

приводит

к

большим

ошибкам

в

семейном

воспитании.

Следовательно,

решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит

от целенаправленной педагогической подготовки родителей.

Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать

значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня,

который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и

успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в

единстве с образовательной организацией.

Таким

образом,

анализ

научной

литературы

показывает,

что

педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой куль-

туры,

в

которой

в

наибольшей

степени

запечатлены

духовные

и

материальные

ценности

образования

и

воспитания,

а

также

способы

творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания

исторического

процесса

смены

поколений,

социализации

личности,

осуществления

образовательно-воспитательного процесса.

В

рамках

данного

исследования

мы

определяем

педагогическую культуру

как

личностное

образование,

которое

выражается

в

ценностно-гуманном

о т н о ш е н и и

к ребенку,

в

творческом

владении

педагогическими

технологиями,

в

отношениях

взаимодействия

семьи

и

школы,

в

гуманистическом

стиле

взаимодействия

с

детьми.

Критериями

педагогической

культуры

родителей

выступают:

когнитивный,

рефлексивный, эмоциональный, коммуникативный, операционный.



В раздел образования