Автор: Смирнова Марина Васильевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Детский сад №22"
Населённый пункт: г. Усолье-Сибирское Иркутской области
Наименование материала: "Повышение уровня педагогической культуры молодых родителе ,как психолого - педагогическая проблема
Тема: Понятие «педагогическая культура родителей»
Раздел: начальное образование
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
давно
включено
в
практику
педагогической
деятельности
и
достаточно распространено в современной научной литературе, однако пока
чаще
всего
оно
используется
как
некая
характеристика
педагогического
сознания и педагогической практики.
В педагогическом энциклопедическом словаре мы находим следующее
определение: «Педагогическая
культура
-
совокупность
специфических
«механизмов»
и
средств,
овладение
которыми
делает
семью
способной
организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с
определенными общественными требованиями» [36, 316].
А.В. Косова [49] определяет педагогическую культуру родителей как
личностное
образование,
которое
выражается
в
ценностно-гуманном
о т н о ш е н и и
к ребенку,
в
творческом
владении
педагогическими
технологиями,
в
отношениях
взаимодействия
семьи
и
школы,
в
гуманистическом стиле взаимодействия с детьми.
К таким «механизмам» и средствам относится, прежде всего, четкое
осознание воспитательных целей, а также способов их достижения. В свою
очередь, к последним относятся, во-первых, определенные знания из области
наук о воспитании, т. е. соответствующая сумма психолого-педагогических,
этико-педагогических, физиолого-гигиенических и других знаний, во-вторых,
необходимые педагогические навыки и умения.
Е.В.
Бондаревская
[9]
отмечает,
что
педагогическая
культура
представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса
в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей.
Культура
-
это
освоенный
и
овеществленный
опыт
человеческой
жизнедеятельности.
Опыт
же
представляет
собой
закрепленное
единство
знаний
и
умений,
переросшее
в
модель
действий
при
любой
ситуации;
программу,
принятую
в
качестве
образца
при
решении
всевозможных
возникающих
задач.
Образование
как
система
представляет
собой
социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта.
Исходя
из
сказанного,
можно
дать
следующее
определение
педагогической
культуры:
она
представляет
собой
интегративную
характеристику
педагогического
процесса,
включающую
единство
как
непосредственной
деятельности
людей
по
передаче
накопленного
социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде
знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от
одного поколения к другому.
По мнению Л.Н. Коган [26], поскольку культура представляет собой
концентрированный
опыт
предшествующих
поколений,
она
позволяет
каждому человеку не только усваивать этот опыт, но и участвовать в его
приумножении.
Уже
в
силу
первого
из
двух
упомянутых
компонентов
культура, с одной стороны, и воспитание и образование, с другой стороны, не
могут быть обособлены друг от друга. Педагогическая культура как явление
неразрывно связывает две общественные системы - педагогику и культуру и
требует определения ее положения, как в системе педагогики, так и в системе
культуры.
В.Л. Бенин [8] проводит сущностный и структурный анализ понятия
«педагогическая культура»
применительно к педагогам и отмечает, что в
структуре
педагогической
культуры
можно
выделить
ряд
блоков.
Когнитивный
(познавательный)
блок
включает
педагогические
знания,
взгляды и идеи. Их объем, глубина и характер в условиях профессиональной
и непрофессиональной педагогической деятельности претерпевают заметные
изменения.
Педагогическая
культура
предполагает
наличие
глубоких
и
систематизированных знаний по какому-то конкретному разделу (математике,
истории, физике, биологии и т.д.), дополненных специальными знаниями по
дидактике
и
теории
воспитания,
общей,
возрастной
и
педагогической
психологии, методике и т.п.
Вместе с тем, как считает И.Е. Видт [15], педагогическая культура не
может
ограничиваться
исключительно
специальными
знаниями
и
предполагает наличие у человека возможно более широкого круга общих
познаний. Без широкого круга общих знаний педагогу крайне трудно (или
даже вовсе невозможно) заинтересовать детей в процессе общения. Таким
образом, высокий уровень педагогической культуры предполагает высокий
уровень общей культуры личности.
С
другой
стороны,
без
определенного
минимума
педагогических
знаний невозможно формирование высокой общей культуры личности. Этот
минимум
включает
общие
принципы
воспитания,
определенные
правила
дидактики
и
те
знания
по
всем
предметам,
которые
родители
и
прочие
взрослые дают ребенку до школы. Такие знания, как правило, неглубоки,
фрагментарны и несистематизированы. Однако они обязательны для всех,
поскольку
каждый
человек
в
той
или
иной
мере
является
педагогом,
выступает в роли воспитателя. Поэтому высокая общая культура личности
предполагает
наличие
минимально
необходимых,
но
достаточных
педагогических знаний.
Необходимо
отметить,
что
в
научной
литературе
понятие
«педагогическая
культура»
трактуется
на
данный
момент
широко
и
неоднозначно. С одной стороны, оно отражает уровень освоения человеком
социально-педагогического опыта, с другой стороны – реализацию этого
опыта в повседневной жизни.
Как
отмечает
Е.В.
Бондаревская
[9],
среди
факторов,
серьезно
влияющих на изменение норм педагогической культуры, можно выделить:
1) переход к моногамной форме брака с передачей патриархальной семье
функций
субъекта
педагогического
воздействия
взамен
родоплеменного
воспитания;
2) выделение образования в обособленную сферу деятельности и появление
профессиональной педагогики;
3) формирование средневекового цехового производства и присущей ему
системы ремесленного ученичества;
4) появление книгопечатания;
5)
секуляризацию
духовной
жизни
общества
и
появление
светской
педагогики;
6) формирование классноурочной системы;
7) выделение психологии в самостоятельную область знания;
8) вскрытие психологических закономерностей формирования личности;
9)
выделение
образования
в
отрасль
общественного
производства,
обусловленную
потребностями
материального
производства
и
его
обслуживающую;
10)
влияние
на
образование
научно-технической
революции,
появление
качественно новых форм хранения, переработки и передачи информации,
порожденных ею.
Педагогическая культура как сложный феномен рассматривается на
разных
уровнях:
социально-педагогическом,
научно-педагогическом,
профессионально-педагогическом, личностном.
С точки зрения социально-педагогической, педагогическая культура
является
средством
педагогизации
окружающей
среды.
С
этой
позиции
учителя,
родители
и
педагогические
сообщества
рассматриваются
как
носители и творцы педагогической культуры.
На научно-педагогическом уровне педагогическая культура выступает
как часть общечеловеческой и национальной духовной культуры, сферой
педагогических
ценностей.
В
профессионально-педагогическом
плане
педагогическая
культура
рассматривается
как
сфера
профессиональной
деятельности, включающая общественные требования к ней, закономерности
культурной идентификации педагога. На личностном уровне она выступает
как личностное свойство учителя и воспитателя.
Согласно
мнению
Л.Е.
Васильевой
[12],
подготовка
родителей
к
осуществлению
воспитательной
деятельности,
несомненно,
должна
предусматривать
значительное
повышение
уровня
их
педагогической
культуры.
В
соответствии
с
этим,
педагогическую
культуру
можно
рассматривать
как
такой
уровень
педагогической
подготовленности
родителей, который позволит им сделать семейное воспитание процессом
целенаправленным и успешным, полноценно решающим задачи развития и
воспитания ребенка в единстве со школой.
И.Е. Видт [15] считает, что удельный вес и значимость педагогической
культуры в воспитательном потенциале семьи неуклонно возрастает. Это
обусловлено,
прежде
всего,
ростом
и
усложнением
задач
семейного
воспитания и самого воспитательного процесса. Педагогическая культура
дает возможность существенно сузить тот элемент стихийности, который
свойственен семейному воспитанию в большей мере, чем любому другому.
По
мнению
И.В.
Гребенникова,
Е.В.
Коротаевой
[19;28],
педагогическая
культура
определяется
как
конкретно-исторический
специфический
способ
сознательного
решения
стоящих
перед
семьей
воспитательных задач.
Составной частью педагогической культуры является педагогическое
мастерство
родителей,
формирующееся
в
процессе
овладения
педагогическими знаниями и их использования в практике.
Основные черты педагогического мастерства, по определению Е.В.
Коротаевой [28]: педагогический такт, умение быть чутким, справедливым и
разумно
требовательным
к
детям,
владение
педагогической
техникой,
наблюдательность и способность прогнозировать развитие ребёнка.
Анализ компонентов педагогической культуры имеет принципиальное
значение, поскольку выступает необходимым условием оценки состояния ее
развитости,
а
значит,
важнейшей
предпосылкой
ее
дальнейшего
совершенствования, в том числе дифференцированного подхода к решению
данной задачи.
В структуре педагогической культуры родителей А.К. Рубченко [37]
выделяет следующие компоненты:
- когнитивный
компонент - определенная сумма физиолого-гигиенических,
психолого-педагогических, правовых знаний, необходимых для полноценного
осуществления воспитания в семье. В первую очередь это знание основных
законов
анатомо-физиологического
и
психического
развития
ребенка;
понимание ценностей семейной жизни и семейного воспитания; овладение
знаниями
об
ошибках,
трудностях
семейного
воспитания
и
способах
их
устранения; знание прав и обязанностей родителей и ребенка;
- операционный
компонент - осознанное овладение родителями методами,
приемами, формами воспитательного взаимодействия с ребенком; умение
организовать
полноценную
жизнь
ребенка
в
семье,
диагностировать
способности ребенка;
- коммуникативный компонент - умение родителей создать положительный,
благоприятный семейный климат; взаимопонимание, как с детьми, так и с
другими членами семьи, терпимость к их мнению; умение предупреждать и
решать конфликты;
- рефлексивный компонент - умение анализировать собственные действия,
поступки
и
состояния;
оценивать
необходимость
и
эффективность
применявшихся методов и приемов воспитания, причины успехов и неудач,
возникающих
затруднениях
в
ходе
семейного
воспитания;
способность
посмотреть на себя со стороны глазами своего ребенка;
-
эмоциональный
компонент -
умение
владеть
собою
в
трудных,
непредвиденных ситуациях; понять состояние ребенка по малоприметным
особенностям его поведения, видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь
для
их
разрешения;
способность
родителей
к
эмпатии,
сочувствию
и
сопереживанию.
З.Г. Вахитова [14] говорит о том, что уровень педагогической культуры
родителей
представляет
собой
степень
их
готовности
к
эффективной
организации
воспитательного
процесса
в
семье,
основанной
на
знаниях,
умениях и навыках педагогического взаимодействия с ребенком, понимании
особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре
и традициям семьи и общества. Уровень педагогической культуры родителей
зависит от уровня их образования, от их общей культуры, от индивидуальных
особенностей, определяется уровнем собственной воспитанности, а также
накопленным жизненным опытом.
В
настоящее
время
уровень
сформированности
педагогической
культуры
большинства
родителей
низок,
что,
разумеется,
отрицательно
сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно,
проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Большая
доля родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей
в
разные
возрастные
периоды,
некомпетентна
в
вопросах
семейного
воспитания и плохо представляет себе его цели.
По мнению Л.И. Гайдаровой [16], педагогическая неграмотность отцов
и матерей, непонимание ими, насколько сложен процесс развития ребенка,
приводит
к
большим
ошибкам
в
семейном
воспитании.
Следовательно,
решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит
от целенаправленной педагогической подготовки родителей.
Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать
значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня,
который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и
успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в
единстве с образовательной организацией.
Таким
образом,
анализ
научной
литературы
показывает,
что
педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой куль-
туры,
в
которой
в
наибольшей
степени
запечатлены
духовные
и
материальные
ценности
образования
и
воспитания,
а
также
способы
творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания
исторического
процесса
смены
поколений,
социализации
личности,
осуществления
образовательно-воспитательного процесса.
В
рамках
данного
исследования
мы
определяем
педагогическую культуру
как
личностное
образование,
которое
выражается
в
ценностно-гуманном
о т н о ш е н и и
к ребенку,
в
творческом
владении
педагогическими
технологиями,
в
отношениях
взаимодействия
семьи
и
школы,
в
гуманистическом
стиле
взаимодействия
с
детьми.
Критериями
педагогической
культуры
родителей
выступают:
когнитивный,
рефлексивный, эмоциональный, коммуникативный, операционный.