Напоминание

Конспект занятия по музейной педагогике «Сказочная Гжель»


Автор: Верещага Лидия Александровна
Должность: Воспитатель подготовительной гр.
Учебное заведение: МДОБУ
Населённый пункт: Г.Сертолово м.р. Чёрная речка. Ленинградской обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по музейной педагогике «Сказочная Гжель»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное

Учреждение «Чернореченский ДСКВ»

Конспект занятия по музейной педагогике

«

Сказочная Гжель»

Воспитатели:

Верещага Л. А.

Зайкова Ю. Я.

г. Сертолово 2020г.

План-конспект занятия по музейной педагогике

Участники: воспитатели и дети подготовительной к школе группы №1 «Лучики»,

гости музея.

Актуальность.

Одна

из

основоположниц

отечественного

дошкольного

образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников

гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребёнку. В обычном музее

ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции,

экскурсовод. Причем не только он сам, а и его родители. Музей в детском саду, это

результат общения, совместной работы педагогов, детей и их родителей. Музейная

педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания

детей, создающая условия погружения личности в специально организованную

предметно-пространственную

среду.

В

последние

десятилетия музейная

педагогика приобрела большую популярность в системе дошкольного образования

и

в о с п и т а н и я

с о зд а ю т с я музейные

программы,

выходят

к н и ги ,

разрабатываются методические рекомендации.

Цель: познавательное и речевое развитие дошкольников посредством музейной

педагогики.

Воспитание и обучение детей экскурсоводов.

Задачи:

. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;

Формирование у дошкольников представления о музее;

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

Развитие связной речи и расширение словарного запаса;

Воспитание нравственно-патриотических чувств;

Воспитание культуры поведения.

Материалы к занятию: ИКТ, экспонаты музея, детские работы, лепбук.

НОД

Воспитатель:

Добрый

день

дорогие

гости!

Вы

находитесь

в

музее

«Чернореченского детского сада». В нашем музее собраны экспонаты различных

народных

промыслов.

Сегодняшняя

наша

экспозиция

посвящена

«Сказочной

Гжели».

Вы

узнаете

много

интересного

о

истории

гжельского

промысла,

о

особенностях

гжельской

росписи.

В

нашем

музее

работают

замечательные

экскурсоводы. Сейчас они вам представятся и расскажут о экспонатах нашего

музея.

Ребёнок-экскурсовод 1:

Здравствуйте,

меня

зовут

Тестова

Татьяна.

Я

вам

расскажу

о

правилах

поведения в музее (демонстрирует правила на схеме-таблице).

Вы пришли в музей и вот,

Встретил вас экскурсовод.

Он здесь главный - помни это,

И прислушайся к совету:

Экскурсовода не перебивай,

От своей группы не отставай.

Вопросы задавай не сразу,

А дождись конца рассказа.

Не все экспонаты трогай руками,

А смотри на них глазами.

Постарайся побольше узнать,

Ч т о б ы

д р у г и м

п р о

м у з е й

рассказать.

Ребёнок-экскурсовод 2:

Здравствуйте, Меня зовут Горбань Анастасия. Я

ваш экскурсовод.

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлее вода родничковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Я расскажу вам историю гжельского промысла.

Очень давно, почти 700 лет назад в подмосковном селе появились первые

изделия из белой глины, расписанные чудесными синими узорами.. Своё название

Гжель получила от названия села Гжель. Поэтому Родиной Гжели считается

Московская область. Слово “гжель” имеет балтийские корни и, вероятнее всего,

произошло от названия реки “Агжелка”, которая протекает недалеко от села.

Гжельская земля очень богата глинами белого цвета. Из неё и изготавливают

различные предметы быта. Изделия из глины для прочности обжигают в печах

при очень высокой температуре. Поэтому в слове «Гжель» слышится отзвук

глагола «жечь».

К

1812

году

в

г.

Гжель

насчитывали

около

20

маленьких

заводов,

выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермилы

Иванова и братьев Лаптевых в деревне Кузяево. Благодаря промыслу село Гжель

расцвело, и стало городом Гжель, а заводы по изготовлению гжельского фарфора

работают и сейчас.

Ребёнок-экскурсовод 3:

Меня зовут Набережных Тимур. Я ваш экскурсовод. Я продолжу нашу

экскурсию в мир «сказочной гжели»

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из – под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

Я Вам расскажу легенду.

В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит

городок Гжель. Давным – давно жили там смелые и умные, красивые и умелые

мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство

свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали – думали

и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую – белую. И

решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.

А славится Гжель своим цветом. Он всегда одинаков: синий на белом фоне.

Сами «гжельцы» любят говорить, что небо у них, как нигде в России синее –

синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. По белому

фону

чашки

или

подсвечника

ведет

рука

художника

кисточку

с

краской.

То

сильнее, то слабее нажимает на нее.

И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и

птицы, и трава. Всего одна краска. А какая нарядная и праздничная получается

роспись.

Ребёнок-экскурсовод 4:

Здравствуйте,

меня

зовут

Хапалов

Даниил.

Я

продолжу

рассказывать

о

сказочной Гжели. Я Вам расскажу о гжельских мастерах.

Много мастеров в Гжели было. И каждый мастер своё приносил.

Роспись гжели выполняется кобальтом. Каждое изделие обжигали 2 раза: первый

– для закрепления формы, второй – после росписи изделия кобальтом.

Один мастер слепил чайник: носик в виде головки курочки, а на крышке –

петушок красуется.

Другой мастер услышал сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита

вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне

скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза

рыбы – точно роза.

Третий мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка,

хвостом помахивает, плавничками потряхивает.

Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие,

другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у

всех разные.

Лепили гжельские мастера животных и птиц. (слайд №9) Занятно сделан петух с

пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не

страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!

Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они

снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется,

сейчас прокукарекает: «Спать пора!»

Ребёнок-экскурсовод 5:

Здравствуйте, меня зовут Голицина Анфиса Я ваш экскурсовод. Я расскажу

Вам о узорах сказочной Гжели.

Как же украшали свои изделия гжельские мастера? Широкой полосой или

букетом выделяется главная часть сосуда, более узкими лентами – края горла, дна

и ручек.

Самое особенное в гжельской росписи - это «мазок с тенями». Особенность

заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон

перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких.

Элементы росписи: линии и точки, бордюры, капелька. Разнообразные

сеточки, прямые и волнистые линии.

Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она

изображена крупно, широкими мазками, а иногда написана тоненькой кисточкой.

Концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и

усики.

Воспитатель: Сейчас мы переходим к осмотру экспонатов музея.

Ребёнок-экскурсовод (демонстрирует):

Ай да вазы, что за диво, хороша и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные все в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Ребёнок-экскурсовод (демонстрирует):

Чашка эта голубая,

О зиме напомнит вдруг:

На снегу холодном тает,

Не растает синий луг.

Расцветают на морозе

Хризантемы и ромашки.

Колокольчики и розы.

Украшают вазы, чашки.

Сколько блеска, сколько глянца

В сине-белом том фаянсе!

Ребёнок-экскурсовод (демонстрирует):

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых!

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпение –

Русская звонкая Гжель!

Воспитатель: Ребята вы посмотрели экспонаты гжельских мастеров.

Но ведь вы все учились гжельской росписи. И ваши работы выставлены в нашем

музее. Вы можете ими полюбоваться и показать и рассказать о них своим

родителям.

Ну а теперь мы с вами поиграем. (переход к интерактивному столу)

К

росворд?

1.Название промысла.

2.Любимый цвет гжельских мастеров.

3.Элемент росписи.

4.Инструмент художника.

5.Приём работы кистью.

6.Изделия из обожженной глины.

Воспитатель: Молодцы ребята. Сегодня на экскурсии вы были очень

внимательными, узнали много нового и интересного.



В раздел образования