Автор: Портнягина Акулина Гаврильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Сырдахская СОШ им.И.С.Портнягина"
Населённый пункт: с.Сырдах Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Конспект
Тема: "Дневник наблюдений"
Раздел: среднее образование
Дневник наблюдения – помощник классного руководителя
в изучении личности учащихся
Портнягина Акулина Гаврильевна
учитель математики, МОУ”Сырдахская средняя общеобразовательная школа имени
И.С.
Портнягина”,
Усть-Алданский
улус,
с.Сырдах,
678372,
Усть-Алданский
улус,
Республика Саха (Якутия).
Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является
организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и
воспитывает
ученический
коллектив,
объединяет
воспитательные
усилия
учителей,
детских организаций, родителей и общественности.
Чтобы
правильно
воспитывать
учеников,
надо
хорошо
их
знать,
глубоко
проникнуть во внутренний мир, понимать их переживания и мотивы поведения. Изучить
то, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенности воли, черты
характера, темперамент. А это, значит, найти более верный путь к сердцу, использовать
наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.
Одним из наиболее распространенных методов изучения школьников является
педагогическое наблюдение. Оно направлено на систематическое их изучение в обычных
условиях жизни и деятельности. При проведении наблюдения надо отмечать только
наиболее типичные, характерные черты личности, при оценке поступков важно выявлять
их причины.
В процессе наблюдения следует не просто констатировать факты, а выявлять
причины того или иного поведения и намечать пути наиболее эффективного воздействия
на
каждого
ученика
с
учетом
его
особенностей.
Большие
трудности
представляют
наблюдения за учениками замкнутыми, отверженными от коллектива они стараются
держаться в стороне, не высказывают свое мнение. Необходимо им давать интересные
поручения, вовлекать в коллективную деятельность, где наиболее полно раскрывается
характер, обнаруживаются склонности, навыки и привычки.
Классный руководитель проводит наблюдения, прежде всего на своих уроках.
Здесь можно определить уровень развития учащихся, их кругозор, выявить интерес к
различным учебным предметам, волевые качества.
Ценный материал, характеризующий отдельных школьников, дает общественно –
полезный
труд.
Некоторые
ученики
проявляют
торопливость,
неорганизованность,
разбросанность, другие работают ритмично, без спешки, выполняют порученное дело
тщательно и аккуратно. Одни трудятся с большим интересом и желанием, другие –
неохотно. Все это важно знать для того, чтобы правильно понять ученика, найти пути его
воспитания, а иногда и перевоспитания.
Более благоприятно наблюдать над учащимися во время внеклассной работы. В
совместной
деятельности
во
внеурочное
время
ученики
полнее
раскрывают
свои
интересы, склонности, черты характера.
Изучение учащихся в школе обычно дополняется наблюдениями за поведением
вне школы и в семье. Некоторые ученики за стенами школы ведут себя по-иному. В
классе они не нарушают дисциплину и порядок, а на улице ведут себя негативно,
проявляют, не уважение к старшим. Не зная этого, трудно оказать серьезные воздействия
на таких учеников.
В
результате
может
сложиться
неправильное
представление
о
характере
и
поведении того или иного ученика, чтобы избежать этого, надо наблюдать за учеником
длительное время в различных условиях жизни и деятельности. Эти наблюдения можно
внести в дневник, изучить их и наметить пути индивидуальной дальнейшей работы с
учащимися.
Если учителю поручают классное руководство в новом для него классе, он приступает
к предварительному знакомству с учащимися еще до начала учебного года.
А именно
знакомится и изучает :
1.
Личное дело
2.
Классный журнал
3.
Проводит беседу с бывшим классным руководителем
(с воспитателями детского сада)
4.
Информацию от директора, завуча
5.
Проводит совещание с учеником
6.
Проводит беседу с родителями
Классный руководитель, впервые приняв класс, собирает сведения об учениках. ( Где
живет,
профессии
его
родителей,
состав
семьи,
материальная
обеспеченность,
культурный уровень, взаимоотношения в семье, характер воспитания ребенка в семье.
Режим, досуг, товарищи, есть ли условия быта, рабочее место, участие в домашнем
труде. Друзья, знакомые вне школы, ближайшее окружение, кто положительно влияет,
кто отрицательно влияет на ребенка. Выясняет состояние здоровья, что читает, интересы,
таланты, способности.)
В
процессе
изучения
у
классного
руководителя
накапливается
информация
по
вопросам
общего
развития
школьников
(культура
речи,
начитанность,
регулярность
чтения, широта и устойчивость читательских интересов, посещение в общественных
местах
и
т.д.);
идейной
политической
направленности
(отношение
к
политическим
событиям,
участие
в
общественной
жизни
и
работе
класса
и
школы,
какие
газеты
выписывает и читает, отношение к общественным поручениям, кому желает подражать,
кумиры);
отношения
к
учебному
труду
и
успеваемости
ученика
(мотивы
обучения,
посещение
учебных
занятий,
пропуски,
опоздания
без
причин,
внимательность
на
уроках, систематичность выполнения домашних заданий, самостоятельность выполнения
учебного труда, успеваемость по различным предметам, какие предметы любит, какие
предметы даются легко, а по каким затрудняется, причины неуспеваемости и т.д.);
отношения
школьника
к
физическому
труду
(самообслуживание,
как
выполняет
общественные поручения, связанные с физическим трудом, какой труд предпочитает,
проявления инициативы и самостоятельность в физическом труде, каким видом труда
интересуется, посещение кружков, секций); уровня дисциплинированности
ученика,
правила для учащихся; культурного уровня поведения (организованность на уроках,
вежливость в общении, опрятность, аккуратность, интересы и склонности в области
искусства,
науки,
техники);
широту
и
устойчивость
интересов
(какие
кружки,
организации, общества ученик посещает, какой профессией интересуется, связь его с
выбором будущей профессии, прилежание и добросовестность).
Все эти данные можно внести в дневник наблюдения в отдельные графы. Можно эти
данные записать в виде таблицы.
Чтобы хорошо знать школьника, можно составить программу изучения личности и
программу изучения коллектива. Для наблюдения школьника классному руководителю
следует
проводить
различные
внеклассные
мероприятия.
Например,
эксперимент,
анкеты,
сочинения
учащихся,
социометрические
опросы.
Установить
симпатии,
антипатии, безразличия друг к другу, установить, кто пользуется авторитетом, кто –
меньше.
В средних классах можно провести мероприятия на темы: “Какой я?”, “Что узнаем
о себе на уроках”, “Сходства и различия между людьми”, “Хорошее и плохое в человеке”,
“Каким хотел бы я быть?”. Провести проверки на познание мира и себя на темы:
“Память, типы памяти, как улучшить память”, “Мышления: логические, образные”,
“Эмоции и чувства человека” (настроение и самочувствие, как ими управлять?), “Речь:
дикция, образность, логичность” (можно вести элементы риторики – владение голосом,
составление
письменных,
устных
речей,
жесты,
мимика).
Дальше
можно
провести
мероприятия
на
индивидуальные
особенности
человека
на
темы:“Интересы,
предпочтения,
склонности”,
“Способности,
одаренность,
талант”,
“Темперамент”,
“Характер”,
“Привычки
(полезные
и
вредные)”,
“Поведение
человека.
От
чего
он
зависит”,
“Самооценка,
уверенность
в
себе,
преодоление
комплексов”,
“Сложные
жизненные
ситуации”,
“Планируем
жизнь”,
“Сочинение
–
мое
представление
о
будущем”.
В старших классах можно провести мероприятия на темы: “Как научиться понимать
других людей”, “Как строить отношения с людьми различного темперамента, характера,
возраста?”, “Конфликты. Как их избежать или разрешить? Поведение в конфликте”, “Как
обрести уверенность в себе (обаяние, привлекательность)”, “Взаимоотношение любимых
супругов”.
Проведение
таких
мероприятий
дает
ученикам
возможность
самопознания,
пробуждает
желание
самосовершенствоваться,
помогает
при
самовоспитании
и
ориентированности
в
окружающем
мире:
что
есть
добро
и
зло,
к
чему
следует
стремиться в жизни, а от чего отказаться, как достичь взаимопонимания с другими
людьми. Тут ребят необходимо нацелить на целостную сферу личности. Поэтому при
отборе материала мероприятий (анкеты, опросы, беседы, диспуты, игры-уроки и др.) я
стараюсь подготовить
его таким образом, чтобы дети не только усваивали, но и
откликнулись на него. А именно, самостоятельно осмыслили и оценили. Еще будет
эффективным, если они соотнесут оцениваемые объекты друг с другом.
Например,
я
как
учительница
математики
поведение
человека
сравниваю
с
обыкновенной дробью, излагая это мудрой мыслью великого русского писателя Льва
Николаевича Толстого: «Человек подобен дроби, где числитель – это то, что он собой
действительно представляет, а знаменатель, то, что о себе воображает. Чем больше
знаменатель, тем меньше дробь; если знаменатель – бесконечность, то дробь равна
нулю».
Можно это высказывание цитировать, для воспитательной цели, при прохождении в 5-
ом классе темы «Обыкновенная дробь». Здесь можно детям объяснять суть дроби в
поведенческом
аспекте.
Например,
числитель
–
это
ваши
положительные
поступки
(добрые дела, хорошие отметки, доброжелательные отношения друг к другу и т.д.), а
знаменатель – это ваши плохие отрицательные (негативные) поступки (плохие отметки,
непослушание, невыполнение хороших дел и т.д.). И задавайтесь вопросом: «Дробь будет
какой?».
Затем
дать
обобщение
детям,
если
вы
совершили
что-то
нехорошее
(в
знаменателе),
чтобы
его
исправить,
необходимо
совершать
хорошие
дела.
Для
достижения поставленной цели в изучении личности помогут материалы, которые несут
познавательную
и
целостную
информацию
о
человеке,
его
индивидуальных
особенностях, возможностях, перспективах развития.
Мы часто просим ребят оценивать не только свои качества личности, но и личность
других людей (их поведение, мысли, чувства, и не просто отметить “это – хорошо”, а
“это - плохо”, а выявить их особенности, только им присущие черты характера, отметить,
какие в нем есть привлекательные черты, а какие отрицательные). В таких заданиях дети
обычно рефлекцируют, т.е. дают оценку собственным и другим поступкам, мыслям,
чувствам.
Сейчас
вошло
в
моду
информировать
астрологические,
зодиакальные
приметы
поведения,
черт
характера
человека
по
разным
гороскопам.
Такие
сведения
тоже
необходимо учесть и дать на заметку.
В профориентационной работе можно провести дискуссию “Как ориентироваться в
мире профессий?”, объяснить типы профессий по предмету труда (“Человек- человек”,
“Человек – техника”, “Человек – знаковая система”, “Человек – художественный образ”,
“Человек-
природа”),
классы
профессий
по
характеру
труда
(исполнительные,
творческие), выяснить творческий потенциал каждого ученика и связывать, кем ему быть
по зодиаку. Все они в целом помогают конкретно определиться при выборе будущей
профессии.
В конце каждого учебного года следует провести оценку уровня воспитанности
учащихся, а затем можно сопоставить ее с итогом прошлого года. Она помогает в
проведении анализа результатов воспитательной работы за прошедший год.
При оценки уровня воспитанности предлагаем руководствоваться следующим:
Оценка уровня воспитанности в 1-4 классах проводится по методике Н.П. Капустина,
в 5-11-х классах – по методике М.И. Шиловой.
Отдельные качества личности оцениваются по 4-х балльной системе.
При этом в
оценке используются условные обозначения:
ЯП – качество ярко проявляется, ученик не только сам обладает этим качеством, но и
может требовать этого проявления от других, оказывает влияние на окружаюших;
П
–
качество
проявляется,
ученик
постоянно
обладает
этим
качеством,
но
не
оказывает влияние на других;
СП – качество проявляется слабо, оно не всегда проявляется в нем, еще требуются
тренировки для проявления этого качества;
НП – качество не проявляется, ученик не обладает этим качеством.
Затем по выставленным оценкам определяется уровень воспитанности:
Высокий – проеобладает оценка ЯП (В);
Хороший - проеобладают оценки ЯП и П (Х);
Средний - проеобладают оценки П и СП (С);
Низкий - проеобладают оценки СП и НП (Н).
Для себя я сделала вывод, что учитель обязательно должен вести индивидуальный
педагогический дневник, он является лучшим способом накопления знаний об ученике,
базой данных о нем.
Результаты наблюдения я фиксирую в дневнике. Накопленные в дневнике наблюдения
дают объемный материал для составления характеристик на каждого ученика, с их
помощью не трудно составить объективные характеристики. Ведь не секрет, что нередко
педагогические
характеристики
бывают
поверхностными,
бедными,
однообразными,
иногда пишутся наспех, ограничиваются несколькими общими предложениями. Иногда
без достаточных оснований приписываются такие качества, которые на самом деле в
детях нет.
Раздумья над пометками в страничках дневника, их анализ помогают осуществить
индивидуальный подход, указать недостатки, принять меры для их устранения.
Дневник наблюдения очень удобный для учителя, он не требует много “писанины”,
тем
самым,
сэкономит
и
так
драгоценное,
время
учителя.
Он
является
первым
помощником
классному
руководителю
в
работе
с
учениками,
родителями
и
общественностью.
Ниже даю образец дневника наблюдений.
Дневник наблюдений
Классного руководителя
Портнягиной А.Г.
I. Общие сведения об учениках.
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
Ф.И.О. учащихся
Дата рождения(число, месяц, год)
№ личного дела, свидетельства о рождении, паспорта, где живет
Родители, кем работают
Состав семьи
Материальное положение
Культурный уровень родителей
Взаимоотношение в семье
Характер воспитания в семье
Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося
Применение поощрений и наказаний
Режим школьника
Использование им свободного времени
Друзья в школе
Друзья вне школы
Их влияние и характер взаимодействия со школьниками
Состояние здоровья
Данные врача
II
. Общий уровень развития учащегося.
Ф.И.О. учащихся
Общее развитие учащегося, его кругозор
Культура речи, начитанность
Широта и устойчивость интересов
Посещение театров, музеев
Просмотр телепередач
Отношение к учебному труду
Внимателен ли на уроке
Как готовит домашнее задание
Умеет ли организовывать учебный труд
Как он относится к успехам и удачам в учебе
Отношение к физическому труду
Как относится к самообслуживанию
Как выполняет общественные поручения трудового характера
Участвует ли в труде за пределами школы
Уровень дисциплинированности
Знает ли правила для учащегося и их как выполняет
(Продолжение)
Имеет ли навыки и привычки культурного
поведения
Организованность на уроке
Вежливость в общении со взрослыми, товарищами
Опрятность и аккуратность в повседневной жизни
Учебные интересы
Интересы и склонности
Интересы в области литературы, искусства,
техники, спорта
В каких кружках занимается
Какой профессией интересуется
Творческий потенциал
Лучший знаток предмета
Победители олимпиад
Лауреаты конкурсов
III. Общественное лицо и общественная работа учащегося.
Ф.И.О. учащихся
Участие в общественной жизни класса
Интерес к жизни класса
Активность в общественной работе
Умение довести начатое до конца
Выполнение общественной работы
Умение вовлечь в работу других
учеников
Умение руководить
Умение подчиняться товарищам
Место учащегося в коллективе
Связан ли он с коллективом или
оторван от него
Отношение к нему учащихся класса
Пользуется ли уважением,
авторитетом
IV. Основные черты личности учащегося.
ФиИ учащихся
Общественное сознание
Мотивы его учебной и общественной работы
Моральные качества учащегося
Интерес к текущим событиям
Готовность оказать помощь школе
Правдивость
Честность
Принципиальность
Скромность
Чуткость
Внимание к товарищам
Оказывает ли им помощь
Недостаток воли
Целеустремленность
Активность
Самостоятельность
Инициативность
Организованность
(Продолжение)
ФиИ учащихся
Уверенность в себе
Настойчивость
Решительность
Упорство
Самокритичность
Темперамент
Физическая сила
Уравновешенность
Проявление нервных срывов
Преобладание процесса возбуждения или
торможения
Легко ли переключается с одного дела на другое
Интеллектуальные особенности
Эмоциональные особенности
Речь, память, внимание
Жесты
Оценка воспитанности учащихся во внешне поведенческом аспекте.
I. Внешний вид, прическа, одежда, украшения и прочие.
Ф.И.О. учащихся
«5»
«4»
«3»
«2»
Н е
р а з д р а ж а ю щ и й ,
н е
в ы з ы в а ю щ и й ,
н е
о т в л е к а ю щ и й
( в ы с о к и й
всегда)
Ч а щ е
п о
т и п у .
В
большинстве
случаев
хороший
Ч а щ е
п о
т и п у
В
большинс тве
с л у ч а е в
средний
Раздражающий,
отвлекающий
от
занятий (немыслимые украшения и т.п.)
низкий всегда
II. Общение и речь.
Ф.И.О. учащихся
Высокий «5»
Хороший «4»
Средний «3»
Низкий «2»
В е ж л и в о е ,
д е л и к а т н о е ,
уважительное
Общение
грубое,
речь
крикливое,
употребление ругательств
III. Отношение с ребятами.
Ф.И.О. учащихся
«5»
«4»
«3»
«2»
Дружелюбное
сопереживающее,
Заносчивое, барское, издевательское
с симпатией
IV. Отношение с другими сотрудниками школы.
Ф.И.О. учащихся
«5»
«4»
«3»
«2»
Вежливое, уважительное,
почтительное
Н еу в а ж и т е л ь н о е
с
э л е м е н т а м и
грубости, хамство
V. Дисциплинированность в плане выполнения заданий учителя.
Ф.И.О. учащихся
«5»
«4»
«3»
«2»
Всегда
выполняет
(или
всегда можно убедиться)
В
большинстве
случаев
не
в ы п о л н я е т ,
с т р е м и т ь с я
отговориться, солгать и т.п.
VI. Отношение к школьному имуществу, к труду других.
Ф.И.О. учащихся
«5»
«4»
«3»
«2»
Бережное
Пренебрежительное,
портит,
пачкает мебель и т.п.
Общий балл уровня воспитанности определяется по среднему арифметическому. [2]
Определение типа темперамента.
Понятие
«темперамент»
означает
одну
из
важных
подструктур
индивидуальности,
которая
оказывает
значительное
влияние
на
особенности деятельности и поведения человека. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении,
психических процессах и тех способах, которыми человек реализует свою деятельность.
Известные типы темперамента – сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Как правило, следует говорить о преобладании тех или
иных черт темперамента, поск4ольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.
Сангвиник – быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко
возникают и сменяются. Мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных идей, целей, глубоких мыслей, творческой
деятельности у сангвиника вырабатывается поверхностность и непостоянство.
Холерик
-
отличается
повышенной
возбудимостью,
большой
эмоциональностью,
порывистостью,
импульсивностью.
Проявление
холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется
в инициативности, энергичности, принципиальности. Там где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется в
раздражительности, эффективности.
Флегматик - обычно ровен, спокоен, редко «выходит из себя», не склонен к аффектом. В зависимости от условий в одних случаях у
флегматика проявляются положительные черты: выдержка глубина мыслей, в других - вялость и безучастность к окружающему, лень, безволие.
Флегматик медленно вырабатывает новые формы поведения, но они являются устойчивыми.
Меланхолик - трудно сосредотачивается на чем- либо, его реакции часто не соответствуют силе раздражителя. Сильные воздействия
вызывают у них продолжительные тормозную реакцию. При нормальных условиях меланхолик глубокий, содержательный человек. При
неблагоприятных – может превратиться в замкнутого, боязливого человека.»
Заполним таблицы данными индивидуального анкетирования. Для определения группы темпераментов пользуемся следующей формулой.
В=(А
n
*100)/ А – процент группы. n=1,2,3,4,
где А – общее количество «+» во всех четырех группах. А1, А2, А3, А4 – количество «+» в каждой группе соответственно.
Группа сангвиников
Ф.И.О.учащихся
Веселы и жизнерадостны
Энергичны и деловиты
Часто недоводит дело до конца
Склонный преодалевать себя
Способны быстро схватить новое
Неустойчивы в интересах и склонностях
Легко переживаете неудачи и неприятности
Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельятвам
С увлечением беретесь за дело
Быстро остываете если дело перестает вас интересовать
Быстро включаетесь на новую работу, с одного на другую
Тяготитесь одноообразием будничной работы
Общительны, отзывчивы, но тяготитесь не чувствуете скованности с новыми
людьми
Выносливы и трудоспособны
Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью с жестикуляцией и мимикой
Сохраняете самообладание в неожиданной обстановке
Обладаете всегда бодрым настроением
Быстро засыпаете и просыпаетесь
Часто не собраны, поспешны в решениях
Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться
Сангвиники
Группа холериков.
Ф.И.О. учащихся
Неусидчивы, суетливы
Невыдержанны, вспыльчивы
Нетерпеливы
Резки, прямолинейны в обращении с людьми
Решительны, инициативны
Упрямы
Находчивы в споре
Работаете рывками
Злопамятны, обидчивы
Обладаете быстрой, страстной со сбивчивыми интонациями
речью
Неуровновешанны и склонны к гречности
Агрессивны, зобияка
Склонны к риску
Нетерпимы к недостаткам
Обладаете выразительной мимикой
Способны быстро действовать и решать
Неустанно стремитесь к новому
Обладаете резкими, порывистыми движениями
Настойчивы в достижении поставленной задачи
Склонны к резким сменам настроения
Холерики
Группа флегматиков.
Ф.И.О. учащихся
Вы спокойны, хладнокровны
Последовательны и обстоятельны в делах
Осторожны и рассудительны
Умеете ждать
Молчаливы и не любите по пусту болтать
Обладаете спокойной равномерной речью, без резко выраженных
эмоций
Сдержанны и терпеливы
Доводите начатое дело до конца
Не растрачиваете по пусту сил
Строгог придерживаетесь распорядка в жизни
Легко сдерживаете порывы
Мало воспиимчивы к одобрению, порицанию
Не злобны, проявляете снисходительность к гостям
Постоянны в своих интересах и отношениях
Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного на другое
Ровны в отношениях с людьми
Любите аккуратность порядок во всем
С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке
Инертны, малаподвижны, вялы
Обладаете выдержкой
Флегматики
Группа меланхоликов.
Ф.И.О. учащихся
Вы стеснительны и застенчивы
Теряетесь в новой обстановке
Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми
Не верите в свои силы
Легко переносите одиночество
Чувствуете подавленность и растеренность при неудачах
Склонны уходить в себя
Быстро утомляетесь
Обладаете слабой, тихой речью
Невольно приспосабливаетесь к характеру человека
Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию
Предъявляете высокие требования к себе и к
окружающим
Склонны к подозрительности
Склонны к мечтательности
Болезненно–чувствительны и легко ранимы
Впечатлительны до вьедливости
Чрезмерно обидчивы
Скрытны и общительны
Малоактивны и робки
Стремитесь вызвать сочувствие и помощь окружающих
Меланхолики
Сангвиник.
Ф.И.О. учащихся
Перевод с латыни
Образное сравнение
Живой, подвижный
Веселый, разговорчив
С живым воображением
Впечатлительный
Инициатор в общении
С быстрой сменой эмоций
Легко преодалевает трудности
Легко приспосабливается к новым условиям
Продуктивен на интересной работе
Поддерживает хорошую атмосферу в коллективе
Умеет увлекать других
Не вешает носа
Не хватает целеустремленности, недоводит начатое до
конца
Добиться результатов, если постараться действовать
целеустремленно, доводить дело до конца
Холерик.
Ф.И.О. учащихся
Перевод с латыни
Образное сравнение
Большая жизненная энергия
Легко раздражается и скоро успакаивается
Вспыльчив
Не сдержан, не умеет владеть собой
Нетерпелив
Прямолинеен
Энергичен
Инициативен
Азартно берется за дело
Боевой, задорный
Быстро решает проблемы
Быстро преодалевает трудности
Излишняя эмоциональность, активность
Не может делать монотонную работу
Более критично подходить к своим действиям, желаниям,
чтобы не задевать окружающих, близких
Меланхолик.
Ф.И.О. учащихся
Перевод с латыни
Образное сравнение
Слабое проявление чувств
Замкнут
Любит одиночество
Нерешительный
Робкий
Не уверен в себе
Вялый
Может успешно работать, только в благоприятных
условиях
И не на пределе возможностей
Слабое проявление чувств
« Улитка в себе»
Нерешительный
Как совершенствовать: не уверен в себе
Избегать самоанализа
Не вспоминать обиды
Выбирать активно
Переключать внимание на окружающих, помогать в работе,
учебе, быту.
Флегматик
Ф и И учащихся
Перевод с латыни
Образные сравнения
Медлительный спокоен
Терпеливый , ровный
Выносливый
(Глубокие чувства) Слабое проявление чувств
Трудно переключатся с одной деятельности к
другой
Не любит перемен в окружающей среде
Тяжело привыкают к новым знакомым
С тенденцией к примирению
Настойчивый
Упорный труженик
Целеустремленный
Продуктивный
Сильно привязывается к работ
Чувство ответственности
Часто пассивен
Иногда равнодушен
Неактивный образ жизни
Как совершенствовать: стараться быть активным.
Использованная литература
1.
Н.И. Болдырев, Классный руководитель, –М.: Просвещение, 1978;
2.
Журналы «Классный руководитель»;
3.
Журналы «Воспитание школьников».