Автор: Саяпина Алина Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №51
Населённый пункт: город Белово, Кемеровской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Памятка родителям будущих первоклассников
Раздел: дошкольное образование
Памятка родителям будущих
первоклассников
Когда начинать готовить ребенка к школе?
Как лучше это делать? Чему и как учить?
Принято
считать,
что
дошкольника
не
учат,
а
развивают.
Учебный
процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет
новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.
Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с
одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и
прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать.
Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка
сейчас, а главное, чему он научится сам - поможет ему быть успешным в
школе.
Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли
воспользоваться
некоторыми
рекомендациями
по
подготовке
ребенка
к
школе.
От
того,
как
пройдет
первый
учебный
год,
зависит
многое
в
последующем обучении вашего ребенка.
У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.
Нет, не готовим! Они уже живут!
И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш
ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его
привычную жизнь.
Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.
Что важно сделать перед школой?
1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка.
2. Сформировать интерес к книге.
3. Приучить соблюдать режим дня.
4. Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности.
Помните!
Характер формируется до 3-х лет.
До 7 лет идёт интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка.
Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых
трудностей
1. Организуйте распорядок дня:
- стабильный режим дня;
- сбалансированное питание;
- полноценный сон;
- прогулки на воздухе.
2. Развивайте самостоятельность у детей
Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!
1.
Самостоятельно
или
после
напоминаний
ребёнок
исполняет
каждодневные
правила
личной
гигиены
(чистит
зубы,
умывается,
чистит обувь, одежду и т.д.).
2.
Выполняет утреннюю гимнастику.
3.
Может отказаться от вредных, нежелательных продуктов (жевательная
резинка и др.)
4.
Умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов
(помыть яблоко, апельсин).
5.
Умеет самостоятельно одеваться, быть опрятным.
6.
Умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке.
7.
Умеет самостоятельно занять себя интересным делом.
8. Умеет отдыхать, восстанавливать потраченную энергию.
Через самостоятельность к организованности!
3. Формируйте у ребенка умения общаться: обратите внимание на то,
умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими
детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
4. Уделите особое внимание развитию произвольности:
*учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он
должен
уметь
подчиняться
правилам
поведения,
выполнять
действия
по
образцу.
5. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
*во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания
на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер,
тучи, буря, рассвет, закат);
*выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на
улице и картинках;
*используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений,
предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и
назначение.
*развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания
мультфильмов, детских кинофильмов;
*составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением
и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
*можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес,
шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
*знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком,
обозначающим конкретную букву;
*научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические
фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать
предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
*научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов
(больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо
учить их писать, только знать);
*научите
определять
положение
предметов
на
плоскости,
знать
слова,
обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди,
сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут –
временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все
занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут
6. Тренируйте руку ребенка:
• развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка,
раскрашивание
небольших
поверхностей,
нанизывание
бусинок,
пуговиц,
лепка,
определение
вслепую
формы
предметов
(сначала
самых
простых,
потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за
правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука
не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
•
копируйте
фигуры.
Это
задание
способствует
развитию
координации,
умению
правильно
воспринимать
фигуры,
расположенные
на
плоскости
листа,
различать
прямые,
кривые,
наклонные
соблюдать
соотношение
штрихов и положения фигур между собой.
Внимание! При выполнении графических заданий важны не быстрота,
не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых
упражнений.
Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых,
переключение и если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к
следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть
четкими, ровными, уверенными.
На этапе подготовки:
• избегайте чрезмерных требований к ребенку;
• предоставляйте право на ошибку;
• не думайте за ребёнка;
• не перегружайте ребёнка;
•
н е
п р о п у с т и т е
п е р в ы е
т руд н о с т и
и
о б р ат и т е с ь
к
у з к и м
специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);
• устраивайте ребенку маленькие праздники
На заметку родителям!
Первый год обучения будет самым ответственным в школьной жизни!
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя
заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к
его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику
подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в
школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него
может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на
ошибку.
4.
Составьте
вместе
с
первоклассником
распорядок
дня,
следите
за
его
соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе
овладения
учебными
навыками.
Если
у
первоклассника,
например,
есть
логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году
обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой
работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните,
что
похвала
и
эмоциональная
поддержка
(«Молодец!»,
«Ты
так
хорошо
справился!»)
способны
заметно
повысить
интеллектуальные
достижения
человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не
стесняйтесь
обращаться
за
советом
и
консультацией
к
учителю
или
школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более
авторитетный,
чем
вы.
Это
учитель.
Уважайте
мнение
первоклассника
о
своем педагоге.
9. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу
существенно
меняет
жизнь
ребенка,
но
не
должно
лишать
ее
многообразия,
радости,
игры.
У
первоклассника
должно
оставаться
достаточно времени для игровых занятий.