Автор: Екатерина Леонидовна Чернышова
Должность: Учитель права
Учебное заведение: ФГКОУ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Источники права"
Раздел: среднее образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Цель урока:
образовательная: познакомить кадет с источниками права;
развивающая:
сформировать
понимание
различных
источников
права,
акцентируя внимание учащихся на их достоинствах и недостатках;
воспитательная:
со д е й с т в о в а т ь
ф о рм и р о в а н и ю п р ед с т а в л е н и я
об источниках права и их видах.
1.
Тип
урока: комбинированный урок с использованием информационно-
коммуникативных технологий.
2.
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.
3.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска,
мультимедийная презентация.
Содержание урока:
№
Этап урока
Название
используем
ых
ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность
ученика
Время
в мин.
1
2
3
4
5
6
1
Организационн
ый момент.
Слайд 1
Приветствие. Сообщение темы урока, постановка цели
урока:
Запись темы
урока.
Коллективная
работа.
1
2
Проверка
знаний
– Что такое право? Перечислить признаки права.
– В чем отличие права и морали?
Индивидуаль
ная работа
4
3
Актуализация
знаний
Итак, давайте представим себе ситуацию. Вы купили в
магазине куртку. Пришли домой и поняли, что она не
смотрится с вашими брюками. Вы вернулись в магазин и
пытаетесь её вернуть. Однако продавец в ультимативной
форме вам отказывает, заявляя, что товар не бракованный
и раньше надо было думать, подойдёт ли вам эта вещь.
Как вы поступите?
На этом уроке мы попытаемся разобраться в следующих
вопросах:
Тема нашего урока: «Источники права» (слайд 1).
Фронтальная
работа.
7
4
Изучение
нового
материала
Слайд
2 - 12
Учитель: Являясь продуктом духовной жизни, право, тем
не
менее,
имеет
форму,
в
которой
оно
выражается,
приобретая определённый смысл и требуя определённые
модели поведения. В юридической науке принято считать,
что формы и источники права – это одно и тоже.
Этим понятием следует обозначать то, откуда мы узнаём о
нормах права (произведения римских юристов, «Законы 12
таблиц», «Русская Правда», «Конституция СССР 1971г.»,
«Конституция РФ 1993г.»). Изучая их, мы можем узнать о
состоянии правовой жизни конкретного периода в истории
человека.
Юристы часто имеют в виду именно форму, в которую
облекается право. Выделяют следующие источники права
(слайд 3,4)
Самой древней формой права является правовой обычай
(сообщение
кадета
Носкова
Яна,
получившего
заранее
задание к уроку, слайд 5 – определение).
Какие примеры правовых обычаев вы знаете из жизни
или истории?
Следующей формой права является судебный прецедент
(сообщение
кадета
Финогенова
Ильи,
получившего
заранее задание к уроку).
Наиболее распространенным источником права в нашей
стране
является нормативно-правовой
акт
–
э т о
юридический документ, который принимается в особом
Коллективная
работа
18
№
Этап урока
Название
используем
ых
ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность
ученика
Время
в мин.
1
2
3
4
5
6
порядке, уполномоченным на то должностным лицом или
государственным
органом
(объяснение
учителя
с
использованием слайдов 7-8)
Чтобы
выделить
достоинства
и
недостатки
различных
и с т о ч н и к о в ,
у ч а щ и е с я
п о л у ч а ю т
з а д а н и я
(приложения 1-3).
Работа в группах.
1 группа.
Определить
положительное
и
отрицательное
в
существовании обычаев.
Двое
в
группе
–
сторонники
обычаев,
другие
–
их
противники.
Правовой обычай как источник права имеет немало
достоинств:
- возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он
способен полнее, чем другие формы права, выражать волю
народа, его воззрения, потребности;
–
выражение
им
определенных
закономерностей,
существующих в обществе, и как следствие – большая его
объективность;
–
устная
форма
и
донесение
информации
простым,
доступным языком;
–
большая
степень
добровольности
в
исполнении,
поскольку обычай основан на привычке.
Но обычаям присущи и недостатки:
-косность,
относительная
неподвижность,
тогда
как
современный мир меняется очень быстро;
–
неопределенность,
что
является
результатом
незафиксированности в письменном виде;
– небольшая сфера распространения, местный характер.
2 группа.
Прецедентное право имеет много достоинств:
– прецедент – это результат логики и здравого смысла,
использование которых приводит к адекватному и точному
регулированию конкретного случая;
– прецедент обладает большой убедительностью, так как
аргументы в пользу принятия решения сопровождаются
большим количеством доказательств;
–
прецедент
характеризуется
значительно
большим
динамизмом,
ведь
судья
в
своем
решении
способен
отразить изменения, происходящие в жизни.
Но прецедент имеет и недостатки:
– прецедент не имеет того авторитета и обязательности,
которые присущи нормативному акту;
№
Этап урока
Название
используем
ых
ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность
ученика
Время
в мин.
1
2
3
4
5
6
– прецедент допускает возможность произвола;
– объем действия прецедента не определен.
3 группа.
Нормативный
акт
–
официальный
юридический
документ,
изданный
компетентными
государственными
органами
в
строго
определенном
порядке,
содержащий
нормы
права,
обладающий
государственно-властным
характером
и
гарантированный
принудительной
силой
государства.
Достоинства:
–
нормативные
акты
позволяют
быстро
и
эффективно
реагировать на изменения потребностей жизни; они могут
быть
относительно
быстро
изданы,
в
любом
объеме
изменены, а то и отменены;
–
нормативные
акты
исходят
из
единого
центра:
они
объединены Конституцией и не должны ей противоречить;
–
нормативные
акты
позволяют
точно
и
определенно
фиксировать
содержание
правовых
норм,
так
как
они
являются письменными источниками права;
–
правовые
нормы
выражаются
общим,
но
достаточно
определенным способом.
Недостатки:
-
не
всегда
их
содержание
соответствует
требованиям
постоянно развивающихся общественных отношений;
-
в
процессе
реализации
права
возникают
трудности,
связанные
со
способами
изложения
правовых
норм
в
нормативных актах;
- реализация правовых норм иногда зависит от усмотрения
лица, применяющего данную норму;
-
могут
быть
противоречия
между
нормами
права,
содержащиеся в различных нормативно-правовых актах в
результате
значительного
количества
государственных
органов, занимающихся правотворчеством.
5
Рефлексия
Синквейн.
Учащимся предложено написать синквейн с
использованием понятий “обычай”, “закон”.
Тест по теме: «Источники права».
1.Назовите достоинство нормативно-правового акта
как источника права:
а) возникновение его не сверху, а снизу; наличие
способности полнее выражать волю и потребности народа;
б) является результатом логики и здравого смысла,
понятен всем и не нуждается в разъяснении;
в) устная форма, донесение информации доступным
языком;
г) позволяет точно и определенно фиксировать содержание
правовых норм, являясь письменным источником права.
Фронтальная
работа
5
№
Этап урока
Название
используем
ых
ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность
ученика
Время
в мин.
1
2
3
4
5
6
2. Акты Президента РФ относятся к:
а) законам;
б) подзаконным актам
в) законотворческой деятельности;
г) всему перечисленному.
3. Самым ранним источником права был(а):
а) конституция;
б) юридический прецедент;
в) обычай;
г) судебник.
4. К какой форме права относится договор купли-
продажи:
А. правовой обычай
Б. правовой прецедент
В. Нормативный договор
Г. Нормативный правовой акт
Д. Нет правильного ответа
5. Установите соответствие:
1. Правительство России;
2. Президент РФ;
3.Федеральное Собрание;
А) указы;
Б) постановления;
В) законы;
6
Подведение
итогов
Учитель: Оценки за урок, запись д/з в дневники.
Фронтально-
коллективная
работа
3
7
Задания для
самоподготовк
и
Домашнее задание:
1.
Параграф 11 изучить, конспект повторить;
2.
Готовиться к опросу по карточкам.
Записать в
тетрадь
2
Приложение 1
Правовой обычай
Достоинства
Недостатки
Приложение 2
Судебный прецедент
Достоинства
Недостатки
Приложение 3
Нормативно-правовой акт
Достоинства
Недостатки