Автор: Бобыр Александр Иванович
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ Макаричская ООШ
Населённый пункт: д.Макаричи Красногорский район Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тематическое планирование уроков ОБЖ в 5 классе
Раздел: среднее образование
Календарно - тематическое планирование 5кл
№
Тема урока
Программное содержание
Структура урока, основные методы и приемы
Дата
проведения
1
Введение. За что
„отвечают"
системы
органов.
Необходимость изучения
предмета ОБЖ. Символическое
изображение правил ОБЖ.
Организм человека как единое
целое. Функции разных систем
органов тела. Почему нужно
знать свой организм
Учебный диалог: анализ информации, представленной в
тексте учебника (с. 4).
Обсуждение и оценка проблемных ситуаций, представ-
ленных в иллюстрациях {учебник, с. 6).
Работа с рубрикой «Обсудим вместе»: анализ и харак-
теристика знаков-символов ОБЖ (учебник, с. 5). Работа с
рубрикой «Вспомни»: актуализация имеющегося опыта по
данной теме (учебник, с. 8).
Выполнение тестовых заданий, оценка знаний об осо-
бенностях своего организма (учебник, с, 8).
Работа в парах: правила взаимодействия при решении
учебной задачи.
Обобщающий рассказ учителя: «Организм человека как
система органов».
план
факт
2
Как укреплять
нервную
систему.
Выполнение правил бережного
отношения к нервной системе
Укрепление нервной системы.
Учебный диалог (работа с рубрикой «Обсудим вместе»);
анализ текста «Что „любит" нервная система» (учебник, с.
10).
Работа с иллюстрациями: ответ на вопрос «Чего „не любит"
нервная система».
Практическая работа: измерение пульса.
Работа в группах: составление плана укрепления нервной
системы «Что мы обязательно должны делать каждый день,
чтобы укреплять нервную систему».
3
Как можно
тренировать
сердце.
Упражняем
дыхательную
систему.
О чём «рассказывает» пульс.
Тренировка сердца.
Дыхательная система человека,
её функции и значение. Охрана
дыхательной системы.
Рассказ-объяснение учителя «Сердце — главный орган
человеческого организма».
Практическая работа «Учимся измерять пульс».
Задание по рубрике «Вспомни»: ответ на вопрос «Что такое
дыхательная система?».
Учебный диалог (работа с рубрикой «Обсудим вместе»):
«Правила бережного отношения к дыхательной системе».
Практическое занятие: упражняем дыхательную систему
(дыхательные упражнения).
Работа с рубрикой «Медицинская страничка» (учебник, с.
15).
4
Питаемся
правильно.
Питание школьника-подростка.
Почему важно обращать
внимание на правильное
питание. Принципы
рационального питания. Первая
помощь при отравлениях и
пищевой аллергии.
Чтение и анализ текста «Рациональное питание — что это
такое» (учебник, с. 16).
Анализ схемы (пирамиды) сбалансированного питания.
Учебный диалог на основе проведённого опыта и про-
блемных ситуаций (учебник, с. 19—20).
Оценка проблемных ситуаций «Как мы питаемся».
Практическая работа: меню для подростка.
Работа с рубрикой «Медицинская страничка» (учебник, с.
22).
5
Здоровье
органов чувств.
Проектная
деятельность.
Правила бережного отношения к
органам чувств.
Исследовательская деятельность
по темам «Слух человека и
животных. Сравнительная
характеристика», «Как сохранить
обоняние?», «Богатство вкусовых
ощущений. Как сохранить его?».
Работа с рубрикой «Знаешь ли ты себя?»: самоконтроль
поведения (оценка выполнения тестовых заданий).
Практическая работа: тренировка глаз.
Обсуждение, и оценка информации, представленной в
рубрике «Медицинская страничка».
Обсуждение представленных проектов.
6
Здоровый образ
жизни.
Чистота — залог
здоровья.
Факторы, влияющие на здоровье.
Организованность и здоровье.
Гигиенические процедуры
младшего подростка. Заболе-
вания, вызванные отсутствием
гигиены (дизентерия, глисты,
вши).
Работа с диаграммой (анализ, оценка) «Что влияет на
здоровье».
Работа с рубрикой «Знаешь ли ты себя?»: анализ ответов на
тестовые задания.
Учебный диалог: анализ и оценка жизненных ситуаций
(учебник, с. 29).
Работа в парах: оценка «вредных» советов (по текстам и
иллюстрациям, учебник, с. 30).
Работа в группах: составление памятки «Правила личной
гигиены».
Работа с текстами и иллюстрациями (учебник, с. 32-36).
Работа с информацией, представленной на «Медицинской
страничке» (учебник, с. 33, 35).
7
Движение — это
жизнь.
Закаливание
Комплекс упражнений и игры
для поддержания двигательной
активности. Закаливание —
средство охраны и укрепления
здоровья. Программа и правила
закаливания.
Практическое занятие в физкультурном зале.
Учебный диалог «Что такое закаливание».
Практическая работа: составление программы закаливания.
Работа с информацией, представленной в рубрике «Ме-
дицинская страничка».
8
Компьютер и
Правила безопасного
Работа с рубрикой «Знаешь ли ты себя?»: самоанализ и
здоровье
пользования компьютером. Виды
занятий, снимающих утомление.
самооценка поведения и организации деятельности.
Анализ информации, представленной в тексте учебника.
Практическое занятие: правила работы с компьютером.
Совместная деятельность в парах: анализ иллюстративного
материала по теме урока.
9
Наводим в доме
чистоту.
Техника
безопасности в
доме.
Поддержание чистоты и порядка
в доме, на рабочем месте.
Правила уборки квартиры и
мытья посуды. Животные,
распространяющие инфекцию
мыши, тараканы.
Техника безопасности в доме.
Первая помощь при ушибах,
отравлении клеем, его парами,
газом и при поражении током.
Учебный диалог (работа с рубрикой «Обсудим вместе»):
сравнение высказываний, определение ложного суждения
(учебник, с. 50).
Работа в парах", составление плана уборки квартиры.
Составление памятки: «Как мыть посуду».
Учебный диалог: анализ иллюстраций (учебник, с. 53),
Учебный диалог: анализ текста и иллюстраций (техника
безопасности, учебник, с. 55-56).
Чтение текста рубрики «Медицинская страничка». Анализ
представленной информации
10
Выбор пути:
безопасная
дорога
в школу
Школьная жизнь
начинается с дороги. Безопасная
дорога от дома до школы.
Работа с рубриками «Знаешь ли ты себя» и «Вспомни»:
самоанализ и самооценка поведения (на дорогах и улицах).
Практическая работа: безопасный маршрут до школы.
11
Пешеходы и
пассажиры —
участники
дорожного
движения.
Пешеходы и пассажиры —
участники дорожного движения.
Правила безопасного поведения
пассажира и пешехода.
Оценивание дорожной ситуации
с позиций безопасности,
Чтение и анализ текста (учебник, с. 60).
Работа в парах: оценка информации, представленной в
иллюстрациях (учебник, с. 61).
Практическая работа: анализ и обобщение информации,
представленной в иллюстрациях; анализ и характеристика
дорожных знаков (учебник, с. 63-65),
12
Правила
поведения в
школе
Поведение на занятиях,
переменах, во время передвиже-
ния по школе, в столовой.
Безопасное общение. Первая по-
мощь при сотрясении мозга,
ушибах и кровотечении.
Меры предупреждения пожаров,
правила эвакуации при пожаре.
Помощь при отравлении угарным
газом и при ожогах.
Чтение и анализ текста учебника «Поведение на занятиях»
(с. 75).
Работа с рубрикой «Проверь себя», обсуждение к оценка
результатов самотестирования.
Учебный диалог: «„Вредные советы" Г. Остера».
Рассказ-объяснение учителя «Поведение, которое приводит к
беде».
Практическая работа; учимся выполнять правила поведения
(учебник, с. 78—79).
Работа г, рубрикой «Медицинская страничка»: оценка
информации, представленной в рубрике (учебник, с. 81).
13
Безопасная
дорога.
Дорожное движение в
населённом пункте и за городом.
Безопасная дорога.
Правила поведения на дорогах и
улицах. «Дорожные ловушки» —
способы определения опасных
для пешехода мест и ситуаций.
Практическая работа: обсуждение ситуаций, связанных с
дорожными ловушками (учебник, с. 71-73); повторение
правил и знаков дорожного движения.
Работа с рубрикой «Для любознательных» (учебник, с. 73).
14
Школьник как
пассажир.
Школьник как пассажир.
Правила поведения пассажира
разных видов транспорта.
Работа с информацией, представленной в иллюстрациях
(учебник, с. 74).
Работа в парах: рассказ для младшего школьника на тему
«Как перейти дорогу».
Работа в группах: «Зададим друг другу вопросы».
15
Общие правила
школьной
жизни.
Ориентировка в школьных
помещениях. Расположение
помещений в школе. Функции
разных школьных помещений.
Общие правила безопасного
поведения в школьных помеще-
ниях и во дворе школы.
Работа в группах: рисование плана школы с указанием
основных помещений.
Учебный диалог: «Может ли неправильное поведение в
школе привести к неприятностям?».
Составление памятки «Общие правила поведения в школе».
16
Правила
поведения в
школе.
Поведение на занятиях,
переменах, во время передвиже-
ния по школе, в столовой.
Безопасное общение. Первая по-
мощь при сотрясении мозга,
ушибах и кровотечении.
Меры предупреждения пожаров,
правила эвакуации при пожаре.
Помощь при отравлении угарным
газом и при ожогах.
Чтение и анализ текста учебника «Поведение на занятиях»
(с. 75).
Работа с рубрикой «Проверь себя», обсуждение к оценка
результатов самотестирования.
Учебный диалог: «„Вредные советы" Г. Остера».
Рассказ-объяснение учителя «Поведение, которое приводит к
беде».
17
Если в школе
пожар.
Как вести себя, если в школе
начался пожар. Правила
эвакуации при пожаре,
Работа с рубрикой «Вспомни»: как мы ориентируемся в
школьных помещениях.
Работа в группах: чтение схемы эвакуации при пожаре в
школе.
Чтение и обсуждение текста: правила поведения при пожаре.
Анализ информации, представленной в рубрике «Меди-
цинская страничка» (учебник, с. 86).