Авторы: Кудренко Наталья Васильевна, Марьина Альбина Аглямовна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Белгородская коррекционная общеобразовательная школа - интернат №23"
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ в условиях ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование
Кудренко Наталья Васильевна,
учитель начальных классов,
Марьина Альбина Аглямовна,
учитель начальных классов,
общеобразовательная школа-интернат №23»,
г. Белгород
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ в
условиях ФГОС НОО.
Аннотация: статья раскрывает особенности применения инновационных форм
работы с учащимися с ОВЗ на уроках формирования грамматического строя
речи.
Ключевые слова: нарушение слуха, ОВЗ, использование ИКТ, инновационные
формы.
Формирование у учащихся навыков активного пользования связной речью
строится
на
основе
систематической
работы
по
раскрытию
значений
грамматических форм слов и грамматических связей, в которых находятся слова
между собой. Разнообразная работа, включая инновационные формы
даёт
возможность детям уяснить сферу употребления изучаемых грамматических
единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития [2].
Согласно образовательным стандартам общего образования на уроках
филологии часто используются инновационные формы работы. Инновационная
форма работы образовательного учреждения должна включать в себя комплекс
информационных
образовательных
ресурсов,
в
том
числе
цифровых
образовательных
ресурсов,
совокупность
технологических
средств;
информационных
и
коммуникационных
технологий,
систему
современных
педагогических
технологий,
обеспечивающих
обучение
в
современной
информационной образовательной среде [3].
В специальной (коррекционной) школе-интернате II вида учатся дети с
ограниченными
возможностями
здоровья
и,
как
следствие,
с
некоторыми
отклонениями в развитии. У них страдают речь и слух, ослаблены память,
внимание,
мышление,
отмечается
неправильность
произношения,
имеются
трудности
овладения
грамотным
письмом.
Коррекционное
обучение
(обогащение словарного запаса учащихся, уточнение уже имеющихся понятий,
расширение
речевой
практики,
создание
условий
для
развития
связной
выразительной
речи)
в
первую
очередь
ложится
на
учителей-словесников.
Многолетняя практика показывает, что применение
инновационных форм
работы
на
уроках
является
одним
из
условий
эффективного
развития
письменной и устной речи слабослышащих школьников. Технические средства
сами
по
себе
представляют
интерес
для
наших
детей.
Они
создают
эффективные условия для формирования речи, расширяют словарный запас,
способствуют созданию эмоционального настроя [4].
В основе инновационных форм обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
При использовании инновационных форм успешно применяются следующие
приемы: ассоциативный
ряд,
ключевые
термины,
перепутанные
логические
цепочки,
дидактическая
игра,
лингвистические
карты,
исследование
текста,
работа с тестами, нетрадиционные формы домашнего задания [2].
Функционирование
информационной
образовательной
среды
образовательного
учреждения
обеспечивается
средствами
ИКТ
и
квалификацией работников, её использующих и поддерживающих.
Учебный
процесс
в
информационно-образовательной
сред е
образовательного учреждения, основанной на использовании средств ИКТ, по
сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:
•
усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные
потребности обучаемых за счёт наглядности, занимательности, интерактивной
формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;
• повысить интерактивность обучения, развить диалогический характер
учебного процесса;
•
усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации
изучаемого материала;
• расширить круг учебных задач, используемых в обучении;
•
включить в познавательную деятельность арсенал новых методов,
основанных на использовании средств ИКТ;
• создать возможности для использования новых источников учебной
информации
(информационно-справочные
системы,
элект ронные
энциклопедии, файловые архивы, ресурсы Интернета и др.);
Список использованной литературы:
1.
Зыкова
М.А.,
Сацевич
С.В.,
Бондарчук
О.А.
Примерная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
начального
общего
образования
слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Москва: «Просвещение», 2016.
2. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Кучма, 2004.
С.14.
3.
Чередникова О.И. Информационные технологии в работе учителя русского
языка и литературы. Русский язык. 1 сентября, 2009.
4.
Никишина
И.В.
Педагогические
инновационные
технологии.
«Учитель».
Волгоград, 2006.