Напоминание

Гражданское образование учащихся


Автор: Зимина Элина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов»
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: Статья на тему :" Гражданское образование учащихся"
Тема: Гражданское образование учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Для обоснования своей темы я воспользовалась идеями, заложенными

в письме Министерства образования Российской Федерации от 15 января

2003

г.

13-15-08/13

«О

гражданском

образовании

учащихся

общеобразовательных

учреждений

Российской

Федерации»,

планом

мероприятий

по

реализации

в

2016-2020

годах

стратегии

развития

воспитания

в

Российской

Федерации

на

период

до

2025,

утвержденной

распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р

Основные положения гражданского образования

1.

Гражданское

образование

-

это

система

учебной

и

социально-

общественной

деятельности,

направленная

на

осуществление

прав

и

обязанности гражданина.

2. Главной целью гражданского образования является воспитание

гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском

обществе. Такой гражданин должен обладать

определенной

суммой

знаний и умений, иметь сформированную систему демократических

ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической

жизни школы, местных сообществ.

3. Гражданское образование направлено на формирование гражданской

компетентности

личности. Гражданская компетентность личности -

это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно,

ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и

обязанностей

в демократическом обществе,

применять свои знания и

умения на практике.

4. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно

связано сформированием у них основополагающих ценностей российской

и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

5. В процессе формирования демократических ценностных ориентиров

важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и

исторических достижений многонационального российского

народа, народов других стран, а также культурных и исторических традиций

родного края.

6.

Гражданское образование включает в себя комплекс, основой которого

является

политическое,правовое

и

нравственное образование

и

воспитание,

реализуемое через организацию учебных курсов, проведение

внеклассной работы, а также создание демократического уклада школьной

жизни

и

правового

пространства

школы,

формирование

социальной

и

коммуникативной компетентности школьников средствами учебных

дисциплин.

Таким образом,

гражданская компетенция — готовность адекватно испол-

нять социальную роль гражданина своего государства и патриота своей

Родины,

включает

момент

социально-культурной

самоидентификации,

патриотические

ценности,

правовые

и

политологические

знания,

избирательские умения и др.

Ключевые компетенции носят универсальный

характер

и

формируются

средствами

всех

учебных

предметов,

а

также

внеурочной деятельности.

Однако

в

каждом

учебном

предмете

они

получают

специфическое

преломление.

Важно

определить

конкретный

«вклад»

каждого

учебного

предмета

в

формирование компетенций – миссию предмета.

Я, как классный руководитель и учитель-предметник пытаюсь формировать

гражданскую компетентность личности. Если это внеклассное мероприятие,

так,

например,

данное

в

рамках семинара

классных

руководителей

«Воспитание толерантности как одно из приоритетных направлений развития

личности школьника», то активно использую дополнительные возможности

учащихся, привожу примеры из жизни. Я учитываю возраст учащихся, если

это

5-7

класс,

то

активно

использую

игровые

моменты

для

объяснения

понятия, что такое «Толерантность», если это 9 класс, то использую другие

методы:

упражнения психологического тренинга общения, в том числе в

конфликтогенных и конфликтных ситуациях;

выступление

на

защитах

учебных

исследовательских работ,

подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;

Если это урок обществознания, то прививаю уважение законов страны,

правил и норм современной демократии;

-говорю о равенстве людей перед законом, заботе об общественном благе;

-говорю о патриотизме, бережном отношении к национальным традициям и

культурным ценностям;

-призываю к признанию общечеловеческих ценностей при политическом

многообразии.

Если

это

урок

истории,

то

на

примере

конкретной

исторической личности могу показать определенную гражданскую позицию.

В результате я должна сформировать такие умения и навыки, которые бы

позволяли:

критически

мыслить,

анализировать

получаемую

информацию

из

многих источников;

понимать

социальные проблемы, сущность

явлений,

происходящих в обществе;

принимать обоснованные решения, брать на себя

ответственность за их реализацию;

реализовать индивидуальные и общественные права и

обязанности;

устанавливать

конструктивные отношения

с людьми,

уметь

работать в группе:

выражать и отстаивать свое мнение, слушать другого человека;

проявлять готовность к разумному компромиссу, проявлению навыков

толерантного поведения.



В раздел образования