Автор: Зимина Элина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов»
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: Статья на тему :" Гражданское образование учащихся"
Тема: Гражданское образование учащихся
Раздел: среднее образование
Для обоснования своей темы я воспользовалась идеями, заложенными
в письме Министерства образования Российской Федерации от 15 января
2003
г.
№
13-15-08/13
«О
гражданском
образовании
учащихся
общеобразовательных
учреждений
Российской
Федерации»,
планом
мероприятий
по
реализации
в
2016-2020
годах
стратегии
развития
воспитания
в
Российской
Федерации
на
период
до
2025,
утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р
Основные положения гражданского образования
1.
Гражданское
образование
-
это
система
учебной
и
социально-
общественной
деятельности,
направленная
на
осуществление
прав
и
обязанности гражданина.
2. Главной целью гражданского образования является воспитание
гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском
обществе. Такой гражданин должен обладать
определенной
суммой
знаний и умений, иметь сформированную систему демократических
ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической
жизни школы, местных сообществ.
3. Гражданское образование направлено на формирование гражданской
компетентности
личности. Гражданская компетентность личности -
это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно,
ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и
обязанностей
в демократическом обществе,
применять свои знания и
умения на практике.
4. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно
связано сформированием у них основополагающих ценностей российской
и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
5. В процессе формирования демократических ценностных ориентиров
важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и
исторических достижений многонационального российского
народа, народов других стран, а также культурных и исторических традиций
родного края.
6.
Гражданское образование включает в себя комплекс, основой которого
является
политическое,правовое
и
нравственное образование
и
воспитание,
реализуемое через организацию учебных курсов, проведение
внеклассной работы, а также создание демократического уклада школьной
жизни
и
правового
пространства
школы,
формирование
социальной
и
коммуникативной компетентности школьников средствами учебных
дисциплин.
Таким образом,
гражданская компетенция — готовность адекватно испол-
нять социальную роль гражданина своего государства и патриота своей
Родины,
включает
момент
социально-культурной
самоидентификации,
патриотические
ценности,
правовые
и
политологические
знания,
избирательские умения и др.
Ключевые компетенции носят универсальный
характер
и
формируются
средствами
всех
учебных
предметов,
а
также
внеурочной деятельности.
Однако
в
каждом
учебном
предмете
они
получают
специфическое
преломление.
Важно
определить
конкретный
«вклад»
каждого
учебного
предмета
в
формирование компетенций – миссию предмета.
Я, как классный руководитель и учитель-предметник пытаюсь формировать
гражданскую компетентность личности. Если это внеклассное мероприятие,
так,
например,
данное
в
рамках семинара
классных
руководителей
«Воспитание толерантности как одно из приоритетных направлений развития
личности школьника», то активно использую дополнительные возможности
учащихся, привожу примеры из жизни. Я учитываю возраст учащихся, если
это
5-7
класс,
то
активно
использую
игровые
моменты
для
объяснения
понятия, что такое «Толерантность», если это 9 класс, то использую другие
методы:
упражнения психологического тренинга общения, в том числе в
конфликтогенных и конфликтных ситуациях;
выступление
на
защитах
учебных
исследовательских работ,
подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
Если это урок обществознания, то прививаю уважение законов страны,
правил и норм современной демократии;
-говорю о равенстве людей перед законом, заботе об общественном благе;
-говорю о патриотизме, бережном отношении к национальным традициям и
культурным ценностям;
-призываю к признанию общечеловеческих ценностей при политическом
многообразии.
Если
это
урок
истории,
то
на
примере
конкретной
исторической личности могу показать определенную гражданскую позицию.
В результате я должна сформировать такие умения и навыки, которые бы
позволяли:
критически
мыслить,
анализировать
получаемую
информацию
из
многих источников;
понимать
социальные проблемы, сущность
явлений,
происходящих в обществе;
принимать обоснованные решения, брать на себя
ответственность за их реализацию;
реализовать индивидуальные и общественные права и
обязанности;
устанавливать
конструктивные отношения
с людьми,
уметь
работать в группе:
выражать и отстаивать свое мнение, слушать другого человека;
проявлять готовность к разумному компромиссу, проявлению навыков
толерантного поведения.