Напоминание

"РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ РЕБЁНКА С ОВЗ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ АООП В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС."


Автор: Плетнева Марина Владимировна
Должность: Учитель биологии,географии
Учебное заведение: КОУ ВО "Бобровская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Воронежская область, город Бобров
Наименование материала: статья
Тема: "РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ РЕБЁНКА С ОВЗ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ АООП В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС."
Раздел: среднее образование





Назад




РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПСИХОЛОГО –

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ РЕБЁНКА С ОВЗ ДЛЯ

ОСВОЕНИЯ АООП В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

Для освоения Адоптированных общеобразовательных программ

обучающимся (воспитанникам) с ОВЗ необходима психолога -

педагогическая поддержка.

Психолога – педагогическая поддержка предполагает:

- помощь в создании адекватных отношений в классе (группе);

- профилактика межличностных отношений в классе, в школе;

-поддержание эмоционально комфортной обстановки на уроке и внеурочное

время.

Как же учителю, классному руководителю удается осуществлять эту

поддержку.

Здоровый социально-психологический климат в классе, способствует

формированию социально адаптивной личности, способной к саморазвитию.

Для создания эмоционально комфортной обстановки на уроке или

внеурочных мероприятиях важную роль играет личность учителя, это ,

пожалуй самый главный фактор успеха или не успеха.

Главная составляющая– это отношение наставника со своими

подопечными. Как учитель относится к своей деятельности, манера

поведения с обчащимися, со своими коллегами, радуют ли его достижения

учеников и как он их воспринимает, как показывает свои эмоции, умеет ли

контролировать себя – все это оказывает воздействие на отношение

наставника с учениками.

Спокойный тон, внимательное и тёплое отношение к воспитанникам в

сочетании с требовательностью. Выдержка, умение держаться – всё это

передаётся детям и служит для них эталоном человеческих отношений и

стимулирует деятельность обучающихся, создаёт условия для творчества.

Существует несколько факторов, которые помогают создать

доброжелательную эмоциональную атмосферу:

- педагог должен заходить к детям с прекрасным настроением и уметь

настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Педагог должен

желать общаться с ребятами, и общаться в дружелюбной обстановке.

- каким бы ни было настроение учителя, он должен держать себя в руках и

быть деликатен и вежлив.

- знание психологии детей любого возраста, педагогическая

наблюдательность, сила воли, умение гибко и адекватно оценить ту или иную

обстановку на своем уроке – это одни из немногих требований, которым

должен соответствовать современный учитель.

Каждый педагог определяет те средства работы, которые положительно

скажутся на эмоционально-психологическом настрое детей. И такие средства

помогают детям получить физическую и психологическую зарядку.

Для профилактики межличностных отношений в классе и школе я

использую:

Коллективные формы профилактики диспуты, деловая игра,

интеллектуальный марафон, экскурсии, кружки, классные часы.

Провожу классные часы по темам:

- Что такое хорошо» и что такое «плохо».

- Основные обязанности и права ученика.

- Устав школы.

- Человек в обществе (Зависимость человека от общества).

Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг».

Массовые формы профилактики организую вне учебную деятельность с

максимальным числом задействованных в нем участников , это подготовка и

выступление экологической агитационной бригады «Исток»

В рамках выступления экологической бригады, каждый воспитанник будучи

лидером или аутсайдером объединяются ради общего интереса и результата.

( Например, воспитанник 6 «а» класса Гунькин Игорь, который является

явным аутсайдером в классе, занимает лидирующие позиции в подготовке

выступления экологической агитационной бригады)

Профилактика межличностных отношений в классе, в школе:

Межличностные конфликты для субъектов конфликтного

взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров,

темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других

индивидуально-психологических особенностей.

Почему межличностные отношения в классе вызывают пристальное

внимание со стороны классного руководителя и школьного психолога?

Потому что от уровня взаимопонимания между детьми, степени их доверия и

уважения друг к другу зависит благополучие детского коллектива.

В частности в учебном коллективе важно сформировать у участников группы

опыт взаимоотношений в условиях разрешения межличностных конфликтов.

Это обусловлено тем, что конфликтные ситуации в учебном коллективе не

только мешает коммуникации группы, но и мешают непосредственно

учебному процессу.

Взрослым важно понимать, что пройдет совсем немного времени, и

дети отправятся во взрослую жизнь. Здесь их наставниками будут разные

люди, но сформированное в детстве мировозрение либо поможет человеку

быстрее социализироваться, либо затормозит его вхождение в общество.

Психологи говорят, что виды межличностных отношений в детском и

взрослом коллективах очень похожи, только отличаются уровнем

осознанности. Именно поэтому ребятам нужно помогать разбираться в своих

чувствах по отношению к одноклассникам.

Таким образом, задача взрослых – создать для детей поддерживающую среду

для взаимодействия, деликатно управляя их активностью. Чем старше

становятся ребята, тем больше нужно уделять внимания развитию

самоуправления в их коллективе, делегировать им новые задачи, не бояться

наделить ответственностью.

Сегодня во многих школах проводят Дни ученического самоуправления,

когда директорами, завучами, учителями в младших классах становятся

старшеклассники. ( В нашей школе ранее тоже проводились такие дни,

предлагаю возобновить данную практику, т.к. в данный момент детский

коллектив располагает кадрами для осуществления данного мероприятия.)

Для педагогов силами детей организуются концерты, приятные сюрпризы.

Говорят, что в такие дни в школах царит просто идеальный порядок, и это

повод задуматься о том, как добиться взаимопонимания с детьми: позволить

им проявить себя в решении действительно сложных и ответственных задач.

Именно они способствуют установлению конструктивных межличностных

отношений.

Помощь в создании адекватных отношений в классе (группе)

Одной из важных и сложных задач в работе педагога с детьми является

создание психологической атмосферы в течение урока. Благодаря этому

ребенок развивается, показывает свой талант, к чему способен, активно

общается с учителем и сверстниками, или, наоборот, становится пассивным,

замкнутым и отстраненным.

Последнее время большое значение обращают эмоциональному миру, в

котором ребенок существует и развивается.

С научной точки зрения психологический настрой-это эмоциональный фон

отношений между участниками группы, который появляется благодаря

симпатии друг к другу, общим интересам.

Благоприятная обстановка характеризуется коммуникабельностью,

уважением друг к другу, дружелюбием, вежливостью, создает комфортные

условия для совместной деятельности, показывает возможности, заложенные

в ребенке. Недоброжелательная обстановка тормозит рост развития ребенка,

подвергая его в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.

Шаталов писал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной,

должен сработать «эффект соленого огурца». Важно - создать рассол, тогда

какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.

Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?

1.

В классе должен преобладает бодрый, жизнерадостный тон

взаимоотношений , оптимизм в настроении; отношения строятся на

принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности;

детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить

свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка,

критика высказывается с добрыми пожеланиями.

2.

В классе существуют нормы справедливого и уважительного

отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых,

выступают в их защиту, помогают новичкам.

3.

В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность,

честность, трудолюбие и бескорыстие.

4.

Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если

нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких

показателей в учебной и досуговой деятельности.

5.

Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают

сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

6.

В отношениях между группировками внутри класса существует

взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

ПАМЯТКИ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

1.Д е й с т в и я

ру ко вод и т е л я

д ол ж н ы

с в и д е т е л ь с т во ват ь

о

е г о

заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

2.

Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.

3.

Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах

деятельности.

4.

Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.

5.

Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.

6.

Забудьте о покровительственном тоне.

7.

Создавайте условия, а не диктуйте их.

9. Верьте людям, с которыми работаете.

10. Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего

коллегу.

11.

Найдите

индивидуальный

подход

к

каждому

ребенку,

не

управляйте

людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая

чуткость.

12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.



В раздел образования