Автор: Плетнева Марина Владимировна
Должность: Учитель биологии,географии
Учебное заведение: КОУ ВО "Бобровская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Воронежская область, город Бобров
Наименование материала: статья
Тема: "РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ РЕБЁНКА С ОВЗ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ АООП В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС."
Раздел: среднее образование
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПСИХОЛОГО –
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ РЕБЁНКА С ОВЗ ДЛЯ
ОСВОЕНИЯ АООП В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.
Для освоения Адоптированных общеобразовательных программ
обучающимся (воспитанникам) с ОВЗ необходима психолога -
педагогическая поддержка.
Психолога – педагогическая поддержка предполагает:
- помощь в создании адекватных отношений в классе (группе);
- профилактика межличностных отношений в классе, в школе;
-поддержание эмоционально комфортной обстановки на уроке и внеурочное
время.
Как же учителю, классному руководителю удается осуществлять эту
поддержку.
Здоровый социально-психологический климат в классе, способствует
формированию социально адаптивной личности, способной к саморазвитию.
Для создания эмоционально комфортной обстановки на уроке или
внеурочных мероприятиях важную роль играет личность учителя, это ,
пожалуй самый главный фактор успеха или не успеха.
Главная составляющая– это отношение наставника со своими
подопечными. Как учитель относится к своей деятельности, манера
поведения с обчащимися, со своими коллегами, радуют ли его достижения
учеников и как он их воспринимает, как показывает свои эмоции, умеет ли
контролировать себя – все это оказывает воздействие на отношение
наставника с учениками.
Спокойный тон, внимательное и тёплое отношение к воспитанникам в
сочетании с требовательностью. Выдержка, умение держаться – всё это
передаётся детям и служит для них эталоном человеческих отношений и
стимулирует деятельность обучающихся, создаёт условия для творчества.
Существует несколько факторов, которые помогают создать
доброжелательную эмоциональную атмосферу:
- педагог должен заходить к детям с прекрасным настроением и уметь
настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Педагог должен
желать общаться с ребятами, и общаться в дружелюбной обстановке.
- каким бы ни было настроение учителя, он должен держать себя в руках и
быть деликатен и вежлив.
- знание психологии детей любого возраста, педагогическая
наблюдательность, сила воли, умение гибко и адекватно оценить ту или иную
обстановку на своем уроке – это одни из немногих требований, которым
должен соответствовать современный учитель.
Каждый педагог определяет те средства работы, которые положительно
скажутся на эмоционально-психологическом настрое детей. И такие средства
помогают детям получить физическую и психологическую зарядку.
Для профилактики межличностных отношений в классе и школе я
использую:
Коллективные формы профилактики диспуты, деловая игра,
интеллектуальный марафон, экскурсии, кружки, классные часы.
Провожу классные часы по темам:
- Что такое хорошо» и что такое «плохо».
- Основные обязанности и права ученика.
- Устав школы.
- Человек в обществе (Зависимость человека от общества).
Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг».
Массовые формы профилактики организую вне учебную деятельность с
максимальным числом задействованных в нем участников , это подготовка и
выступление экологической агитационной бригады «Исток»
В рамках выступления экологической бригады, каждый воспитанник будучи
лидером или аутсайдером объединяются ради общего интереса и результата.
( Например, воспитанник 6 «а» класса Гунькин Игорь, который является
явным аутсайдером в классе, занимает лидирующие позиции в подготовке
выступления экологической агитационной бригады)
Профилактика межличностных отношений в классе, в школе:
Межличностные конфликты для субъектов конфликтного
взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров,
темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других
индивидуально-психологических особенностей.
Почему межличностные отношения в классе вызывают пристальное
внимание со стороны классного руководителя и школьного психолога?
Потому что от уровня взаимопонимания между детьми, степени их доверия и
уважения друг к другу зависит благополучие детского коллектива.
В частности в учебном коллективе важно сформировать у участников группы
опыт взаимоотношений в условиях разрешения межличностных конфликтов.
Это обусловлено тем, что конфликтные ситуации в учебном коллективе не
только мешает коммуникации группы, но и мешают непосредственно
учебному процессу.
Взрослым важно понимать, что пройдет совсем немного времени, и
дети отправятся во взрослую жизнь. Здесь их наставниками будут разные
люди, но сформированное в детстве мировозрение либо поможет человеку
быстрее социализироваться, либо затормозит его вхождение в общество.
Психологи говорят, что виды межличностных отношений в детском и
взрослом коллективах очень похожи, только отличаются уровнем
осознанности. Именно поэтому ребятам нужно помогать разбираться в своих
чувствах по отношению к одноклассникам.
Таким образом, задача взрослых – создать для детей поддерживающую среду
для взаимодействия, деликатно управляя их активностью. Чем старше
становятся ребята, тем больше нужно уделять внимания развитию
самоуправления в их коллективе, делегировать им новые задачи, не бояться
наделить ответственностью.
Сегодня во многих школах проводят Дни ученического самоуправления,
когда директорами, завучами, учителями в младших классах становятся
старшеклассники. ( В нашей школе ранее тоже проводились такие дни,
предлагаю возобновить данную практику, т.к. в данный момент детский
коллектив располагает кадрами для осуществления данного мероприятия.)
Для педагогов силами детей организуются концерты, приятные сюрпризы.
Говорят, что в такие дни в школах царит просто идеальный порядок, и это
повод задуматься о том, как добиться взаимопонимания с детьми: позволить
им проявить себя в решении действительно сложных и ответственных задач.
Именно они способствуют установлению конструктивных межличностных
отношений.
Помощь в создании адекватных отношений в классе (группе)
Одной из важных и сложных задач в работе педагога с детьми является
создание психологической атмосферы в течение урока. Благодаря этому
ребенок развивается, показывает свой талант, к чему способен, активно
общается с учителем и сверстниками, или, наоборот, становится пассивным,
замкнутым и отстраненным.
Последнее время большое значение обращают эмоциональному миру, в
котором ребенок существует и развивается.
С научной точки зрения психологический настрой-это эмоциональный фон
отношений между участниками группы, который появляется благодаря
симпатии друг к другу, общим интересам.
Благоприятная обстановка характеризуется коммуникабельностью,
уважением друг к другу, дружелюбием, вежливостью, создает комфортные
условия для совместной деятельности, показывает возможности, заложенные
в ребенке. Недоброжелательная обстановка тормозит рост развития ребенка,
подвергая его в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.
Шаталов писал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной,
должен сработать «эффект соленого огурца». Важно - создать рассол, тогда
какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.
Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?
1.
В классе должен преобладает бодрый, жизнерадостный тон
взаимоотношений , оптимизм в настроении; отношения строятся на
принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности;
детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить
свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка,
критика высказывается с добрыми пожеланиями.
2.
В классе существуют нормы справедливого и уважительного
отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых,
выступают в их защиту, помогают новичкам.
3.
В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность,
честность, трудолюбие и бескорыстие.
4.
Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если
нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких
показателей в учебной и досуговой деятельности.
5.
Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают
сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
6.
В отношениях между группировками внутри класса существует
взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
ПАМЯТКИ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
1.Д е й с т в и я
ру ко вод и т е л я
д ол ж н ы
с в и д е т е л ь с т во ват ь
о
е г о
заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
2.
Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
3.
Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах
деятельности.
4.
Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
5.
Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
6.
Забудьте о покровительственном тоне.
7.
Создавайте условия, а не диктуйте их.
9. Верьте людям, с которыми работаете.
10. Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего
коллегу.
11.
Найдите
индивидуальный
подход
к
каждому
ребенку,
не
управляйте
людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая
чуткость.
12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.